Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрим основные из методов расчета емкости потребительского рынка.






Для расчета общей величины потребности населения в потребительских товарах при определении емкости потребительского рынка возможно использование нормативного метода, Нормативный метод отличается высокой точностью расчетов при наличии научно обоснованных норм и нормативов и небольшой трудоемкостью расчетов; позволяет определить перспективную емкость регионального рынка основных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

При расчете общей емкости потребительского рынка возможно также использование индексных методов, в частности метода расчета индекса покупательной способности. Этот метод основан на применении многофакторного индекса

Экстраполяционные и корреляционно-регрессионные методы:

· Экстраполяционный метод

· Формальная экстраполяция

· Прогнозная экстраполяция

Достаточно широкое распространение при определении емкости потребительского рынка получили корреляционно - регрессионные модели, построенные по данным бюджетной и торговой статистики. Математическим инструментом при использовании данного метода является корреляционно-регрессионный аппарат, а модели формулируются в виде уравнений регрессии, которые характеризуют зависимость емкости регионального потребительского рынка на отдельные товары от факторов, ее определяющих (денежных доходов населения региона; численности населения; структуры розничного товарооборота и т.д).

Более точный расчет емкости потребительского рынка дает построение мультипликативно-аддитивной модели на основе нормативных и экспертных показателей. В модель могут быть заложены такие факторы, как численность потребителей; фактический уровень потребления товаров в предшествующих периодах или рациональные уровни потребления; насыщенность рынка; эластичность покупательского спроса по цене и доходам; износ товаров (физический и моральный) и т.д. Данная модель позволяет учесть достаточно большую совокупность факторов, определяющих емкость потребительского рынка, построена на комплексном использовании ряда методов (нормативного, экономико-статистического, метода экспертных оценок), что повышает точность и достоверность прогноза.

Использование данной формулы в практической деятельности при расчете емкости рынка затруднено, так как большинство ее элементов (насыщенность рынка; физический и моральный износ товаров; альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей) необходимо определять экспертными методами, что значительно увеличивает трудоемкость расчетов и усиливает вероятностный характер прогноза.

Важное место среди методов определения емкости регионального потребительского рынка занимают экспертные методы, основанные на информации, полученной от экспертов. Основным источником информации при использовании экспертных методов являются опросы или анкетирование потребителей (покупателей), торговых агентов, специалистов товаропроизводителей и т.п. Использование экспертных методов возможно, если эксперты высококвалифицированы, не отказываются высказывать свои предпочтения и намерения; эксперты четко следуют своим намерениям; затраты по использованию данных методов окупаются увеличением объемов реализации потребительских товаров. Наиболее часто при расчете емкости рынка используются такие экспертные методы, как “метод Дельфи”, “метод мозговой атаки”, “фокус-группы”. Экспертные методы отличаются относительной простотой, достаточно высокой точностью при соответствующей квалификации экспертов, применимы для прогноза любых ситуаций, в том числе в условиях недостаточного объема информации. К основным недостаткам экспертных методов относятся субъективизм мнений экспертов, расплывчатость и ограниченность некоторых их суждений.

Указанные методы в практике используются, как правило, не в чистом виде, а в сочетании отдельных элементов и методов. Выбор конкретной методики расчета емкости потребительского рынка, на наш взгляд, определяется в зависимости от решаемых задач с учетом следующих факторов:

· специфики изучаемого товарного рынка;

· требуемого уровня точности прогноза;

· времени, отведенного на подготовку и осуществление расчетов емкости рынка;

· круга информационных данных, необходимых для разработки расчета емкости;

· горизонта прогнозирования, то есть срока, на который дается прогноз.

Для определения емкости рынка потребительских товаров целесообразно использование комплекса методов, включающего в себя как количественные, так и качественные методы.

 


10. Покупательский спроса: понятие, состав, сущность и факторы его определяющие






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.