Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кыпчакские ханства: хозяйство и общественный строй






Государство кыпчаков образовалось в начале XI в. на территории от Иртыша до Волги. Кипчаки стали преемниками кимаков. Государством правил джабгу, который с конца IX в. принял титул кагана. В первой половине 11 в. государство называлось Дешт-и-Кыпчак, ставка находилась в городе Сыгнаке. Кыпчакское общество, сохраняя и воспроизводя многие институты патриархального уклада, вступило в этап утверждения и развития раннефеодальных отношении. Основой имущественного неравенства у кыпчаков была частная собственность на скот и землю. Соц. слои: ханы, беки, рядовые общинники, рабы.

Кыпчаки никогда не имели единого государства, то есть они были лишь этнокультурной общностью, объединенной общим названием, языком и культурой, но без единго хана всех кыпчаков. Были просто отдельные ханы на некоторой территории. Кыпчакская конфедерация складывалась из множества родов и племен, а не являлась простой суммой кровнородственных союзов. В основе кипчакского объединения лежали хозяйственно-территориальные связи, а не кровнородственные, то есть у кыпчаков зарождались феодальные отношения. На Руси их называли половцами, в Европе – куманами, на Востоке - кыпчаками. Кыпчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских пародов. Они вошли в состав турецкого, болгарского, китайского, индийскою и арабского народов.

Основной хозяйственной деятельностью кыпчаков было экстенсивное скотоводство. Они были кочевниками. Плано Карпини свидетельствует: «они (кыпчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, лошадьми. Вьючного скота у них огромное количество, какого, по-нашему мнению, нет ни у кого в целом мире».

Однако, кыпчаки не были «чистыми» кочевниками, значительная их часть вела полукочевой образ жизни, а часть, которая не имела возможности кочевать, оставалась на зимовке и занималась земледелием. Сеяли в основном просо, а также пшеницу и ячмень. Подспорьем в хозяйстве кыпчаков была охота и отчасти рыболовство. На базе скотоводческого сырья базировались домашние промыслы, ремесло. Добыча железа, меди составляло характерную черту хозяйства кыпчаков.

Со второй половины 11в. по 12в. наблюдается относительная стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Власть кыпчакских ханов передавалось по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы.

В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана. В военно-административном отношении Кыпч. ханство делилось на 2 крыла: правое - со ставкой на р.Урал на месте г.Сарайчик н левое - в г. Сыгнаке. Более мощным было правое крыло.

Центр ханства нах-ся в Тургайских степях. Кыпчакское ханство было социально и сословно неравным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Посягание на скот строго каралось по устоявшимся нормам обычного права (торе).

Скот отмечался родоплеменными метками (тамгами). Право распоряжения пастбищами принадлежало кыпчакским ханам и племенной знати. Самую бесправную группу составляли рабы, которые пополнялись за счет военнопленных.

33. Культура Казахстана в XVIII – в первой половине XIX вв

Культура казахского народа XVIII – первой половине XIX вв. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшим и традициями. Вместе с тем в ней наметились новые явления. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение КЗ. к России. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау – любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгар, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая. Сочинения Б-ж, который благодаря своему таланту пользовался большим авторитетом не только среди ханов-поддерживал хана Аблая, султанов и феодалов, но и в народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в. Актамберды-жырау (1675-1768) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и др. певцы-импровизаторы и сказители являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII – нач. XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы. Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего периода. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии. Устное творчество казахов XVIII – первой половины XIX вв. охватывало самые разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Основной темой исторических песен XVIII в. являлась борьба казахов против джунгар. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г. было увековечено в известной народной песне«Елим-ай». В песнях преданиях и сказаниях народа о битвах с Джунгарией прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Органичной частью духовной культуры каз.народа являлась музыка. Муз. произведения по содержанию и сложности были разными. Наиболее выдающим присваивали уважительные приставки к имени – сал или серы. В условиях почти полной неграмотности музыка, как и поэзия, оказывала огромное влияние на формирование мировоззрения моральных устоев и эстетических вкусов людей.

74. К. И. Сатпаев – выдающийся ученый и геолог.

Академик Каныш Имантаевич Сатпаев был выдающимся ученым-геологом, известным не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Его научные труды по геологии Казахстана имеют большое теоретическое и практическое значение. В них получили разработку многие вопросы теории рудообразования и металлогенической науки, одним из создателей которой он являлся. Каныш Имантаевич был родоначальником металлогенического направления в геологии Казахстана. Он разработал комплексный метод формационного металлогенического анализа, а также основные принципы и методьт составления прогнозных металлогенических карт, которые получили всеобщее признание. Под его руководством такие карты были составлены для Центрального Казахстана.

Развитие минерально-сырьевой базы республики, а также черной и цветной металлургии в Казахстане всегда было предметом забот Каныша Имантаевича. Особое место в его деятельности занимали изучение и освоение крупнейшего Джезказганского меднорудного месторождения. К. И. Сатпаев сумел сделать важные выводы о закономерностях размещения меднорудных залежей на этом месторождении и обосновать его большую перспективность. Построенный на его базе Джезказганский медеплавильный комбинат является крупнейшим в стране. Полезным ископаемым Джезказган-Улутауского района К. И. Сатпаев посвятил специальную монографию, за которую ему в 1942 г. была присуждена Государственная премия. Наряду с изучением геологии Джезказгана Каныш Имантаевич принимал активное участие в развитии поисковых и разведочных научно-исследовательских работ на всей территории Казахстана, особенно в его центральных и восточных районах.

