Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные науки 4 страница






суточных циклов биологических ритмов, влияние солнечной активности и других космических

факторов -›- все это новые проблемы естествознания и медицины, охватывающие

важную сторону связей «природа—человек».

Наиболее важной областью естествознания, граничащей с историей, социологией

и системой человекознания, является проблема ноосферы, составляющей одну из

главных сторон связей «человечество—природа».

В. И. Вернадский считал очень важными для истории геологии открытия двух

младших современников Ч. Дарвина, североамериканских ученых Д. Д. Дана (геоло-

84 Классическим произведением в этой области является кн. физика Вавилова С. И. «Глаз и солнце» (М.:

Изд. АН СССР, 1938). См. также кн. голл. астронома Миннарта «Свет и цвет в природе» (М: Физмат-

газ, 1958).

85 Байер В. Биофизика. — М: ИЛ, 1962; Современные проблемы биофизики. — Т. 2. — М.: ИЛ, 1961.

86 См., например: Гродзенский Д. Э. Радиобиология. — М.: Госатомиздат, 1963.

87 См., например: Майстрах Е. В. Гипотермия и анабиоз. — М.: Наука, 1964.

88 АссманД. Чувствительность человека к погоде. — М: Гидрометеоиздат, 1965.

89 Биометеорология//Тр. II Междунар. биоклиматологического конгр. в Лондоне. — М: Гидрометеоиздат,

1965.

90 Бюттнер К. Стороны биоклиматологической классификации, относящиеся к людям // Там же. —

С. 91; Харрисон Дж. и др. Биология человека. — М.: Мир, 1968.

Глава 2. Становление системы человекознаиия

га, минеролога и биолога) и де Ле-Конта (геолога), установивших, что эволюция живого

вещества шла в определенном направлении.

Д. Д. Дана указал, писал В. И. Вернадский, «что в ходе геологического времени,

говоря современным языком, то есть на протяжении двух миллиардов лет по крайней

мере, а наверное много больше, наблюдается (скачками) усовершенствование —

рост — центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных, на которых

эмпирически и установил свой принцип Дана, и от моллюсков (головоногих) и кончая

человеком. Это явление и названо им цефализацией91. Де Ле-Конт обозначил это явление

«психозойской эрой».

Однако эти ученые специально еще не выделили роль человечества в эволюции

биосферы и преобразовании земной массы. Это было сделано, как подчеркивал

В. И. Вернадский, А. П. Павловым, который выделил геологическую роль человека и

понятие антропогенной эры92 и В. И. Вернадским в его лекциях в Сорбонне (1922-

1923 гг.). В. И. Вернадский позже писал, что «человечество, взятое в целом, становится

мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом ставится

вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как

единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся,

и есть " ноосфера"»93.

По определению В. И. Вернадского, «ноосфера есть новое геологическое явление

на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической

силой»94. Весьма выразительно охарактеризовал это явление П. Тейяр де Шарден:

«Признав и выделив в истории эволюции новую эру ноогенеза, мы соответственно

вынуждены в величественном соединении земных оболочек выделить пропорциональную

данному процессу опору, то есть еще одну пленку... столь же обширная,

но... значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действительно

новый покров, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода,

разворачивается с тех пор над миром растений и животных вне биосферы и

над ней»95.

Исходя из теории ноосферы, П. Тейяр де Шарден обращает внимание на диспропорцию,

искажающую всю классификацию живого мира (и косвенно все строение физического

мира), при которой человек фигурирует как отдельный вид Homo sapiens. Для

того чтобы предоставить человеку его настоящее место в природе, недостаточно в рамках

систематики открыть дополнительный раздел, даже еще один отряд, еще одну ветвь.

«Несмотря на незначительность анатомического скачка, с гоминизацией начинается

91 Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. — С. 326.

92 Там же.

93 Там же. — С. 328. — Понятие «ноосфера» введено Ле-Руа совместно с П. Тейяром де Шарденом в 1927 г.

