Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гунин Яков Алексеевич






Августа (к 100–летию со дня рождения)

среда

 

Гунин Яков Алексеевич родился 06 августа 1914 года (в некоторых источниках указывается 05 августа) в поморском селе Ворзогоры Онежского уезда Архангельской губернии.

В семье Гуниных было шестеро братьев и одна сестра. Александр был третьим из братьев, старше Якова на 4 года, став ему своеобразным наставником. Он был учеником на рейдовым буксире «Маяк», часто брал его с собой, где приходилось драить палубу, таскать концы.

То ли романтика моряцкой жизни на закопченном буксире «Маяк», то ли рассказы старшего брата Алексея, ходившего на Мурман, а может, и то, и другое, зародили мечты в душе подростка, и Яков мечтал стать моряком.

После окончания семилетки в г.Онеге Яков Гунин поступил в Архангельский морской техникум (1929), здесь же учился его брат Александр на судомеханическом отделении. На это отделение поступил и Яков, здесь ему повезло с преподавателем А.П. Рюхиным, который вел в техникуме морскую практику и теорию корабля. Преподаватель, влюбленный в море, дал своим ученикам все, чтобы они стали настоящими моряками.

Первую практику Я.А. Гунин проходил в г.Мурманске на траулере «Максим Горький». На практике повезло с наставниками, умелыми промысловиками П.Е. Кононовым и А.Г. Романовым, учившими курсанта руководить людьми, быть требовательным к себе и подчиненным, уметь распознавать в них хорошее, наказывать, если потребуется, но и на похвалу не скупиться. Похвала окрыляет людей, дает больше возможности проявить себя с хорошей стороны. Впитывал все наставления в себя молодой штурман Яков Гунин и учился.

После окончания морского техникума (1932) его направляют в объединение «Рыбпром», где он работает сначала штурманом на траулере «Максим Горький». В период стахановского движения на Севере был старшим помощником капитана на поисковом траулере «Рыбец». Весь экипаж старался работать так, чтобы лучше разведывать для флота сырьевую базу, этим помогать коллективам промысловых судов успешно выполнять высокие обязательства в соцсоревнованиях. К 05 июня 1936 года траулер «Рыбец», как и многие траулеры Мурманска, рапортовал о выполнении годового плана.

В возрасте 23 лет (1937) Я.А. Гунина назначают капитаном траулера «Кета». Первое плавание прошло удачно - возвращались с полным грузом рыбы. Это придало сил для последующих, порой очень нелегких, рейсов. В этот период Яков Гунин осваивает промысел сельди.

В 1940 году судоверфь Мурманска передала траловому флоту два новых траулера РТ-101 «Иван Папанин» и РТ -102 «Валерий Чкалов». Рыбаки траулеров, среди которых был и Я.А. Гунин, выловили в 1941 году 2020 центнеров рыбы.

В годы Великой Отечественной войны Я.А. Гунин командир «ТЩ-35», который до войны носил имя РТ-101 «Иван Папанин». Военный тральщик нес противолодочный дозор, тралил мины, участвовал в конвойных операциях, доставлял на западный берег Кольского залива и на полуостров Рыбачий подкрепление, продовольствие, боеприпасы. Не раз попадали они под огонь немецких батарей, подвергались обстрелам вражеской авиации.

К рыбацкой работе довелось вернуться до окончания войны. Начальник штаба Северного флота Василий Иванович Платонов поручил Я.А. Гунину заняться промыслом рыбы для улучшения питание моряков-североморцев.

После Победы Я.А. Гунин снова капитан судна «Кета». Яков Алексеевич всегда слыл поборником нового, передового. Нужно было восстановить в самые кратчайшие сроки довоенные размеры уловов и переработки рыбы.

В 1948г. Яков Гунин был отозван из тралового флота и назначен капитаном-флагманом первой сельдяной экспедиции. В экспедицию вошли четыре траулера «Кораблестроитель», «Гроза», «Сазан», «Книпович». В 1949г. участвует во второй сельдяной экспедиции, в этом году были организованы уже две экспедиции, одна отправилась к берегам Исландии в составе 28 судов, вторая к берегам Шпицбергена в составе 8 судов, которые добыли вместе около 50 тысяч центнеров атлантической сельди.

В октябре 1949г. Я.А. Гунин призван в кадровую службу в ВМС, служил командиром военного корабля до апреля 1950г. Затем по ходатайству МРХ СССР демобилизован, с 1950г. по 1951г. работал заместителем начальника объединения «Главмурманрыба», а в 1953г. назначен начальником Управления «Мурмансельдь».

В 1957г. Я.А. Гунин возвращается в траловый флот, работает в нем до ухода на пенсию. С 1968г. по 1979г. Гунин - руководитель территориального строительного Главка «Главмурманскстрой».

В семидесятых годах, будучи капитаном-наставником, Я.А. Гунин участвовал в разработке строгой системы сдвоенных рейсов, подмены экипажей, в районах промысла той самой системы, которая позволила использовать рыболовные суда с большой эффективностью.

Яков Алексеевич Гунин проработал 44 года в Мурманском траловом флоте, 38 из них капитаном промысловых судов.

В марте 1980г. выходит на пенсию. В последние годы до пенсии работал заместителем начальника тралового флота, капитаном-флагманом, флагманом по руководству промысла, капитаном-наставником.

Яков Алексеевич вел активную общественную работу, неоднократно избирался депутатом городского Совета, кандидатом в члены обкома, райкома КПСС.

За большой вклад в развитие рыбной промышленности Северного бассейна, за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистками захватчиками Яков Алексеевич Гунин награжден двумя орденами «Красной Звезды», орденами «Отечественной войны 1 и 2-й степени», «Октябрьской Революции», «им. Ленина», «Трудового Красного Знамени», «Знаком Почета», шестью медалями.

Решением Мурманского городского Совета от 30 июня 1986г. №286 Якову Алексеевичу Гунину присвоено звание «Почетный гражданин г.Мурманска». Я.А. Гунин жил по проспекту Ленина, дом №78.

Современный супертраулер мурманского тралового флота носит имя Якова Гунина. Я.А. Гунин похоронен в г.Мурманске.

 

Источник:

Н.Кулаков «Полвека с флотом», газета «Полярная правда», 1984г., 06 ноября.

Архивная справка музея г.Мурманска.

А.И. Ульянов «Под парусом и на моторе», г. Онега, 2001г., с.59-60.

Сайт администрации г.Мурманска «Мурманский траловый флот-Я.А. Гунин», июль 2012г.

 

А.И. Ульянов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.