Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности






Адаптация — это приспособление организма к условиям среды.

Организм ребенка приспосабливается к новой социальной ситуации не только физиологически, но и психологически. Под адаптацией шестилетнего ребенка к школе следует понимать физиологическую адаптацию как процесс приспособления всех функций организма, его органов и клеток к новым условиям; социально-психологическую адаптацию как процесс активного приспособления систем «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» к новым условиям взаимодействия, адаптацию к новым условиям познавательной деятельности.

Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе с учетом особенностей ее проявления является важнейшим фактором обеспечения преемственности в его развитии. От того, как протекает процесс адаптации, во многом зависит психофизиологическое состояние будущего ученика.

Сроки адаптации первоклассников могут быть различными.

Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца.

При стечении неблагоприятных обстоятельств у детей может развиться «адаптационная болезнь», которая проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, ухудшения состояния здоровья, могут возникнуть сложности с учебой вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушаются взаимоотношения со сверстниками и учителем. Это приводит к тому, что ребенок может отказаться ходить в школу.

Факторы риска, способные при определенных условиях стать причиной школьной дезадаптации:

1. Соматическая ослабленность ребенка (недостаточный уровень физического развития, частые заболевания).

2. Недостаточная подготовка ребенка к школе (несформированность мотивации обучения, отсутствие элементарных навыков и умений в учебной деятельности, негативное отношение к школе).

3. Социально-педагогическая запущенность (недостаточно профессиональная работа дошкольных учреждений, психотравмирующее влияние семьи).

4. Длительная психическая депривация: (сенсорная, когнитивная депривация, эмоциональная, социальная).

5. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, асинхронность их формирования, что затрудняет процесс обучения и требует специальной коррекции.

6. Нарушение формирования так называемых школьных навыков (дизлексия, дизграфия, дискалькулия).

7. Двигательные нарушения (моторная заторможенность или расторможенность).

8. Нестабильность психических процессов, что на поведенческом уровне проявляется в виде эмоциональной неустойчивости, быстрого перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия»— к гиперактивности.

9. Несформированность таких личностных особенностей детей, как умение контактировать с людьми, владение необходимыми навыками общения, способность выработать собственную позицию в отношениях с окружающими или наличие отрицательных личностных качеств. При этом дети испытывают сильный психологический дискомфорт, который имеет отчетливо дезадаптирующий характер.

 

 

Тема. Планирование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

План.

1. Планирование как функция управления.

2. Виды планирования

3. Годовой план УДО

4. Планирование образовательного процесса в группах.

 

Планирование как функция управления.

Планирование является важным этапом в управлении дошкольным учреждением. Это один из видов управленческого решения. Оно позволяет осуществить совокупность мер по реализации задач, стоящих перед коллективом.

Планирование вытекает из педагогического анализа. При планировании необходимо учитывать перспективы развития народного образования и дошкольного воспитания в стране, городе, районе, а также перспективы развития своего учреждения на несколько лет вперед, на пятилетку или на более отдаленный срок. В плане определяются главные, наиболее важные задачи работы дошкольного учреждения, на решение которых будет направлена деятельность коллектива, и определяются основные пути и способы их решения: целесообразная расстановка людей и распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры их стимулирования (через организацию инструктажа, контроля, соревнования), создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление материальной базы учреждения. Действенность плана заключается в ясности и четкости целей, задач, в конкретности и перспективности, в учете объективных особенностей планируемого.

При составлении плана работы дошкольного учреждения руководитель должен уметь прогнозировать развитие всего дошкольного учреждения, процессов воспитания и обучения дошкольников.

В планировании как функции можно выделить ряд этапов. На первом этапе планирование можно рассматривать как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей, второй этап — разработка программ их достижения3 этап — оформление.

Требования к планированию

Планирование на всех уровнях должно отвечать общим требованиям.

1. Единство целевой установки и условий реализации;

2. Единство долгосрочного и кратковременного планирования;

3. Осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке планов;

4. Обеспечение комплексного характера планирования;

5. Стабильность и гибкость планирования на основе прогноза.

Планирование образовательной работы с детьми должно строиться на определенных принципах, которые дают воспитателю возможность осуществлять систематическое и последовательное воздействие на детей через разные виды организованной (совместной) деятельности. Учитывая достижения дошкольников в организованной совместной деятельности, воспитатель постепенно подводит детей к освоению более сложного содержания, новых способов действия.

