Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные науки 7 страница. в семье и в других общностях, трудового опыта, профессий и т






в семье и в других общностях, трудового опыта, профессий и т. д. Все это,

конечно, выходит далеко за пределы самого онтогенеза как реализации филогенетической

программы в развитии индивида. Можно сказать, что геронтология, хотя и является

медико-биологической дисциплиной, принуждена изучать не только онтогенез,

но и жизненный путь человека, печать которого накладывается на онтогенетические

фазы, особенно на фазы зрелости, старения и старости.

Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном

обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного

поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими события-

86

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

ми, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений,

суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми

данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии

онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные

стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное,

дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания,

образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного

пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов

роста и созревания индивида.

В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования

людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально

ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к

труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется

взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового,

семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах

(макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно

характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно

в каждый отдельный момент — гетерохронно. Внутренняя противоречивость

развития личности, прявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее

общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю

противоречивость онтогенетической эволюции.

Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности

на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности

человека. Однако такое влияние истории становления личности на онтогенетическую

эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и

постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности

личности. Это и понятно, поскольку начало личности наступает намного позже,

чем начало индивида.

Исходный момент онтогенеза — зигота и весь процесс эмбриогенеза с его двумя

фазами (эмбриона и плода). Переход филогении в онтогению и есть начало индивида,

предысторию которого можно усматривать и в оогенезе, вообще в механизме наследственности

и сохранения видового генетического кода. Таким образом, начало индивида

не есть одномоментный акт его творения родительской парой; оно имеет более

глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую

пару. Кроме того, формирующийся индивид претерпевает ряд метаморфоз в утробный

период жизни. Следовательно, индивид «начинается» задолго до рождения, и

новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития.

До настоящего времени естествознание не располагает точными данными о том,

какой сложности достигает функциональное развитие органов (например, отделов центральной

нервной системы), морфогенез которых характеризуется высокой степенью

готовности к функционированию после рождения (в первые недели жизни). Однако

эмбриофизиология высших позвоночных животных дает основание сделать предположение

о возникновении на зародышевой стадии некоторых сложных рефлекторных

структур и наиболее общих видов чувствительности (хеморецепции, терморецепции,

87

Человек как предмет познания

барорецепции, возможно, и вибрационной чувствительности). Если это предположение

подтвердится, то распространенное в психофизиологии мнение об апсихизме (неодушевленности)

всего утробного развития человеческого индивида потребует радикального

пересмотра.

Установлено, что с первых недель жизни весьма интенсивно, причем с нарастающей

скоростью, образуется масса сенсомоторных навыков и механизмов поведения,

ориентации в окружающем мире и общения с людьми. Однако все это происходит в

определенных условиях воспитания, оздоровительно-гигиенических забот о родившемся

человеке не только матери и отца, но и близких к ним людей. Одним из показателей

социального прогресса является превращение таких забот из частного дела семьи

в дело всего общества.

Именно благодаря этому во многих странах понизилась детская смертность (наиболее

распространенная в раннем детстве) и, как следствие, увеличилась средняя продолжительность

жизни человека. Низкие индексы средней продолжительности жизни

человека в колониальных и полуколониальных странах и в странах, недавно сбросивших

колониальное иго, являются следствием прежде всего высокой смертности

детей в раннем возрасте и отсутствия благоприятных экономических и воспитательно-

оздоровительных условий для их развития. С момента рождения человек зависит

от социальных условий существования, воспитания и оздоровления, формируется как

одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть

может, и более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического

развития и готовности к специфически человеческим механизмам поведения

(прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам,

предметной деятельности в форме игры и т. д.).

Однако обе эти характеристики — социальная обусловленность развития и наличие

сложного, индивидуально приобретенного нервно-психического аппарата поведения

— еще недостаточны для утверждения, что новорожденный или младенец —

личность, что начало личности — это моменты рождения, гуления, лепета, появления

первых избирательных реакций на человека и т. д. Нельзя считать более убедительным

доказательством и тот факт, что типологические свойства нервной системы и темперамент,

равно как и задатки, считающиеся так называемой природной основой личности,

проявляются в эти периоды достаточно явно. Все эти генотипически обусловленные

свойства человека как индивида первоначально существуют независимо от

того, какая личность, с какими наборами социальных характеристик будет ими обладать.

