Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приспущенный оргазм столетья






Э. Семирадский

Ф рейду не везло с учениками. Самые талантливые из них, вместо того чтобы развивать и уточнять идеи мэтра, уходили в сторону от проложенного им пути. Так случилось и с Вильгельмом Райхом. Начав как восторженный поклонник Фрейда, он довольно скоро стал высказывать еретические с точки зрения ортодоксального фрейдизма идеи. В течение 20-х годов Райх публикует ряд работ, вызвавших резкое неприятие и насмешки коллег, а в 1934 году его изгоняют из Международного психоаналитического объединения.

С тех пор Райх предпочитает избегать термина " психоанализ", называя собственный подход " вегетотерапией", " оргонотерапией", " терапией с помощью оргазма" и т.д. В чем, собственно, состояло размежевание Райха со школой Фрейда?

Прежде всего, в понимании сути психоаналитической работы. Райх настойчиво стремился превратить психоанализ в науку. Психотерапии надлежало обрести методическую и процедурную строгость, сопоставимую со строгостью естествознания. Во Фрейде, на взгляд Райха, чересчур много от " метафизика". А уж о Юнге и юнгианцах и говорить не приходится. Если им следовать, научный концепт - " либидо" - теряет всякие очертания, растворяясь в поэтико-мифологических фантазиях.

Райх пришел к психоанализу от сексологии. Именно в сексологической практике сформировались интеллектуальные новации Райха, обрекавшие его на маргинальность по отношению к сложившемуся вокруг Фрейда сообществу. Если Фрейд и его последователи имели дело с выходцами из образованного класса, то пациенты Райха в большинстве своем - представители низших слоев. Райх посвятил себя лечению, как он сам выражался, неврозов трудящихся, проработав восемь лет в Венской психиатрической амбулатории для бедных. Это означает, между прочим, что за свои сеансы Райх не мог брать денег (и тем самым соответствовать этосу психоаналитика), а также что психические расстройства, с которыми сталкивался Райх, были вызваны чем угодно кроме самокопания " испорченных культурой" индивидов. Из своего практического опыта Райх вынес убеждение, что неврозы - это " не каприз дам из буржуазного общества", а массовое заболевание. Райх ставит вопрос о его причинах. Ответ Фрейда его не устраивает. Указание на неосознаваемые (подвергшиеся вытеснению) влечения оставляет проблему в плоскости психического конфликта, тогда как невроз затрагивает человека в целом. Он имеет не психическое, а психосоматическое происхождение. Тело как организм живет своей собственной жизнью, и Фрейд допустил непростительную ошибку, психологизировав телесное.

Критика Райхом Фрейда за спекулятивность (" метафизичность") очень напоминает критику Плесснером Хайдеггера. Райх упрекает психоанализ за то же, за что Плесснер упрекал экзистенциальную феноменологию: за психофизический дуализм, или, говоря проще, за отрыв души от тела, за отделение " духовного", " культурного" от " материального", " природного".

Поиск связующего звена между телесным и психическим приводит Райха к теории оргона. Оргон - единый источник всех человеческих импульсов, имеющий (не пугайтесь) электрическую природу. В своем стремлении к последовательности Райх позволял себе самый экстравагантный радикализм. Если человек есть существо естественное, т.е. часть мира живого, то он может и должен быть понят естественным (естественно-научным) образом. Если человеческому индивиду присущ определенный биоэнергетический потенциал, то последний должен поддаваться измерению. Мы, стало быть, вправе изучать индивида как машину. Ассоциации с Ламетри вполне уместны. У Ламетри машины были механические, у Райха - электрические. Энергия оргона в отличие от расплывчатого " эроса" (которому поздний Фрейд уподобил либидо), может быть измерена.

Но не стоит спешить причислить Райха к законченным материалистам. " Электричество" понимается им скорее в духе постшеллинговой натурфилософии, чем в смысле современной физики, а " живое" и " жизнь" - скорее в бергсоновском, чем в позитивно-научном ключе. Между прочим, Бергсона Райх высоко чтил, изрядно, правда, приправляя бергсонианство буддизмом.

Энергия оргона имеет космическую природу (и здесь нельзя не вспомнить об антиподе Райха - Юнге). " Электрические машины", каковыми являются человеческие существа, не просто " по особому организованы", но еще и " взаимодействуют с космической энергией". Характер и способ этого взаимодействия Райх, к сожалению, не уточняет. Неясным остается и то, как он собирался связать электричество с космосом, соединив тем самым научное, т.е. опирающееся на клинические наблюдения и эксперименты, исследование человека с космологией.

Источником невроза, по Райху, является застой энергии. Застоявшаяся сексуальная энергия влечет за собой не просто переформирование психики индивида, но и изменения в его организме. Психотравма неизбежно сопровождается поражением того или иного органа. Невроз может привести, например, к горловому спазму и, соответственно, к немоте (действительный случай из клинической практики Райха). Или к мышечной блокировке других органов (сердца, в частности). Наконец, болезнь века - рак - представляет собой, по Райху, прямое следствие мышечных зажимов, вызываемых хроническим застоем сексуальной энергии. Поэтому оргонотерапия лечит, наряду с сексуальными, органические расстройства.

