Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средняя и нормальная продолжительность жизни человека






Период времени

1926-1927

1954-1955

1955-1956

1962-1963

Количество лет

жизни

33

44

64

67

70

Непрожитые годы

57

46

26

23

20

Нормальная продолжительность

жизни

90

90

90

90

90

30 Урланис Б. Ц. Увеличение продолжительности жизни в СССР // Социальные исследования: Сб. — М.:

Наука, 1965. - С. 151.

31 Там же. — С. 153.

32 Ананьев Б. Г. Человек как общая проблема современной науки // Вестник ЛГУ. — 1957. — №11; Его же.

Человек как предмет воспитания. — М.: Советская педагогика, 1965. — № 1; Его же. К изучению человека

// Человек и общество. — Вып. 1. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966.

33 Урланис Б. Ц. Этюд о возрасте // Неделя. — 1966. — № 40.

Человек как предмет познания

Специалисты по современной социальной психологии, включающей не только

анализ малых групп, но и исследования социальной эволюции личности, смены ее ролей

и изменения статуса, также стали уделять большее внимание социальной функции

возрастных параметров личности и коммуникаций34.

Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и

истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной

фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому возрастные

изменения тех или иных свойств человека являются одновременно отноге-

нетическими и биографическими; по этим изменениям можно судить не только об

отдельных психосоматических и социально-психологических сдвигах, но и об их динамических

соотношениях. В этом смысле фактор/возраста, о котором говорится во

многих исследованиях, является суммацией разнородных влияний роста, общесоматического,

полового и нервно-психического созревания и других явлений органического

развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как

освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятельности.

3. Возрастные («поперечные») срезы

и лонгитюдинальный метод изучения

онтогенетической эволюции человека

Современная наука изучает человека многими методами с применением сигнализационной,

регистрационной и вычислительной техники. Так, например, лишь в одной

психологической науке применяются многочисленные обсервационные, экспериментальные,

праксиметрические, диагностические и математические методы. Однако

для изучения особенностей индивидуального развития нужна специальная организация

комплекса этих методов путем сочетания метода так называемых возрастных «поперечных

» срезов (Cross-Sectional) с методом «длинника» (Longitudinal).

Обсуждение методологических проблем изучения психического развития человека

стало предметом специального симпозиума на XVIII Международном психологическом

конгрессе, организованного известным французским ученым Рене Заззо35, который,

в общем, охарактеризован состояние проблем и трудности их решения. Примечательно,

что Р. Заззо в своем докладе о многообразии, действительной ценности

и недостатках метода продольных срезов36 пришел к выводу о необходимости сочетать

оба метода в изучении индивидуально-психического развития ребенка. Р. Заззо

считает, что метод продольных срезов возник в связи с критикой серьезных недостать

ков метода поперечных срезов в двадцатые годы нашего столетия, когда в центр всей

34 StootzelJ. La psychologie sociale. — P.: Flammarion, 1962; MilderM. Group Structure, Motivation and Group

Performance. — Hague, 1963.

35 См. мат-лы симпозиума «Изучение хода психического развития ребенка» // Тр. XVIII Междунар. пси-

хол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966.

36 Zazzo R. Diversite realite fiction de la methode longitudinale // Там же.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

психологии встала проблема генезиса психики и личности человека в реальном ходе

его развития. На наш взгляд, причины возникновения лонгитюдинального метода лежат

гораздо глубже, они связаны с объективной логикой самой теории психической

эволюции личности. Но сопоставления «продольного» метода с «поперечным» неизбежны,

и Р. Заззо прав, показывая их столкновения в последние десятилетия.

Несмотря на крайнее многообразие вариантов продольного (лонгитюдинального)

метода, он может быть охарактеризован общими чертами. Главнейшая из них, как подчеркивает

Р. Заззо, заключается в проведении исследований на одних и тех же испытуемых

или группах в ходе их онтогенетического развития, т. е. в регулярном, многократном

и систематическом изучении этих испытуемых или групп в процессе их эволюции.

Метод поперечных срезов, напротив, всегда имеет дело с разными индивидами или

популяциями одной и той же возрастной группы. Р. Заззо отмечает весьма существенный

позитивный момент исследований методом поперечных срезов: установление границ

нормы в пределах отдельных функций в целях последующего сравнения с ними

характеристик отдельного ребенка. Мы можем сказать, что таким путем в психологии,

как и в медицине, строится диагностика определенных состояний развития, в том числе

и уровня умственного развития.

При диагностике лонгитюдинальный метод обязательно сочетается с методом поперечных

срезов (на массовом материале). Он является важным средством уточнения

диагностики. Самостоятельная ценность лонгитюдинального метода заключена, как

отмечает Р. Заззо, в возможностях решения двух проблем: 1) проблемы предсказаний

дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического

прогноза и 2) проблемы установления генетических связей между фазами психического

развития. С помощью этого метода более точно (причем в реальном ходе развития

личности) определяется вес каждого из факторов, влияющих на различные стороны

такого развития, а также на изменение взаимодействия факторов и самих сторон

психического развития.

Корреляционный и факторный анализы становятся математическим орудием генетического

исследования в крупных масштабах, подчас охватывающих несколько

десятилетий человеческой жизни. Лонгитюдинальный метод, как полагают его сторонники,

включая Р. Заззо и многих участников организованного им симпозиума, устраняет

такой серьезный недостаток «поперечного среза», как уравнение всех индивидов данного

возраста и данной популяций, которые на самом деле не могут оказываться в одной

и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной

скоростью и различным путем. Но дело, конечно, не только в недостатках или преимуществах

метода, а в объективном противоречии возрастных (и половых) свойств онтогенетической

эволюции с индивидуально-типическими, которое определяет различие

в темпах и способах этой эволюции у разных индивидов в одни и те же возрастные отрезки

времени37.