Можно считать установленным, что на основе самых различных типов нервной

системы может быть сформирован один и тот же типхарактера, равно как контрастные

характеристические свойства могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом

нервной системы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свойства

включаются в общую структуру личности и ею опосредуются.

На первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют

на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами личностные

свойства связаны с современным для данного общества и народа укладом

жизни, с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического

и правового развития, определившей становление современного образа

жизни.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Человек, родившийся в определенном месте данной страны в семье, занимающей

определенное положение в обществе, родители которого обладают тем или иным экономическим,

политическим и правовым статусом (соотношением прав и обязанностей),

формируется в этих социально заданных условиях, определяющих исходный,

начальный момент его жизненного пути. Формирование ребенка как личности происходит

в зависимости не только от статуса семьи, который он застает сложившимся, но

и от освоения его родителями с момента рождения ребенка новых для них семейных

ролей. Духовная атмосфера семьи — относительное согласие или напряженность во

взаимоотношениях, близость родителей к ребенку, общность стратегии и тактики воспитания

зависят в большей степени от этих социальных функций и ролей родителей,

чем от статуса семьи, ее положения в обществе.

Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного

комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств

общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим

строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием

семейных и других ролей.

Подобно тому как'начало индивида ~ долгий и многофазный процесс эмбриогенеза,

так и начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида,

наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.

В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетеро-

хронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребенка

в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на ге-

терохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных

состояний человека.

Бесспорно, что точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделены

многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда

моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный

путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже.

Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и,

что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных

связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности,

открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвоение

суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его будущего.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-

психического развития, что является необходимым внутренним условием этого становления.

Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип

отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается

сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.

Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необходимые

для предметной деятельности сенсомоторная структура и наиболее общие типы

предметных действий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются

свойства субъекта деятельности. На оба вида новых свойств (непосредственно

детерминированных свойствами предметного мира, объективными свойствами

и предметной деятельностью) огромное влияние оказывает комплекс социальных связей,

из которого берет начало личность.

Человек как предмет познания

Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности

— субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование

человека — это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности,

начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной классификации

видов человеческой деятельности. Переход от игры к учению, смена различных

видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. — это одновременно стадии развития

свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей

в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности.

Различные характеристики формирующегося человека проявляются в несовпадениях

моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и познавательных

интересов, в относительном обособлении нравственных, эстетических

и гностических ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенциями

как субъекта познания и деятельности.

Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности,

субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является

определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти

трудности привели в современной психологической литературе к замене понятия

«зрелость» понятием «взрослость»1 с тем, чтобы избежать многих осложнений, считающихся

подчас неодолимыми.

Зрелость человека как индивида — соматическая и половая — определяется биологическими

критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь

большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического

и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех

животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость все-

* го организма — его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-

психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и

зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет

свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем

знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. 'у

Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения — исторические.

В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской

зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически

дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим

деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-

экономической формации, классовой структуры общества, национальных

особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития

человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости,

т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны

с учетом состояний физического и умственного развития.

Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость),

личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда

(трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости

сохраняется во всех формациях.

1 В англо-американской литературе зрелость обозначается как Maturity, взрослость — как Adulthood.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Еще более выражена разновременность моментов, характеризующих финал человеческой

жизни. Таким финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется,

прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека

как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий

деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности,

т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная

форма существования которого оказывается реальной силой общественного развития.

Но нас в большей мере, чем бессмертие, интересует парадокс завершения человеческой

жизни. Парадокс этот заключается в том, что во многих случаях те или другие

формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида,

т. е. их «умирание» наступает раньше, чем «физическое одряхление» от старости.

Такое состояние имеет место тогда, когда человек сам развивается в направлении

растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей

в обществе, используя свое право на социальное обеспечение. Постепенное освобождение

от обязанностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению

объема личностных свойств, деформации структуры личности.

Научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что одной из их характеристик

является живая связь с современностью, а не социальная изоляция, сопротивление

внешним и внутренним условиям, благоприятствующим такой изоляции (почти

полное отсутствие сверстников в своей среде, резкое понижение зрения, слуха и т. д.).

В таких случаях сохранность личности обеспечивается до самой смерти человека, даже

если она наступит после ста лет жизни.

По сравнению с долгожителями с сохранившейся личностью некоторые «начинающие

» пенсионеры в 60-65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся

вакуумов и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для

них начинается драматический период умирания личности. Явления деперсонализации

такого рода приводят к функциональным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям

— в общем, к психогенным заболеваниям.

Следует отметить, что подобные явления, которые можно назвать деформацией

личности, возникают обычно лишь в связи с прекращением профессиональной трудовой

деятельности в той или иной области общественной жизни, производства и культуры.

Иначе говоря, такая деформация — последствие коренного изменения образа

жизни и деятельности, статуса и ролей человека в обществе, главнейшей из которых

является производство, созидание материальных и духовных ценностей. Внезапное

блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением

многолетного труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре

человека как субъекта деятельности, а поэтому и личности.

В последние десятилетия человеческой жизни гетерохронность состояний личности

и субъекта уменьшается, а их взаимозависимость во времени усиливается. Но тем

более возрастает дистанция между ними и временными характеристиками человека

как индивида, т. е. возрастом, на поздней стадии онтогенеза. Та или иная степень сохранности,

деградации или полного одряхления является функцией не только возраста,

но и социально-трудовой активности, т. е. продуктом не только онтогенетической эволюции,

но и жизненного пути человека как личности и субъекта деятельности.

Человек как предмет познания

Эти формы существования и развития человека, изменяющиеся в разные периоды

человеческой жизни, характеризуются специфическими комплексами психофизиологических

особенностей, которые будут рассмотрены в следующих главах. Противоречия

между этими формами с их различными психофизиологическими характеристиками

не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его

состояний и свойств. Это единство представлено в исторической природе человека,

взаимопроникновении социального и биологического, социальной детерминации биофизиологических

механизмов развития, слияния натурального и культурного развития

человека в его психической эволюции, в развитии индивидуального сознания.

Общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида,

личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией

и саморегуляцией. Самосознание и «я», характер и талант человека с их

неповторимостью — все это самые поздние продукты его развития.

Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития

индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру

и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия.

2. Онтогенетическая эволюция

и продолжительность жизни человека

Фазное протекание целостного жизненного цикла, охватывающего процесс индивидуального

развития от рождения человека до смерти, есть последовательная смена

моментов становления, эволюции и инволюции индивида. Эта развертывающаяся

цепь изменений является одним из фундаментальных эффектов необратимости времени,

действия «стрелы времени».

Общая продолжительность жизни как первая характеристика возраста дополняется

второй его характеристикой — необратимой сменой фаз индивидуального развития,

а затем третьей — длительностью каждой отдельной фазы.

Возрастные изменения в динамике жизненного цикла содержат в себе оба параметра

времени — длительность бытия и временную последовательность смены фаз. В современной

возрастной психологии далеко не всегда учитывается эта взаимосвязь параметров

времени. Широко распространенные в ней принципы конструирования возрастных

симптомо-комплексов, относящихся к отдельному периоду человеческой жизни,

представляют собой абстрагирование от целостного хода исторического развития с его

«стрелой времени» и своего рода консервацию в статических показателях динамики

возрастных преобразований. Таким образом, т. е. путем известного обособления отдельной

фазы жизни от реального хода смены фаз в индивидуальном развитии, теоретически

возможно отделить один параметр времени от другого (длительность данного состояния

развития или фазы от временной последовательности фаз жизни).

Однако человек не «монтируется» из отдельных возрастов как своеобразных блоков

развития с присущей каждому из них длительностью протекания. Внутри любого

предшествующего периода складываются ресурсы и резервы последующего развития,

за каждым из отдельных периодов жизни, говоря словами А. А. Ухтомского, скрыта ис-

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

тория системы. Благодаря воспитанию и другим целенаправленным формам социального

управления индивидуальным развитием обеспечивается перспективная ориентация

этого развития на последующие ходы развития, подготовленная, разумеется, филогенетической

программой онтогенетической эволюции человека. Все последующие

фазы развития преемственно связаны с предшествующими, причем не только с ближайшей,

смежной, но и с весьма отдаленными, даже исходными, начиная с раннего детства.