Характеризуя различные случаи сексопатологии, Райх настаивает на органической неспособности пациента испытывать удовольствие. Именно в органической сфере следует искать препятствия к выздоровлению от невроза. Там, где Фрейд говорит о неосознанном желании (т.е. о психических процессах), Райх ведет речь о биологических процессах - о таких, в частности, моментах функционирования живого организма, как " расширение под воздействием наслаждения" и " сокращение под воздействием страха".

Читателя ждет немало веселых минут, если он дойдет до пассажей книги, относящихся к практическим опытам Райха, например, научению пациентов путем снятия зажимов в области таза направлять свою сексуальную энергию в русло, ведущее к оргазму. Над райховской простодушной прямолинейностью много иронизировали. Но прямолинейность - прямолинейностью, а результаты - результатами. А они у Райха были.

Демократический гуманизм Райха подкупает. Нельзя без симпатии отнестись и к его озабоченности социальной функцией психоанализа. Психоаналитики, подчеркивал теоретик оргонотерапии, боятся отвечать себе на вопрос, каковы социальные последствия их метода. Ведь сама психоаналитическая ситуация изначально заключает в себе конфликт. Больного принуждают перестать быть тем, чем он был. Его заставляют поверить в истинность того, что говорит о нем другой человек, о котором известно только одно, а именно: это субъект, который знает.

Здесь Райх подходит к проблеме, эксплицитно поставленной уже после него - в " антипсихиатрии". Это проблема властных отношений, продуцируемых самим психоанализом, и психоанализа как части репрессивной машины современного общества. Когда Р. Лэйнг (а чуть позже и Ф.Гваттари) стали утверждать равноценность психотика и психиатра, они лишь сделали следующий шаг в направлении, каким шел в свое время Райх. Именно Райх впервые заявил, что невротик в известном смысле не менее значим, чем пресловутый " нормальный" индивид. " Человек, тяжело пораженный душевным заболеванием, в человеческом отношении более ценен, чем мещанин с его национальными идеалами! Первый по крайней мере чувствовал, что такое космос! ".

В этой связи показательна роль, которую в интеллектуальном становлении Райха сыграла ибсеновская пьеса " Пер Гюнт". Пер Гюнт имеет для Райха метонимическое значение. Он есть воплощение творческого индивида, вступившего в конфликт с не терпящим творчество обществом. Пациенты психиатрических клиник - своеобразные пер гюнты, мятежники, восставшие против " убийства души". Больной прав: мир враждебен индивиду. Он ломает всякого, кто отказывается подчиниться навязанным извне правилам.

Если глубинная причина болезни - страх, то лечение должно быть нацелено на освобождение от страха. На обратный перевод энергии страха в энергию возбуждения.

Эмансипаторский потенциал райховской теории остро чувствовали " новые левые", придавшие студенческому бунту 60-х характер " сексуальной революции". " Болезни молодежи вызваны конфликтами вокруг онанизма. Здоровью не вредит только самоудовлетворение без чувства вины. Молодежь имеет право на счастливую жизнь в оптимальных условиях. Продолжительное половое воздержание, безусловно, вредно. Болезненные фантазии исчезают только при половой жизни, приносящей удовлетворение. Боритесь за это право! ". Это не студенческая листовка мая 68-го. Это фрагмент антифашистского резюме, составленного Райхом в начале 30-х. Освобождение от вины и " новая чувственность", критика патриархальных основ буржуазных порядков и идеализация матриархата - все это неомарксисты той поры почерпнули или непосредственно у Райха, или у вдохновленного им Маркузе.

Но Райху не суждено было порадоваться ренессансу своих идей. Он умер в 1957 году (кстати, от рака) (непонятно откуда автор это взял, т.к. во всех остальных источниках говорится, что Райх умер от сердечного приступа - прим. редакции сайта), не увидев попыток практического воплощения собственной сексуально-революционной утопии.

Расцвет теоретической активности Райха приходится на 30-е и 40-е годы, в связи с чем, не убоявшись банальности, заметим, что Райх - дитя своего времени. Пиетет, с каким он относится к естественным наукам, его недоверие ко всякого рода " метафизике" вполне созвучны чрезвычайно модным тогда исследованиям в области этологии (Конрад Лоренц). Типично для той эпохи и внимание к телесности. Первые десятилетия ХХ в. в Австрии и Германии (а начало 20-х - и в России) отмечены бурным протестом против " буржуазной морали". Союзы гимнастов и молодежные спортивные организации (к слову, весьма активные и влиятельные) имели своей идейной основой культ тела и телесного здоровья.