В 1942 г. К. И. Сатпаев был утвержден председателем Казахского филиала Академии наук СССР, а в 1946 г. избран президентом Академии наук Казахской ССР. Круг его интересов и забот еще более расширился. Помимо геологии Казахстана, он затрачивал много труда на создание и развитие в республике других наук — ядерной физики, астрофизики, химии, математики, биологии, экономики, истории, литературы и многих других, на организацию новых институтов и лабораторий в системе Академии наук Казахской ССР.

Основные достижения науки в Казахстане, внедрение их в практику и дальнейшие задачи по развитию науки он освещал вo многих статьях, опубликованных в журналах и газетах. Знаменательным датам в жизни республики и всей нашей страны он посвящал итоговые статьи, в которых отражались основные успехи в развитии естественных, технических и общественных наук в Казахстане. В своих выступлениях в печати Каныш Имантаевич рассматривал вопросы планирования и развития народного хозяйства и науки в свете общих государственных интересов, нацеливал ученых на решение актуальных задач хозяйственного и культурного развития республики, на укрепление связи науки с производством, на полное и правильное использование природных ресурсов.

Основное количество научных трудов К. И. Сатпаева посвящено вопросам геологии. Из 240 опубликованных работ 42 касаются геологии и минеральных ресурсов Джезказган-Улутауского района. Труды по геологии представляют первый и основной раздел его научного наследия.

Второй раздел литературного наследия К. И. Сатпаева, характеризующий его как организатора и пропагандиста науки, а также общественного деятеля, включает 298 статей, из них на русском языке опубликовано 242, на казахском —51, на английском —5.

Значительную часть научного наследия К. И. Сатпаева представляют неопубликованные рукописи в количестве более 500. Их полный учет, систематизация и обработка представляют неотложную задачу ближайшего времени.

Каныш Имантаевич Сатпаев родился 12 апреля 1899 г. в семье казаха-кочевника в ауле № 4 Аккелинской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне Баян-Аульский район Павлодарской области Казахской ССР). Начальное образование он получил в двухклассной аульной русско-киргизской школе, где проявились его незаурядные способности и необычайная память. В 1911 г., после окончания школы, Каныш Имантаевич поступил в Павлодарское двухклассное русско-киргизское училище, которое успешно закончил весной 1914 г.

Огромная тяга к знаниям привела Каныша Имантаевича в том же 1914 г. в Семипалатинскую учительскую семинарию — единственное доступное для него по тем временам учебное заведение. К счастью, семинария была укомплектована очень хорошими высококультурными, прогрессивно настроенными педагогами и могла дать основательные знания по общеобразовательным предметам. Учеба легко давалась способному юноше. Хорошая библиотека при семинарии и городская библиотека открывали большие возможности для самообразования и широкого ознакомления с произведениями не только русской художественной классики, но и с зарубежной литературой. Уже в этот период Каныш Имантаевич начал читать сочинения Чернышевского, Добролюбова, Белинского, познакомился с отдельными произведениями Маркса и Энгельса. Общение с передовой русской молодежью, интернациональной по своему духу, имело также большое воспитательное значение.

Приобретенные в семинарии знания основ естествознания пробудили у пытливого и любознательного юноши стремление глубже познать окружающую природу. Особенно его интересовали земные богатства родных степей. Возникавшие в Киргизской степи небольшие предприятия частных горнопромышленников еще больше укрепляли в нем мысль получить дальнейшее образование именно по геологической специальности.

В 1918 г. Каныш Имантаевич окончил учительскую семинарию. Однако для поступления в вуз необходимо было сдать экстерном экзамены по математике, латыни и какому-либо иностранному европейскому языку. Чтобы иметь возможность серьезно подготовиться к сдаче экзаменов, необходимо было остаться в Семипалатинске, где были библиотеки. Каныш Имантаевич поступил преподавателем естествознания на открывшиеся здесь курсы учителей казахов. Напряженная работа по самообразованию и в качестве преподавателя подорвали его здоровье, и у него начался туберкулез легких. Пришлось оставить учебу и уехать домой. У себя на родине он устроился учителем в ту же аульную школу, где когда-то учился сам. Одновременно он продолжал самостоятельно учиться, готовясь к поступлению в вуз.

С установлением осенью 1919 г. Советской власти быстро менялась жизнь в Казахской степи. Первые органы Советской власти испытывали острую нужду в грамотных людях коренной национальности, которые могли бы проводить ее законы в массы. Поэтому в начале 1920 г. Павлодарский уездный ревком обратил внимание на способного молодого учителя и назначил Каныша Имантаевича народным судьей в Баян-Аульский район. В течение полутора лет Каныш Имантаевич с присущей ему энергией и энтузиазмом выполнял это почетное поручение первых органов Советской власти. Выезжая часто в кочевые аулы с выездными сессиями нарсуда, молодой судья боролся за укрепление законности и Советской власти, установление новой жизни в Казахской степи. По собственной инициативе он организовал в аулах читку газет и журналов. К этому делу он привлекал активистов и учащихся, проводя таким образом, большую политико-воспитательную работу среди местного населения. Местные органы власти молодой республики относились к деятельности Каныша Имантаевича с неизменным вниманием и поддержкой, неоднократно освещая ее на страницах уездной и областной газет. За этот период здоровье Каныша Имантаевича заметно улучшилось, он с еще большим упорством и настойчивостью стал заниматься самообразованием.

В летний период Каныш Имантаевич участвовал в геологических исследованиях территории Сибири и Казахстана, неисчислимые богатства недр которых, по образному определению М. А. Усова, представляли собой «классическую школу для геологов».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.