Они основывались, как отмечал В. И. Вернадский, на биогеохимической теории биосферы, изложенной

Вернадским в 1922/23 г. в Сорбонне. К понятию антропогенной эры в геологии, предложенному

А. П. Павловым, приходят современные зарубежные геологи. На необходимость создания новой науки —

аитропогеологии — указывает современный австрийский геолог Хейслер (см. в кн.: Забелин И. М. Физическая

география и наука будущего. — С. 53).

94 Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. — С. 329.

95 Шарден, П. Тейяр де. Феномен человека. — С. 181.

Человек как предмет познания

новая эра. Земля " меняет кожу". Более того, она обретает душу»96. Вот почему, связывая

воедино ноосферу и историческое существование человечества, П. Тейяр де Шарден

приходит к выводу, что «человек не статический центр мира», как он долго полагал,

а «ось и вершина эволюции, что много прекраснее»97.

Однако ноосферу как геологическое явление нельзя объяснить лишь процессом

эволюции и резким увеличением ее цефализации на высших этапах филогенеза. Сам

П. Тейяр де Шарден принужден был учитывать не только прогресс мысли, но и мощь

практического воздействия мыслящего человечества на окружающую природу. Однако

он рассматривал это воздействие лишь как приложение мысли и, естественно, был

весьма далек от материалистического понимания мышления и самой человеческой

практики, преобразующей природу.

Лишь диалектический и исторический материализм создали основу для подлинно

научного понимания воздействия человечества в ходе его исторического развития

на природу окружающего мира. Современная наука и практика гигантских преобразований

природы показали справедливость марксистско-ленинского понимания

связей между человечеством и природой98. На этой основе значительно

перестроилась современная физическая география, которая все больше учитывает

воздействие хозяйственной жизни, техники и культуры на природные процессы, на

жизнь биогеносферы и стремится предвидеть последствия их вмешательства в развитие

природы.

По поводу этой новой задачи физической географии И. М. Забелин замечает, что

она имеет исключительное значение и может быть успешно решена с помощью математики

и кибернетики. Вместе с тем он считает необходимым создание новой пограничной

дисциплины, объединяющей физическую географию и социально-экономические

науки, — натурсоциологии. «Прогноз общественных последствий предполагает,

— пишет автор, — не только предупреждение отрицательных последствий, но и

учет, планирование последствий положительных. При планировании на высоко научной

основе всего процесса взаимодействия природы и человека в будущем несомненно

удастся так наладить взаимосвязи в системе «природа—автоматический процесс»,

что природа будет получать от человека и соответственно возвращать ему почти исключительно

положительные импульсы, способствующие общественному прогрессу.

Таким образом, прогноз общественных последствий и есть по сути дела управление

взаимодействием человека с природой, что и даст право именно так определять натур-

социологию»99.

Эта мысль И. М. Забелина представляется нам весьма плодотворной. На границах

между естествознанием и общественно-историческими науками такая дисциплина

действительно возникает в наше время в процессе изучения и регулирования связей

«человечество—природа». В этих связях И. М. Забелин обнаруживает важный психологический

аспект, объединяющий, казалось бы, столь далекие друг от друга дис-

Шарден, П. Тейяр де. Феномен человека. — С. 181-182.

Шарден, П. Тейяр де. Феномен человека. — С. 38.

См., например: Худушин Ф. С. Человек и природа. — М.: Политиздат, 1966.

Забелин И. М. Физическая география и наука будущего. — С. 58.

Глава 2. Становление системы человекознания

циплины, как физическая география и историческая психология. По существу говоря,

в плане натурсоциологии, а не только социологии и политической экономии строятся

далеко идущие научные прогнозы и теоретические основы перспективного планирования

гигантских преобразований природы в будущем.