Вариативность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик определяются

не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, биогенных,

абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонги-

тюдинальным методом. Не в меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазо-

37 Новейшие данные об этом взаимодействии изложены в главе 5.

Человек как предмет познания

ны в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его

развития как индивида и личности, субъекта практической и теоретической деятельности

в обществе.

Исследования взаимосвязей между возрастными и другими свойствами индивидуального

развития несомненно будут осуществляться в дальнейшем и обнаружат зависимость

возрастной изменчивости от внутренних закономерностей развития. Генетические

связи между фазами жизненного цикла являются выражением этих закономерностей.

Поэтому, несмотря на ограниченность использования лонгитюдинального

метода, следует ожидать важных открытий при применении его в общем комплексе

объективных, особенно активных («формирующих»), методов исследования.

Р. Заззо, упомянув кратко о своих лонгитюдинальных исследованиях во вступительном

слове на симпозиуме, сослался на некоторых американских ученых (Кемп-

белля, Кагана, Харриса и др.), которые применили этот метод для изучения развития

в разные периоды роста и созревания (от младенчества до юности). Еще шире использовали

этот метод другие американские ученые — Л. Шонфельдт и В. Овенс. В своих

исследованиях они охватили еще больший диапазон — юность и несколько фаз зрелости,

что имеет принципиальное методологическое значение для построения целостной

теории индивидуально-психологического развития.

Интересны сопоставления данных, полученных на одних и тех же людях с помощью

лонгитюдинального метода и метода поперечных (возрастных срезов). Шонфельдт

и Овенс38 произвели такие сопоставления сдвигов в интеллектуальном развитии

(посредством обоих методов) за период с 1919 по 1961 г. (в 1961 г. их испытуемым

исполнилось 60 лет), а затем сравнили методом поперечного среза полученные характеристики

с характеристиками большой группы юношей, которым в 1961 г. исполнилось

18 лет, т. е. столько же, сколько испытуемым первого контингента было в 1919 г.

По всем принятым в методике испытаний характеристикам (вербальной, числовой,

смысловой, логической и общей характеристике интеллекта) данные, полученные

«долготным» и «поперечным» методами, в общем, совпали, но «долготный» метод

оказался несколько более чувствительным в определении возможностей развития.

Наиболее интересные данные были получены по каждой из характеристик в отношении

возрастных изменений у одних и тех же людей на протяжении 42 лет их жизни/

о чем мы скажем дальше. Это интересное совместное исследование связано с предшествующими

ценными исследованиями В. Овенса39. В последнее время предпринимались

попытки применения в геронтологии лонгитюдинального метода, ранее сложившегося

в детской психологии40.

Обсуждение психогенетических проблем приобрело более позитивный характер

благодаря расширению диапазона изучаемых возрастных особенностей и сопоставлению

их с помощью обоих методов исследования. Наиболее трудным, но вместе с тем и

38 Schoenfeldt L., Owens W. A. Age and Intellectual Change: a Cross-Sectional View of Longitudinal Data // Tp.

XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М, 1966.

39 Owens W. A. Age and Mental Abilities. Genet. Psychol. Monogr. - Vol. 48. - 1953. - P. 3-54.

40 Jarvik L. F., Erlenmeyer-Kimling L. Mental Changes and Ageing: Design of Longitudinal Studies//Tp. XVIII

Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966; Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — H.:

Penguin Books, 1966.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

интересным является вопрос о существовании связи между стартом и финишем жизненного

пути человека. Зависит ли в какой-либо степени тип старения (преждевременного,

нормального, «отставленного» в более глубокие фазы старости) от типа юности

и молодости, начала самостоятельной жизни и еще более раннего периода формирования

личности в детстве? Эти новые проблемы относятся к общей структуре

развития и находятся в центре внимания современной возрастной психологии, как отмечает

Н. Бейли41.

Многочисленные исследования, проводимые посредством лонгитюдинального

метода, посвящены возрастным изменениям комплексного характера, что позволяет

находить корреляцию между отдельными сторонами развития и более точно определять

вес отдельных факторов индивидуально-психического развития. Среди этих исследований

выделяются работы западногерманского ученого X. Томае и его сотрудников42,

которые выявили преимущественное влияние социально-экономических

(экономического статуса личности), а затем и других социальных факторов (правового,

культурного и т. д.) на возрастную изменчивость и индивидуальное своеобразие

жизненного пути.

Несомненно, что фактическое содержание всех этих исследований представляет

научную ценность, хотя интерпретация содержания во многих отношениях представляется

спорной. Важно отметить, что постановка и решение проблем генетических

связей и вариабельности индивидуального развития являются в настоящее время

предметом конкретных исследований, охватывающих почти весь целс-стный жизненный

цикл человека. Что касается практических приложений, то они все более расширяются,

не ограничиваясь лишь областью образования и системой общественного воспитания.

В областях здравоохранения и социального обеспечения, организации труда

и обслуживания используются многие данные возрастной психологии.

В отечественной психологии систематические генетико-психологические исследования

начаты В. М. Бехтеревым и его сотрудниками, особенно Н. М. Щеловановым.

