Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические идеи французского Просвещения.






Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность, отстаивающие атеистические воззрения. Именно Франция способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе — от Испании до России и Северной Америки.

П. - идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Деятели Просвещения боролись за установление " царства разума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть " естественное равенство", а отсюда - полит свобода и гражданское равенство.

Идея разума. Всем людям на земле независимо от эпохи присущ здравый смысл. Поэтому человечество может рассматриваться как единое целое. Все люди наделены ест светом разума. Отличие в степени господства предрассудков. С одной стороны свет разума, а с другой – тьма разума. Предрассудки разъединяют людей, а разум объединяет. Смысл истории – чтобы предрассудки рассеялись, а разум восторжествовал. Все просветители верили в прогрессивное развитие человечества под действием разума. В сер 18в просветители ввели понятие цивилизация – высшая точка человеч прогресса. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, с другой, - всю совокупность достижений человеческого разума их воплощений в общественной жизни различных народов. Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности. Говоря о цивилизации как о совокупности достижений человеческого разума, они имели в виду признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом, открытия науки и философии. Основоположник – Вольтер. Фр просветители рассматривали прогресс со стороны общества, а не смотрели на прогресс с точки зрения развития и изменения самого чел, его души. Затем появляется понятие культура. Человеч-во движется от низшего состояния к высшему. Вольтер считал, что все народы способны к прогрессу. Теорию прогресса сформировали Тюрго и Кондорсе: 3 ступени прогресса – теологическое состояние, метафизическое, научное. Кондорсе выделял 9 эпох развития человечества. Большинство просветителей придерживались деизма (Бог создал мир и удалился на покой, а чел дальше мир преобразовывает сам).

Кондорсе идею прогресса связывал не с просвещением монархов и правителей (как Вольтер, Монтескье), а с массовым движением индивидов, народов, наций, кот могут достигнуть высокой ступени развития благодаря применению техники, научным открытиям, совершенствованию нравов, правовых и полит институтов. Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Выделил десять этапов - эпох прогресса человеческого разума. Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.