Речь идет, следовательно, о генетических связях в индивидуальном развитии, о противоречивых

переходах между фазами этого развития, носящих то плавный и постепенный,

то скачкообразный и конфликтный характер. Такой подход к индивидуальному

развитию как к единому целому и совокупности генетических связей между разнопорядковыми

фазами (роста и созревания, зрелости, старения и старости) является новым

не только для психологии, но и для естествознания. Этот подход связан с новейшим

пониманием организма как целого, сложной саморегулирующейся системы.

Коррелятивные зависимости между органами и функциями организма составляют

важную характеристику его целостности, включая и временные параметры его существования

(продолжительность жизни, последовательность смены отдельных состояний

и изменений, являющихся фазами индивидуального развития).

На различных стадиях онтогенеза коррелятивные связи существенно изменяются

по типам и значению для индивидуального развития. И. И. Шмальгаузен описал три

основных типа корреляций, или взаимозависимостей, а именно: геномные, морфогене-

тические и эргонтические. Геномные взаимозависимости определяются непосредственными

факторами развития, т. е. генами, через биохимические процессы, происходящие

в клетках того же самого материала, в котором реализуются изменения. Морфогенети-

ческие также наследственно запрограммированы, но осуществляются путем передачи

веществ или возбуждения от одной части организма к другой. Лишь эргонтические корреляции

зависят от функционирования самих членов корреляционной пары, или цепи,

влияющей на изменение их строения и способа функционирования2.

Первые два типа корреляций специфичны для периодов роста и созревания, последний

тип — для дефинитивных функций сформировавшегося взрослого организма.

Интересно отметить, что в качестве модели такой корреляции И. И. Шмальгаузен рассматривает

положительную зависимость между развитием нервных центров и периферических

органов и указывает на то, что «этого рода корреляции без труда устанавливаются

не только в молодом, еще растущем организме, но и во вполне зрелом»3.

При любом типе корреляции изменяется весь организм, и это изменение влияет на

дальнейший ход онтогенеза в целом. В свою очередь, по удачному выражению В. Г. Афанасьева,

«сохранению целостности способствуют только те коррелятивные связи, кото-

рые соответствуют внешним условиям существования... среда, таким образом, выступает

как важнейший определитель целесообразности коррелятивных связей организма»4.

2 Шмальгаузен И. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. — М: Изд. АПН

СССР, 1938.

3 Там же. - С. 22.

4 Афанасьев В. Г. Проблема целостности в философии и биологии. — М: Мысль, 1964. — С. 351. —

По этому же вопросу см.: Мирзоян Э. Н. Индивидуальное развитие и эволюция. — М.: Изд. АН СССР,

1963; Югай Г. А. Проблема целостности организма. — М.: Соцэкгиз, 1962; Гернет Ф. Целостность организма

и иммунитет. — М: Мир, 1962.

Человек как предмет познания

Весьма интересный разбор проблемы целостности живых систем в трудах

И. И. Шмальгаузена принадлежит Р. Л. Берг, которая подчеркнула связь его концепции

целостности организма и онтогенеза с более общими кибернетическими подходами

к эволюционным проблемам. «Теория стабилизирующего отбора И. И. Шмальгаузена,

— пишет Р. Л. Берг, — раскрыла способ возникновения и эволюции генетических,

эмбриологических, анатомических, физиологических механизмов обеспечения целостности,

а вместе с тем устойчивости организма... Организм целостен и потому устойчив.

Его целостность покоится на взаимных влияниях одних частей на другие

в процессе развития и в процессе функционирования»5.

В последние годы своей жизни И. И. Шмальгаузен работал над проблемами управления

и регулирования процессов в живых системах, т. е. над главнейшими биологическими

проблемами кибернетики. В четвертой главе мы рассмотрим одну из них,

связанную с контурами биологического регулирования процессов формирования индивида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.