Как ни парадоксально, в некоторых пунктах своего мировоззрения Райх перекликается с идеологией, ярым критиком которой он был, - с фашизмом. И Райхом, и ранними идеологами фашизма культура понимается в качестве своего рода порчи, как институт, враждебный здоровому инстинкту, биологической сущности человека.

Биологический редукционизм Райха как нельзя лучше просматривается в том, что он сводит желание к удовольствию. Желание интересует его лишь постольку, поскольку оно составляет момент " оргастической потенции" и " оргастического возбуждения". Желание, таким образом, есть лишь функция удовольствия. В этом утверждении он, между прочим, отказывается замечать то, что было очевидно многим его коллегам, а именно: сфера, называемая желанием, не может быть адекватно описана в сексуальных терминах. Не зря Фрейд избрал для характеристики базовых импульсов латинское слово. Не случайно в лексиконе последующего психоанализа наряду с термином Lust (немецкий эквивалент " либидо") появляется Begehren (соответственно desire и desir в английском и французском). Begehren - это желание как таковое. Желание власти, например, или честолюбие, или стремление к славе. И мы не много продвинемся в объяснении человеческого поведения, пытаясь найти основу всех этих вещей в генитальной сфере.

Райх, кстати, не просто дитя, а именно сын своего времени. Как бы много ни говорил автор о женской сексуальной эмансипации, его текст явно принадлежит мужскому дискурсу. Символ оргазма, витающий перед его мысленным взором, - это семяизвержение (хотя, повторимся, Райх много раз подчеркивал, что говорит о человеке как таковом, а не о мужчине только).

Когда в конце прошлого века был открыт феномен женской сексуальности, возникла новая идеологема. С одной стороны, с женского влечения был снят запрет. Было громогласно заявлено, что женщина есть субъект удовольствия, а не его объект, не пассивный инструмент удовлетворения мужчины. Женщину наделили правом на удовольствие и, соответственно, правом на оргазм. С другой стороны, это право было мгновенно идеологизировано. Оно сделалось своего рода обязанностью, принудительной необходимостью. Новый императив требовал от женщины, во-первых, непреложного хотения и, во-вторых, столь же непреложного переживания оргазма. Все, кто этому требованию не соответствовал, тут же попадали в разряд не совсем полноценных. Не хотеть или хотеть не так, как то полагалось новым представлением о здоровом и правильном, означало отклоняться от нормы. Дискуссии вокруг вагинального (как нормального) и клиторального (как ненормального) оргазма - характерное тому подтверждение. Понадобилось несколько десятилетий упорной борьбы, чтобы вскрыть идеологическую подоплеку такой постановки вопроса и дезавуировать сами эти дебаты в качестве элемента механизма власти.

Высказывания самого Райха в этой связи показались бы теоретикам феминизма 70-х весьма реакционными. Еще бы: к двадцатым годам среди психоаналитиков утвердилось положительное отношение к клиторальному типу возбуждения. Райх же воюет с этим подходом, поскольку он противоречит его генитальной теории.

Бросается в глаза огромный социально-критический пафос книги Райха. В ее авторе больше говорит просветитель и гуманист, чем ученый. Очевидно, что райховские панегирики оргазму имели скорее политическое, чем научное значение (см. выше о сексуальной революции). Нельзя не заметить и того, что своей апелляцией к чистой чувственности Райх усиливает дихотомию, которую намеревался преодолеть: дихотомию естественности и искусственности, природного и культурного. Он хотел бы освободить (" правильную") человеческую природу от (" неправильных", извращающих эту природу) социальных предписаний и условностей. Но условностей полно уже в природе. Любое существо животного мира (если, конечно, это не одноклеточное) живет по правилам. Его поведение регулируется - как инстинктом, так и образцами, прививаемыми ему сородичами. Львенок научается правильно вести себя благодаря урокам воспитания, которые ему дает сначала мать, а потом взрослые львы. Иными словами, формы социальности, свойственные животным, показывают, что удовольствия абсолютно естественного не бывает. Его нет в природе. Тем более это относится к человеку, удовольствие которого всегда культурно нагружено. Нет наслаждения как такового. Есть пользование наслаждением - в зависимости от представлений о том, что может, а что не может служить удовольствием.

