Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составные звенья торговли и каналы товародвижения






Практика развития торговли как отрасли выявила два ее основных звена: оптовое и розничное. Оптовая торговля - это организация торговых операций с крупными партиями товаров для последующей продажи предприятиям розничного звена, производственным потре­бителям как для внутреннего потребления, так и дальнейшего про­изводства. Розничная торговля - это предприятия, обслуживающие конечных потребителей (индивидуальных и коллективных). Исходя из этого, процесс перемещения потребительских товаров от производства к конечному потребителю можно представить сле­дующей схемой (рис.10.3).

Анализ этой схемы товародвижения выявляет каналы, по кото­рым перемещаются товары:

· производство – подсортировочно-распределительные склады роз­ничной торговли - розничные торговые предприятия - потребители;

· производство - оптовое звено - розничные торговые предприятия-потребители;

· производство - оптовое звено - подсортировочно-распределительные склады розничной торговли - розничные торговые предприятия-потребители;

· производство - оптовое звено - розничные торговые предприятия-потребители;

· производство - потребители.

Названные каналы не отражают всех посредников, участву­ющих в настоящее время в процессе перемещения товаров, которые могут быть в каждом звене данной схемы. Однако по мере формирования реальной рыночной экономики эти иррациональные участки процесса товародвижения в ходе экономического развития или исчезнут вообще, или займут подобающее им место. Представленную схему следует проанализировать и с точки зрения значимости составных звеньев торговли. Как изменится товаро­движение в зависимости от степени участия в нем этих звеньев? Исключим оптовую торговлю, и процесс товародвижения будет осуществляться по следующим направлениям:

· производство - розничные торговые предприятия - потребители;

· производство - потребитель.

На первый взгляд, сокращение каналов, по которым будут пере­мещаться товары, а следовательно, и звенности товародвижения, очевидны. Если же рассмотреть схему товародвижения без участия подсортировочно-распределительных складов розничной торговли, то ее процесс будет осуществляться так:

· производство - розничные торговые предприятия – потребители;

· производство – потребители.

Таким образом, эти две схемы идентичны. Однако экономическая сущность отраженных в них процессов товародвижения имеет суще­ственные различия. За кажущимся сокращением звенности товаро­движения при установлении прямых связей (производство - розничная торговля) скрыто значительное увеличение объема работ на складах розничной торговли. Тот объем работ, который призвана была выполнять определенная оптовая организация, расчленяется между десятками подсортировочно-распределительных складов роз­ничной торговли, что приводит к неоправданному росту ее затрат, а значит, снижению прибыли. Более того, как показывают исследования, затраты на подработ­ку, подсортировку, хранение товаров в оптовом звене ниже, чем в розничной торговле, что также подтверждает экономическую целе­сообразность деятельности опта и его значимости в процессе товаро­движения.

Рассмотренная схема основных каналов товародвижения предпо­лагает анализ механизмов функционирования составных ее звеньев, что позволит вскрыть как их особенности, так и характер взаимодей­ствия. Это имеет принципиальное значение для организации торгов­ли, отвечающей требованиям рыночной экономики.


13. Потребительский рынок как экономическая категория: понятие, состав, сущность

Потребительский рынок:

в широком смысле - это совокупность экономических отношений и связей между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи потребительских товаров, оказывающих регулирующее воздействие на все фазы воспроизводственного процесса;

в узком - это сферу реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками потребительского характера.

Состав Потребительского рынка:

1) Рынок потребительских товаров:

¾ Рынок продовольственных товаров;

¾ Ранок непродовольственных товаров.

2) Рынок личного недвижимого имущества.

3) Рынок потребительских услуг.

Функции потребительского рынка:

1) Функция саморегулирвания в экономике - создание системы обратных связей в экономике, согласование производства и потребления по общему объему и в ассортиментом разрезе, поддержание сбалансированности спроса и предложения в условиях постоянно меняющейся их структуры.

2) Стимулирующая функция - экономическое стимулирование роста и эффективности производства, побуждающее товаропроизводителей создавать пользующиеся спросом товары лучшего качества с наименьшими издержками.

3) Функция экономичности – экономичность удовлетворения потребления, побуждение покупателя соизмерять спрос с доходами, снижение издержек обращения, связанных с процессом купли-продажи товаров.

4) Регулирующая функция - обеспечение динамичной пропорциональности в производстве и обмене товарами между различными регионами и сферами национального хозяйства.

