Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оракул из Коннектикута






Коннектикутский Институт изучения будущего имеет программу действий, рассчитанную в зависимости от специфики исследований на период от 5 до 50 лет. Его цель состоит в оценке долгосрочного воздействия современных решений на будущее, прогнозировании социально-экономических тенденций и их последствий для будущего, предупреждении о значительных отклонениях от существующих тенденций и развитии и совершенствование новых методов прогнозирования.

 

Столь широкие и амбиционные стремления института основаны на идеальной для «фабрики мысли» родословной: наличие прочных связей с корпорацией «РЭНД», совет, состоящий из светил в области образования, промышленности и благотворительности, и впечатляющий список специалистов в области анализа из США и других стран, которые выступают в качестве советников института. К последним относятся Герман Кан, французский экономист Бертран Жувенель и Деннис Габор, английский физик, известный как отец голографии — только что возникшей трехмерной лазерной фотографии. Несколько ведущих членов корпорации «РЭНД» и присоединившиеся к ним другие футурологи и ученые основали эту организацию в 1968 г. на средства, полученные от корпорации и ряда фондов, включая фонд Форда, выделивший 52 тыс. долл. Причина создания института, как ее изложил организационный комитет, состояла в том, что, несмотря на наличие многих институтов, занимающихся отдельными аспектами будущего, ни один из них не планировал всеобъемлющих исследований проблем, имеющих общественный характер, и последствий таких проблем для будущего. Общая стратегия деятельности института предусматривает работу только по контрактам, но с условием, что каждый контракт будет увязан с другими в крупную, сбалансированную программу изучения будущего.

 

Как и мнение других групп футурологов, философия института базируется на тезисе, что в настоящее время вмешательство в процесс определения путей развития будущего возможно и желательно. Это положение отражено в одном из первых документов организационного комитета, опубликованного в мае 1966 г.: «Идея создания Института... исходит из изменившегося отношения к будущему. Фаталистическая точка зрения о том, что будущее неизбежно и его нельзя предвидеть, отходит в прошлое. В настоящее время существует общепринятое мнение о множественности вариантов будущего и что соответствующее вмешательство может внести изменения в вероятность того или иного варианта. Это послужило причиной усиленного исследования будущего, а также поисков путей и методов, могущих оказать влияние на ход событий, т. е. деятельности, ответственность за которую перед обществом исключительно велика.

 

Ответственность в этом случае понятие не просто академическое, и, для того чтобы эта ответственность не осталась только понятием, мы должны отказаться от роли праздных зрителей и принять активное участие в формировании нашего будущего. Процесс формирования лучшего мира, безусловно, требует мудрости, смелости и понимания человеческих ценностей.

 

Сейчас настало время посвятить себя полностью проблемам будущего нашего общества. Создаваемый институт будет представлять собой ключевую позицию в решении этой насущной задачи».

 

Однако было оговорено одно очень важное условие, касающееся непосредственно проведения исследований: институт будет воздерживаться от формулирования политики и вместо вынесения решений он будет открыто предоставлять политическим деятелям альтернативные варианты. К своей чести, институт дал такое определение своей деятельности, в котором исключается возможность выполнения заговорщической, тайной или управленческой роли при осуществлении основной задачи — выполнения консультативных функций для специалистов по планированию. Институт не берется за исследования, результатом которых будет только документ с ограниченным распространением. Все исследования независимо от того, кто заказчик, должны публиковаться для всех. Институт будет стоять также в стороне от исследований военного характера, хотя руководители его заинтересованы в проведении работ в области предотвращения и ограничения возможности войны при помощи невоенных средств. Институт заключает только такие контракты, по которым его специалисты получают максимальную свободу действия в исследованиях; институтом не исполняются заказы узкопроблемного характера, не разрабатываются темы, для которых плохо подходит используемая методика изучения будущего.

 

Институт еще не имеет стабильной методики исследований; однако уже наметились два метода, создателями которых являются ведущие представители коллектива института. Олаф Хелмер, директор института, был соавтором Далки в разработке системы «Дельфи». Другая методика, одним из авторов которой является заместитель директора института Теодор Гордон, — анализ взаимного воздействия — разработана коллективом института.

