Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Там же, стр. 205.







вать не только как часть общего процесса познания, но и как относительно самостоятельное целое.

Современная наука подтверждает правильность такого ло­гико-гносеологического подхода. Языкознание, также исходя­щее из марксистско-ленинского учения о единстве языка и мышления, изучая внутренние законы развития языка в тес­ной связи с историей мышления, ясно показывает, что множе­ство разнородных явлений языка (фонетических, лексических, семантических и т. д.) объединяются в одно целое граммати­ческим строем языка, включая его морфологию и синтаксис. Именно грамматический строй языка составляет структуру языка, объединяющую все компоненты и явления языка, и именно эта структура наиболее интимно связана с логической-структурой рационального познания.

Современная физиология высшей нервной деятельности че­ловека учением о второй сигнальной системе обосновывает со стороны механизма мозговой деятельности человека эти вы­воды о целостном, системном или структурном характере речи и мышления.

В общем есть все основания считать, основываясь на диа­лектической логике и теории познания, языкознании и физио­логии, что рациональное познание, являющееся частью общего процесса познания, есть вместе с тем относительно самостоя­тельное целое, т. е. обладает своеобразной структурой и системой связей между всеми составляющими его компонен­тами.

К этому же выводу приходит и психологическая наука на основании исследований умственного развития детей, сравни­тельного изучения мышления нормальных и психически больных людей, исследований взаимосвязи между различными формами мышления в умственной деятельности человека.

Формирование в процессе образования структуры мысли­тельной деятельности есть один из наиболее характерных мо­ментов постепенного становления умственной зрелости чело­века.

Таково положение с проблемой мышления и рациональ­ного познания, которое мы имеем основание рассматривать и как часть общей структуры познания, но вместе с тем и как ' относительно самостоятельное целое.

Естественно возникает аналогичный вопрос относительно чувственного познания, тем более, что оно составляет источ­ник всего процесса познания.

Достаточно напомнить, что писал об этом Ленин: «Вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания... который может быть переря-


жен на тысячи ладов клоунами-профессорами, но который не может устареть, как не может устареть вопрос о том, являет­ся ли источником человеческого познания зрение и осязание, слух и обоняние».3

В этом же основном философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин утверждал в полном соответствии с современным состоянием естествознания: «Ощущение есть образ движущейся материи. Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем...» 4

С точки зрения теории отражения именно в ощущении дана непосредственная связь сознания человека с окружающим миром. Именно в ощущении выражается диалектический пере­ход от материи к сознанию. Данный переход «есть превраще­ние энергии внешнего раздражения в факт сознания. Это пре­вращение каждый человек миллионы раз наблюдал и наблю­дает действительно на каждом шагу».5

На этом ленинском положении следует остановиться особо, так как оно имеет принципиальное значение для понимания ощущений как источников всего процесса познания и деятель­ности человека. В философской литературе (особенно в рабо­тах Тодора Павлова и Киселинчева) переход от материи к со­знанию рассматривается преимущественно в плане, если можно так выразиться, истории отражения. Развитие материи во всех формах ее движения и на всех этапах развития харак­теризуется известными явлениями отражения.

Субъективное отражение в образах как продукт рефлек­торной деятельности мозга есть лишь высшая форма отраже­ния, свойственного движущейся материи в целом, в том числе и неорганической природы. Ленин считал весьма важной эту проблему перехода от не ощущающей материи к ощущающей, полагая, что и в так называемой не ощущающей материи есть свойство, сходное с ощущением, т. е. явление отражения. Это фундаментальная проблема всей материалистической фило­софии и естествознания, которую Ленин призывал исследовать и исследовать.

Но в данном плане проблема ощущений, конечно, не ста­вится как проблема источника познания, так как источник человеческого познания заключен в человеческих ощущениях, а не в предыстории развития жизни и чувствительности вообще.

Если же проблему диалектического перехода от материи

---------------






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.