Отголоски теории Райха ощутимы по сей день. К числу его радикальных приверженцев относятся, например, полурелигиозные секты, исповедующие тождество жизни и секса. Leben ist ficken, ficken ist leben - так звучит их лозунг на родине Райха. Это, так сказать, практики перманентной сексуальной революции. Но если последняя и не изменяет своей перманентности в эпоху СПИДа, то ее значение теперь принципиально иное. Открытие, которое она с собой несет, заключается не в преодолении отчуждения человека от его биологического естества, а в обнаружении фундаментальной связи сексуальности и биологической жизни. Связь эта, однако, уже не может быть приемлемым образом выражена формулой " сексуальное удовлетворение есть жизнь". Робкая коррекция этой формулы " только моногамный секс есть жизнь" не скроет того факта, что начиная с 80-х годов всякий половой акт - и особенно тот, что заканчивается оргазмом - несет с собой прямую угрозу жизни индивида. Встает вопрос: может ли сохраниться, и если да, то в каком виде, сексуальное влечение в эпоху (без)опасного секса? Естественная ценность этих отношений и их кульминация в оргазме поставлены под сомнение самой практикой этих отношений. Биологический пол и половая идентификация разделены. Неконвенциональные сексуальные идентичности почти получили социальное признание. Гомосексуалы выбрались из медицинских пространств, и обратно их не загнать. Не только " другой пол" (женщины), но и множество " других полов" (геи и лесбиянки, трансвеститы и транссексуалы) требуют социального признания. Волны дискуссий на эту тему, не говоря уже о проблеме лавинообразного роста числа адептов опосредованного (телефонного или виртуального) секса, докатываются через масс-медиа и до так называемого нормализованного индивида.

Новое время - новые неврозы. И все же выносить окончательное суждение относительно шансов Райха в современной России было бы преждевременно. Истории известны случаи, когда авторы, казалось бы, безнадежно отодвинутые на периферию, перемещались в центр общественного внимания. Количество невротиков среди " новых русских" так велико, а доморощенный отечественный психоанализ отличается таким дилетантизмом, что райховская оргонотерапия вполне может обрести второе дыхание.

 

 
От Вильгельма Райха - к лечебным одеялам
Восхождение к истокам

 

      На фото: А.А. Датченко, разработчик одеяла ОЛМ-1  
В настоящее время в ряде учебных заведений, таких как Мюнхенский институт парапсихологии, Американский колледж оргономики в Принстоне (штат Нью-Джерси), Международный институт биоэнергетического анализа в Нью-Йорке и др., студенты с первых лекций начинают знакомиться с учением Райха. Кто же такой Райх? Родился он в 1897 г. в Австро-Венгрии. Получив образование в Венском университете на факультете медицины, Райх специализировался по психоанализу в клинике Зигмунда Фрейда. Далее для молодого способного врача начинается стремительное и уверенное восхождение на Олимп славы.

 