 

В целом система «Дельфи» используется в качестве организационного принципа в большинстве проводимых исследований, в то время как система анализа взаимного воздействия представляет собой средство выявления специфических связей между отдельными прогнозами. Большая часть выполняемой институтом работы — это экспериментальная смесь новых и старых методов, включающих в себя работу в библиотеке, интервью и опросы, игры и формулирование взаимного воздействия различных процессов. Хорошим примером работы института может служить одно из наиболее крупных исследований этого коллектива по созданию долгосрочных методов прогнозирования для штата Коннектикут. Работа преследует цель не только выявить различия в положении в штате в настоящее время и в 2000 г., но и дать возможность администрации штата усвоить систематизированную методику для самостоятельного прогнозирования.

 

Работа началась с созыва трех групп по системе «Дельфи»: по техническому развитию, социальному прогрессу и потенциальным возможностям в Коннектикуте.

 

В качестве примера прогнозов можно привести результаты исследований, проведенных группой по изучению возможностей штата:

 

Образование

 

— Необходимые изменения в системе образования произойдут после ухудшения общих условий в школах и приобретения резко отрицательного опыта.

 

— Инициатива изменений в системе образования будет исходить не только от школ, но в этот процесс будут вовлечены политические деятели, общественные деятели и советы по вопросам образования.

 

— Улучшение экономического положения преподавателей произойдет только в результате повышения производительности труда (соотношения между количеством учащихся и преподавателей). Решение проблемы может быть достигнуто путем более широкого использования автоматических обучающих устройств или путем привлечения недипломированных ассистентов.

 

— Роль системы образования изменится от пассивной реакции на происходящие события до предсказания будущих условий окружения.

 

— Высшее образование станет непрерывным процессом со сменяющимися периодами переподготовки и трудовой деятельности.

 

— Финансирование системы образования будет более централизованным, большая часть средств будет поступать из федеральных и штатных источников.

 

Досуг

 

— В Коннектикуте неудовлетворительный досуг будет представлять собой серьезную проблему, особенно для бедняков, престарелых и лиц, имеющих образование ниже среднего.

 

— Неспособность составить для себя целевую программу досуга приведет к появлению серьезной психофизиологической проблемы.

 

Каждый из таких комплектов тематических прогнозов для штата сопровождается перечнем «Возможностей» или областями деятельности с указанием вероятных положительных факторов в условиях штата в данной конкретной области. Досуг, например, может зависеть от семи возможностей, начиная от пересмотра направления процесса образования с целью обеспечения более свободного выбора вида деятельности до создания новых возможностей для отдыха. Прогнозы, созданные группами «Дельфи», были затем использованы для проведения игры, в которой государственные служащие и ученые знакомились с долгосрочным развитием, дающим возможность оценить один из новых процессов принятия решений.

 

Кроме того, при разработке проектов для штата Коннектикут был применен новый метод анализа взаимного воздействия. Этот метод применяется там, где кончается действие системы «Дельфи». В данном случае используется комплект выполняемых ЭВМ математических расчетов, в результате которых создается представление о взаимосвязи событий, выраженное при помощи математических методов. В этой системе предполагается, что события, предсказанные экспертами, произойдут в измененном виде, если изменятся вызывающие их события. Существо предположения состоит в том, что событие может: 1) увеличить вероятность, 2) уменьшить вероятность или 3) оказаться безразличным для вероятности возникновения других событий. Суждения, относящиеся к взаимосвязям, прочности таких взаимосвязей и их влиянию на последовательность явлений, представляют собой результаты мыслительной деятельности человека. Рассматриваемый метод анализа применяется для возможного изучения подобных суждений во взаимосвязи друг с другом путем использования счетной техники, многократной обработки на ЭВМ получаемых оценок вероятности возникновения одних событий по мере изменения характера других. Например, если прогноз погоды на месяц улучшился, то возникает более реальная возможность уменьшения потерь при уборке урожая, которые были предусмотрены ранее. Такие суждения могут быть сведены в матрицы, в которых влияние каждого события будет оценено в связи с каждым другим событием, заложенным в матрицу. ЭВМ может осуществлять операции с большим количеством таких событий и дает информацию о возможности сложной совокупности событий, возникающих к определенной дате. ЭВМ благодаря своей способности подсчитать все возможные взаимосвязи становятся необходимыми (например, взаимосвязи 100 событий требуют расчета 29 700 вероятностных состояний).

 

Исследовательская работа коннектикутского института в области анализа подобного типа помогла сделать отборку необходимой штату информации, включающей:

 

— список научных разработок на следующие 30 лет;

 

— описание текущих социальных тенденций вместе с ожидаемым направлением этих тенденций и возникновением новых;

 

— перечень возможных проблем, с которыми может столкнуться штат Коннектикут в период до 2000 г.;

 

— наметки альтернативных вариантов политики штата, которые могут быть приняты в течение последующих 20 лет;

 

— иллюстрация потенциального воздействия определенного события на качество жизни внутри штата.

