Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы проверки и оценки результатов обучения






В зависимости от места проверки и оценки в учеб­ном процессе, объема заданий, времени, отводимого на проверку, и числа учащихся выделяют: текущий кон­троль, осуществляемый учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроке; периодический, ко­торый проводится после изучения темы, раздела программы; итоговый — в конце учебной четверти или года. В последнее время получил распространение так называемый постоянный контроль за успеваемостью учащихся — мониторинг. В начальной школе большое значение имеет текущий контроль за работой школьников, их отношени­ем к учебе, развитием и пр.

По числу проверяемых и характеру вопросов провер­ка может быть индивидуальной, фронтальной и комбиниро­ванной (напр., один ученик отвечает устно, остальные — письменно).

Фронтальная проверка применяется для контроля не­большого по объему материала, подлежащего обязатель­ному усвоению (правил, дат, таблицы умножения и пр.). Сочетание проверки и оценки с повторением и закреп­лением знаний повышает эффективность обучения. Раз­новидность фронтальной проверки — комплексная — ос­нована на оценке результатов различных видов работы учащихся на уроке: ответов на вопросы учителя, допол­нений к ответам других учеников, выполнения письмен­ных, графических и практических заданий. В результате комплексной проверки может выставляться поурочный балл. Этот вид проверки получил распространение в 60-х гг. в Российской Федерации (Липецкий опыт).

Контроль за учебной деятельностью ученика может осуществлять учитель, сам ученик (самоконтроль) и с помощью технических средств, в частности компьютеров. Выбор вида и средства контроля зависит от целей обуче­ния, возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, условий, в которых проходит обучение.

Устная проверка — наиболее гибкий метод контроля — применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с учениками, следить за их мысля­ми и действиями, корректировать ответы.

Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются диктант, изложение, сочинение, письменные ответы на вопросы и контрольные письменные работы, проводимые на уроке. Домашние письменные работы учащихся (сочинения, рефераты и пр.), позволяя экономить время урока, не всегда дают учителю объективные результаты подготовленности уче­ника, что снижает ценность этих работ для контроля и обусловливает применение их в основном в обучающих целях. При проведении письменных контрольных работ в классе самостоятельность их выполнения учащимися обеспечивается вариативностью заданий, наблюдением учителя за работой учеников и пр. В целях сокращения времени на проверку письменных работ применяются пособия с печатной основой, в которых учащимся пред­лагается заполнить имеющиеся там пропуск (словами, буквами, знаками, цифрами), и программированные по­собия (карточки, перфокарты и пр.). Однако использова­ние пособий только этих видов не способствует развитию творческих способностей учащихся.

В процессе обучения учащиеся овладевают различ­ными знаниями, умениями, навыками. На основе одних знаний можно решать частные вопросы, на основе других — более широкие, общие проблемы. Аналогичная картина наблюдается и при контроле системы знаний. Проверка одних вопросов позволяет судить об усвоении частных понятий, умений, навыков, проверка других указывает на знание обобщенных понятий, владение широким кругом умений и навыков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.