Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функция мотивации







Сущность мотивации


Третья функция управления — мотивация. Под мотивацией понимается система факторов (побуди­тельных сил), способствующих выполнению опреде-


В. А.


Розанова ■


ленной задачи. Это понятие используется для объяснения последо­вательности поведенческих действий, направленных на цель, кото­рая может меняться в зависимости от различных ситуаций.

Как одна из ведущих функций управления, мотивация очень важ­на, поскольку решение всех задач, от которых зависит выполнение основной цели, определяется взаимосвязанной работой людей, уча­ствующих в этом процессе.

МОТИВАЦИЯ — процесс побуждения себя и других к деятель­ности для достижения личных целей или целей организации.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ — все то, что человек считает ценным для себя.

ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама работа (достиже­ние результатов, значимости, содержательности, самоуважения).

ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - возникает не от работы, а за­дается организацией (зарплата, продвижение по службе, симво­лы служебного статуса и престижа, признание, похвала, а также дополнительные выплаты.

Основная задача менеджера — создание у работников внутрен-; них побуждений к активной трудовой деятельности. Основными; побуждениями являются: поддержание заинтересованности в тру-j де, потребность в активной деятельности, переживание удовлетво-] ренности от труда, а также положительной мотивации у всех рабо тающих.

При выборе правильных решений руководители координир усилия персонала, учитывая потенциальные возможности людей, а также их побудительные силы, т.е. руководители проводят опреде­ленную работу по мотивированию и стимулированию работников.

В практических целях следует четко различать понятия мотива и стимула. Часто их отождествляет, однако это разные по смыслу термины. МОТИВ — побуждение к выполнению определенной дея­тельности или поступков, в основе которых лежат потребности че­ловека. Система мотивов образует мотивацию поведения человека.

Мотивация выполняет также смыслообразующую функцию, со­общая определенный личностный смысл деятельности. Под моти вированием понимается обычно создание у исполнителей внут-П

 


Часть I. Глава 2. Функции управления

ренних, т.е. психологических побуждений к трудовой деятельности. Чрезвычайно важными факторами при этом являются заинтересо­ванность в труде, удовлетворенность трудом, потребность в труде.

В стимулировании, в отличие от мотивирования, речь идет о по­буждении работников к труду с помощью внешних факторов. Ими обычно бывают: материальное и моральное стимулирование.

Функция мотивирования в у правлении используется для учета последовательности поведенческих действий, с помощью которых реализуется управленческая цель, которая под влиянием опреде­ленных факторов может изменяться.

• Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника. Менеджеры, осу­ществляющие эту функцию, придерживаются схемы действий, пред­ставленной в табл. 4.

Таблица 4

1. Знание самых существенных потребностей исполнителей.

2. Учет личностных особенностей исполнителей.

3. Понимание своих работников, их целей, желаний, стремлений.

4. Применение индивидуального подхода к работникам, когда это требуется.

5. Учет межличностных отношений внутри группы.

6. Умение поощрять работников.

7. Оказание поддержки и помощи исполнителям решений.

8. Знание об отношении к труду у работников.

9. Доброжелательность в общении с подчиненными.

 

10. Проявление терпимости и доброжелательности в разговоре с испол­
нителями.

11. Уважение к подчиненным.

12. Знание себя и особенностей своего поведения.

В Массачусетсом технологическом институте было проведено исследование более чем на трех тысячах человек, работавших на разных уровнях управления и занимавших разное положение. Ис-


В. А. Розанова

следование было начато в связи с тем, что часть квалифицирован­ных специалистов стали терять мотивацию к своей работе. На ос­новании проведенного исследования было выделено пять важней­ших факторов, влияющих на мотивацию и удовлетворенность трудом /1/ (см. табл. 5).

Таблица 5,

Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом и мотива­цию к труду (по данным американских исследователей)

1. Многообразие и неоднозначность требований, предъявляемых к специа­листам и их мастерству. Важность соответствия требований и потенци­ала специалиста, способствующих его самовыражению.

2; Ясность содержания задачи и чувство отождествления с работой, явля­ющееся активизирующим фактором.

3. Четкое представление о значении задачи для организации. Ощущение важности своей работы, что является центральным фактором индиви­дуальной мотивации специалиста.

4. Обратная связь: увеличение удовлетворенности работой вследствие положительной оценки от руководителя, коллег или подчиненных. Хорошее мнение других увеличивает мотивацию к работе. Чувство удовлетворенности работой снижается, если о ней ничего никто не говорит.

5. Сбалансированность власти и ответственности является важнейшим фактором, влияющим на удовлетворенность работой и повышающим мотивацию к труду. " Самодисциплина — это цена свободы".

Сотрудники Р. Уотермена, проанализировав взятые у американс­ких руководителей интервью, считают, что " мотивы — наша глав­ная движущая сила". Приводится одна интересная притча, которую рассказал о различных мотивах человеческого поведения главный управляющий компанией " Порше" Питер Шутц: " Работали как-то три человека, которые что-то строили. Занимались-то все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: " Я дроблю камни", другой сказал: " Я зарабатываю себе на жизнь", третий ответил: " Я строю храм".


Часть I. Глава 2. Функции управления

Р. Уотермен ссылается на классическую книгу " Работа", ее автор Штудс Теркел писал, что каменщики — самые счастливые люди из тех, кто занят тяжелым физическим трудом. Оглядываясь на про­житые годы, они вспоминают построенные своими руками дома и понимают, что жизнь их прошла не зря /7, с. 314/.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.