Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Факторы, влияющие на изменение в спросе и предложении.






В современной экономической теории категории спроса и предложения имеют важнейшее значение. Рыночную экономику можно представить как бесконечное сочетание спроса и предложения. Большинство экономических явлений и процессов (инфляция, кризис, безработица) могут быть описаны через эти две категории — как взаимодействие спроса и предложения.

Спрос – это форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная денежными средствами.

Объем спроса на какой либо товар – это количество данного товара, которое готовы приобрести одно лицо, группа лиц или население в целом в единицу времени при определенных условиях.

Величина спроса зависит от ряда факторов. Математически данную зависимость можно представить в виде функции спроса. Функция спроса – показывает какое количество товара готов приобрести покупатель при данном уровне цены Qd=f(P, Pa, Pb, …, I, S, K) I – денежный доход потребителя S – количество покупателей на рынке K – сезонность потребности

Если представить, что все неценовые факторы остаются условно постоянными, то функцию спроса можно представить как зависимость величины спроса на товар от его цены. Qd=f(P)

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. И наоборот, чем выше цена товара, тем ниже на него спрос.

Графически данную зависимость изображают с помощью кривой спроса.

Кривая спроса - это кривая, показывающая, какое кол-во эконом. блага готов купить покупатель по разным ценам в данный момент времени. Она имеет отрицательный наклон.

Цены являются основным элементом рыночного механизма, влияющим на спрос. Но существуют еще несколько важнейших неценовых факторов, воздействующих на спрос. Среди них выделяются следующие.

1. Доход покупателей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на котор. изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами (кофе, шоколад). Увел. дохода может привести к снижен. спроса на нек. товары. Возросший доход позволит потребителям покупать меньше хлеба, картофеля, зато больше мясных продуктов. Товары, спрос на котор. измен. в противоположн. направлен. при изм. доходов, наз-ся товарами низшей категории. Эффект дохода закл. в том, что при росте дохода, товар становится по отношению к общей величине дохода человека более дешевым и поэтому покупатель способен приобрести этот товар в большем количестве, не отказываясь от др. покупок и наоборот. Рост доходов потребителей переключает спрос на высококачественные товары − эффект замещения. Он состоит в том, что при снижении цены или роста доходов, товары становятся дешевле не только абсолютно, но и относительно по сравнению с др. товарами, что поощряется спросом.

2 .Число потребителей. Поскольку рыночный спрос равен сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса.

3.Цена и полезность других товаров, в частности, взаимозаменяемых товаров (субститутов) и взаимодополняющих товаров (комплементов). Товары-субституты - это товары, удовлетворяющие аналогичную потребность и конкурирующие за потребителя. Увеличение цены на один из них ведет к увеличению спроса на другой товар (рост цены на сливочное масло сопровождается увеличением спроса на маргарин). Товары-комплементы — это товары, которые могут быть использованы совместно с другими товарами (например, проигрыватели и пластинки, компьютеры и дискеты). Рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар.

4.Инфляционные ожидания. На реальный спрос оказывает влияние не только реальное изменение в доходах и ценах, но и ожидаемое. К примеру, ожидание повышения цен увеличивает спрос.

5.Субъективные вкусы и предпочтения. На вкусы потребителей большое воздействие оказывает мода, реклама, семейное и социальное положение потребителей, их возраст, пол, национальные традиции и т.д.

6. Сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром. Этот фактор проявляется в том, что увеличение спроса на конкретную продукцию зависит от времени года или потребность в ней равномерна в течение года.

Следует различать изменение спроса и изменение объема спроса. Объем спроса меняется под воздействием цены, графически это выражается в перемещении по кривой спроса, функция спроса при этом не меняется. Изменение спроса происходит под воздействием неценовых факторов и графически выражается в смещении кривой спроса вверх-вправо (увеличение спроса) либо влево-вниз (уменьшение спроса), функция спроса меняется

Предложение выражается во всей товарной массе, предложенной на рынке и предназначенной для продажи.

Объем предложения какого-либо товара – это количество данного товара, которое готовы предложить один или несколько продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях.

Величина предложения зависит от ряда факторов. Математически данную зависимость можно представить в виде функции предложения. Функцией предложения называется зависимость объема предложения от определяющих факторов. Показывает то количество товара, к-е производитель может предложить при каждом уровне цены. Qs=f(P, Pa, Pb, …, I, S, K) I – технология производства S – цены на ресурсы K – количество продавцов на рынке

Если представить, что все неценовые факторы остаются условно постоянными, то функцию предложения можно представить как зависимость величины предложения товара от его цены. Qs=f(P)

Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Согласно закону предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар.

Графически данную зависимость изображают с помощью кривой предложения.

Кривая предложения - это кривая, показывающая, какое кол-во эконом. блага готов предложить продацец по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон.

Влияние ценового фактора на предложение называется «изменением объема предложения» и выражается в движении вдоль кривой предложения. Влияние неценовых факторов выражается в сдвиге кривой предложения вправо при его увеличении и влево, при его уменьшении. Такая ситуация называется изменением предложения.

Выделяют следующие неценовые факторы предложения.

1.Цены экономических ресурсов. Увеличение цен на ресурсы приводит к росту затрат на производство и снижению предложения.

2.Степень использования достижений научно-технического прогресса (НТП ). Именно НТП в наибольшей степени дает возможность снижения издержек производства, и, следовательно, увеличения предложения товаров (сдвига кривой предложения вправо вниз).

3.Цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньшее количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено.

4.Число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска.

5.Ожидания продавцов. Рост производства не всегда означает увеличение предложения. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено, т. е. будет осуществляться задержка продажи с целью последующей реализации по более высокой цене.

6.Налоги и субсидии. Налоги предприниматели воспринимают как часть издержек производства. Поэтому рост налогов на производство приводит к уменьшению предложения товара на рынок, а их снижение — к росту предложения. Субсидии — это «налоги наоборот», это денежные средства, выплачиваемые государством производителям общественно значимых товаров (например, детского ассортимента, некоторых продовольственных товаров). За счет полученных субсидий собственные издержки производителя снижаются, поэтому предложение данного товара увеличивается.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.