Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действительности






Познание человеком объективной действительности есть сложный и противоречивый процесс, в котором чувственное 1и логическое отражение составляют необходимые стадии или ступени. Чувственное и логическое взаимосвязаны в этом едином процессе познания; они объединены практикой как критерием истины и источником познания. Таковы вкратце основ­ные положения марксистско-ленинской теории познания. Метафизический характер односторонне эмпирического или рационалистического толкования процесса познания впервые преодолен именно этой теорией с ее идеей практики как критерия истины и источника познания.

Как домарксовский метафизический материализм, так и современный естественнонаучный материализм не выходил и не выходит за пределы натуралистического толкования чело­века как изолированного от общества естественного индивида (организма). Марксистско-ленинская философия применяет исторический материализм в объяснении общественной сущности человеческого сознания и познания, вскрывая роль труда и языка, потребностей общественного производ­ства и производственных отношений между людьми в про­цессе познания объективных законов природы и общества. Познавательная деятельность человека как организма нераз­рывно связана с общественными отношениями и практикой, определяющими эту деятельность в разных связях и отноше­ниях. Естественно поэтому, что самым главным и общим во­просом современной материалистической теории познания является вопрос о единстве процесса познания, о взаимосвя-


зях в его целостной структуре чувственного, логического и практического, их объединения на почве практики.

Напомню в этой связи важнейшие мысли Ленина, выска­занные им в конспекте книги Гегеля «Наука логики». Ленин писал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»1. Развивая эту же мысль, Ленин далее отметил: «Практика выше (теорети­ческого) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности».2

Именно поэтому практика есть внутренне необходимый завершающий момент процесса познания, определяющий не только его эффект, но и единство «всеобщности» мышления с «непосредственной действительностью» чувственного отра­жения.

С этих позиций логика всего процесса познания охваты­вает все три ступени познания в их взаимосвязи на почве практики. Можно сказать, что по отношению к этой логике каждая ступень познания является только частью, которую нельзя понять вне и безотносительно к этому целому, т. е. единству всего процесса познания.

В данном случае мы имеем в области познания определен­ное соотношение частей и целого, их диалектику. Целое обра­зуется из частей, но вместе с тем определяет каждую из них закономерными взаимосвязями. Но из диалектики известно, что по отношению к составляющим его компонентам и часть является относительно целым, своего рода структурой, в ко­торой каждый из компонентов занимает определенное место. Это вполне оправдывает себя в отношении рационального или логического познания. Хотя оно имеет своим источником чув­ственное познание, а само неизбежно развивается в сторону практики, проверяясь и развиваясь в практике, тем не менее составляет относительно самостоятельное целое. Все логиче­ские операции (анализ и синтез, индукция и дедукция, систе­матизация и классификация и т. д), все категории мышления, отражающие объективные существенные взаимосвязи: при­чинно-следственные, функциональные и т. д., все формы логи­ческого мышления взаимосвязаны, взаимопроникают друг друга; явления рационального познания определяются зако­нами мышления, отражающими объективные законы природы и общества.

Ни у одного из философов-марксистов не возникает со­мнения в том, что рациональное познание следует рассматри-

---------------






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.