Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Резонаторы — это полости, которые увеличивают силу первичного звука и окрашивают его.






Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резнированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса — голов­ной и грудной.

Головные резонаторы – это полости выше нёбного свода, в лицевой части головы (носовые полости, носоглотка, пазухи носа – все они не способны менять объём, только носоглотка, из-за под­вижности мягкого нёба, может менять свой объем. Резонируют они тогда, когда выходя из гортани, содержат много высоких обертонов (ярко выраженная высокая певческая форманта – ВПФ(высокая позиция)).

ВПФ (высокая певческая форманта) – важное качество певческого голоса, от которй зависит его звонкость. Она характеризуется группой высоких сильно выраженных обертонов с частотой 2500 – 3000 Гц (у взрослых певцов) придаточные

При пении возникают довольно явственные вибрации как в области лицевой части головы — го­ловное резонирование, иногда называемое " маской", так и в обла­сти грудной клетки. Эти ощущения бывают очень сильны. Отзвучи­вание голоса " в маске" один из показателей правильной организа­ции певческого звука. Ощущение головного резонирования возникает у разных певцов в разных об­ластях. У некоторых оно появляется в той области лица, которую привыкли называть- " маской"; у других — у передних зубов верхней челюсти, третьи чувствуют его в области лобных пазух, четвертые — в области темени или твердого нёба.

Область наибольшей вибрации обычно не бывает постоянной на протяжении диапазона голоса. Чаще всего на более низких но­тах она ощущается впереди — в области передних зубов или пере­дней части нёбного свода (точка Морана). По мере повышения звука ощущения перемещаются кзади и на верхних нотах появля­ются в районе темени. Варьируют эти ощущения и в связи с тех­никой образования звука.

Не все сразу чувствуют резонаторы, поэтому многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения. К ним относятся: приемы, связанные с пением на звонкие согласные (" мычание" и " нычание"), когда рот закрыт и звук идет через носо­вые ходы, что приводит к сильному сотрясению стенок. Эти приемы помогают ученику понять, какого ощущения следует добиваться при пении.

Так же весьма полезно использование в пении гласного звука и. Форманты этого гласного составляют 400 и 3000 Гц, т. е. в чисто произнесенном звуке и всегда имеется группа усиленных обертонов и отвечает верхний резона­тор. С помощью гласного и мы легче вызовем явления головного резонирования, если сравнивать этот звук с другими гласными, не имеющими высококачественных формант.

Грудной резонатор находится в трахее, бронхах и лёгких, наполненных воздухом. Он добавляет голосу силу, полноту и объёмность звучания. Резонирование происходит на низкой частоте, близкой низкой певческой форманте (НФП). Низкая форманта придаёт голосу округлость, полноту и мягкость звучания. Грудное резонирование ощущается, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной.

Грудное резонирование, т. е. ощущения яс­но выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все голосообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского.

Резонаторные ощущения в грудной клетке воспри­нимаются певцом, если он приложит руку к груди. Трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. При глу­боком вдохе они несколько растягиваются в длину, а за счет со­кращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах ме­нять и величину просвета. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей со­вершенно стабильны.

При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые складки колеблются по смешанному типу, что позволяет петь весь диапа­зон, не ощущая регистровой ломки. Для певца грудное и головное резонирование является следствием пра­вильно организованного певческого звука.

Поэтому, певцу необходимо научится пользоваться в пении одновременно двумя резонаторами. При увлечении только головным или грудным резонированием, голос может деградировать. Предпоч­тение головного резонирования, при всей важности его, посте­пенно может привести к зажатию голоса. Певец начинает петь, как гово­рят, " только верхушкой", звук становится неполноценным, и пение затрудняется. Злоупотребление грудным резонированием тяжелит голос, становятся заметными регистровые переходы, затрудняется движение кверху, голос начинает покачиваться, теряет подвижность, детонирует. При злоупотреблении грудным резонированием может начаться ранняя тремоляция (качание голоса).

 

 


 

6. Характеристика основных приемов звуковедения в хоре: стоккато и маркато. Методы работы над ними.