5) Эквивалентная функция - сопоставление индивидуальных затрат труда отдельных производителей с общественными затратами труда, соизмерение затрат и результатов.

6) Информационная функция – представление информации о ценах, ассортименте, качестве товаров и услуг и т.д., позволяющей каждому хозяйственному субъекту определить цели и стратегию своей деятельности в меняющихся условиях потребительского рынка.

7) Ценообразующая – установление цен на потребительские товары под влиянием спроса и предложения; установление связи между ценой и стоимостью товаров, услуг и влияние на них изменений в производстве, потреблении, конъюктуре.

8) Санирующая – освобождение от экономически неустойчивых предприятий на потребительском рынке вследствие конкуренции; обеспечение развития предприятий, активно развивающих предпринимательство и эффективно осуществляющих хозяйственную деятельность.

Для успешного осуществления потребительским рынком его функций и обеспечения эффективного воспроизводственного процесса необходимы следующие условия:

· экономическая свобода;

· многообразие форм собственности;

· наличие достоверной и полной информации о рынке у его субъектов;

· свобода ценообразования;

· развитие конкуренции, свобода выбора партнеров рыночных отношений и цивилизованные формы взаимоотношений партнеров;

· создание механизма социальной защиты населения, прав потребителей;

· формирование и развитие инфраструктуры потребительского рынка.

Потребительский рынок имеет прямые и косвенные связи и зависимости со всеми видами рынков.

Данный вид рынка активно участвует в кругообороте средств и регулирует экономические отношения между отдельными субъектами воспроизводства.

Потребительский рынок взаимодействует с рынком труда, так как спрос и предложение рабочей силы оказывают влияние на спрос и предложение на потребительском рынке.

Потребительский рынок непосредственно взаимодействует с рынком информации. Исходя из полученной информации субъекты рынка определяют объемы и направления своей деятельности, рациональные структуры товародвижения и т.п. во многом определяя их состояние и развитие. В свою очередь, потребительский рынок предоставляет информацию о размерах покупательского спроса на отдельные группы и виды товаров, изменениях спроса по ассортиментной и качественной структуре, формировании спроса населения на новые товары и т.п.

Большое влияние на потребительский рынок оказывает рынок недвижимого имущества населения.

Развитие рынка недвижимого имущества ослабляет денежную нагрузку на рынке потребительских товаров.

Потребительский рынок обеспечивает денежное обращение страны, так как денежные средства в своей основной массе начинают движение именно на нем. Несбалансированность потребительского рынка приводит к нарушениям в системе денежного обращения, изменяет количество денег в обращении. В то же время необоснованное увеличение количества денег в обращении приводит к их обесцениванию, росту цен и инфляции, а следовательно, к падению покупательной способности и спроса населения.

потребительский рынок имеет прямые и косвенные связи и зависимости со всеми видами рынков

Функционирование потребительского рынка характеризует ряд связей:

· между спросом и предложением;

· между потребностями страны и производства;

· между текущим потреблением и накоплением;

· между дифференциацией доходов и характером потребления.


22. Сбалансированность на рынке потребительских товаров: понятие, сущность, графическая интерпретация

Функции регионального потребительского рынка:

1. Обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством актов купли-продажи потребительских товаров.

2. Выполняет ценообразующую функцию в регионе, определяя уровень равновесных цен и пропорций между ценами на различные товары.

3. Согласует экономические интересы контрагентов рынка.

4. Обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.

5. Регулирует количественные пропрции в структуре спроса и предложения.

6. Обеспечивает необходимой информацией субъектов потребительского рынка.

7. Регулирует объем и структуру производства потребительских товаров посредством установления прямых и обратных связей между производителями и потребителями.

Внутренний потребительский рынок следует рассматривать с двух сторон:

n как совокупность товарных рынков (рынков отдельных товаров);

n как совокупность региональных (территориальных) рынков.

Товарный рынок представляет собой сферу обращения отдельного товара или группы потребительских товаров, выступающих как продукт отдельных отраслей производства. Региональный потребительский рынок - это часть внутреннего рынка, то есть рынок отдельной республики, области, края, района и т.п. Наличие таких рынков обусловлено территориальным разделением труда, специализацией регионов, их природно-климатическими условиями, национально-бытовыми традициями и т.д. Региональный и товарный рынки тесно взаимосвязаны между собой: товарные рынки развиваются в рамках региональных, а те, в свою очередь, воздействуют на развитие товарных.