 

В этих исследовательских работах прогнозируются основные технологические новшества, и среди них: лекарственные средства, меняющие свои свойства в зависимости от особенностей организма больного, химический контроль наследственности, многоцелевые роботы на высоком техническом уровне исполнения, ЭВМ, обладающие исключительно высокими характеристиками, значительное увеличение возможностей для влияния на продолжительность жизни и возможность массового распространения противозачаточных химиотерапевтических средств — последнее будет вне контроля властей штата, но тем не менее будет представлять собой одну из проблем, с которыми они столкнутся. Например, одна из групп «Дельфи» предвидит реальную возможность того, что к 1980 г. наука будет в состоянии обеспечить выбор пола ребенка — это новшество будет иметь далеко идущие последствия для деятельности любого административного органа например, в связи с тем обстоятельством, что семьи с низким уровнем дохода будут стремиться к рождению мальчиков, рассчитывая на увеличение своих доходов вследствие более высокой оплаты труда мужчин, что в свою очередь приведет к нарушению равновесия в соотношении мужчин и женщин. Другая проблема может состоять в том, что к 1990 г. каждый человек, вероятно, будет иметь при себе портативный радиотелефон. В этом случае потребуется введение новых законов, защищающих личность от постоянных вторжений. Подобным же образом широкое распространение термоядерных силовых установок (возможно, в 80-х годах) потребует изыскания новых методов борьбы с тепловым загрязнением.

 

Кроме перспективного прогнозирования в исследованиях, проводившихся институтом, ставилась задача разработки направлений деятельности властей штата но решению проблем, имеющих большое социальное значение, за также выявления возможных последствий такой деятельности. Например, исследовательская группа предвидит две основные тенденции в области «закона и порядка».

 

— Общество будет оказывать противодействие гражданам, которые нарушают общественный порядок, причем без ожидания поступления жалобы на нарушителей. Отдельные примеры такого типа обуздают массовое антиобщественное поведение.

 

— Увеличится использование технического оборудования, в результате чего некоторые права человека будут нарушены. К таким техническим новшествам относятся: техника подслушивания телефонных разговоров и другая техника подслушивания, превентивный арест и т. д.

 

Имея такие прогнозы, группа института обратилась к властям штата с просьбой рассмотреть следующий перечень мероприятий и их возможных результатов.

 

Таблица 4

 

Предполагаемые мероприятия

 

Возможные последствия

 

Начать осуществление программы либерализации некоторых правовых норм, касающихся вопросов, не представляющих угрозы обществу. Например, абортов, употребления невредных для организма наркотиков и права проводить митинги протеста

 

Создание механизма, обеспечивающего гарантированное выделение средств на обеспечение соблюдения новых и уже существующих законов

 

Повышение требований в отношении образовательного уровня персонала, связанного с правовой системой, включая судей, адвокатов, полицию и др.

 

Реформа системы уголовных наказаний и усиление роли воспитания

 

Уменьшение количества поводов для недовольства среди населения и всестороннее упрощение процедуры соблюдения законности

 

Более высокая степень уверенности, что законы будут выполняться в соответствии с задачами, поставленными при их принятии

 

Более эффективный механизм по обеспечению выполнения законодательных норм

 

Соответствует интересам общества, не требует больших затрат

 

На более низком, местном уровне с целью определения будущих проблем проводились исследования по некоторым аспектам деятельности самого штата, например наступающий жилищный кризис для семей со средним доходом, снижение возраста, при котором разрешают голосовать, введение в штате подоходного налога и возникновение группировки бедных слоев населения с более высоким уровнем социального и политического сознания.

 

В целом шесть направленных властям штата докладов представляют собой попытку обеспечения для них возможности заглянуть в мир, с которым они столкнутся с будущем, а также изучить предоставленные им варианты. Одним из наиболее ценных результатов работы исследовательских групп является список «предполагаемых мероприятий штата». Хотя этот список первоначально предназначался для использования в деловых играх, на его примере можно показать творческий процесс, порождае-мый прогнозированием. Ниже приводятся некоторые из почти 100 включенных в список мероприятий:

 

— обеспечение общественного развития на региональной базе;

 

— создание единой для штата системы переработки управленческих данных;

 

— проведение по всему штату мер по борьбе с наводнениями;

 