В практике хорового исполнительства различают следующие приемы звуковедения: legato, non legato, staccato, marcato.

STACCATO – прием звуковедения, характеризующийся пением короткими, отрывистыми длительностями с легкими цезурами между звуками.

При пении на staccato звук должен быть легким, упругим.

Важно следить за тем, чтобы максимально сокращалось продолжительность звуков и увеличивались паузы между ними без запаздывания ритмического движения во времени. Несоблюдение этого движения ведет к нарушению метроритмической пульсации. Атака здесь происходит посредствам острого толчка диафрагмы в сочетании с мягкой, но активной реакцией гортани. Работа над стаккато способствует воспитанию гибкости голоса, точной атаки, определенности интонации и активности певческого дыхания.

Более жестким, чем нон легато, является штрих маркато, означающий подчеркнутое, отчетливое исполнение каждой ноты. Но подчеркивание достигается не с помощью коротких пауз, а по средствам акцента.


 

16.Тип, вид и состав хора. Привести примеры для разных типов и видов хоров.

П. Г. Чесноков: под хором понимается «собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы»;


Хоры разделяются на однородные и смешанные (тип хора). К однородным относятся детские, женские и мужские хоры.

Каждый из типов хора имеет две основные партии – верхних и нижних голосов.

 

Смешанный хор состоит из соединения двух однородных – женского и мужского, и имеет в своем составе четыре хоровые партии – сопрано, альт, тенор, бас. Если же одна из них отсутствует, то хор называется неполносмешанным


Хоровой партией называется группа певцов хора, имеющих голоса приблизительно одинаковые по диапазону, а также родственные по тембру.

 

В однородном детском хоре к партии верхнего голоса относятся дисканты, к партии нижнего голоса – альты.
В однородном женском хоре к партии верхнего голоса относятся сопрано, к партии нижнего голоса – альты.
В однородном мужском хоре к партии верхнего голоса относятся тенора, к партии нижнего голоса – басы.
Каждая хоровая партия может разделяться на два (реже более) голоса. Такое разделение называется divisi (дивизи). Дивизи может быть временным или постоянным. Частичное (временное) разделение, занимающее обычно непродолжительное время (небольшое количество тактов), помещается на одном нотоносце. Самостоятельное (постоянное) разделение хоровой партии требует отдельного нотоносца.
В зависимости от того, сколько голосов имеет партитура, хор может быть одноголосным, двух-, трех-, четырех- и многоголосным (вид хора). Например:
Мужской однородный хор может петь
- в один голос, т. е. в унисон
- в два голоса, когда тенора и басы имеют самостоятельные партии;
- в три голоса: ТI, TII, Б;
- в четыре голоса: ТI, TII, БI, БII.
Наименьшим составом смешанного хора
надо считать следующий: С3+A3+T3+Б3. Однако возможно и отступление: естественно было бы несколько увеличить число крайних голосов.
Удвоив или утроив число исполнителей малого состава, мы получим хор среднего состава из 24 – 36 исполнителей и т.д.
Каждый из перечисленных видов хоров имеет свои технические и исполнительские возможности. Для малого состава (12-24 чел.), например, подходит менее сложная хоровая фактура, нежелательны слишком высокие или слишком низкие тональности, мелодические и гармонические трудности, целесообразно более частое применение четырехголосного аккордового склада в тесном расположении.
Среднему составу хора (24-48 чел.) доступно исполнение значительной части хоровых произведений. Но следует избегать слишком продолжительного деления хоровых партий.
Для хорового коллектива большого состава естественно владение вокально-хоровой техникой, большой подвижностью. Большой состав свободно исполняет не только четырехголосную, но также и многоголосную фактуру. Большой состав смешанного хорового коллектива может быть разделен на отдельные самостоятельные хоры, которые, в зависимости от их количества, образуют двуххорный (разделенный на два), треххорный или четыреххорный коллектив. Подобные хоровые коллективы звучат особо мощно и красочно при исполнении унисонного или унисонного-октавного хорового изложения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.