Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социальной работы в медицине






 

Медико-социальная работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицин­ского, психолого-педагогического и социально-правового ха­рактера, направленной на восстановление, сохранение и ук­репление здоровья.

Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с фи­зической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, что медико-соци­альная работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов.

Существуют два типа медико-социальной работы — пато­генетический и профилактический.

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помо­щи, проведение медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Профилактическая медико-социальная работа подразуме­вает проведение мероприятий по предупреждению социаль­но зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в воп­росах охраны здоровья и др.

Профилактическая медико-социальная работа подразде­ляется на два вида:

1) первичная профилактика;

2) вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики — предупреждение раз­вития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у насе­ления представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Вто­ричная профилактика направлена на предупреждение даль­нейшего прогрессирования болезни и предусматривает ком­плекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводит­ся медико-социальная экспертиза трудоспособности, опреде­ляется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов (характер трудовой деятельности, экономическое состояние семьи, полноценность и разнообразие питания, обеспеченность пациентов жильем, экономическая и климатогеорграфическая обстановка местности проживания и т.п.) на здоровье человека. При работе с больным человеком необ­ходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социально­го иждивенчества, устройство быта, материальная и мораль­ная поддержка его семьи, его трудоустройство в соответ­ствии с состоянием здоровья. При необходимости осуществ­ляются переквалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели и т.д.

Важное направление профилактической медико-социаль­ной работы — повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значения в предупреждении заболева­ний. С этой целью используются телевидение, радио, печать, лекции, семинары, индивидуальная санитарно-просветительская работа, обучение в организуемых в учреждениях здра­воохранения " школах" для организованных групп пациентов.

Вторым значимым направлением профилактической ме­дико-социальной работы является выявление наиболее важ­ных социальных факторов, оказывающих отрицательное вли­яние на здоровье человека, и непосредственное их устране­ние или уменьшение их влияния на организм: оказание материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическая коррекция состояния, патронаж " се­мей социального риска", оказание помощи клиентам в реше­нии правовых проблем, обеспечении их питанием, лекарства­ми, соблюдение социальных гарантий, определенных Конституцией РФ. Активным направлением профилактической медико-соци­альной работы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек (курение, злоупотреб­ление алкоголем и т.п.).

Приоритетным направлением патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных, т.е. ком­плекс медицинских, социально-экономических, педагогичес­ких мероприятий, направленных на предупреждение разви­тия патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, полное или частичное вос­становление нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активно­сти. Степень восстановления социальной активности челове­ка и его адаптационных ресурсов является своеобразным итогом медико-социальной работы.

К задачам реабилитации относится также повышение качества жизни пациентов. К настоящему времени при целом ряде заболеваний оправдала себя трехдневная система реа­билитации пациентов: стационар—поликлиника—санаторий (дом отдыха), а при других (например, при инфаркте мио­карда, инсульте — четырехдневная система реабилитации пациентов: стационар—поликлиника—санаторий (дом отды­ха)—специализированные реабилитационные центры, осна­щенные современной аппаратурой и использующие совре­менные методики восстановления больных). На этапе реаби­литации больных проводятся медико-социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, профес­сиональная ориентация, решаются вопросы трудового уст­ройства, переквалификации.

К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся содействие пациенту в повышении его адаптаци­онных ресурсов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медицинской по­мощи и ухода за больными, оказание необходимой социаль­ной помощи умирающим, санитарно-гигиенические меро­приятия, санитарное просвещение населения, санитарная по­мощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементар­ных жизненных навыков.

Специфика социальной работы определяется состоянием здоровья (физического, психического) конкретного пациента, степенью нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления.

Социальная работа в медицине многообразна, что опре­деляется многочисленностью социальных групп населения и различных патологических состоянии, выраженностью нару­шений функций организма, степенью утраты трудоспособно­сти и работоспособности, а также ролью тех или иных соци­альных факторов в развитии заболеваний.

Социальная работа в медицине предназначена для созда­ния и укрепления общественного и индивидуального здоро­вья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Одна­ко методы, используемые ими, различны.

Так же как медицинская деятельность, направленная на профилактику заболевания, разделяется на первичную и вто­ричную, так и медико-социальную работу нередко разделя­ют на первичную и вторичную. Первичная социальная рабо­та подразумевает восстановление у населения необходимос­ти соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достиже­ние определенного уровня экономического развития обще­ства. Вторичная социальная работа предусматривает созда­ние определенных социальных условий, позволяющих боль­ному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, бьгть полезным обществу, почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других соци­альных проблем (обеспеченность необходимыми жилищными условиями, транспортом, питанием, профессией, соответству­ющей состоянию здоровья, устранение вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем и т.п.).