— изменение городского районирования с целью децентрализации;

 

— пересмотр норм, регулирующих строительство, с целью внедрения технических новшеств;

 

— резкое повышение требований и норм, определяющих меры по охране здоровья и технике безопасности в жилищном строительстве;

 

— создание новых общин в сельскохозяйственных районах;

 

— строительство моста, связывающего Лонг-Айленд с материком;

 

— сооружение нового плавающего аэропорта в проливе, разделяющем штат и остров Лонг-Айленд;

 

— введение пошлины с частных владельцев автомобилей, въезжающих в городские центры;

 

— упразднение всех пошлин, взимаемых на автодорогах и мостам;

 

— введение выплат по линии социального попечительства для оказания помощи в планировании семьи;

 

— субсидирование пригородного кооперативного строительства;

 

— предоставление низкопроцентных коммерческих займов жителям штата, получающим благотворительную помощь;

 

— подготовка к пересмотру системы уголовных наказаний;

 

— введение норм по борьбе с загрязнением вод, воздуха и норм допустимых уровней шума и обеспечение их выполнения;

 

— установление предельного уровня цен для жителей трущоб;

 

— повышение требований к полиции в отношении образовательного уровня;

 

— введение обязательной регистрации огнестрельного оружия;

 

— запрещение использования «героических» медицинских средств в безнадежных случаях;

 

— легализация употребления наркотиков;

 

— введение образовательной переподготовки для взрослых;

 

— увеличение продолжительности обучения;

 

— введение в средних школах производственного обучения;

 

— введение поощрительных премий за достижения в области преподавательской деятельности;

 

— повышение оплаты труда преподавателей;

 

— обеспечение бесплатного обучения в колледжах для всех студентов;

 

— легализация гомосексуализма;

 

— легализация абортов;

 

— создание заповедников.

 

Работы были закончены в 1970 г., и результаты исследований были разосланы властям штатов во всей стране. Оценка этого необычного обследования была весьма положительной, а штат Джорджия запланировал даже создание института для проведения подобного же исследования.

 

Другой крупной работой института явилось изучение перспектив в отношении уровня доходов наемных работников во всей стране в ближайшие 15 лет.

 

Анализ будущего доходов проводился по системе «Дельфи» восемнадцатью экспертами в таких областях, как образование, труд, корпоративная структура, финансы и демография. Результаты исследования были сопоставлены с тремя другими обследованиями: состояния доходов на текущем этапе, изучения благосостояния и трудовых отношений во всем мире и отношений предпринимателей и трудящихся в различных странах.

 

Окончательные результаты обследования были опубликованы в трех докладах, изобилующих фактическими данными, представленными в основном в графической форме и в форме сценариев. В докладах моделируется структура доходов в целом по стране на 1985 г. В соответствии с представленной картиной доходы наемных работников объединены с дополнительными выплатами и выплатами из страховых фондов. Основным, определяющим фактором в докладах представлено стремление обеспечить будущее, а «закоренелые» индивидуалисты, предпочитающие иметь наличные средства, а не гарантии против трудностей при ухудшении положения почти исчезли. Предприниматели будут вносить в различные фонды половину средств от общей суммы заработной платы; причиной этому послужат такие факторы, как влияние организаций трудящихся, автоматизация и последствия давления со стороны воинственно настроенных групп меньшинства. По сравнению с 1968 г. стоимость доллара в связи с инфляцией будет составлять лишь 58%, поэтому планы по обеспечению пенсионеров будут предусматривать не выдачу определенной суммы, а обеспечение определенного уровня жизни. Повысится доля женщин и лиц, представляющих группы меньшинства, в трудовых ресурсах, соответственно увеличится количество «белых воротничков». Увеличится продолжительность отпусков, и будет сокращена рабочая неделя. Предприниматели будут вынуждены выплачивать больше средств в фонды, организующие проведение досуга и обеспечение мероприятий в области образования. По всем вопросам, начиная от налогов и до выхода на пенсию, для работников будут созданы консультационные пункты. В планы медицинского страхования будет включаться стоимость осмотров и лечения у психиатров и зубных врачей, а план пенсионного обеспечения может быть распространен на несколько рабочих мест. Количество членов в профсоюзах увеличится незначительно, но профсоюзы все еще будут играть важную роль в деле перераспределения доходов работников за счет новых источников. Доходы за счет выплат из различных фондов достигнут 100 млрд. долл. в год и, следовательно, окажут огромное влияние на все общество.

