Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функция контроля







Сущность контроля


КОНТРОЛЬ — это процесс обеспечения достиже­ния организацией своих целей. Он состоит из уста­новки стандартов, измерения фактически достигну­тых результатов и проведения корректировок, если полученные результаты в существенной степени от­личаются от установленных стандартов.


 


Под контролем понимается не стремление менеджера уличить кого-то в неверных действиях, поступках, а своевременная помощь (одоб­рение, поощрение и другие стимулирующие воздействия). Такой конт­роль помогает вьшолнять общую управленческую задачу не только самому менеджеру, но и всем его подчиненным.

В процессе выполнения функции контроля руководитель сталки­вается с важной проблемой перестановки акцента контроля с про­шлого на будущее. Известный польский ученый С. Ковалевски от­мечает, что " не подлежит сомнению, что лучше с 75% уверенности знать об ошибке, которая будет, чем со 100% уверенности обнару­жить уже совершенную ошибку. На будущее можно воздейство­вать. Прошлое изменить нельзя." /8/.

В этой связи представляется важным высказывание Г. Кунца и С. О'Доннелла по поводу контроля: " Разработанная должным обра­зом система контроля должна обнаруживать возможные отклоне­ния до их появления" /9/.

Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвраще­ния будущих ошибок. Однако, хорошо зная работников, их личност­ные характеристики, профессиональные возможности и др., с опре­деленной долей вероятности можно предвидеть степень и особенности ошибок, которые они могут совершить, и предпринять меры для их, недопущения.

Возникает вопрос, что важнее: регистрировать убытки и наказы­вать виновных или определить факторы, которые могут привести к


В. А. Розанова

ошибкам, т. е. прогнозирование ошибок или контроль, направленный на выявление уже совершенных ошибок и виноватых?

Если устранить из совокупности всех функций, которые выпол­няются менеджером, хотя бы одну, то нарушится вся деятельность, направленная на выполнение общей цели.

Каждый менеджер старается достигнуть успеха в своей деятель­ности, используя и свои возможности, и возможности своих подчи­ненных. Но он должен также упорядочить свои эмоции, правильно настроить себя на работу, избрать нужную тактику руководства.

Руководитель, как любой другой человек, нередко пользуется сте­реотипами своего мышления. Разница состоит в том, что руководи­тель переносит свои стереотипы на профессиональную сферу.

Каждый руководитель понимает, что эффективность работы на предприятии в целом зависит не столько от него самого, сколько от работы его подчиненных. В этом смысле особое место отводится коллективному управлению. Это — своеобразный стиль руковод­ства, где особая роль отводится рядовым работникам, участвующим в решении множества производственных задач.

При коллективном управлении главная задача руководителя со­стоит в том, чтобы умело направлять и координировать деятель­ность отдельных групп. Это необходимо для того, чтобы группа без участия начальства была в состоянии принимать нужные решения в процессе работы. В такой ситуации в полной мере проявляется коллективный подход и ответственность управления, который при соблюдении ряда условий может быть весьма эффективным. Для этого необходимо:

1. Разделение полномочий и обязанностей между руководителем

и его подчиненными.

2. Подчиненные должны пользоваться доверием своих руково­
дителей.

3. Работа должна рассматриваться как совместная деятельность
руководителей и рядовых работников.

4. Руководители не должны препятствовать созданию системы,
децентрализующей процесс принятия решений.

В эффективном управлении основное внимание уделяется конт­ролю за полученными результатами. При этом не принимается во


Часть I. Глава 2. Функции управления

внимание то, что могло бы быть; имеет значение лишь то, что есть, что получено в соответствии с поставленными целями.

Рис. 7. Схема действий менеджера при выполнении функции контроля

Оценка результатов основывается на действительных и очевидных фактах. Руководитель обращает внимание не только на стоимостное выражение результатов, а учитывает также " ключевые" результаты, включающие и управление персоналом, и совместной деятельностью в их развитии. Контроль за результатами деятельности может быть схематически представлен в виде, показанном на рис. 8.

Осуществление функции контроля — это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Но контролировать может


В. А. Розанова

только тот, кто знает, что в действительности должно быть, и своевре­менно делает это достоянием других (см. рис. 9) /2, 7/.

Рис. 8. Объекты процесса контроля за полученными результатами

Рис. 9. Осуществление стадии управления по результатам







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.