     
Прошло несколько лет, и он - признанный психоаналитик, который самостоятельно работает в лучших клиниках Европы. Кажется, что у него впереди - вечность и успех. Но в конце тридцатых годов, когда Австрия присоединилась к Германскому рейху, Вильгельм Райх эмигрирует в Данию, а затем в США. Здесь начинается то, что в корне меняет его взгляды, его отношение к медицине, его судьбу. Проводя биологические исследования вегетативных процессов живых организмов, Райх обнаруживает излучения, которые исходят от объектов исследования. Продолжая работать в этом направлении, он приходит к заключению, что в данном случае он столкнулся с излучениями " жизненной энергии". " Жизненная энергия" циркулирует по всему телу, наполняет каждый орган, каждую клетку, дает жизнь всему живому. Правда, дальнейшие исследования, по мнению Райха, свидетельствовали, что он обнаружил универсальную космическую энергию, праэнергию, из которой образуется вся материя. Ради справедливости следует отметить, что " современная физика элементарных частиц знает действительно одну форму энергии, которая отвечает многим характеристикам, данным для " жизненной энергии" Райхом - энергия нейтрино". Вся дальнейшая жизнь Райха была посвящена этой энергии. Он работал в различных областях естественных наук: в биологии, психологии, медицине, физике, метеорологии с единственной целью - найти практическое использование универсальной энергии. За свою бурную жизнь Райх написал ряд книг. Некоторые из них носили скандальный характер. В 1954 году с подачи Администрации по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами (АПЛ) федеральный суд США вынес решение о сожжении книг, написанных Райхом. При нелегальном перевозе партии книг " Аккумуляторы оргона", они были задержаны на границе штата, а Вильгельма Райха приговорили к тюремному заключению. В 1957 году Вильгельм Райх скончался в федеральной тюрьме от сердечного приступа, не дожив два дня до судебного разбирательства, где должен был решаться вопрос о его досрочном освобождении. Ряд людей считает, что Райх пал жертвой приверженности собственным идеям и методам, что мир был не готов воспринять то, что хотел сообщить этот необычайный человек.
Кристаллизация идеи
В чем же основная суть учения Райха? В том, что в жизни постоянно происходит свободный обмен универсальной энергией. Функционирование живого организма может происходить только в том случае, если организм может впитывать, накапливать, использовать и выделять эту энергию. Процесс приема, накопления и выделения энергии в организме происходит циклически в виде биологической пульсации, цикл которой можно описать формулой: напряжение - зарядка - разгрузка - расслабление. Полная энергетическая разрядка, при которой восстанавливается свободный ток энергии, происходит при спонтанной пульсации всего тела в оргазме (оргазм - рефлекс). Поэтому Райх и назвал обнаруженную им энергию " Оргон". В моменты стрессов или реальной опасности, чтобы уменьшить повреждения и снизить боль, тело рефлекторно сжимается, происходит напряжение мышечной ткани. Зачастую, такая реакция по своим отдаленным последствиям может принести больше вреда, чем пользы. Может возникнуть хроническая мышечная контрактура (" броня"), которая нарушает правильный ток оргона, что является причиной возникновения различных патологических процессов (биопатий). Биопатии могут проявляться в виде заболеваний: анемии, астмы, стенокардии, рака, рассеянного склероза, хореи, эпилепсии, гипертонии, неврозов, психозов и тому подобное. Поэтому цель терапии по Райху состоит в том, чтобы " снять" с тела хроничекую мышечную броню, позволяя проявляться глубоко спрятанным и подавляемым эмоциям и восстановить свободный ток оргона.
От идеи к практике
Для достижения этой цели Райх разработал несколько направлений. Основные из них: клиническая биоэнергетика, оргономика и " аккумуляторы оргона". В рамках данной статьи нас интересуют только " аккумуляторы оргона". Райх утверждал, что его аккумуляторы способны повышать токи энергии в организме человека и " растворять" броню. В качестве устройства, аккумулирующего оргон, Райх использовал деревянный ящик, обитый изнутри тонким листовым металлом. Пациента помещали в этот ящик. По мнению Райха, оргон аккумулировался в ящике и передавался пациенту. Токи энергии в организме повышались. При ежедневной получасовой подпитке броня " растворялась" и восстанавливалась естественная биологическая пульсация. Пациент выздоравливал. С помощью такого шокирующе простого устройства он успешно лечил различные заболевания. Поддавались лечению даже многие заболевания хронического характера, перед которыми классические способы лечения были бессильны. Обнадеживающие результаты были получены и при лечении рака. Особенно благотворное действие аккумуляторы оргона оказывали на детей различного возраста.
Развитие идеи
После смерти Райха история аккумуляторов оргона не закончилась, в разных странах появлялись его последователи и продолжали начатое дело. В нашей стране тоже нашелся энтузиаст - Сергей Колокольцев, который решил изготовить подобный аккумулятор и опробовать его в действии. На базе КНПЦ " ГЕФЕСТ" Советского детского фонда им. Ленина (г. Москва) он изготовил несколько образцов аккумулятора, которые были опробованы на врачах добровольцах в поликлинике МВД СССР (г. Москва). Насколько известно автору, этим дело и ограничилось. Следующий этап развития " аккумуляторов" в России связан с южным городом Таганрогом. Автор данной статьи начал заниматься этой проблемой в 1990 году. Проанализировав все известные ему аккумуляторы оргона, он усомнился, что эти устройства действительно аккумулируют оргон. Он предположил, что действие аккумуляторов базируется на том, что они создают локальную среду с определенной совокупностью физических факторов, которые благотворно воздействуют на пациента. В конкретном случае это: - защита от внешних электростатических и электромагнитных полей; - снижение отдачи тепла за счет отражения теплового излучения в инфракрасном спектре электромагнитных волн; - воздействие на пациента его собственным электромагнитным излучением крайне высокой частоты радиочастотного диапазона; - более равномерное распределение свободного электрического заряда по кожной поверхности пациента за счет конденсаторного эффекта. Следовательно, для повышения лечебного эффекта, оказываемого " аккумуляторами оргона", требовалось проанализировать совокупность указанных действующих факторов и найти их оптимальные значения.
Расширение горизонтов практического применения ОЛМ-01
Автор совместно с математиком О. Гусаровым смогли построить математические модели воздействия локальной среды, создаваемой " аккумулятором", на пациента. Таким образом были вычислены наиболее оптимальные значения в совокупности действующих факторов. На базе этих расчетов автором создано Одеяло лечебное многослойное ОЛМ-01. Для производства и внедрения ОЛМ-01 совместно с Владимиром Мнушко и Украинским предприятием " Виктория" в Таганроге было организовано предприятие " Виктория-Т". Огромную помощь " Виктории-Т" при проведении ОЛМ-01 через Минздрав РФ оказали ОКБ " Ритм" и Таганрогский СКЭНАР-центр, и в частности, Александр Ревенко.
 

 

  На фото: Мнушко В.Н., директор фирмы " Виктория-Т"      
В 1993 году ОЛМ-01 успешно прошло медицинские испытания в: - НИИ неврологии РАМН; - НИИ клинической психиатрии НЦПЗ РАМН; - Всероссийском научном центре реабилитации и физиотерапии; - НИИ общей патологии и патологической физиологии РАМН.
 
Современная модель Одеяла лечебного многослойного ОЛМ-01 разработана на основе российского изобретения " Способ полифакторного лечебного воздействия и устройство для его осуществления" (патент № 2053804). В настоящее время единственными законными производителями Одеяла лечебного многослойного ОЛМ-01 являются фирма " Виктория-ТМ" (г. Таганрог) и ОКБ " Ритм" (г. Таганрог, по лицензии фирмы " Виктория-ТМ").
 

