Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные источники информации о спросе, возможность их использования в практической деятельности предприятий






На уровне торгового предприятия проявляются, прежде всего, два вида спроса: реализованный и неудовлетворенный. Изучение реализованного спроса можно осуществлять балансовым методом по данным оперативной отчетности материально-ответственных лиц, которую целесообразно вести по форме, учитывающей движение товаров: остатки, поступления, продажу (реализацию).

Анализ проводят на базе баланса розничного товарооборота:

Зн +П=Р +ДР + Зк, (7.1)

где Зн- запасы товаров на начало периода, тыс. руб.;

П- поступление товаров за период, тыс. руб.;

Р- продажа (реализация) товаров за период, тыс. руб.;

ДР- документированный расход, тыс. руб.;

Зк- запасы товаров на конец периода, тыс. руб.

Учет реализованного спроса товарными ярлыками осуществляют путем введения двойных ярлыков, один из которых при продаже товаров остается в торговом предприятии с отметкой на нем даты продажи. Этот метод позволяет вести учет продажи товаров по видам, моделям, размерам, ростам, полнотам и другим потребительским характеристикам.

Изучение спроса по товарным чекам состоит в подсчете этих чеков в конце рабочего дня через считывающее устройство современных кассовых аппаратов. Реквизитами товарного чека являются количество, модель, марка, цена товара и др. Подсчет товарных чеков и группировка их по позициям реквизитов позволяет вести оперативный учет реализованного спроса по ассортименту, качеству, ценовому составу и другим признакам как за один день, так и по другим временным периодам, исходя из целей проводимого изучения спроса.

Учет реализованного спроса в специальных книгах (журналах) характерен для небольших торговых предприятий с узким ассортиментом. В книге ежедневно отражают факт продажи занесенных в нее товаров с указанием количества реализованных натуральных единиц, их разновидностей и отдельных параметров (фасон, модель, размер, материал и т.п.). Эта информация позволяет выявить особенности продаж в течение различных временных периодов, зная которые, заранее можно создать необходимые условия для удовлетворения запросов покупателей.

Решение этой задачи требует знания причин возникновения неудовлетворенного спроса и его объема. Неудовлетворенный спрос на конкретный вид товара определяется непосредственно в торговом предприятии и в тот момент времени, когда покупатель высказывает намерение приобрести его. Наиболее приемлемый и точный методов его изучения является организация систематического учета в специальных журналах, где отмечают вид товара, запрашиваемого покупателем, и основные потребительские характеристики (рост, модель, полноту и т.п.), то есть метод прямого учета. В журнале, листке учета неудовлетворенного спроса могут быть отражены основные причины, по которым покупатель не удовлетворил свой спрос. Общий объем неудовлетворенного спроса (НС) может быть определен как разница между размером действительного спроса (ДС) и объемом реализованного покупательского спроса (РС), представленного на рынке:

НС = ДС – РС. (7.6)

Также объем неудовлетворенного спроса на конкретный товар можно определить с учетом степени удовлетворения спроса на этот товар по следующей формуле:

(7.7)

где HCi- объем неудовлетворенного спроса на i- у группу товаров, товар;

Тi –товарооборот i- го товара;

Сi – степень удовлетворения спроса на i-й товар, которая определяется в основном экспертными методами.

Объем неудовлетворенного покупательского спроса может быть определен также на основе анализа бюджетов семей, как разница между фактической и расчетной (по нормам) суммой покупок для высшей по доходам группы семей. Для остальных же групп населения расчет неудовлетворенного спроса строится на основе коэффициента удовлетворения спроса, рассчитанного для высшей по доходу группы.

Одним из основных методов определения размера неудовлетворенного спроса является опрос семей, при котором каждая семья, выступая в качестве эксперта, выделяет в составе своих денежных расходов неудовлетворенный спрос, что позволяет определить не только общий объем, но и вещественный состав неудовлетворенного спроса. Таким образом, объем неудовлетворенного спроса может быть определен путем опроса или методом экспертных оценок. После определения общего объема неудовлетворенного спроса рассчитывают его уровень по следующей формуле:

(7.8)

где Унс - уровень неудовлетворенного спроса, %;

удовл.С - число покупателей, совершивших покупку в анализируемом периоде;

неуд.С - число покупателей, не совершивших покупку в анализируемом периоде.

