Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античные ораторы и развитие европейской публицистики.






 

Риторика возникла как особый вид словесной деятельности в античности. Предпосылкой ее возникновения был принцип состязательности, лежавший в основе греческой культуры (агон). Переломный момент в истории Древней Греции - впервые были записаны законы, -архонте Дракона (греч законодатель)в 621 г. до н.э. (отсюда “драконтовы меры”, т.к. это были очень жестокие законы). И вот тут вступает в дело устное слово. Солон создал суд присяжных. Судьями могли быть любые свободные граждане Аттики. Число судей достигало около 200 человек. В Афинах в суде решались не только межличностные проблемы, но и государственные. Вопросы, непредусмотренные законом, тоже решались в суде. Чтобы защитить свое право, нужно было владеть публичным словом. Публичное слово в результате реформ Солона стало частью государственной системы. Благодаря потребности научить граждан владеть публичным словом, появляются первые учителя - софисты. Самыми знаменитыми софистами 5 в. до н.э. были Протагор, Продик и Горгий. Софистика опрокидывала привычное для грека представление о законе и традиции и вводила новую концепцию человека, рассматривая в нем природу как постоянное, неизменное начало, а обычаи, привычки – как изменчивую условность.

Наряду с деятельностью софистов в Афинах пользовался славой кружок Сократа (470-399). Главной целью Сократа было не дискредитация общественных представлений о морали, а попытка сохранить их с помощью новой аргументации. Сократ утверждал автономную нравственность, послушную внутреннему голосу индивида. Влияние Сократа на литературу сказалось лишь в 4 в., софистика, напротив, уже в 5 в. определяла развитие аттической прозы.

Горгий и Фрасимах изменили само звучание ораторской речи, внеся в нее упорядоченную плавность и ритмичность. Горгий ввел фигуры речи (антитезу, равночленность и созвучие окончаний), Фрасимах “изобрел” период, сложную синтаксическую конструкцию, известную в греческой прозе и до него, но превращенную им в художественное средство, придающее речи ясность, ритмичность и законченность.

Первые дошедшие до нас прозаические сочинения на аттическом диалекте тесно связаны с Пелопоннесской войной (последняя треть 5 в. до н.э.) между Афинами и Спартой. В это время в Афинах произошло 2 олигархических переворота (411, 404), в результате которых утвердилась демократия (до македонского завоевания). Наиболее примечательны речи Лисия и “История Пелопоннесской войны” Фукидида. Лисий вступил на ораторское поприще как обвинитель олигарха Эратосфена, повинного в гибели своего брата (речь 12). Сочинял по заказу клиентов судебные речи, был логографом. Основное средство убеждения в его речах - логика и факты. Повествовательная часть судебной речи (диэгеза) превращается в воссоздание всей ситуации событий. Для Лисия свойственна типизация человека: со знаком плюс или минус. Лисий создал искусство этопеи, обрисовки характера. Из изображения деталей быта рождается характер, который не всегда соответствует действительности, так как на первом плане стоят общие черты. Рождается художественный образ, базирующийся на реальных фактах, но несколько отличный от действительности. Искусство характера в античной литературе мало разработано, поэтому наследие Лисия особенно значительно. Наибольшие последователи Лисия - римляне: Юлий Цезарь, Брут.Прославленные ораторы того периода: Антифонт, Лисий.

После завоевания Греции Македонией наступил новый период эллинизма, тогда выделились 2 ораторские школы: 1) аттицизм (Лисий), 2) азианство (Исократ).

Исократ АРЕОПАГАТИКАсоздал нормативную греческую прозу. Формирование взглядов Исократа происходит в иную эпоху по сравнению с Лисием. В 404 Афины потерпели поражение в Пелопоннесской войне. Были разрушены стены Афин и вместе с ними миф о перикловых Афинах (когда народовластие считалось лучшей формой правления). Исократ формировался в русле классической Греции, но стал писателем нового времени - эллинизма. В это время трагедия и поэзия отодвинуты на задний план риторикой и комедией. Человек для эллинов - лишь песчинка в государстве, не несет никакой ответственности за социум, а с другой стороны, он может быть раздавлен государством. Исократ берет на себя роль моралиста, задачу возродить нравственность. В своих публицистических произведениях он строит теоретические схемы, хочет осмыслить историю, сделать на этой основе какие-то рекомендации на будущее. Т.е. он - теоретик- аналитик. Вместе с тем он журналист, писал открытые письма, обличения. Стиль его публицистики аналитичен. Исократ взял на себя роль моралиста, ему свойственны также назидание и увещевание. Главное в его ораторском искусстве: провозгласить тезис, свести его на нет и прийти к другому тезису. Метод: система бинарных оппозиций. Самая распространенная антитеза у Исократа - прошлое - настоящее. Прошлое всегда идеально, достаточно сопоставить с прошлым современных правителей, и они покажутся отвратительными (речь “ Ареопагитика”, утопия правления в доперикловых Афинах). Исократ создал хрестоматийное сочинение для журналистов - “Эвагор”. Эвагор, кипрский тиран (365). Исократ создает образ идеального правителя, это начало нового жанра - жития. Структура, предложенная Исократом, сохранилась и по сей день: описание предков (предки Эвагора - дети Зевса), описание благостного детства (ребенок изначально добродетельный, гениальный), прославление деятельности (качества народного вождя, качества государственного деятеля, качества опытного полководца).

Демосфен (384-322) - самый известный оратор греческой софистики. Образец ораторского искусства для последующих поколений. Сформулировал моральную сентенцию, характерную для журналистики, но сам нарушал ее: в тех политических условиях он вынужден был не всегда говорить то, что думает. Трагическая фигура. Он вступил в титаническое единоборство с царем Филиппом. Одна из речей Демосфена поразила самого Филиппа. Демосфен - сторонник демократии.

“Филиппики”: Филипп Македонский обладал всевластием. У Демосфена не было ничего, кроме власти слова. Демосфен знал диктат толпы, вынужден был угождать ее вкусам. Его речи не нравились Деметрию Фалерскому соей неэстетичностью, “угождением народу”. Но Демосфен говорил более откровенно с толпой, чем другие ораторы, умел увлечь аудиторию своим душевным волнением (пафосом). Мог порицать толпу, если надо. он был не только оратор, но и публицист, аналитик, дипломат и решительный человек. Плутарх писал о том, что Демосфен взял большую взятку. Вину его не доказали, но он не оправдывался, и таким образом на нем осталось пятно.единоборство с Эсхином, актером, оратором. Главная речь - о предательском посольстве. Демосфен обвинил уже известного Эсхина в том, что тот продался Филиппу, так как тот не сумел заключить нужный для Афин мир. Греки потеряли Фермопилы. Но доказательств у Демосфена нет, его обвинения носят только моральный характер, но такие обвинения как раз сложнее всего опровергнуть. В свои речи о высокой политике Демосфен включал и низменные жанры народной смеховой культуры: инвективу, поношение, обличение, божбу.Народ Афин по предложению Демада вынес Демосфену и его сторонникам смертный приговор. За ними Антипатр выслал «охотников на людей» под предводительством Архия.

Здесь Демосфен, окружённый людьми Архия, принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов

Аристотель - автор “Риторики”, теоретик ораторского искусства.Цицерон Марк Туллий (106-43). Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической карьере. Речи против Катилины. яркие труды: “Брут”, “Трактат об ораторе”, “Оратор”. Объединяющая их идея - для оратора необходима широкая культура, Цицерон создает в своих трудах идеал оратора.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.