Использование наук в целях общественного прогресса осуществляется путем открытия

новых источников энергии (осуществления термоядерной управляемой реакции,

превращения солнечной энергии в электрическую с КПД, несколько превышающим

тот, который имеет место в растениях, использования подземного тепла магмы

и т. д.), создания колоссального количества материалов для промышленности (особенно

синтетических продуктов органического синтеза, так называемых полимеров), автоматизации

производственных процессов с помощью кибернетики и радиоэлектроники,

грандиозного увеличения продовольственных ресурсов (повышения урожайности

и эффективности животноводства), использования мирового океана для изыскания

новых продовольственных ресурсов и т. д.100 На основе расчета потенциального роста

потребностей человечества в продовольственных ресурсах, демографических прогнозов

и предвидимого будущего самого естествознания создаются важные концепции,

направленные на активизацию и регулирование связей «человечество—природа»101.

В конечном счете все гигантское совокупное приложение естествознания к этим связям

в процессе социально-экономического развития и технического прогресса составляет

реальное содержание великой проблемы ноосферы.

В последнее десятилетие возникла как позитивная область естествознания, техники

и общественных наук новая форма связи «человечество—природа» — освоение

космоса. С осуществлением программ запуска искусственных спутников Земли и

космических кораблей с людьми, с началом новой, космической эры жизни человечества,

открытой советской наукой, техникой и героической плеядой космонавтов,

связана крупнейшая веха развития современной науки. Ноосфера и освоение космоса

— две наиболее активные формы отношения человечества к природе. Как и изучение

ноосферы, теоретическое и практическое освоение космоса с самого начала

носит комплексный характер, объединяющий многие группы наук, начиная с астрономии,

кончая социальной психологией (научными основами комплектования экипажа

космических кораблей) и теорией международного права. Исследование мирового

пространства и инженерное решение проблем космических полетов сочетаются

с всесторонним изучением новых проблем биологии и медицины, возникших при

подготовке человека к этим полетам, и исследованием их влияния на человека102.

100 См., например: Семенов Н. Н. Наука и общественный прогресс // Какое будущее ожидает человечество:

Сб. - Прага: Мир и социализм, 1964. - С. 316-333.

101 Лов, П. А. Шомбер де. Рост потребностей и эволюция человечества // Там же. — С. 292; Томсон Д. Предвидимое

будущее. — М.: ИЛ, 1963; Наука о науке: Сб. / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1966.

102 См., например: Исследование мирового пространства. — М.: Физматгиз, 1959; Штернфельд А. От искусственных

спутников к межпланетным полетам. — М: Физматгиз, 1959; см. также сборники: Станции в

космосе. — М: Изд. АН СССР, 1960; Первые космические полеты человека. Медико-биологические исследования.

— М.: Изд. АН СССР, 1962; Проблемы космической биологии. — М.: Изд. АН СССР, 1962;

Вопросы космической медицины. — М.: Медгиз, 1962; Человек в условиях высотного и космического

полета. — М.: ИЛ, 1960; Невесомость//Физические явления и биологические эффекты. — М.: Мир,

1964; Психологические проблемы человека в космосе//XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 28. —

М., 1966; Медико-биологические исследования в невесомости. — М.: Медицина, 1968.

Человек как предмет познания

Огромная научная литература по различным аспектам и проблемам освоения

космоса отражает не только стремительные темпы развития отдельных наук в исследовании

мирового пространства и человека в космических полетах, но и высокую

полезность междисциплинарных связей для научно-технического прогресса.

Опыт научного развития за последние десятилетия вместе с тем показал, что становление

системы человекознания сопровождается созданием новых фундаментальных

областей общего естествознания, граничащих с человекознанием и историей.

Эти области междисциплинарных связей сосредоточены вокруг четырех проблем,

кратко рассмотренных нами в настоящем разделе. Схематически проблемы

отношений «природа—человек» и «человечество—природа» можно изобразить так,

как показано на рис. 4.