Изучение реализованного и неудовлетворенного спроса в торговом предприятии осуществляют и посредством учета замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, а также путем проведения специальных обследований - опросов, имеющих в каждом случае конкретную цель: получить необходимую информацию, для формирования которой другие методы неприемлемы. Опросы покупателей проводят в различное время, в том числе и во время выставок-продаж и выставок-просмотров.

Изучать покупательский спрос можно и через сеть торговых корреспондентов, представляющих собой наиболее квалифицированных, опытных торговых работников различных специальностей (экономистов, бухгалтеров, товароведов, менеджеров и т.д.), которые за особую плату проводят изучение спроса и оценку конкретного товарного рынка или рынка потребительских товаров в целом по широкому кругу вопросов.

Для более полного и всестороннего изучения покупательского спроса целесообразно возрождение специальных опорных пунктов на базе типичных торговых предприятий. Специалисты опорных пунктов осуществляют постоянный сбор информации о покупательском спросе на потребительские товары различными методами, в основном тщательным учетом продажи товаров и анализа товарных запасов, проведением выставок-продаж или выставок-просмотров, покупательских конференций; осуществлением наблюдений, а также периодически проводимых опросов покупателей путем личного интервьюирования или анкетирования. Важная задача опорных пунктов заключается в определении реакции потребителей на новые товары, появившиеся на потребительском рынке, и формировании спроса на них. В результате проводимых исследований специалисты опорных пунктов представляют как сигнальную информацию о тех или иных изменениях покупательского спроса, так и конъюнктурную информацию, содержащую более полную характеристику спроса, предложения и цен на изучаемые товары и товарные группы.

Выставки-продажи товаров - способ получения информации о спросе на определенные товары и товарные группы; проводятся в течение определенного времени и имеют целью изучение реализованного и неудовлетворенного спроса, мнений покупателей, изменения товарных запасов.

Ярмарки организовывают по товарам, которые торговое предприятие предлагает или собирается предложить своим клиентам. Цель организации таких мероприятий - оценка ожидаемого спроса для принятия управленческого решения.

Завершающим этапом изучения спроса в торговом предприятии служит анализ товарных запасов, состояние которых позволяет выявить особенности их формирования и причины изменения (ускорения, замедления) оборачиваемости.


7. Конъюнктура рынка потребительских товаров: понятие, виды, сущность

24. Конъюнктура рынка потребительских товаров: понятие, состав, виды

1. Конъюнктура рынка - это сложившаяся в данный момент на потребительском рынке конкретная экономическая ситуация, определяющая соотношение спроса и предложения в условиях реализации товаров в данный период времени.

2. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию на потребительском рынке в данный момент времени.

Различают конъюнктуру рынка потребительских товаров и торговую конъюнктуру. Конъюнктура потребительского рынка охватывает экономическую систему в целом, то есть сферу производства, распределения, обмена и потребления, во взаимосвязи и взаимодействии с общеэкономической конъюнктурой. Торговая конъюнктура представляет собой условия деятельности предприятий, организаций торговли и других торговых посредников, складывающиеся в результате колебаний и соотношения спроса и предложения при данном уровне цен за определенный период времени. Таким образом, торговая конъюнктура является составной частью конъюнктуры рынка потребительских товаров. Существует три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.

Основной целью изучения конъюнктуры рынка потребительских товаров являются определение и предсказание возможного характера развития процесса реализации товаров и удовлетворения покупательского спроса населения с учетом действия определенных факторов и условий; характеристика степени сбалансированности рынка. Изучение конъюнктуры рынка потребительских товаров позволяет получить информацию о состоянии и тенденциях развития рынка и структурных сдвигах на нем, соотношения спроса и предложения на каждый данный момент экономического развития, о причинах их изменениях в ближайшей перспективе. Результаты изучения конъюнктуры рынка потребительских товаров в основном используются для обоснования и корректировкизаказов (заявок) торгующих организаций (предприятий), формирования производственного и торгового ассортимента, то есть текущего регулирования спроса и предложения; а также для оперативного управления производством и сбытом потребительских товаров.