 

     
Александр Андреевич Датченко, г. Таганрог
 
 

 

 
 
 
 
 
СКЭНАР. Журнал для Вас № 1(6) 2001 г.
© 2001 РИА «Филантроп»

 

 

Сексуальная контрреволюция

(Журнал " Полярная Звезда" 20 апреля 2000 г.)

Стал почти хрестоматийным эпизод последних дней Александра Блока: предчувствуя приближающуюся смерть, тяжело больной поэт в неистовстве разбивает кочергой находившуюся в его квартире статую Апполона - мифологический образ, ассоциирующийся с архаичной эротической чувственностью, " темной стихией астартизма" (В.Соловьев). Этот аффективный поступок приобретает явную символичность в контексте поэтического мировоззрения и обстоятельств личной жизни Блока. Казалось, вся его судьба была предопределена неким мистическим знаком непрестанной борьбы двух противоположных начал, образовавших роковые зигзаги его биографии: то одержимость соловьевской идеей " белой любви" и крайний половой аскетизм, то посещение вошедших в декадентскую моду оргиастических хлыстовских радений. И в конце жизни - снова отказ от сексуальности, распространяющийся уже далеко за пределы личной судьбы. Следует особо отметить, что этот последний жизненный этап Блока совпал с периодом революционных потрясений, коренной ломки старого мира. Совпадение двух этих обстоятельств и дало, преломившись в творчестве поэта, " Двенадцать" - уникальный по своей новизне мировоззренческий дискурс. Уникальный в том отношении, что именно в " Двенадцати" впервые (скорее всего, непроизвольно) были соединены темы сексуальности и социума, предвосхищая появившиеся лишь в 20-х годах теоретические построения позднего Фрейда и неофрейдистов.

Любопытно, что в ряду персонажей " Двенадцати" (буржуй, поп, писатель-вития и др.) непропорционально большое место отведено проститутке Катьке. По сути, основная интрига поэмы и строится вокруг ее гибели. Кроме того, озадачивает сам факт, что в поэме, посвященной пролетарской революции, гибнет в общем-то безобидная с классовой точки зрения проститутка, а не, казалось бы, более заслуживающие этой участи буржуй, поп или, скажем, предатель-Ванька. Пуля красногвардейца настигает именно уличную блудницу, тем самым именно её отождествляя с подлежащим отмене " старым миром". Неслучайность произошедшего подтверждается и тем, что сожалению о содеянном, пробудившемуся в невольном убийце (" Эту девку я любил...") противопоставляются неукоснительные императивы восстания: " Шаг держи революцьонный! ", " Над собой держи контроль". Тончайшее поэтическое прозрение Блока подводит к неожиданному и потрясающему сопоставлению Эроса и Революции, обнажая глубинные коллизии, конфликты, разломы человеческого бытия...

В 1930 г. известный теоретик марксизма Карл Каутский выступил с резкой критикой активиста германской компартии Вильгельма Райха - автора доктрины " сексуальной революции". Главным основанием критики послужило то, что сексуальная революция с ее тезисом о достижении " сексуального счастья" отвлекает пролетариат от классовой борьбы, лишает рабочих их " идеалов". Однако ни Каутскому, ни другим лидерам рабочего движения не удалось склонить Райха к отказу от " вредных" воззрений, и в 1933 г. он был исключен из Германской коммунистической партии. Весьма показательно, что одновременно с жесткой критикой, исходящей из марксистской среды, родоначальник фрейдомарксизма подвергся не менее решительному остракизму и со стороны кругов, представляющих другой компонент его учения - психоанализ. Райх, прямой ученик Фрейда, был исключен и из Международной психоаналитической ассоциации. В чем же причина столь единодушного отвержения сексуальной революции? Попытаемся ответить.

Довольно спорным представляется расхожее мнение о гонениях и запрете на психоанализ в нацистской Германии. Некоторые притеснения действительно имели место, но касались они не психоаналитического движения как такового, а его конкретных деятелей. Дело в том, что большая часть ведущих германских психоаналитиков того времени были евреями, и в силу начавшейся при Гитлере расовой дискриминации они были вынуждены покинуть страну. В остальном же психоанализ нашел в Третьем Рейхе благодатную почву для собственного развития. На месте Международной психоаналитической ассоциации, распавшейся из-за эмиграции большинства своих руководителей, было создано и успешно функционировало новое Международное медицинское общество психиатрии, возглавлял которое стопроцентный ариец небезызвестный Карл Густав Юнг. Собственно каких-либо идеологических препятствий для существования психоанализа в национал-социалистическом государстве не было. Напротив, основные его максимы предельно соответствовали духу ницшеанского нацистского этоса. И психоанализ, и нордическую доктрину Третьего Рейха пронизывал общий пафос волевого преодоления инертной человеческой данности - того, что Ницше презрительно именовал " слишком человеческим". Известно восклицание, вырвавшееся из уст Фрейда уже в преклонном возрасте после первого прочтения А.Шопенгауэра, одного из предтеч философии сверхчеловечества: " Сколькими открытиями я обязан моей недостаточной начитанности! ". Закономерно поэтому, что один из апологетов " нацистского психоанализа" Мюллер-Брауншвайг характеризовал психоаналитический метод как инструмент для " выращивания героического человека".