Рис. 4. Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа—человек»

и «человечество—природа»

Глава 2. Становление системы человекознания

5. Науки о человеке как индивиде и его онтогенезе

До сих пор мы рассматривали структуру научного познания человека как вида

(Homo sapiens) и как человечества в его историческом существовании. Фундаментальные

основы современной системы человекознания складываются именно в этих двух

гигантских констелляциях научных дисциплин, сосредоточенных вокруг общих проблем

человекознания. На границах с ними, как мы видели, дифференцируются такие

крупнейшие центры современного естествознания и науки в целом, как проблемы био-

геносферы, ноосферы и освоения космоса. Однако было бы серьезной ошибкой полагать,

что всех охарактеризованных междисциплинарных объединений, специализирующихся

на изучении проблем Homo sapiens и человечества, достаточно для научного

познания человека. Они составляют лишь основу системы человекознания,

включающей еще ряд комплексов наук о человеке как индивиде и личности, субъекте

и индивидуальности. Рассмотрение всех этих комплексов, хотя бы в самом кратчайшем

виде, позволит нам понять современное осуществление принципа единства теории

и практики применительно к познанию законов человеческого развития и управлению

ими в интересах общества и личности.

Поскольку мы имели раньше возможность охарактеризовать структуру человека

как индивида и междисциплинарные связи в ее изучении103, достаточно ограничиться

схематическим изображением классификации наук в этой области соответственно

основным ее проблемам (рис. 5).

Феномены онтогенетической эволюции человека — возрастные и половые, конституциональные104

и нейродинамические105 свойства, взаимосвязи между которыми

определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и

сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их

сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента

и задатков, составляющих природную основу личности106. Взаимосвязи этих

свойств индивида разнообразны. Так, например, темперамент не является свойством

отдельного органа (его реактивности), тем более отдельных клеток (в том числе и

нейронов). Этот феномен является интегральным производным всей структуры

103 Ананьев Б. Г7 Важная проблема современной педагогической антропологии (Онтогенетические свойства

человека и их взаимосвязь). — М.: Советская педагогика, 1966. — № 1; Его же. К изучению человека

// Человек и общество: Сб. — Вып. 1. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966.

104 Уильяме Р. И. Биохимическая индивидуальность. — М.: ИЛ, 1960; Кречмер Э. Строение тела и характер.

— ГИЗ, 1930; Его же. Медицинская психология. — М, 1927; Матес П. Конституциональные типы

женщин. — Киев, 1927; Шевкупенко В. Н., Геселевич А. М. Типовая анатомия человека.

105 Павлов И. П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах // Поли. собр. соч. —

Т. 3. — Кн. 2. — М: Изд. АН СССР, 1951; Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий.— М.; Изд.

АПН РСФСР, 1961; Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — Т. 1-4. —

М.; Изд. АПН РСФСР, 1960-1964; Методика изучения типологических особенностей высшей нервной

деятельности животных: Сб. — М.: Наука, 1964; Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы

человека. — М: Просвещение, 1996; Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М.: Просвещение, 1964.

106 См., например: Мирзоян Э. Н. Индивидуальное развитие и эволюция. — М: Изд. АН СССР 1963; Равен X.

Оогенез. — М.: Мир, 1964, Пэттен Б. М. Эмбриология человека. — М.: Медгиз, 1959; Очерки по физио-

Человек как предмет познания

Рис. 5. Схема основных проблем и наук о человеке как индивиде и его онтогенезе

логии плода и новорождинюго. — М.: Медицина, 1966; Исраэлян Л. Г. Анатомо-фиэиологические даты

детского возраста. — М: Медгиз, 1959, Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. — М.: Медгиз,

1962; Развитие мозга ребенка: Сб. — М.: Медицина, 1965; Регуляция вегетативных анимальных

функций в онтогенезе: Сб. — М.: Наука, 1966; Тих Н. А. Ранний онтогенез поведения приматов; Лады-

гина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. — М., 1935; Люблинская А. А. Очерки психического

развития ребенка. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1959; ЭльконинД. Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз,

I960; Изучение развития и поведения детей: Сб. — М.: Просвещение, 1966; Пархои К. И. Возрастная биология.

