Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М. А. Л е о н о в. Очерк диалектического материализма. М., Госпо­литиздат, 1948, стр. 566.






Там же.

Там же, стр. 567.

См. Сб. «О диалектическом материализме» М., Госполитиздат, 1952, стр. 333.


восприятия являются двумя моментами, фазами единого чув­ственного познания», хотя, по его мнению, именно восприя­тия составляют главную форму этого познания.

Эти нюансы в определении основных форм чувственного познания не являются существенными. Ощущения — компо­нент (Леонов) или момент (Гайдуков) восприятия — таков вывод из данной концепции. Отсюда «двуслойная» структура чувственного познания, состоящего из восприятий и представлений.,

Если перевести это на физиологический язык, то, значит, в рефлекторной деятельности имеются лишь условные реф­лексы на комплексные раздражители (восприятия) и их следы в виде временных связей между мозговыми концами анализа­торов. Но то и другое есть формы синтетической деятельности, которая невозможна без дробного анализа внешних объектов. Ощущение как функция такого дробного анализа, составляющего основу основ синтетической деятельности, фактически не признается за реальное явление отражения. На такой кон­цепции ясно сказывается влияние гештальттеории, которая объявила ощущение фикцией, предрассудком элементарной, атомистической психологии.

Нельзя забывать о том, что ощущения, по выражению Сеченова, «извне навязанные» внешним миром — состояния сознания. Именно через ощущения мы узнаем о формах веще­ства и о формах движения, как на это указывал Ленин. Свести весь процесс отражения только к отражению предметов, со­ставляющих очень важный объект познания и практической деятельности, это значило бы крайне обеднить процесс позна­ния, не говоря уже о том, что мы тем самым подменили бы более общую характеристику — отражение материи в различ­ных ее формах — более частной характеристикой — отраже­нием предметов внешнего мира.

Поэтому нам представляется более правильной точка зре­ния, развитая в других философских работах. К ним надо от­нести работы Хасхачиха «О познаваемости мира» и «Материя и сознание». Он писал: «Марксистский философский матери­ализм учит, что источником всех наших знаний являются ощу­щения... Различные ощущения соответствуют различным сторонам, свойствам объективного мира».13 Что касается восприя­тия, то, по не очень точному определению автора, «отнесен­ные к определенным предметам и отображающие их — комп­лексы ощущений называются чувственным восприятием»14.

---------------

Там же, стр. 334.

Ф. И. X а с х а ч и х. Материя и сознание. М., Госполитиздат, 1952, " р. 116.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.