Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.






 

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминация, или причинность — генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия), поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу развития. Последовательность двух событий, даже устойчивая, не является достаточным основанием для вывода о том, что первое из них является причиной, а второе — следствием. Именно отношение генерации, порождения между причиной и следствием, а не их последовательность во времени — отличительная черта причинно-следственной связи. Причинно-следственным связям, которые позволяют объяснить последовательность, генетическую преемственность и развитие событий, диахронические процессы, иногда противопоставляют связи, реализующие синхронические связи объектов (типа корреляций), и придают объяснениям, основанным на отношениях этого типа.

Принцип целостности (принцип системности). Этот принцип применяется для объяснения таких свойств объектов, как их инвариантность при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах; приобретение качественно новых свойств в процессе взаимодействия; несоизмеримость частей объекта и целого; несуммируемость свойств частей в свойства целого и т.п.

Редукционизм — (от лат. reductio — снижение, сведение) — объяснительный принцип, логически связанный с элементаристским пониманием целостности, отрицающий принцип системности.

Редукционизм, понимаемый как “снижение”, объясняет свойства объектов и явлений через наиболее простые процессы и свойства, “лежащие в основе” объясняемого.

Редукционизм, понимаемый как “сведение”, использует для объяснения свойств объекта не только свойства “нижележащего уровня”, через “редукцию вниз”, например как объяснение феноменов восприятия через морфологические свойства нейронов зрительной коры, но и через “редукцию вверх”, например как объяснение этих же феноменов с использованием понятий социологии и культурологии.

Для теории и исследовательской практики социальной работы это имеет весьма важное значение, ибо характеризует специфику развития в кризисе общества и человека. Такая теоретическая база создает хорошие основания для результативных технологий социальной работы, разработки теории социальной работы как отраслевой научной дисциплины.

Интеркорреляция - корреляция независимых переменных в регрессионных моделях, в частности, в уравнении регрессии линейной множественной у = ∑ bixi + а. Высокая степень выраженности Интеркорреляции (мультиколлинеарность), может затруднить и даже сделать невозможной оценку влияния каждой из независимых переменных на зависимую. РЕГРЕССИОННЫЙ анализ - группа методов статистического анализа данных, предназначенных для исследования причинных связей между количественными переменными

Измерение — установление взаимооднозначного соответствия* (изоморфизма*) между множествами объектов и символов (чисел). Различные способы установления таких соответствий приводят к построению различных шкал, по-разному упорядочивающих объекты, поэтому термины “измерение” и “шкалирование” употребляются как синонимы. “Идея шкалирования состоит в замещении интересующих нас эмпирических объектов другими, более доступными в обращении”. Свойства шкал определяются отношениями, заданными на множестве шкалируемых объектов. Определенным типам шкал (шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов, шкала отношений) соответствуют различные правила, ограничивающие возможные операции с объектами, способы обработки результатов измерения и их интерпретации.

Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, в его целостности, его мира, его индивидуальности и универсальности. Формирование мира человека – сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей.

Морально-этические нормы исследования личности – это комплекс норм и принципов, регламентирующих Деятельность социального работника с целью обеспечения интересов обследуемого. Морально-этические нормы включают наиболее общие правила обследования, предупреждающие неправильное или некомпетентное использование методик и данных обследования. Этические принципы деятельности социального работника в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и так далее). Наряду с этими требованиями, предъявляются и ряд специфических, вытекающих из особенностей взаимодействия в системе «социальный работник-обследуемый».

54. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.

 

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. В сфере фундаментальных исследований простейший тип эксперимента - качественный эксп-т, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерительный (количественный эксп-т), выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта.

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

ТИПЫ ПРИКЛАДНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, дифференцируются по критериям их цели, логики осуществления, особенностей организации и конечного результата. Первая укрупненная классификация исследований в социологии - выделение теоретических и прикладных, общесоциологических и конкретно- или частносоциологических. Критерием дифференциации исследований на теоретические (в социологии они совпадают с фундаментальными) и прикладные служит их конечный результат, то воздействие на познавательную и практическую деятельность, которое этот результат оказывает. Теоретические исследования направлены на выявление законов и закономерностей социальных явлений и процессов, функционирования и развития систем, прикладные - не просто перевод имеющегося знания в рекомендации (как иногда утверждают), а тот же научный поиск, но конкретизированный по уровню обобщения, объекту; по практическим, более близким целям. В свою очередь, общесоциологическими являются исследования, посвященные изучению проблем общества как целостной системы, и конкретно-социологические, посвященные анализу отдельных (сквозных) явлений и процессов общественной жизни как в теоретическом, так и прикладном аспектах.

Полевое исследование - сбор первичных данных, производимый в естественных условиях исследуемых объектов. Полевое исследование проводится среди отобранных определенным образом людей, соответствующих заданным параметрам.

Лабораторные исследования проводятся в лабораториях на специальной аппаратуре, четыре важных статистических показателя способности метода исследования количественно отражать процессы, происходящие в организме обследуемого. Эти показатели — воспроизводимость, точность, чувствительность, специфичность.

Пилотажное исследование - предварительное пробное исследование, проведенное с целью проверки и уточнения целей, задач, гипотез, основных понятий, пригодности, надежности, исследовательского инструментария основного исследования.

Лонгитюдное исследование - вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами.

Сравнительное исследование - исследование, ориентированное на получение выводов, основанных на сравнении социальных явлений и процессов:

- во времени: панельные, трендовые, когортные исследования;

- по регионам: территориальные исследования.

Теоретическое исследование представляет собой логическую конструкцию действительности посредством идеализации. Теоретическое исследование направлено на построение теории.

Эмпирическое и теоретическое - научные категории для обозначения двух взаимосвязанных уровней познания. Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект.

«Качественную» методологию понимают расширенно, как совокупность методов сбора и анализа данных, а также моделей их описания/объяснения/понимания - " стандартов" для оценки их адекватности в рамках конкретной теоретической парадигмы. " Количественная" методология позволяет решать задачи объяснения явлений и процессов, происходящих в генеральной совокупности, " качественная" - задачи их понимания. Описательные цели могут быть достигнуты в рамках обеих методологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.