Многообразие всех экономических отношений на региональных потребительских рынках между продавцами и покупателями можно подразделить на две группы:

n отношения, складывающиеся внутри региона - внутрирегиональные связи;

n отношения между отдельными регионами - межрегиональные связи.

Выделение данных групп экономических отношений на региональных потребительских рынках обусловлено существованием двух взаимосвязанных тенденций развития регионов.

1. Усиление межотраслевой интеграции и дифференциации регионального производства, расширение хозяйственной самостоятельности обусловливают определенную экономическую самостоятельность отдельных регионов, их относительную обособленность, наличие процесса регионального воспроизводства. Поэтому экономические отношения, складывающиеся на региональном потребительском рынке, можно рассматривать в пределах конкретного территориального комплекса.

2. Вследствие специализации и кооперирования производства в масштабах всей страны усиливаются экономические связи между регионами, сглаживаются особенности развития отдельных региональных потребительских рынков и их границ. В результате этого растет зависимость развития конкретных региональных рынков от общехозяйственных факторов развития.

Региональный потребительский рынок - это относительно самостоятельная часть внутреннего потребительского рынка, представляющая собой совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами по поводу реализации товаров через механизм региональных и межрегиональных связей.

В качестве субъектов регионального потребительского рынка выступают покупатели, субъекты, формирующие предложение товаров на рынке, и субъекты рыночной инфраструктуры.

Формы категории регионального потребительского рынка характеризуются актами купли-продажи потребительских товаров, совершаемых в пределах регионального товарного обращения и в отношениях с другими регионами.

Региональный потребительский рынок не является замкнутой хозяйственной единицей, а выступает как составной элемент единой экономической системы многоотраслевого хозяйства.

Важнейшими критериями определения регионального потребительского рынка служат:

· относительная обособленность регионального рынка как части внутреннего потребительского рынка страны;

· целостность регионального рынка потребительских товаров (основная масса купли-продажи товаров совершается в пределах региональной сферы товарного обращения);

· наличие специфических экономических, национально-бытовых, природно-климатических, демографических особенностей в регионе.

Региональный потребительский рынок может быть сформирован на территории страны, которая имеет:

- потенциальные возможности для производства товаров в количестве, удовлетворяющем потребности экономики и населения региона;

- товарные ресурсы для осуществления межрайонных и внутрирайонных экономических связей.

21. Потребности населения: понятие, состав, виды и классификация потребностей

26. Потребности как основа функционирования товарного обращения: виды и классификация потребностей, основные факторы влияющие на их формирование и развитие

Потребности как выражение условий материальной и духовной жизни на определенном уровне развития общества, воспроизводство которых необходимо для обеспечения его деятельности в целом и каждого человека в отдельности.

Потребности можно разделить на три основных вида в зависимости от субъекта:

· Общественные – это потребности отдельных социальных и производственных групп, слоев, классов, а также все потребности общества в целом;

· Коллективные – это потребности коллективов людей, предприятий, организаций;

· Личные – это потребности человека в пище, одежде, обуви, жилище и т.д.

Личная потребность - специфическая экономическая категория, определяющая общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена, использования материальных и духовных благ. Источником развития потребностей является удовлетворение существующих потребностей, что ведет к зарождению новых.

Потребности зависят от уровня и состояния развития производственных сил и производственных отношений. В зависимости от соотношения потребностей и производства различают абсолютные и действительные потребности.

Абсолютные потребн ости - это потребности, которые определились и проявились при данном уровне развития науки, техники и производства.

Действительные потребности - это те, которые могут быть фактически реализованы при достигнутом уровне развития производства. Поскольку процесс воспроизводства имеет в своей основе и обязательный этап потребления, то фактически реализованные, действительные потребности являются необходимыми.

По роли, которую личные потребности играют в воспроизводстве способностей человека, выделяют физиологические, социальные и интеллектуальные.

Физиологические, или элементарные, определяются биологическими функциями человеческого организма (пища, вода, одежда, жилье и т.д.).

Социальные, или высшие, связаны с процессом жизнедеятельности человека как члена общества.

Интеллектуальные потребности вытекают из способностей человека логически и творчески мыслить, возможностями и условиями использования этих способностей.

Элементарные потребности - потребности первого уровня. Элементарность их определена непосредственной взаимосвязью с биологическими функциями. Но даже они не могут рассматриваться как чисто биологические, так как реальные способы их удовлетворения носят социальный характер, накладывающий отпечаток на формирование потребностей.