В основанной В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым клинике-лаборатории раннего

детства впервые был разработан и применен комплексный метод длительного изучения

одних и тех же детей, охватывающий весь период раннего детства. Этим фактически

было положено начало методу, носящему в настоящее время название лонгитюдинального.

Обоснование и первые попытки его применения были изложены в 1928 г.

В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым в совместной работе43. Этот же метод «длин-

ника» применялся и применяется в советской детской и педагогической психологии

разными исследователями" 5.

41 Bayley N. The Life Span as a Frame of Reference in Psychological Research. — № 3. — Basel; N. Y.: Vita

Humana, 1963.

42 Thomae H., Uhr R. Variations in Personality Development // Tp. XVIII Междунар. психол. контр. -

Вып. 29. — М., 1966; Thomae H. Objective Socialization Variables and Personality Development. Fining

from a Longitudinal Study // Human Development. — 1965. — № 8. — P. 87.

43 Бехтерев В. М., Шелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексологии

и физиологии нервной системы. — Т, 1. — М.: ГИЗ, 1928.

44 Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. —

М.: Учпедгиз, 1960; Новая система начального обучения: Сб. / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Просвещение,

1966; Возрастные возможности усвоения знаний: Сб. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —

М.: Просвещение, 1966.

Человек как предмет познания

В современных условиях лонтитюдинальный метод возрастной психологии целесообразно

соединить с психографическим методом дифференциальной психологии.

Один из зачинателей дифференциальной психологии — В. Штерн считал синтетический

характер психографии специфичным для изучения индивидуально-психических

различий между людьми45. Однако психографическое описание личности составлялось

преимущественно на основании данных наблюдения и эксперимента в определенный

момент жизни. Характеристика жизненного пути личности и анализ продуктов

ее деятельности не считались обязательными для монографического изучения

личности. Типичным примером подобного изучения является медико-психологическая

монография Е. Тулуза об Эмиле Золя46, основанная на экспериментальных данных,

но весьма далекая от анализа творческой деятельности великого французского

писателя. Современная психология владеет методами такого анализа процесса и продуктов

деятельности (праксиметрическими), которые должны использоваться в психографических

и лонгитюдинальных исследованиях.

Надо иметь, однако, в виду, что) самостоятельное значение лонгитюдинальный метод

приобретает лишь при специальном изучении генетических связей между фазами

жизни, как ближними, так и более отдаленньши одна от другой. Поэтому на коротких

отрезках (например, период начального обучения — 4 или 3 года) его ценность незначительна.

(По отношению к отдельному отрезку времени (возрастному статусу) этот

метод может быть совместим с методом поперечных возрастных срезов, но в том и

другом случае ^ребуются корреляция и факторный анализ: а) комплекса явлений, образующих

этот статус, и б) факторов, их определяющих. Однако в таком плане, насколько

нам известно, данные методы не применялись в психологических исследованиях

именно потому, что не придавалось основного значения собственно генетическим

принципам.

Наконец, что особенно важно, лонгитюдинальный метод позволяет определить

диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизненного

цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом

развития.

Между всеми компонентами воспитания и развития существуют взаимосвязи,

прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредованные.

Судить о различных влияниях этих связей на небольшом отрезке времени

почти невозможно, так как, кроме непосредственных эффектов, проявляющихся вслед

за данным воздействием, существуют отсроченные и более обобщенные эффекты. Особенно

важны наиболее отдаленные влияния, распространяющиеся в самую глубину

структуры личности и ее жизненного цикла. Для определения таких опосредованных

и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду генетических связей между фазами

развития, лонгитюдинальный метод должен быть признан основным.

«Наложение» данных «продольного» и «.поперечного» срезов на определенные

картины развития безусловно целесообразно, так как позволяет более точно соотнести

оба параметра времени (длительность и временную последовательность смены

фаз) в возрастных характеристиках развития человека.

45 Stern W. Die differentielle Psychologic - Berlin, 1911.

46 Toulouse E. Enquete medicopsychologique. — P., 1896.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

4. Возрастная периодизация жизненного цикла человека

Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последовательной

смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени

жизни, т. е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать

длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью

жизни всех индивидов данного вида, — метрическую характеристику жизненного

цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например,

в новейшей схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных

симпозиумов. В этой схеме период развития (слева) количественно определяется продолжительностью

его существования, измеряемой первоначально днями, затем годами

и десятилетиями (справа):

Новорожденные 1-10 дней

Грудной ребенок 10 дней-1 год

Раннее детство 1-2 года

Первый период детства 3-7 лет

Второй период детства 8-12,, для мальчиков

8- 11,, для девочек

Подростковый возраст 13-16,, для мальчиков

12—15,, для девочек

Юношеский 17-21,, для мужчин

16-20,, для женщин

Средний возраст:

первый период 22-35,, для мужчин

21-35,, для женщин

второй период 36-60,, для мужчин

36-55,, для женщин

Пожилые люди 61-75,, для мужчин

55-75,, для женщин

Старческий возраст 74-90,, для обоих полов

Долгожители Старше 90 лет47

В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются

более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны,

и инволюционных периодов, с другой.

В этих более частных классификациях возрастов главное внимание уделяется

объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность

которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии,

например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный

период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период

молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.

47 Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М.: Медицина, 1967. — С. 137.

Человек как предмет познания

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека,

включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (Adolescentia Virilitas), охватывающий

период от 20 до 40 лет у женщин и от 25 до 45 лет у мужчин; 2) зрелость

(Maturitas) — до 55 лет; 3) старость (Senium), характеризующуюся непрерывно нарастающей

инволюцией и завершающуюся естественной физиологической смертью.

