Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические идеи английского Просвещения.






Английское Просвещение. Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью. 1707 – Шотландию присоединили к Англии. Особенности: 1)наиболее раннее просвещение; 2)это просветительское течение следовало за революцией. Шотландское Просвещение задумывалось о своем развитии уже в 17 веке; 3)оптимизм. Они не просто верили в прогресс, а их вера в прогресс опиралась на реальные, конкретные успехи Англии в экономич. и политич. сферах. 4)центр. проблематика – этическая и экономическая в тесной взаимосвязи. 5)шотландское просвещение имело свою характерную специфику.

Большинство шотландских мыслителей эпохи Просвещения разделяло следующие взгляды: (а) придание важного значения необходимости эмпирического изучения социальных учреждений; (б) отрицание чисто индивидуалистских оценок природы и происхождения социального порядка; (в) необходимость анализа общества с точки зрения естественного и нравственного порядка; (г) вера в открытие основополагающей модели причинности (общие принципы или законы), объясняющей социальную действительность. Как и во Франции, шотландские мыслители эпохи Просвещения были оптимистами относительно будущего прогресса человеческих обществ.

Дэвид Юм. В центре внимания Юма – чел, с него начин построение об-ва. Больш роль в жизни чела играют впечатления и привычки. Те привычки, идеи, кот были усвоены в раннем возрасте, потом искоренить практически невозможно.

Общ-во образуется из взаимности интересов людей. Люди зависимы др от др им выгодно быть вместе. Справедливость возникает из чувства выгоды. Гос-во вторично (должно служить об-ву), об-во – первично. Нравственное чувство, на кот основывается об-во, исходит не из разума (мы его чувствуем). Гл. механизм соц воспитаниячастная собств-ть.

А.Смит Теория трудового общ-ва, в осн кот лежит нравств (моральное) чувство. Мораль осн на чувстве симпатии, кот присуще кажд челу. Чел – эгоист, стремится к собственному благу (но это не порок, это низшая форма добродетели). Особенность устройства об-ва: чел долж сделать благо окружающим, чтобы в ответ получ благожелательность окруж-их.→ В мире царит предустановленная гармония.

Стремление к выгоде → Разделение труда (полезно с соц точки зрения): через рынок, взаимн обмен люди оказ взаимосвяз-ми. Рынок – не только экон, но и соц-политич категория.

Миллар Джон —Отличительная особенность его подхода заключалась в выделении значения разделения труда, форм пропитания и собственности в понимании социальных отношений в целом.

Шефцберн: свойства человеч души: представления о прекрасном, справедливом, честном – лежат в основе «нравственного чувства», присущего всем людям от рождения. Природа чела влечет его к добру, от зла.

Мандевиль («басня о пчелах»): чел эгоистичен; об-во основывается не на добродетели, а на эгоизме, наоборот: пороки людей способствуют процветанию об-ва. Вывод: «добро произрастает из зла». Эгоизм каждого, его желание улучшить свою жизнь дает благо всем. Не смотря на огромн различия с Шефцберном., одно общее: об-во – естественное образование, происходящее из природ-ных склонностей людей.

Хатчессон: Больше внимания уделял вопросам экономики, анализировал роль и значение разумного труда в развитии пр-ва и об-ва. Согласно Хатчесону, человек по своей природе предрасположен к моральным поступкам; добродетель заключается в содействии благополучию других; стимулом к совершению добродетельных поступков является их красота, а не проистекающая из них польза; обладая врожденным моральным чувством, человек способен судить о добродетельности или порочности самого себя и других людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.