Практически с момента своего появления психоанализ преследуем сложившимся о нем представлением как о неком ниспровергающем нравственные устои сексуально-эмансипаторском течении. Стоит ли говорить о крайней поверхностности и необоснованности такого взгляда - в чем, в чем, а в пропаганде животной инстинктивности заподозрить почтенного венского невролога никак нельзя. " На месте Ид должно быть Эго", - этот емкий императив сам Фрейд неоднократно называл центральным для своего учения. Вопреки распространенному мнению, психоанализ (в своей ортодоксальной форме) - вовсе не апология сексуальности, но ее критика. Осознание в ходе психоаналитического процесса глубинных либидиозных комплексов выступало как обретение субъектом независимости от них посредством катарсической силы Эго: " психоанализ освобождает невротика от оков его сексуальности" (Фрейд). Либидо воспринималось как нечто демоническое, как то, что следует преодолеть. Собственно концепция " отказа от инстинкта" и явилась одним из основных камней преткновения между первоначальной формой психоанализа и его поздними модификациями.

Неслучаен резонанс, полученный учением Фрейда в кругах модернизма, пронизывавшего мировоззренческую атмосферу начала ХХ века. В контексте революционно-новаторских притязаний модерна, выступавшего как радикальная альтернатива всему ветхому, природно- косному, " неусовершенствованному", психоанализ виделся необходимым средством преобразования самого человека, его освобождения из-под власти инертного физиса. Адепты дада и сюрреализма, всерьез говорившие об обустройстве жизни по образцу своих эстетических фантазий, погружались в тревожную стихию бессознательного, извлекая из нее шокирующие параноидально-патологические видения. Все " естественное", " здоровое", " нормальное" ставилось под вопрос, отрицалось, абсурдировалось в навязчивых гротескных образах разъятой, деформированной плоти, в вызывающем генитальном натурализме. Приверженцы появившегося позднее " боди-арта" довели эту линию до крайности, превратив истязающие манипуляции с собственными телами в экстремальное эстетическое шоу. Телесность, плотское начало воспринимались как нечто лишнее, как досадный балласт, препятствующий заветному прорыву в новую, необыкновенную реальность. Пьер Клоссовски, участник авангардистского " Союза борьбы революционных интеллектуалов" (наряду с А.Бретоном и Ж.Батаем), писал об иллюзорном характере реальности тела, понимавшегося как психологическая фикция - комплекс социально и лингвистически обусловленных представлений. Сходные интуиции без труда обнаруживаются и в теоретических построениях психоанализа: широко известны слова Юнга о том, что пенис есть всего лишь фаллический символ. Умы и " декадентов", и психоаналитиков были захвачены головокружительной манией эйдетического максимализма, опровергающего всякую природно-материальную причинность и зависимость. Все бурлило, пульсировало в волнующем предвкушении великого бунта, трансцендентного рывка в притягательную неизвестность Иного.

В 30-х годах в среде политически активного немецкого пролетариата зарождается движение под странным названием " Секс-пол". Идеологическим стержнем нового движения выступала так называемая " сексуальная экономия" - альтернатива традиционной политэкономии, потерявшей, якобы, свою актуальность. В.Райх, идейный вдохновитель " Секс-пола", определял его цели как " осознание и развитие жизнеутверждения", а также развитие " положительного отношения рабочих к сексуальному наслаждению" как необходимому условию " рабочей демократии".

Движение, как уже говорилось, было крайне критически воспринято и политическими, и научными кругами того времени. И это понятно: охранительные ценности " жизнеутверждения" и " сексуального счастья" явно диссонировали с принимающей глобальные масштабы контр- натуралистической авантюрой модерна.

Характерно, что идеи " сексуальной революции" получили настоящую известность и распространенность лишь в 60-х годах, уже после смерти своего автора. Реанимированные маргинальными радикалами нью-лефта, они, как не странно, практически сразу были восприняты идеологами " мэйнстрима", превратившими " сексуальную революцию" в расхожее клише западной масскультуры. И дело тут не только в последовавшей за " sex-revolution" легализацией сверхприбыльного порнобизнеса. Сам социальный настрой, " дух времени" способствовал воскрешению райхианства, для которого появился благоприятствующий контекст в виде капитулянтской этики постмодерна. К 60-м годам стал абсолютно очевидным окончательный провал революционно-обновленческого проекта модернистов, что открыло дорогу всевозможным формам постмодернистской реакции, суммирующим итогом которых явилось так называемое " экологическое сознание" - антипод природо-нигилистической идеологии модернизма.