Однако антропологическая периодизация развития взрослого человека48 не является

общепринятой в геронтологии и психофизиологии.

В современной геронтологии используется периодизация Дж. Биррена, одного из

наиболее крупных исследователей процессов старения человека. В предложенной им

классификации возрастов указывается продолжительность каждого из периодов на

основании различных научных данных49:

Юность 12-17 лет

Ранняя зрелость 17-25 лет

Зрелость 25-50 лет

Поздняя зрелость 50-75 лет

Старость 75 лет

Интересна вместе с тем попытка Дж. Биррена определить продолжительность

каждой фазы, учитывая их разнородность и закономерность возрастающей продолжительности

более поздних фаз (сравнительно с более ранними)50. Эта закономерность

не является чисто биологической, так как не имеет соответствий в онтогенезе

других приматов, но также не может трактоваться и как чисто социальная особенность

накопления индивидуального опыта в процессе онтогенетической эволюции. Особенно

следует учитывать при определении продолжительности пубертатного периода

закономерность ускорения общесоматического и полового созревания, а при определении

продолжительности некоторых периодов зрелости, напротив, — замедления процессов

старения в современных исторических условиях. В этих условиях возрастает

вариативность индивидов в периоды созревания, зрелости и старения, а поэтому возрастная

норма должна определяться в пределах расширяющегося диапазона колебаний

основных величин.

Более совершенной, чем классификация Биррена, представляется новейшая (1966 г.)

классификация Д. Б. Бромлей51. Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность

пяти циклов: утробного (стадии беременности), детства, юности, взрослости

и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными

датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития (при игнорировании

индивидуальных различий).

Первый цикл состоит из четырех стадий: 1) зиготы (оплодотворенного яйца);

2) эмбриона (ранней стадии биологического развития); 3) плода (поздней стадии биологического

развития); 4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде ма-

48 Гинзбург В. В. Элементы антропологии для медиков. — М.: Медгиз, 1963.

49 BirrenJ. E. The Psychology of Ageing. — New Jersy, 1964.

50 Периоды зрелости (25-50 лет) и поздней зрелости (50-75 лет), по периодизации Дж. Биррена, многократно

превышают длительность всех предшествующих периодов.

51 Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — England: Penguin Books, 1966.

108

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

теринского организма на жизнь во внешней среде). С этого момента развитие определяется

по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ориентации,

поведения и коммуникации во внешней среде.

Второй цикл — детство — состоит из трех стадий, охватывающих 11-13 лет жизни.

Первая из них — младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) — характеризуется

многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает

основные навыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется

сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесное

общение, с помощью которого осуществляется начальная социализация индивида.

Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое значение

для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязанностей,

накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.

Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) — дошкольное детство — характеризуется

развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов

(предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами,

накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличается

интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения.

Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (экспрессивные

формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации). Постепенно

упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде.

Поскольку в Англии школьное обучение начинается с пятилетнего возраста, Д. Б. Бром-

лей указывает границы следующей стадии детства — раннего школьного детства — от

5 до 11 или 13 лет. Эта стадия, по ее определению, характеризуется ассимиляцией

культуры через образование, развитием символического начала в мышлении и поведении,

усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях

эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осуществляется

уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения

в общественной среде, но и рационально, путем освоения основ морали и регулирования

связей на этих основах.

Цикл юности состоит из двух стадий: 1) полового созревания — старшего

школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11-13 до 15 лет (в английских

условиях), и 2) поздней юности (15-21 год). Надо отметить, что начиная с этого

цикла Д. Б. Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее

статуса, ролей, позиций в обществе и именно этот подход отличает ее классификацию

от других, например от классификации Дж. Биррена. Вместе с тем она пытается

отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различные

периоды жизни.

Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых

признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-психическим

созреванием. В этот период складывается система формальных операций

и логических структур, повышающих уровень умственной активности. В английских

условиях к концу этой стадии завершается основное образование. Весьма значительные

изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать система ограниченной

правовой ответственности, осваиваются новые социальные роли и пози-

Человек как предмет познания

ции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и притязания на взрослость

отличают многие мотивы поведения в этом возрасте.

Вторая стадия юности — завершение главной фазы биологического развития,

дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных

ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни.

Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нравственной)

к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым

отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт

социальной статистики (буржуазных стран), что как раз в эти годы имеет место «пик»

антисоциального поведения.

Цикл взрослости52 состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25 лет);

2) средней взрослости (25-40 лет); 3) поздней взрослости (40-55 лет); 4) предпенсионного

возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости.

Ранняя взрослость — это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость,

избирательные права, экономическая ответственность — в общем, полное включение

во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается собственная

семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение

первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе

осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка

и начинается совершенствование мастерства. Для атлетических достижений эта

стадия является годами «пик», или оптимума, хотя во многих видах спорта эти достижения

возможны, по данным Д. Б. Бромлей53, и позже (до 35 лет).

Среднюю взрослость Д. Б. Бромлей характеризует следующим образом: годы

«пик», или оптимума, для интеллектуальных достижений, консолидация социальных

и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных

материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности

и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок

некоторых физических и умственных функций, проявляющийся при максимальной

деятельности.

Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолжение установления

специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из

них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа

жизни (возвращение некоторых женщин к служебной роли), менопауза, дальнейший

упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным,

средняя точка этой стадии развития находится между 45-50 годами.

Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических

и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных функций и интересов.

Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения

в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и

отбора наиболее интересных для личности общественных дел. Не в меньшей мере существенно,

как подчеркивает Д. Б. Бромлей, изменение всей мотивации в связи

52 Д. Б. Бромлей предпочитает термин «взрослость» термину «зрелость», употребляемому многими другими

авторами (например, Бирреном).

53 Разумеется, вся хронологическая характеристика стадий Д. Б. Бромлей связана с особенностями экономической,

правовой и т. д. жизни современной Англии и других капиталистических стран.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости или

сопротивлением ее наступлению.

Цикл старения состоит из трех стадий: 1) «удаления от дел» («отставки», по выражению

автора, 65-70 лет); 2) старости (70 и более лет) и 3) последней стадии —

дряхлости, болезненной старости и смерти (максимум — около 110 лет в условиях

Англии и Западной Европы).

Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости)

к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам»

в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью в коммуникации, обострением

чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной

роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью

поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без

постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Для многих мужчин эта стадия оказывается последней, так как в Англии и

Уэлльсе (по данным последней переписи) средняя продолжительность жизни мужчин

— 68 лет, в то время как средняя продолжительность жизни женщин превышает

ее на 6 лет (74 года).

Старость характеризуется Д. Б. Бромлей весьма лаконично: полная незанятость в

обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция,

постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников,

физическая и умственная недостаточность.

Последняя стадия — одряхление, болезненная старость — характеризуется нарастанием

явлений сенильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением

биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.

Для этой стадии Д. Б. Бромлей уже не нашла каких-либо социальных характеристик

и определений состояния личности, субъекта и внутреннего мира престарелого

человека, переживания им прожитой жизни и ожидания смерти. Между тем старость

и дряхлость — сложнейшие социально-психологические проблемы, которые еще не

изучаются геронтологией, хотя гериатры из среды психиатров и невропатологов много

делают для лечения пресенильных психозов и еенильных состояний. Увеличение

не только средней, но и нормальной продолжительности человеческой жизни с научно-

техническим прогрессом и социальным развитием, а в связи с этим относительное

постарение населения делают насущно необходимыми правильную постановку и решение

названных проблем.

Сопоставляя классификацию Д. Б. Бромлей с многими другими, следует признать

j ее наиболее пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования

взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути.

Классификация возрастов по психофизиологическим характеристикам развития

включает, таким образом, следующую цепь фазных преобразований жизненного цикла

человека: младенчество, раннее детство, детство, отрочество, юность, молодость,

средний возраст, пожилой, старый, престарелый (дряхлость)54. Самые моменты преобразований

(генетические переходы) могут выделяться как дискретные величины,

54 Выделение отрочества и молодости как особых периодов, разделенных периодом юности, диктуется наличием

новых для развития психофизиологических характеристик.

111

Человек как предмет познания

имеющие то или иное значение для всего жизненного цикла («критические» точки

развития). Наиболее сложное дело — определение продолжительности каждого из

этих явлений развития (фаз и дискретных моментов), поскольку следует учитывать:

а) гетерохронность функциональных и личностных изменений; б) возрастную Й индивидуальную

изменчивость в изменяющихся исторических условиях.

В современной антропологии, психологии и геронтологии, как и в демографии,

принят способ сопоставления сдвигов в разные возрастные периоды по десятилетиям

или пятилетиям, считая со второй половины исчисляемых лет жизни (например,

17, 7-22, 6). Статистическая обработка экспериментальных биографических и демографических

данных, производимая таким способом, хотя и выгодна с точки зрения

математической сопоставимости, однако значительно препятствует поискам действительных

нижних и верхних границ каждой из фаз, определению наибольшей

концентрации специфических особенностей того или иного возраста в определенные

моменты времени.

Следует учесть также, что достижения генетической психологии (например, в исследованиях

Анри Валлона и Ж. Пиаже), с одной стороны, и сравнительно-биологических

исследований в психологии, с другой, позволяют характеризовать развитие

личности по определенным «пикам», или оптимальным моментам, в тот или иной возрастной

период. Поэтому требуется такое сочетание более дробного поперечного возрастного

среза (год за годом) с более дифференцированным продольным срезом развития,

которое даст возможность уловить «пики» (оптимумы) каждой из фаз, ее нижние

и верхние границы, дискретные состояния переходов от одной фазы к другой.

В организованном нами большом коллективном исследовании предусмотрена именно

такая программа, и первоначальные результаты ее осуществления оказываются обнадеживающими.

Психофизиологическая и социально-психологическая характеристики индивидуального

развития в определенных фазах и переходах должны занять существенное место

в комплексных возрастных синдромах. В свою очередь, анализ возрастных изменений

психофизиологических функций человека необходим для понимания общих закономерностей

индивидуального развития человека, его одаренности и характера.

5. Онтогенетическая эволюция

психофизиологических функций человека

Становление человека как личности и субъекта деятельности в конкретных социально-

исторических условиях носит фазный характер: оно развертывается по определенным

циклам и стадиям жизненного развития человека как индивида. Особое значение

в этом отношении имеет онтогенетическая эволюция психофизиологических

функций человеческого мозга — материального субстрата сознания. Любая из этих

функций имеет свою историю развития в онтогенетической эволюции мозга. Это не

значит, однако, что весь ход и содержание психической деятельности человека обусловливаются

такой эволюцией. Современная психология различает в психической

112

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

деятельности разнородные явления: функции, процессы, состояния, свойства личности.