— Бухарест: Меридиан, 1960; Основы геронтологии. — М.: Медгиз, 1960; Нагорный А. В., Никитин

В. Н., Буланкин И. Н. Проблемы старения и долголетия. — М.: Медгиз, 1963; Бурльер Ф. Старение

и старость. —М.: ИЛ, 1962; Вопросы геронтологии и гериатрии: Сб. — М.: Медгиз, 1962; Давыдовский

И. В. Геронтология. __________— М.: Медицина, 1966; Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. —

Л.: Изд. ЛГУ, 1965.

66

Глава 2. Становление системы человекознания

индивида, эффектом совокупного действия его более общих свойств. Упрощенное

толкование этого сложного феномена индивида в недавнем прошлом выражалось в

отождествлении темперамента с гуморально-эндокринной реактивностью организма

и определении темперамента как функции телосложения (конституционального

типа) и его гуморальной регуляции. Отсюда широко распространенные в 20-30-х

годах представления об однозначных зависимостях темперамента от телосложения.

Однако с каждым новым успехом физиологического исследования типов нервной

системы животных и человека обнаруживалась несостоятельность такого взгляда,

так как основные характеристики темперамента ближе всего коррелировали с основными

параметрами типов нервной системы. Теоретически значительно более

обоснованными явились представления о том, что именно нервная система — тот

субстрат, который непосредственно определяет психофизиологические характеристики

поведения.

Вместе с тем типические особенности нервной системы обособлялись от общесоматических

особенностей индивида и его эндокринно-биохимических характеристик,

от общего типа метаболизма и морфологических особенностей структуры организма в

целом. При идентификации темперамента с типом нервной системы оказывалось, что

, эмоциональность, сенситивность и другие характеристики темперамента непосред-

ствекнр не связаны с организмом как целым. Рассмотрение темперамента как однозначной

функции типа нервной системы является, таким образом, недостаточным.

Относительной оказалась и нейродинамическая обусловленность темперамента, равно

как раньше была обнаружена аналогичная относительность конституциональной

его обусловленности. Очевидно, темперамент обусловлен не только нейродинамичес-

кой организацией головного мозга, но и структурно-динамическими особенностями

организма в целом.

То же можно сказать и о структуре органических потребностей, связанных не

только с безусловными рефлексами (пищевыми, половыми, защитными и т. д.), но и

с более общими характеристиками метаболизма всех систем, органов и тканей организма.

Механизм органических потребностей может быть прослежен в современных

условиях не только до клеточного, но и до молекулярного уровня включительно.

Однако общая структура этих потребностей, их взаимодействие и динамическая

иерархия существуют лишь на уровне организма в целом, определяя мотивацию поведения.

И структура органических потребностей, и темперамент могут, следовательно,

рассматриваться как природные свойства высокого уровня (по интеграции). Вместе

с тем их можно определить как вторичные свойства, истоками которых являются

более общие природные свойства, функционирующие на всех уровнях—от молекулярного

до организма в целом. Особый интерес к темпераменту и структуре органических

потребностей объясняется тем, что они являются природными основаниями

характера, эмоций, мотиваций поведения и т. д. Однако с признанием бесспорного

факта вторичности, производности этих природных свойств особую важность приобретает

вопрос о тех первичных свойствах или особенностях человеческой природы,

взаимодействия которых определяют темперамент и задатки, мотивацию элементарных

действий и их тонус, общее во всех первичных свойствах человека как

67

Человек как предмет познания

индивида, заключенное в их генетической обусловленности. Особый интерес представляют

исследования генотипической обусловленности первичных природных

свойств человека, к которым относятся, как указывалось выше, общесоматические

(конституциональные) и нейродинамические свойства человеческого организма.

Примыкает к конституционально-нейродинамическим свойствам и функциональная

геометрия тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических

характеристик организма и отдельных органов (особенно двигательных и сенсорных).

Правшество, левшество, амбидекстрия — явления одновременно конституциональные

и нейродинамические.