В российской системе организации здравоохранения со­циальная работа частично осуществляется медицинским пер­соналом, работающим по участковому принципу семейной медицины и осуществляющим социальный патронаж тяже­лобольных, престарелых и одиноких людей, инвалидов. Важ­нейшую роль играют выделяемые в лечебных учреждениях так называемые социальные койки. В последние годы стали создаваться хосписы, которые, к сожалению, из-за дорого­визны остаются недоступными для большинства людей, нуж­дающихся только в социальном уходе по состоянию здоро­вья.

Социальная работа играет основную роль на этапе трудо­вой реабилитации больных, определения его трудоспособно­сти и работоспособности, трудового прогноза, профессиональ­ной переориентации, создания определенных производствен­ных условий для поддержания социальной активности индивидуума.

Важными направлениями медико-социальной работы ос­таются: планирование семьи, охрана материнства и детства; психотерапия; наркология; онкология и др.

 

58. Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной зашиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорт, удовлетворительного питания и предоставление достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены – науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводит к их ущербности и снижают их эффективность.

Любой аспект социальной работы касается сохранения здоровья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, улучшении экологии, качества быта, установке телефона, восстановлении разорванных связей подопечного с семьей или обществом, устранения вредных привычек и т.п. – все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представлений социальная работа неполноценна.

Существует немало определений понятия «здоровье». Однако все они характеризуют этот феномен односторонне либо поверхностно и не раскрывают его физиологической сущности. Поэтому целевой параметр. на который ориентируется вся система здравоохранения и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения, еще четко не определен. А неясность цели всегда порождает методические ошибки. Хотя на протяжении последнего десятилетия в целом отдавалось предпочтение профилактике болезней, стремлению создать здоровые условия быта и труда, привить населению здоровый образ жизни, эффективность была явно недостаточной. И в значительной мере оттого, что усилия не имели четкой ориентации. Здоровый образ жизни трактовался как соблюдение набора правил, суть которых населением либо была не понята, либо понята упрощенно, поверхностно.

Итак. здоровье суть состояние достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации слияния вредных факторов окружающей среды. Причем функциональные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя создается образом жизни как комплексом режимных моментов и установок, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов.

Разъясним физиологическую сущность тренировки, адаптации и компенсации, что позволит лучше понять целесообразность исполнения компонентов ЗОЖ и поможет сформировать осознанное стремление практиковать именно этот образ жизни.

С формальной точки зрения ЗОЖ – это комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрасте едва ли рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же при правильном сочетании здорового быта и учебы комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно, на всю жизнь. В дальнейшем только особо неупорядоченные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.

Четкое понимание феноменов здоровья, ЗОЖ, предболезни, болезни и профилактики формирует у будущих социальных работников конкретные ориентиры, на которые и должна направляться социальная работа.

Здоровый образ жизни – единственное средство защиты от всех болезней. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

Здоровый образ жизни – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения – важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба.

За годы советской власти сделано многое в области формирования ЗОЖ у населения. Но массовым он не стал. Не является он таковым и теперь. Более того, к традиционным проблемам формирования ЗОЖ добавились еще и проблемы сохранения статус – кво. Ибо в условиях экономического кризиса и массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ, утрачиваются, становятся недоступными. Ведь на оплату водоснабжения, газа, электроэнергии требуются немалые деньги, которых у многих просто нет.

Здоровый образ жизни – это выработка у людей комплексов взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться чтобы человек автоматически выполнял правила в сфера быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными посыпками и всегда придерживаясь при этом рекомендаций гигиенической науки, т.е. действовал с пользой для здоровья.

Не следует прививать ЗОЖ с помощью назиданий и зубрежки – что полезно, а что нет (это подходит только для несмышленых детей). Для детей же старших возрастов и взрослых нужно объяснять работу санологических механизмов организма, которые включаются и поддерживаются элементами ЗОЖ.

Например, следует объяснять, почему взбадривание утренней гимнастикой и водными процедурами рациональнее и предпочтительнее, чем взбадривание крепким чаем или кофе, почему для здоровья полезнее физкультура, а не изматывающий спорт и т.д.

Особенно четко надо прояснить, что в основе нездорового образа жизни лежат различные пороки человека.

В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и культуру развлечения. У человека есть физиологически обоснованная потребность получать удовольствия. Но они должны быть естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужно сочетать пассивный и активный вид отдыха.

Большое значение имеет воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического здоровья населения, да и физического тоже (все знают, что и слово ранит, причем не только психику, но и сердце).

С переходом на страховую медицину появился дефицит профилактического надзора. В перечень страховых видов медицинских услуг не вошли многие виды профилактической работы. Они не оплачиваются. Медицина еще больше стала медициной «пожарного» образца. Поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах значительно ослаблен. Здесь должны прийти на выручку социальные работники. Они должны взять на себя эту важную миссию.

В эпоху рыночных отношений, работая с населением, следует постоянно подчеркивать, что вести ЗОЖ и быть здоровым – выгодно. А вести нездоровый образ жизни и болеть – неразумно и разорительно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.