Центральное значение для отражения объективной действительности, ориентации

в ней и регуляции действий имеют психические процессы (восприятие, память,

мышление, эмоции и т. д.), носящие вероятностный характер и зависящие от многих

факторов, одним из которых является возраст.

Любой психический процесс формируется как определенная констелляция психофизиологических

функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т. д.),

действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических

и т. д.) и мотивации (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации).

Из вышеперечисленных компонентов любого психического процесса действия и операции

непосредственно _____вовсе не связаны с онтогенетической эволюцией, мотивация

связана с ней лишь в самых общих и исходных своих формах (органические

потребности и установки) и только психологические функции являются собственно

онтогенетическими феноменами1Подобное различение психологических феноменов

показано на модели перцептивного пространства, компонентами которого являются

пространственно-различительные функции55. Экспериментальные исследования, выполненные

в нашей лаборатории Е. Ф. Рыбалко, показали, что фактор возраста имеет

разное значение для этих компонентов (табл. З)56.

Таблица 3

Зависимость зрительных функций детей и подростков за период от 4 до 15 лет

от возрастного и других факторов, % от общего компонента факторов

Факты

Возраст

Другие

Поле зрения

70

30

Острота зрения

25

75

Глазомер

25

75

Поле зрения, обусловленное структурой проводящих путей и корковыми проекциями,

в наибольшей степени зависит от процессов созревания и старения, как, впрочем,

и от общего состояния нормы и патологии мозга взрослого человека. Не случайно

топическая диагностика очаговых нарушений мозговой деятельности всегда включается

в периметрию. В результате многолетних исследований в нашей лаборатории собран

значительный материал для характеристики онтогенетической эволюции поля

зрения. На рис. 9 сопоставлены данные, полученные Е. Ф. Рыбалко на детях, с данны~

ми, полученными М. Д. Александровой на стариках, по отношению к средним величи-

нам схематизированного поля зрения взрослого человека.

Возрастные изменения поля зрения типичны для онтогенетической эволюции психофизиологических

функций. В связи с накоплением опыта наблюдения и воспитанием

мышления формируется перцептивное поле со своей пространственной и смысловой

организацией оптических сигналов. Непосредственно с перцептивным полем

(и лишь через него с полем зрения) связаны объем внимания, столь важный для ум-

55 Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.

56 Там же. - С. 244.

ИЗ

Человек как предмет познания

Рис. 9. Сравнительная характеристика полей зрения ребенка, взрослого и старого человека:

границы поля зрения взрослого; — —то же старого человека; - - - то же ребенка 6 лет

ственной деятельности, и объем оперативной памяти, зависящий от логических операций

и задачи деятельности. Приблизительно по такому же типу зависимости строятся

и другие психические процессы, связанные с ходом онтогенетической эволюции

посредством функциональных механизмов.

Прежде всего отметим, что закономерность возрастной эволюции психических реакций

является общей как для речевых (речемыслительных), так и для сенсомоторных

реакций. Эта закономерность обнаруживается при сравнительно-возрастном сопоставлении

данных об изменении времени реакций (ВР) различных видов (непроизвольных

и произвольных, двигательных и речевых, простых реакций и реакций выбора на различные

сигналы и т. д.). Благодаря обобщению этих данных в ценных исследованиях

Е. И. Бойко, мы имеем возможность представить картину в целом (рис. 10)57.

Комментируя эту общую картину, Е. И. Бойко пишет по поводу факта замедленного

ВР у детей по сравнению со взрослыми следующее: «Казалось бы, он находится в противоречии

с общеизвестной живостью и подвижностью детского возраста. Тем не менее общая

закономерность состоит в постепенном и неуклонном укорочении ВР, начиная с 3'/,

лет и кончая студенческим возрастом, а затем (после 40 лет) сменяется еще более постепенным

его удлинением по мере процесса старения организма. Всему этому предшествует

наиболее длительный скрытый период непроизвольных двигательных реакций у новорожденных

и.младенцев на тактильные, болевые и температурные раздражения»58.

Такова общая картина постепенного укорочения ВР (начиная с 31/2 лет), оптимум

которого относится к юности и молодости («студенческим годам»). Эта общая картина

проявляется в любых сопоставляемых смежных возрастах как в отношении сенсомоторных,

так и речевых реакций.

Весьма показательны возрастные сопоставления этих видов реакций.

57 Рисунок заимствован из работы Е. И. Бойко «Время реакций человека» (М.: Медицина, 1964. — С. 391).

58 Там же; см. также его работу «Возрастные изменения времени реакций у детей и взрослых» (в сб.: Пограничные

проблемы психологии и физиологии. — Изд. АПН РСФСР, 1961).

114

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Рис. 10. Изменение времени реакции в связи с возрастом по данным различных

исследователей

Раздельные реакции на звук и свет в двух вариантах (с предупреждением и без

предупреждения) были получены Б. Филипом. Приводим сводку этих данных по возрастным

группам (табл. 4)59.