При изучении конъюнктуры рынка потребительских товаров следует учитывать такие ее отличительные черты, как:

· цикличность, то есть рынок потребительских товаров в своем развитии проходит ряд циклов; подвержен сезонным и цикличным колебаниям под влиянием определенных факторов. Поэтому характеристика цикла развития рынка, оценка его колеблемости являются необходимым условием изучения конъюнктуры рынка с целью принятия оптимальных управленческих решений в коммерческой деятельности предприятия;

· динамичность, то есть рынок потребительских товаров и его конъюнктуру необходимо изучать в динамике, с учетом происходящих изменений в спросе и предложении; структурных сдвигов на рынке; изменении рыночных цен и т.п.;

· вариабельность, то есть необходимо иметь в виду его стихийность, подверженность случайным и постоянно проявляющимся колебаниям под влиянием целой совокупности конъюнктурообразующих факторов.

В зависимости от соотношения спроса и предложения конъюнктура бывает высокая (благоприятная) и низкая (неблагоприятная).

· Высокая (благоприятная) конъюнктура – это такие условия соотношения спроса и предложения, когда предложение по своему объему, ассортименту, структуре и количеству отвечает предъявленному спросу и способно удовлетворить его полностью.

· Низкая (неблагоприятная) конъюнктура – это условия, при которых предложение ниже спроса или по объему, или по ассортименту, или по качеству. При неблагоприятной конъюнктуре спрос не удовлетворяется, что свидетельствует о несбалансированности рынка.

основных признаков классификации конъюнктурообразующих факторов является их деление по природе возникновения на экономические, социально-демографические, психологические, природно-климатические, технологические и прочие.

Факторы:

· Основные экономические факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру: производство и поставка потребительских товаров; уровень и состояние цен на отдельные виды и группы товаров; размер и темпы роста денежных доходов населения; состояние денежных сбережений населения; активность населения в использовании денежных средств; изменение потребления из личного подсобного хозяйства; уровень запасов предметов потребления у населения и др.

· К основным демографическим факторам, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка, относятся численность и половозрастной состав населения, количество семей и их численность, деление населения на городское и сельское, плотность населения и т.п. С оциальные факторы наиболее влияющие на рыночную конъюнктуру - это разделение населения на социальные группы по уровню образования, уровню культуры, форме распределения материальных благ и т.п. Психологические конъюнктурообразующие факторы включают в себя моду, исторические и национальные традиции, реакцию потребителей на рекламу и окружающую действительность, потребительские мотивы и т.п. Непосредственное влияние на конъюнктуру рынка отдельных товаров и товарных групп оказывают и природно-климатические факторы вызванные географическим положением, сезонностью, климатом, количеством осадков, температурой воздуха и т.д. К прочим конъюнктурообразующим факторам относятся политические, расселенческие и градообразующие факторы, условия доставки и транспортировки товаров и т.п.

8. Емкость рынка потребительских товаров: понятие, сущность, факторы ее определения

23. Емкость рынка потребительских товаров: сущность и факторы, ее определяющие

Емкость потребительского рынка обычно характеризуется количеством (физическими единицами или стоимостным выражением) реализованных или потенциально реализуемых товаров в течение какого-либо периода.

Факторы, влияющие на емкость рынка, классифицируют по четырем группам: социальные, технологические, экономические и прочие факторы (СТЭП - факторы).

При анализе и учете факторов, влияющих на емкость потребительского рынка региона, их подразделяют на три группы:

· общие;

· региональные;

· специфические.

Общие факторы оказывают влияние на емкость потребительского рынка как отдельных регионов, так и страны в целом; на емкость потребительского рынка в целом и рынков отдельных товаров. К общим факторам, формирующим емкость регионального потребительского рынка, относятся:

· уровень и соотношение цен и инфляции;

· инвестиционная политика в государственном и частном секторах;

· размеры и структуры импорта (экспорта) потребительских товаров;

· уровень жизни населения;

· развитие инфраструктуры рынка потребительских товаров;

· степень насыщенности рынка;

· развитие конкуренции на потребительском рынке;

· денежные доходы и покупательная способность населения и т.д.

Региональные факторы влияют преимущественно на емкость потребительского рынка конкретного региона. Данную группу составляют: демографические факторы; природно-климатические условия; национально-бытовые и исторические традиции; расселенческий и градообразующий факторы; транспортные факторы и т.д.

Кроме рассмотренных, на емкость потребительского рынка конкретных товаров и товарных групп влияют и специфические факторы, определяющие развитие покупательского спроса на отдельные виды товаров и характер товарного предложения по ним.

Процесс определения емкости рынка потребительских товаров описывается следующим алгоритмом (прил.3), включающим шесть взаимосвязанных этапов его проведения:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.