Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исполнительский стиль






академического направления базируется на классических принципах исполнения:

· единый подход к звукообразованию,

· прикрытый характер звука,

· сглаженность регистров,

· однородность тембров внутри каждой хоровой партии,

· постоянный количественный состав хора,

· относительно равномерное распределение певцов внутри хоровых партий.

Коллективы народного направления:

· опора на местную певческую культуру (отсюда разнообразие их составов и манеры исполнения),

· различные соотношения мужских и женских голосов,

· использование преимущественно грудного регистра,

· диапазон (обычно) в пределах октавы,

· пение открытым натуральным голосов (без «сглаживания» регистров),

· манера произношения текста, интонации как при разговорной речи,

· свобода, непринужденность исполнения.

Л.В. Шамина «Школа русского народного пения»:

Академическая манера исполнения Народная манера исполнения
1. прикрытый характер звучания 1. открытый характер звучания
2. вокализированная манера звуковедения 2. речевая (разговорная) манера звуковедения
3. вибрато звука как условно-рефлекторное колебание голосовых связок, применяемый как специально выработанный вокально- акустический прием 3. 3. вибрато звука как результат естественного колебания голосовых связок
4. штриховая артикуляция 4. речевая артикуляция
5. приемы исполнения, характерные для письменной традиции 5. приемы исполнения, характерные для устной традиции
6. пение в пределах двух октав, приемы соединения и сглаживания регистров 6. октавная ограниченность диапазона, пение в пределах одного регистра
7. использование литературных норм произношения текста 7. использование местного наречия произношения текста

· разучивание произведений по хоровым партитурам (четко фиксируются: количество голосов, мелодическое строение каждой партии, выразительные элементы музыкального языка. авторские указания)

· произведения чаще всего не имеют строго определенного количества голосов (в большинстве народных песен голоса попеременно сливаются в унисон и выстраиваются в многоголосную хоровую партитуру (полифоническая подголосочная фактура))

 

· пение (чаще всего) без дирижера

 

· включение танцев и инструментальной группы (насыщение звуковой палитры хора)


8.Принцыпы интонирования ступеней лада по системе П. Чеснокова.

Мелодический -это строй отдельной хоровой партии,

 

Чесноков делит строй на мелодический (горизонтальный)и гармонический(вертикальный).Согласно определению Чеснокова:

 

Гармонический-строй одновременно звучащих партий по вертикали, т.е. строй всего хора.

Мелодический строй:

1) чистые интервалы (наиболее легкие для интонирования, что связано с акустическим родством звуков) исполняются устойчиво;

……………………………………….

2) большие - требуют одностороннего острого расширения,

малые-одностороннего суживания (очень трудные для исполнения);

……………………………………………………………….

3) увеличенные требуют двухстороннего расширения,

Уменьшенные-двухстороннего сужения (очень трудны для исполнения).

………………………………………………………………

Ступени мажорной и минорной гаммы требуют следующего исполнения:

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

→ устойчивость, -↑ –напряжение к повышению,! –напряжение к понижению,

--устойчивость звука после должного повышения к повышению или понижению.

Необходимость применения этих правил Чесноков объясняет «требованием слуха».

Ладовое осознание интервалов является критерием точности их исполнения.

Интервалы в муз. произведении воспринимаются нами в том или ином ладу.

Исполняя интервал мы его мысленно помещаем в ладовую систему.

Условием правильного интонирования должно быть острое исполнение вводного тона.

Различается исполнение диатонических(разноименных) и хроматических(одноименных)полутонов.

К примеру Данилин называет диатонические малыми, а хроматические – большими.

Хроматические полутоны исполняются шире, чем диатонические: до-до диез-шире, чем до-ре ♭, а вниз до диез-до бекар требует «оседания» до бек..Диатоника вверх, напр. си-до требуют «близкого» исполнения звука до, а вниз-острой подачи си: до -си (остро).

Но при этом необходимо ориентироваться на устойчивые в интонационном отношении звуки: интонационные константы. По отношению к ним может производиться расширение или сужение интервалов.

В мажоре -это 1, 4 и 5 ступени. В миноре -это 1 и 5 ступени интонационно неустойчивы и нуждаются в высоком исполнении.

Особую трудность в мажоре представляют 2, 3, 6, 7 ст.

2-вверх высоко, вниз-низко.

3-определяет лад, как вводный тон(остро), тон в S (всегда высоко)

6-высоко(в гарм.-с тенденцией к понижению), вниз –низко

7-как вводный тон к Т (остро и вверх и вниз)

Вниз:

Минорная гамма интонируется сложнее

Вверх:

1-с некоторым напряжением к повышению(минор-как 6 ступень мажора: ля в до мажоре тянется к си, поэтому 1 и 5 ст. подтягиваются вверх, в отличие от их устойчивости в мажоре)

2-высоко

3-тупее, показатель минорного лада

4-по отношению к 3й, интонируется острее

5-интенсивно подтягивать

6мел.-высокр, нат.-ближе

7 гарм.-очень высоко(вводный тон)

Вниз:

7м - понижать

6м - низко особо опасные в миноре-2, 3, 7.

5 - острее вверх

4 - тупее вниз

3 - низко

2 - острее вверх

1- подтягивать вверх

Особую сложность в интонировании интервалов представляют секунды: м.2 и б.2

По замечанию Данилина: «Самое трудное петь полутон и тон».

Надо помнить, что б.2 должна подаваться острее, выше; такую же б.2 вниз-петь посылая звук пониже, м.2 вниз-узко.

В дорийском ладу-6ст.диез

Фригийском-2 ст. бемоль

Лидийский-4.ст#

Любая альтерация, изменяющая высоту той или иной ступени нат. лада, называют

Соответствующий способ интонирования: альтерация, повышающая звук, требует обострения интонации, понижающая-некоторого ее понижения.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.