Потребности второго уровня целиком связаны с процессом социализации и отражают его место в обществе. В отличие от физических, социальные потребности формируются и развиваются в процессе становления человека как личности.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека личные потребности подразделяют на материальные и духовные.

Материальные потребности имеют в качестве объекта материальные блага и услуги, необходимые для воспроизводства трудовых ресурсов Материальные потребности составляют часть физиологических и удовлетворяются с помощью материальных благ.

Духовные потребности определяются духовной деятельностью человека, и не только интеллектуальной, а любой другой, побудительным фактором которой выступает его внутреннее состояние.

По объему предъявления и степени удовлетворения различают платежеспособные, удовлетворенные, неудовлетворенные личные потребности.

Платежеспособные - это потребности, представленные на рынке в форме денежных средств, которые предназначены для их удовлетворения, то есть спроса.

Удовлетворенные - это потребности, фактически удовлетворенные имеющимися благами и услугами как в процессе обмена, так и в других формах удовлетворения.

Неудовлетворенные - это потребности, которые предъявлены, но не получили материального или духовного обеспечения по ряду причин, зависящих как от состояния общества, так и от результатов жизнедеятельности человека.

По степени рациональности потребности подразделяют на рациональные, иррациональные, перспективные.

Рациональные потребности - это разумно обоснованные, целесообразные, полезные потребности, основанные на научных представлениях о потреблении благ и услуг.

Иррациональные потребности - антипод рациональных - обусловлены, прежде всего, отсутствием культуры потребления, незнанием или недооценкой последствий иррационального потребления.

Перспективные потребности те, которые проявятся в будущих периодах под воздействием науки и техники, состояния экономики, степени удовлетворения сложившихся потребностей.

По степени конкретизации потребности бывают общие и частные.

Общие потребности выражают объективную необходимость человека в обеспечении социальных, экономических, духовных и физиологических условий поддержания жизни.

Частные потребности находят конкретно-предметную форму выражения в материальных продуктах, причем таких форм существует несколько.

По характеру проявления выделяют объективные и субъективные факторы.

Объективные обусловлены социально-экономическими и культурно-бытовыми условиями жизни человека и действуют независимо от его воли и согласия.

Субъективные - это факторы, механизм проявления которых определяется индивидуальными особенностями человека, его вкусами, привычками, наклонностями и т.д.

Факторы, влияющие на потребности, рассматривают исходя из географических, природно-климатических, национальных, исторических, половых, возрастных, социальных и экономических признаков.


29. Предложение на рынке потребительских товаров: понятие, факторы его определяющие

18. Товарное предложение: источники, факторы, определяющие его структуру и качество товарного предложения

Предложение - это масса товаров (продуктов, услуг), предназначенных для реализации и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода по определенной цене.

Товарное предложение на потребительском рынке по составу может быть подразделено на две части: товары, находящиеся в непосредственном процессе реализации, и товары, образующие товарный запас.

Закон предложения, устанавливающий зависимость количества предложения от уровня рыночной цены и желания производителя предложить к продаже больше товаров по высокой цене, чем по низкой, определяет фактор рыночной цены в качестве основного.

Следующий фактор - технология производства, его влияние про­грессивно направлено: внедрение технических новшеств в процесс производства снижает его затраты, а следовательно, увеличивает предложение, так как позволяет производителю получить прежнюю и даже большую прибыль путем снижения цены предложения по сравнению с рыночной.

Воздействие налогов и дотаций разнонаправлено. Налоги сдер­живают рост предложения, особенно когда они необоснованно высоки. Дотации, наоборот, снижают фактические издержки производителя, что ведет в конечном счете к увеличению предложе­ния..

Фактор изменения цен на другие товары выступает в качестве рычага переориентации производителя: он увеличивает производст­во тех товаров, цены на которые возросли, и, наоборот, уменьшает объем предложения на товары, уровень цен на которые снизился.

Количественным фактором, влияющим на предложение, является число продавцов: чем их больше, тем больше предложение на рынке.

Товарное предложение на потребительском рынке формируется как за счет внутренних, так и за счет внешних источников - импорта потребительских товаров.

Источники товарного предложения на потребительском рынке можно подразделить на 2 группы:

· внутренние источники, включающие в себя товарные запасы и поступление потребительских товаров от производителей;

· внешние источники, то есть импорт потребительских товаров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.