 

Другие выполненные институтом работы охватывают исследования, начиная от условий, в которых будет осуществляться в будущем образование в США, до изучения возможных программ исследований и мероприятий, приемлемых в будущем для обеспечения деятельности различных фондов. Позднее, в 70-е годы, осуществлялась другая серия исследований, включающая изучение использования человеком своего времени и последствий такого использования для настоящего и будущего. Сюда же включалось изучение проблем, которые возникнут в будущем в результате применения ЭВМ. Одной из наиболее важных концепций, разрабатываемых институтом в настоящее время, является «Доклад о будущем страны». Смысл его заключается в том, чтобы свести в единое целее данные прогнозов, полученные институтом за предыдущий год, и данные, полученные другими организациями и имеющие важное значение для будущего нации. В докладе будут излагаться основные тенденции развития США в будущем с разбивкой по различным временным интервалам.

 

Отбор тематики исследований производится сотрудниками института, и, хотя при этом чувствуется значительное влияние организаций, субсидирующих, институт, план исследований будет расширяться и охватит новые области в соответствии с общим списком приоритетов. В план исследований, которые будут проведены в ближайшем будущем, включены такие темы, как долгосрочное прогнозирование развития городов, влияние использования ЭВМ и средств связи на общество, решение проблемы голода и будущее отсталых в экономическом отношении стран. Кроме того, запланировано изучение нового подхода к контролю над вооружениями, будущего американской семьи, использования достижений генетики, запланирована также попытка систематизации общей теории социальных конфликтов и взаимосвязанных проблем молодежи, расовых отношений и бедности.

 

Руководство этой многогранной программой по изучению будущего осуществляется президентом института Олафом Хелмером, который вместе с Далки и некоторыми другими футурологами считается одним из родоначальников технологического прогнозирования и футурологии. Он начал свою деятельность в качестве математика в корпорации «РЭНД» с момента ее основания и работал здесь над теорией игр, системного анализа, системой «Дельфи» и математическим моделированием. В 1968 г. он ушел из корпорации, чтобы заняться организацией института. Хелмер утверждает, что футурология может содействовать нациям в деле определения реальных и способствующих сближению национальных целей и рациональных задач, и что футурология может стать фактором сближения двух великих держав, США и СССР.

 

С другой стороны, Хелмер полагает, что футурология оказывает утонченное, но весьма ощутимое и важное воздействие как на академические, так и на правителъственные круги США. Он говорит: «Наш опыт работы с представителями штата Коннектикут показал нам, что воздействие, произведенное на официальных лиц, принимавших участие в наших исследованиях, было значительным. Они чувствуют большую ответственность за будущее, выполняя текущие обязанности, и мыслят категориями будущего положения штата, рассматривая текущие события как связующее звено с будущим, а не как отдельные разрозненные явления». Хелмер утверждает, что бюрократы уже совершенно готовы признать футурологию частично и потому, что традиционная социология не дает представления о направления развития. Он полагает, что футурология может содействовать сокращению разрыва между общественными и естественными науками, поскольку это будет скорее прагматический, чем теоретический путь применения общественных наук к решению социальных проблем. Он говорит: «Организованное изучение будущего непосредственно привлекает социологов-теоретиков и заставляет их думать о практической стороне дела и о долгосрочном воздействии тенденций сегодняшнего дня».

 

Будущее института выглядит весьма оптимистично, В его штат входят 40 сотрудников, и в течение нескольких последующих лет планируется ежегодное увеличение их количества на 30—40%. Институтом открыт филиал в Менло-Парке, Калифорния. По заявлению Хелмера, даже в период повсеместного ухудшения экономических условий для научной деятельности институт не испытывал затруднений в получении контрактов на проведение исследований.

 

В одном из выводов, опубликованных группой, проводившей исследования для штата Коннектикут по методу «Дельфи», содержится заслуживающая внимание оценка перспектив института:

 

«Впервые появившись в 70-е годы и приобретая все большую роль в 80-е годы, будет постоянно расширяться стремление найти новые формы совмещения знаний и власти, будь это так называемые «фабрики мысли» или новые виды консультативных политических организаций».

 

Подобные предсказания, видимо, оправдываются по мере того, как определенные правительственные учреждения во все большей мере прибегают к помощи специалистов по проведению исследований. Хорошим примером этого может служить федеральное ведомство, занимающееся вопросами просвещения, которое за последние годы создало целый ряд разнообразных исследовательских групп, занимающихся политическими вопросами. Двум из них было дано задание изучать будущее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.