Эти три группы природных свойств (конституциональные, нейродинамические,

билатеральные — особенности симметрии организма) образуют класс первичных

свойств, которые можно назвать индивидуально-типическими. Несомненна зависимость

вторичных свойств (темперамента, структуры органических потребностей

и т. д.) от этого класса первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-

типических свойств в целом, а не от отдельно взятых (конституциональных или ней-

родинамических). Отметим кстати, что каждое из входящих в этот класс первичных

свойств оказывается одним из источников образования различных вторичных свойств.

Это доказано в отношении типологических свойств нервной системы, определяющих,

с одной стороны, темперамент, а с другой — задатки.

Внутренние зависимости между природными свойствами, разумеется, всегда

опосредованы зависимостями индивида от условий внешней среды (социальной,

биологической, абиотической), но особенно важно подчеркнуть, что эти внутренние

зависимости определены общей морфо-физиологической организацией человека как

вида, причем безотносительно к расовым, возрастным, половым и другим антропологическим

особенностям. По отношению к этим особенностям конституциональные,

нейродинамические и билатеральные особенности организации тела имеют частные

значения индивидуально-типических вариантов единой природы человека

как биологического вида, сформировавшегося в процессе социально-исторического

развития.

Но вид определяет индивид и его вторичные природные свойства не только этими

индивидуально-типическими вариантами. Известно, что темперамент настолько

изменяется в процессе индивидуального развития, что в науке многократно возникали

предположения о возрастной его обусловленности и даже о тождестве его с психологической

характеристикой возраста. Согласно таким взглядам,! темперамент

есть состояние, а не константное свойство, и человек имеет столько темпераментов,

сколько возрастных фаз он прошел. Это, конечно, сильнейшее преувеличение. В настоящее

время известно, что существуют константы поведения, сохраняющиеся во

всех возрастах и проявляющие себя с первых недель жизни до умирания. Однако

возрастные изменения (в процессе роста и созревания, зрелости, старения) захватывают

не только темперамент, но и лежащие в его основе конституциональные, нейродинамические

и функционально-геометрические свойства человека. Эти возрастные

изменения характеризуют строго определенную фазность онтогенетического

развития, обусловленную филогенетической эволюцией и историческим развитием

человека.

Глава 2. Становление системы человекознания

6. Науки о личности и ее жизненном пути

В процессе воспитания как направленного воздействия общества на развитие человека

формируется личность, сущностью которой, по классическому определению

Маркса, является совокупность общественных отношений. В новейшей научной литературе

исключительное внимание уделяется исследованию процесса «социализации

индивида», понимаемого как становление личности. Признание общественной

природы этого процесса и исторического характера существования личности объединяет

самые противоположные направления психологии, социологии и философии.

Однако в толковании самого общества и взаимодействий социального и биологического

в природе человека противоречия весьма остры и непримиримы.

В изучении человека как личности особо выделяются статус личности, т. е. ее

полбжение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные

функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической

эпохи в форме различных ролей; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости

от целей и ценностей, образующих ее внутренний мир; мировоззрение и вся

совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду,

другим людям, самому себе); характер и склонности101.

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. — Т. 3; Ленин В. И. Государство и революция //

Поли. собр. соч. — Т. 33; Человек и эпоха: Сб. — М.: Наука, 1964; Константинов Ф. В. Человек и общество

// Там же; Мишин М. Б. Человек как объект философских исследовании // Там же; Федосеев П. Н.

Гуманизм в современном мире / / Т ам же; Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. — Л.: Изд.

ЛГУ, 1966; Францов Г. П. Социалистический коллективизм и формирование личности // Социальные

исследования: Сб. — М.: Наука, 1965; Инкельс А. Личность и социальная структура // Социология сегодня.

Проблемы и перспективы: Сб. — М.: Прогресс, 1965; Колб У. Д. Изменение значения понятия

ценности в современной социологической теории // Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая

теория; Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. — Л.: Изд. ЛГУ, 1960; Его же. Личность и общество.

— М.: Мысль, 1965; Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.