Таблица 4

Среднее время реакций, мс

Возраст,

лет

9

10

11

12

13

14

15

16

Разность

между ВР

в 9 и 16 лет

Раздражители

Звук

с предупреждением

176, 76

175, 64

174, 30

171, 28

161, 96

154, 76

144, 54

139, 52

37, 24

Звук

без предупреждения

219, 10

208, 32

205, 18

199, 32

" * 188, 80

181, 80

165, 18

1-72, 96

46, 14

Разность

42, 34

32, 68

30, 48

28, 01

26, 84

27, 04

20, 64

33, 44

Раздражители

Свет

с предупреждением

194, 24

185, 08

191, 62

184, 68

178, 02

169, 22

158, 20

158, 10

36, 14

Свет

без предупреждения

251, 34

233, 08

238, 10

229, 50

220, 94

211, 44

191, 36

305, 04

46, 30

Разность

57, 10

48, 00

46, 48

44, 82

42, 92

42, 22

33, 16

46, 94

Заимствована из работы Бойко Е. И.

(с. 163).

(Возрастные изменения времени реакций у детей и у взрослых»

115

Человек как предмет познания

По дополнительным подсчетам Е. И. Бойко, ВР на свет и звук укорачивается с 9 до

16 лет почти на одну и ту же величину (36-37 мс), аналогичная тенденция прослеживается

для ВР с предупредительным сигналом и без него.

В подробном исследовании Ф. Гуденаф были охвачены большая группа детей от

3 1/2, до 11 1/2 лет и студенты колледжа. ВР определялось по другой методике (комбинированного

зрительно-слухового сигнала). Были получены данные, в общем, подтверждающие

уже описанную тенденцию укорочения ВР. Эти данные (в извлечении)

представлены в табл. 5.

Таблица 5

ВР на комбинированный зрительно-слуховой сигнал, мс

Возраст, лет

31/2

81/2

Мальчики

580

230

Девочки

622

262

Студенты колледжа

Мужчины

174

Женщины

176

Аналогичная картина была ранее (еще в 1927 г.) получена А. Р. Лурия и его сотрудниками

при изучении ВР детей на различные словесные сигналы (в ассоциативном

эксперименте). По их данным, ВР у подростков 16 лет вдвое короче, чем у детей

8 лет. Если ВР восьмилетних детей в среднем равнялось 2, 7 с, то ВР подростков характеризовалось

величиной всего 1, 2 с.

В соответствии с современными трактовками информационной природы сигналов

были установлены соотношения информационных и возрастных факторов, определяющих

время реакций. При таком важном уточнении оказалось, что ВР есть функция

информации стимула и возраста. Вместе с тем общая картина возрастных изменений

ВР подтвердилась и при этом уточнении.

В литературе описаны значительные вариации ВР, связанные с информационной

природой стимула, социальным развитием и образованием, отношением к задаче,

тренированностью испытуемых и т. д. Однако эти вариации всегда находятся

в определенных, уже известных нам возрастных диапазонах ВР. По этим диапазонам

можно выделить известный оптимум временных характеристик сенсомоторных

и речемыслительных реакций, который совпадает с периодом юности и молодости

(«студенческим возрастом»). Ни по одному виду реакций такой оптимум не располагается

в каком-либо из детских возрастов. В детских возрастах не обнаружен такой

оптимум даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям,

что свидетельствует о незавершенных в этих возрастных фазах процессах сенсомо-

торного развития.

Сопоставим описанные важные выводы из психологических исследований с выводами,

полученными П. П. Лазаревым и его сотрудниками. На протяжении многих лет

они изучали чувствительность различных модальностей (периферического зрения, Слуха,

кинестезии) у людей разных возрастов. На основании ряда серий подобных исследо-

116

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

ваний П. П. Лазарев пришел к выводу, что чувствительность «для периферического зрения,

для слуха, для центров движения и, вероятно, для других центров зависит от возраста

» 60. На рис. 11 изображена кривая возрастных изменений средних значений этих видов

чувствительности (обозначается как Е0, из хода которой видно, как постепенно возрастает

уровень чувствительности, достигая максимума к 20 годам жизни61.

Пороговые значения, полученные для двадцатилетнего

возраста, как полагал П. П. Лазарев,

могут быть использованы в качестве

эталона сенсорного оптимума, по сличению с

которым можно определить возраст любого

человека. «Определение возраста, — замечает

П. П. Лазарев по поводу такого способа, — делается

с точностью около 3-5 лет»62. Он осо-

бенно подчеркивает то обстоятельство, что эталоном

для разных видов чувствительности

избирается один и тот же двадцатилетний возраст:

«...оптимальная чувствительность к внешним

воздействиям на глаз при периферическом

зрении наблюдается около 20 лет. В этом

же возрасте имеется максимальная слуховая чувствительность (Лазарев, Беликов).

Около этого возраста имеется и максимальная чувствительность двигательных центров.

В возрасте около 20 лет восприимчивость указанных выше центров является повышенной...

»63 С некоторыми дополнениями эти выводы были подтверждены последующими

экспериментальными работами.

Различительная чувствительность глаза по отношению к яркости ахроматических

объектов возрастает весьма значительно, например в возрасте 16 лет она в 2, 5 раза

больше, чем у 6-летних детей. По данным Л. А. Шварц, различительная цветочувствительность

заметно повышается с возрастом. По сравнению с первоклассниками у учащихся

третьего класса она возрастает в среднем на 45 %, а у учащихся пятых классов

— на 160 %64. Аналогичные явления были обнаружены в лаборатории С. В. Крав-

кова в отношении возрастных изменений электрической чувствительности глаза.

Результаты многих исследований возрастной эволюции различительной чувствительности

глаза были обобщены С. В. Кравковым (рис. 12)65.

Сравнительно с данными П. П. Лазарева сенсорный оптимум здесь передвинут еще

выше, к 25 годам

Следует отметить также, что гетерохронность созревания и развития различных

функций даже одного и того же анализатора существенно осложняет картину. Мы не

60 Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики. — М.: Изд. АН СССР, 1945. — С. 98.

