Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды эластичности спроса и предложения. Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности






Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой. Выделяют различные виды эластичности спроса.

Эластичность – степень реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной величины, выраженная как отношение процентных изменений данных величин.

Эластичность спроса по цене – это отношение процентного изменения величины спроса на товар к вызвавшему его процентному изменению цены данного товара, при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос рассматриваются как условно постоянные. Ep = (DQd/DP)(P/Qd)

Если изменение цены более 50 %, то дуговая эластичность (по средним показателям цены и объема спроса). Если менее 50 %, то точечная (по первоначальным значения цены и объема спроса). Значение коэффициента эластичности отрицательное, но «–» во внимание не принимается и учитываются лишь абсолютное значение коэффициента.

Коэффициент ценовой эластичности показывает, насколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

Варианты ценовой эластичности спроса:

1. Ep > 1 Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена.

2. Ep=1 При единичной эластичности спроса цена и величина спроса изменяются одинаковыми темпами.

3. 0< Ep> 1 Если спрос неэластичен, изменение цены товара на 1% меняет величину спроса менее чем на 1%.

4. Ep=0 При абсолютно эластичном спросе любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля, а сколь угодно малое понижение цены может увеличить спрос на него до бесконечности.

5. Ep=¥ Если спрос абсолютно неэластичен, то, как бы продавец ни менял цену на товар, объем спроса будет оставаться постоянным.

Тип эластичности определяет зависимость между изменением цены и выручкой. Если спрос эластичный, то цена и выручка изменяются в противоположном направлении. Если неэластичный, то в одинаковом направлении. Если единичный, то изменение цены не меняет выручку (сокращение цены, но рост спроса).

Эластичность спроса по доходам – это отношение процентного изменения величины спроса на товар к вызвавшему его процентному изменению денежного дохода потребителя при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, рассматриваются как условно постоянные. Ei = (DQd/DI)(I/Qd)

Еi < 0 спрос на товар сокращается при увеличении дохода потребителя (товар низкого качества) (маргарин, сливочное масло) (рис 3)

0< Еi< 1 потребление растёт по мере увеличения доходов (товар нормального качества). Потребность покупателя в этом товаре в основном удовлетворена, качественный товар с эластичным спросом (рис 2).

Еi > 1 товар нормального качества, потребность в этом товаре не удовлетворена, качественный товар с неэластичным спросом (рис 1).

Еi > 0 товары нормального качества.

Перекрестная эластичность спроса – это отношение процентного изменения величины спроса на 1 товар к вызвавшему его процентному изменению цены другого товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, являются условно постоянными.

Перекрёстная спроса показывает реакцию спроса данного товара на изменение цены сопряжённых с ним товаров Eab(DQda/DPb)(Pb/Qda)

Eab > 0, то товары взаимозаменяют друг друга

Eab < 0, то товары взаимодополняют друг друга

Eab =0, то товары никак не взаимосвязаны друг с другом в потреблении.

На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:

1.Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2.Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, т.к. покупателям нужно время, чтобы найти товары-заменители. Чем больше промежуток времени от момента изменения цены до принятия решения о покупке, те более эластичный спрос.

3.Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

4.Значимость товара. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров.

Эластичность предложения по цене – это отношение процентного изменения величины предложения товара к вызвавшему его процентному изменению цены данного товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, являются условно постоянными. Es = (DQs/DP)(P/Qs) Коэффициент положительный, потому что закон предложения.

Варианты ценовой эластичности предложения:

1. Ep > 1 Эластичным предложение бывает тогда, когда величина предложения изменяется на больший процент, чем цена.

2. Ep=1 При единичной эластичности предложение цена и величина предложения изменяются одинаковыми темпами.

3. 0< Ep> 1 Если предложение неэластичен, изменение цены товара на 1% меняет величину предложения менее чем на 1%.

4. Ep=0 При абсолютно эластичном предложении любое повышение цены приведет к падению величины предложения практически до нуля, а сколь угодно малое понижение цены может увеличить предложение на него до бесконечности.

5. Ep=¥ Если предложение абсолютно неэластичен, то, как бы продавец ни менял цену на товар, объем предложения будет оставаться постоянным.

Независимо от типа эластичности предложения цена товара и выручка всегда изменяются в одинаковом направлении. Чем больше степень эластичности, тем более быстрыми темпами изменение выручки в ответ на изменение цены.

Перекрестная эластичность предложения – это отношение процентного изменения величины предложения на 1 товар к вызвавшему его процентному изменению цены другого товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на предложение, являются условно постоянными. Eab(DQsa/DPb)(Pb/Qsa)

Eab < 0, то товары взаимозаменяют друг друга

Eab > 0, то товары взаимодополняют друг друга

Eab =0, то товары никак не взаимосвязаны друг с другом в потреблении.

К факторам, воздействующим на ценовую эластичность предложения, относятся:

1.величина издержек и возможности хранения продукции. Если имеются возможности хранения продукции до лучшего положения на рынке, то предложение эластично, и наоборот;

2.гибкость производственных систем. Если продавец может быстро отреагировать увеличением количества товаров на относительно небольшое изменение цены, то предложение эластично;

3стоимость и доступность ресурсов. Если дополнительные издержки производства высоки, то предложение имеет тенденцию быть неэластичным относительно цены, и наоборот, если дополнительные единицы товаров могут быть произведены при тех же издержках, то предложение эластично;

4.важнейшее значение для эластичности предложения имеет, однако, фактор времени, т.е. период, в течение которого производители имеют возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:

кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично;

краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования. Степень эластичности предложения невелика — за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства;

долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.