Планирование с учетом принципа повторности с усложнением обеспечивает лучшее усвоение детьми программного материала во всех видах деятельности.

Усложняя материал, необходимо предусмотреть вариативность выполнения детьми заданий, что обеспечит проявление творчества, позволит учесть индивидуальные особенности и способности детей.

При планировании учитывается принцип связи всех видов деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Современные требования к планам образовательной работы с детьми обусловлены полипрограммными условиями функционирования и развития системы дошкольного образования. Положение Кодекса РБ «об образовании» о признании приоритетности Учебной программы дошкольного образования диктует необходимость в первую очередь учитывать при планировании подходы данной программы, а затем подходы вариативных программ (при условии их использования).

 

Виды планирования

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач.

При составлении плана воспитателю необходимо помнить о следующем.

1. Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)

2. При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.

3. Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за детьми

4. Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).

Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами:

- перспективное;

- перспективно-календарное;

- календарное.

Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц. Такое планирование. Такое планирование позволяет обеспечить системность в работе и нацеливает педагога на прогнозирование конечного результата, способствует осуществлении своевременного и систематического контроля за развитием каждого ребенка, творческому подходу к выполнению программы.

В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование.

Такое планирование имеет ряд преимуществ:

- в таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности);

- вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

Как показывают исследования, дети постоянно накапливают в активно словаре множество слов, характеризующих предметы и явления. Детям легче запомнить и удержать в памяти ту информацию, которая взаимосвязана и систематизирована по конкретным группам по принципу смысловой близости, то есть систематическими группами («Животные», «Птицы» и т.д.). Это еще раз подтверждает целесообразность тематического планирования работы с детьми с учетом из возрастных особенностей и задач Учебной программы ДО.

Структура и содержание перспективно-календарного плана

В структуру перспективно-календарного плана входят следующие разделы:

1. Задачи дошкольного учреждения на год. В этом разделе записываются годовые задачи ДУ на учебный год.

2. Источники планирования. В начале года составляется список методической литературы, пособий, рекомендаций, разработок по всем разделам программы, которые воспитатель использует при планировании различных видов деятельности. В течении года этот список пополняется.

3. Список детей по группам. Список детей составляется на каждое полугодие с учетом состояния здоровья и уровня развития детей.

4. Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми (структура режимных моментов) составляется для более четкого планирования работы воспитателя с детьми в различные режимные отрезки в первую и вторую половину дня. Она создается педагогом в начале года для каждой возрастной группы с учетом графиков проведения досуга, работы кружков, бассейна и включает различные формы работы с детьми по основным видам деятельности. Примерная циклограмма выглядит следующим образом: (см таблица).

К общим разделам плана, предусматривающих работу на месяц, относятся следующие.

5. Сотрудничество с семьей. В этом разделе планируются разнообразные коллективные и индивидуальные формы дошкольного учреждения с семьей: родительские собрания, консультации, беседы, посещения на дому, тематические папки-передвижки и др. планируется конкретное содержание работы с учетом тем, сроки проведения, ответственные о выполнении по следующей схеме.

  Дата про-ведения Формы работы с родителями Ответст-венный Отметка о выполнении
Коллективные Индиви-дуальные Участие родителей в мероприятиях
           

6. Индивидуально-коррекционная работа с детьми. Отражается в плане или планируется в отдельной тетради. Коррекционная работа учитывает диагностирование уровня нервно-психического развития детей группы «малыши», педагогическое и психологическое диагностирование дошкольников, ежедневные наблюдения за ребенком оформляется по следующей схеме:

Неделя Содержание работы Фамилия, имя ребенка Учет работы

7. Физкультурно-оздоровительная работа. Этот раздел предусматривает мероприятия по охране труда и укреплению здоровья детей, их полноценному развитию. Планируются различные формы работы:

а) утренняя гимнастика (на 2 недели: 1-я и 2-я недели, 3-я и 4-я недели, на 2-й и 4-й с изменениями и дополнениями);

б) физические упражнения и подвижные игры на 1-й и 2-й прогулках (планируются на каждую неделю с учетом тем);

в) упражнения после сна (1, 2-я, 3-я, 4-я недели), в комплекс включаются упражнения, способствующие постепенному переходу детей от сна к бодрствованию;

г) активный отдых (физкультурный досуг, дни здоровья). В средней и старшей группах с учетом частоты и длительности проведения, уровня освоенности программы, сезонности, тем. Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц, дни здоровья - 1 раз в год (зимние, весенние – одну неделю). В этом разделе планируются мероприятия по закаливаю детей.