61 Там же. - С. 99.

62 Там же. - С. 100.

63 Там же.

64 Шварц Л. А. Развитие цветоощущения у детей школьного возраста // Бюллетень экспериментальной

биологии и медицины. — Т. 25. — Вып. 3. — М., 1948. — Л. А. Шварц установила вместе с тем, что абсолютная

цветочувствительность постепенно снижается уже в эти годы.

65 Кравков С. В. Глаз и его работа. - Изд. АН СССР, 1950. - С. 231.

Рис. 11. Обобщенная кривая возрастной

изменчивости слуховой, зрительной,

периферической и кинестетической

чувствительности (по П. П. Лазареву)

Человек как предмет познания

Рис. 12. Изменение различительной чувствительности глаза

в зависимости от возраста

имеем возможности останавливаться на этом важном вопросе, укажем только, что он

специально освещен в нашей работе, написанной совместно с Е. Ф. Рыбалко66. С помощью

корреляционного анализа экспериментальных данных о развитии зрительно-пространственных

функций у детей от 4 до 16 лет (сравнительно со взрослыми) Е. Ф. Рыбалко

обнаружила некоторые закономерности их онтогенетического взаимодействия,

в том числе явления периодического понижения остроты зрения при расширении границ

монокулярных полей зрения в отдельные периоды развития. Гетерохронность развития

может быть следствием подобных коррелятивных изменений.

Гетерохронность функций в другой модальности (кинестезии) можно показать на

экспериментальных данных К. X. Кекчеева (табл. б)67.

' Таблица 6

Возрастные изменения чувствительности «статической»- проприорецепции

Вид проприо-

Оценка размеров

длины

Оценка толщины

Оценка усилий

(веса грузов)

Возраст, лет

8

55, 0

41, 0

54, 0

9

43, 0

50, 5

66, 3

10

62, 2

64, 7

71, 3

11

68, 6

49, 25

74, 3

12

68, 5

58, 0

76, 5

13

75, 0

65, 0

79, 0

14

69, 1

69, 1

82, 4

15

73, 5

76, 6

83, 0

16

79, 5

79, 0

84, 0

17

77, 3

64, 4

80, 9

18

82, 5

66, 3

87, 2

Анализируя данные табл. 6, К. X. Кекчеев писал, что «с возрастом относительная

чувствительность " статической" проприорецепции... постепенно повышается и это

повышение протекает без перерывов или резких рывков. Наибольший рост чувствительности

приходится на период от 8 до 10 лет; позднее чувствительность увеличивается

медленнее, давая как бы " плато"»68.

66 Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.

67 Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. — М.: Медгиз, 1946.у С. 148.

68 Там же.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

Рассмотрим более подробно эти интересные данные! Кинестетическая оценка длины

обнаруживает не только периоды повышения (в 10, 13, 15, 16 и 18 лет), но и периоды

снижения (в 9, 12, 14 и 17 лет). Аналогичная картина неравномерности развития

обнаруживается в эволюции кинестетической оценки толщины. Снижение уровня

кинестезии обоих видов совпадает только в одном случае (в 17 лет). Из одиннадцати

возрастных групп совпадение явлений повышения чувствительности обоих видов

наблюдается только у шести. Указанное К. X. Кекчеевым «плато» имеет место лишь

в кинестетической оценке усилий (веса грузов). В период от 14 до 17 лет уровень почти

стабилизируется, затем в тот же, что и в двух других видах проприорецепции, период

(в 17 лет) снижается, потом вновь значительно повышается (в 18 лет). Имеются

основания полагать, что дальнейшая эволюция кинестезии определяется совокупным

действием возраста и практической деятельности.

Весьма интересные и важные для возрастной психофизиологии данные об онтогенетической

эволюции слуховой чувствительности и ее различных видов получены

Н. В. Тимофеевым и его сотрудниками, изучавшими онтогенетическую эволюцию порогов

слышимости (тонов и речи) у людей в возрасте от 4 до 80 лет. Они обнаружили

гетерохронность в развитии видов остроты слуха и неравномерность эволюции каждого

из них.

Н. В. Тимофеев и К. П. Покрывалова установили, что пороги слышимости закономерно

изменяются с возрастом и поэтому нет показателей, равно годных для всех людей

с нормальным слухом69.

Для всех изученных в сравнительно-возрастном плане видов чувствительности

характерно постепенное понижение порогов ощущений, т. е. повышение чувствительности

(особенно различительной), далеко за пределами периодов роста и созревания.

- Каждый из видов чувствительности может иметь несколько «пиков», точек подъе-

ша, - так как процесс развития носит неравномерный характер и гетерохронность фун-

кциональной эволюции сопровождается не только положительной, но и отрицатель-

ной корреляцией сенсорных функций. Один из этих «пиков», сопровождающихся

конвергенцией ряда серсорных функций, располагается в зоне ранней зрелости

(18-25 лет), а другой может иметь место и позже, в период общей стабилизации

функций.1

Примечательно, что кривая онтогенетической эволюции чувствительности (ее

постепенного повышения к 18-25 годам, а затем стабилизации в 25-50 лет) легко соотносится

с кривой возрастных изменений времени реакций. Генетическая общность

этих явлений заключается, возможно, в том, что в процессе индивидуального развития

аналитическая деятельность больших полушарий головного мозга прогрессирует,

ни в какой мере не прекращаясь и не свертываясь по мере формирования сложных






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.