Сексуальная экономия Райха, не имеющая, казалось бы, отношения к экологистской риторике последних десятилетий, на самом деле послужила первой экспликацией упадочно-реакционного по своей сути инвайронменталистского дискурса современных " зеленых", этих " ревматических друзей природы" (Т.Маринетти). Разница лишь в векторе: в случае райхианства, выдвигающего ценности сексуально-психического здоровья и избавления от неврозов, мы имеем дело с экологизмом, так сказать, внутренним - своеобразным селф-инвайронментализмом.

Небезынтересно привести оценку экологизма в этногенетической теории Л.Н. Гумилева. Ученый-евразиец видел в подобных явлениях настораживающий симптом этнического упадка, бесплодного пассионарного вакуума. Сильным же, продуктивным этносам свойственна активная, подчиняющая, насильственная установка в отношении окружающей природосферы. Именно они вырубают леса, сдвигают горы, осушают водоемы, заменяя все это реальностью, созданной по зову собственной созидательной воли: городами и дорогами, каналами и многомильными стенами. Таков неодолимый императив Абсолютной Субьектности, постулат сакрально- демиургического противостояния cultura versus natura.

Примечательно, что несмотря на внешний революционизм, доктрина Райха представляет собой сугубо консервативное, реакционное явление. За три десятилетия до появления " Секс-пола" знаменитый русский консерватор В.Розанов приобрел шумную известность своими статьями по половому вопросу. В связи с этим Розанова часто называли " русским Фрейдом" - эпитетом громким, но чрезвычайно поверхностным. В действительности, ничего близкого Фрейду у Розанова нет. Да, их обоих занимала половая тематика, но отношение к ней было диаметрально противоположным: у одного - утвердительное, апологетическое, у другого - негативное, резко критическое. Любопытно отметить, что даже Л.Троцкий строил свою критику Розанова на противопоставлении его Фрейду: "...парадоксальнейшие преувеличения Фрейда куда более значительны и плодотворны, чем размашистые догадки Розанова, который сплошь сбивается на умышленное юродство и прямую болтовню, твердит зады и врет за двух".

Другое дело - Розанов и Райх. Внутреннее, коренное родство идей тут совершенно очевидно. В обоих случаях - благоговейный натурофилический настрой, культ сексуальности, трепетный пиетет рода, естества. Ценности суть ветхие, языческие, исконные. Вполне закономерна поэтому смена Райхом в конце жизни собственных левых убеждений на реакционные праворадикалистские воззрения.

Столь свойственная модернистскому сознанию экзистенциальная оптика совершенно чужда сексуальной революции. Индивидуальность, единичная экзистенция растворяются тут в эссенциалистских, промискуитетных императивах высвобождения животной сексуальности. Характерен явный антисексуализм глубоко экзистенциальной по своей сути антиутопии Хаксли: "...попробывать бы, что получится, если застопорить порыв, отложить исполнение желания...". Экзистенциальной проблемы пола, трагической раздвоенности, половинчатости человека, для Райха не существует. Она просто не укладывается в грубые рамки обезличивающей либидоцентристской идеологии секс-экономизма. И напротив, проблематика пола до крайности обострена, акцентирована в пространстве модернизма. Предельно выразительно в этом отношении футуристское " Облако в штанах" с его кульминационным:

Мария -Не хочешь? Не хочешь! Ха!

В этом " Ха! " - лучшее опровержение всей сексуальной экономии. Ведь неспроста выкрикнуто в Первом Манифесте футуризма: " Долой женщин! ".

Дело не в категорическом отрицании сексуальной свободы, не в оправдании отдающей рессантимантом брачной морали. Так, еще до появления идей сексуальной революции лондонский эстет и оккультист Алистер Кроули основывает свой " антимонастырь" - знаменитое Телемское аббатство, в котором половая раскрепощенность и избавление от навязчивого сексуального морализирования выступали главными принципами его обитателей. Но что общего между дешевым бэби-бумеровским " make love" и магическим кроулианским " love under will"?!

Сексуальная революция - постмодерн психоанализа. Упадок, исчерпанность, тупик. Sex, лицемерно названный счастьем вместо страдания, благом вместо трагедии, истиной вместо мучительного самоотчуждения. И в это поверили, обессилено отдавшись вязкой, тянущей в бездну инерции тела, инстинкта, материи. Дух содрогнулся, мир качнуло в новом витке вселенской гностической драмы...

Вильгельм Райх закончил свои дни в тюрьме. Исследования, которые он проводил, сочли опасными, запретили применение его метода, большинство его книг изъяли и уничтожили. Жаль, что эпоха не распознала в нем своего истинного пророка. Кажется, она не распознала его до сих пор.

Hegel & Дети

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.