8. Специально-организованное обучение. Данный раздел представлен перспективным планом дидактических игр, игр-занятий в 1-й и 2-й младших группах, средней группе и занятий в старшей группе на каждый месяц примерно по четырем темам (на усмотрение воспитателя), где отражаются: вид занятий, тема, конкретные обучающие, развивающие и воспитательные задачи, источники планирования

Дни недели Сетка игр-занятий 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

9. Виды детской деятельности. Для реализации программных задач по конкретной теме используется как специально организованное обучение, так и другие виды совместной деятельности воспитателя и детей в этом разделе планируется работы по пяти основным вида деятельности: общение, познавательно-практическая деятельность, игровая, художественная и элементарная трудовая деятельность. В основу планирования видов деятельности положен также тематический принцип. На каждую неделю планируются формы работы с детьми по каждому виду деятельности:

неделя общение познавательно-практическая деятельность Игровая деятельность Художественная деятельность Элементар-ная трудовая деятельность
  Комму-никатив-ные ситуа-ции, Рассказы, Обясне-ния, поясн-неия, ситуации невербального общения этюды, беседы наблюдения за природой, элементарная опытническая и эксперимен-тальная деятельность, обследование предметов, пространства Пальчиковые, сюжетно-ролевые, развивающие, дидактические, музыкальные, подвижные, режиссерские и т.д. Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, чтение, рассказывание, прослушивание граммазаписей, заучивание потешек, стихов, загадок, инсценирование, все виды театров) Музыкальная деятельность (прослушивание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, развлечения), Изобразительная деятельность (рассматривание картин, рисование, аппликация, лепка и др.) Поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, дежурство.

 

Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание.

Первая его часть – определение основных задач. Причем эти задачи являются главными для данного детского сада, так как они продиктованы конкретными условиями учреждения, его спецификой. Рекомендуется намечать две-три задачи на год, ибо практическое осуществление каждой требует от заведующего большой организационной и методической работы.

1. Вступительная часть.

- годовые задачи;

- предполагаемые результаты работы.

Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.

2. Содержание работы.

- организационно-педагогическая работа;

- работа с кадрами;

- руководство и контроль;

- работа с родителями;

- административно-хозяйственная работа.

В составлении и утверждении плана работы на год участвует весь коллектив. В его основу должны быть положены следующие принципы: научность, перспективность и конкретность. Научность предполагает организацию всей воспитательно-образовательной, административно – хозяйственной и общественной работы детского сада на основе достижений науки и передового педагогического опыта. Перспективность может быть обеспечена определением общих задач, исходя из того, что детский сад должен формировать основы материалистического мировоззрения, закладывать базу для воспитания социально активной личности, давать начальные знания, создавать предпосылки для успешного обучения детей в школе и, прежде всего, укреплять их здоровье. Конкретность проявляется в определении точных сроков исполнения намеченных мероприятий, в четкости назначения ответственных за их выполнение, в систематическом, всестороннем контроле.

Годовой план составляется на учебный год (с 1 сентября по 31 августа).

Руководитель, планируя работу дошкольного учреждения исходит, прежде всего, из анализа результатов деятельности детского сада за истекший учебный год. Отчеты воспитателей, обсуждение их работы на итоговом педагогическом совете, который проводится в мае – июне, а также анализ деятельности других сотрудников – все это позволяет выявить не только достижения, но и нерешенные проблемы, определить задачи на будущий учебный год. Заведующий должен тщательно подготовить заключительный педагогический совет, дать возможность каждому его члену высказать свои предложения по вопросам воспитания детей, улучшения материальной базы учреждения, питания, педагогической пропаганды. Коллективное, деловое обсуждение позволит руководителю составить проект годового плана на будущий год.

План должен быть компактным. Для этого его вводную часть нужно сокращать до минимума (во многих планах она выглядит как отчет о проделанной работе). Описание достигнутых результатов за прошедший год можно отнести в материалы итогового педагогического совета. План – это руководство к действию. В нем отражаются основные задачи, которые поставлены перед дошкольным учреждением в новом учебном году. Главная цель намеченной в плане работы – поднять на более высокую ступень качество и эффективность воспитания и обучения детей. Поэтому очень важно при составлении плана продумать реальность его выполнения, учесть возможности всего коллектива.

 

Содержание разделов годового плана






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.