Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет основных средств






Бухгалтерский учет основных средств регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01 от 30.03.2001 г. № 26н и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств от 20.07.98 г. № 33н.

Поступающие в ООО «Ритм» основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приемке объектаосновных средств (кроме объектов недвижимости) на каждый объект в отдельности (Приложение 38). В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска Обществом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

На основании этих документов бухгалтерия предприятия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств (Приложение 39), после чего техническую документацию передают в технический отдел предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей и принимающей основные средства).

В октябре 2004 г. ООО «Ритм» приобрел за плату охранно-пожарную сигнализацию. Оформлен акт (накладная) приемки-передачи основных средств № 37 - форма ОС-1. Также через ООО «Ритм» приобретена рабочая станция на базе CPU Celepon (с монитором). Составлен акт (накладная) приемки-передачи основных средств № 46 – форма ОС-1.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта в ООО «Ритм» оформляютактом приемки выполненных работ. В акте указывают исполнителя, заказчика, наименование выполненных работ, их количество, стоимость работ. Акт подписывается представителями исполнителя и заказчика и сдается в бухгалтерию организации, которая производит соответст­вующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сто­ронняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по эк­земпляру обеим сторонам).

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (ф. № ОС-2). Данным документом предприятие оформляет передачу своим подразделениям основных средств.

Накладная содержит фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта, подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник соответствующего отдела предприятия – сдатчик. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Объекты основных средств выбывают в результате продажи, списания в случае морального и физического износа, передачи объектов основных средств в Уставный капитал других предприятий, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях и передачи по договорам дарения или по договорам мены.

Операции по списанию всех основных средств, кроме авто-транспортных, оформляют актом на списание основных средств – форма ОС-4, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или по­луприцепа —актом на списание автотранспортных средств ОС-4а (приложение 40).

В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, стружки и т.п.), полученных от ли­квидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

Рассмотрим списание основных средств в ООО «Ритм» в результате морального и физического износа.

7 октября 2004 г. комиссией в составе представителей почтамта был составлен акт о передаче клише франкировальной (маркировальной) машины, принадлежащей ООО «Ритм», для уничтожения в связи с окончанием ее эксплуатации в соответствии с Правилами оказания услуг связи. Акт содержит подписи представителей почтамта и ООО «Ритм», а также печати. 9 октября 2004 г. Почтамт посылает письмо директору «Ритм», в котором сообщает, что маркировальная машина устарела, поэтому подлежит замене и списанию. Здесь же указывается марка машины, заводской номер, год выпуска, основание.

Начальником ЦУСУ " Ритм " составлен акт экспертизы технического состояния " Автонабора-24". Сделано заключение, что данная модель является морально устаревшей и требует списания. На основании данных документов начальник хозяйственного отдела представляет директору предприятия служебную записку, в которой просит разрешения списать основные средства. В ней содержится наименование основных средств, инвентарные номера, количество.

Комиссией, в состав которой входят должностные лица, в том числе и главный бухгалтер, составляются акты на списание основных средств - форма ОС-4. Издан приказ № 47 на списание основных средств.

Основным регистром ана­литического учета основных средств в ООО «Ритм» являютсяинвентарные кар­точки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наи­менование и инвентарный номер объекта, год выпуска (построй­ки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первона­чальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амор­тизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают све­дения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконст­рукции и модернизации объекта, выполненных ремонтных рабо­тах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную в разрез классификационных групп по видам основных средств.

Данные из первичной документации заносят в учетные регистры – сальдо-оборотная ведомость счета 01, 08 (Приложение 41), карточка счетов 01, 08; анализ счетов 01, 08.

Затем заполняют Главную книгу (приложение 42). Из Главной книги данные переносят в соответствующие формы отчетности.

Учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществ­ляется на следующих счетах:

01 «Основные средства» (активный);

91 «Прочие доходы и расходы» (актив­но-пассивный);

08 " Капитальные вложения" (активный).

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. К счету 01 открываются следующие субсчета:

01-1 " Собственные основные средства"

01-2 " Арендованное имущество"

К счету 08 открываются следующие субсчета:

08-3 " Строительство объектов основных средств"

08-33 " Строительство на сторону"

08-4 " Приобретение отдельных объектов основных средств"

08-5 " Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств"

08-6 " Приобретение нематериальных активов"

08-7 " Перевод молодняка животных в основное стадо"

08-8 " Приобретение взрослых животных"

08-9 " Вложения в ценные бумаги"

Бух. Записи ООО «Ритм» по счету 01 " Основные средства" в октябре 2004 г. представлены в таблице 21

Таблица 21 - Бух. Записи ООО «Ритм» по счету 01 " Основные средства" в октябре 2004 г.

Н№ п/п Операции Корреспондирующие счета Сумма, Руб.
Дебет Кредит  
Поступление основных средств
  Приняты основные средства, внесенные учредителями в счет вклада в уставной капитал; Введены в эксплуатацию ОС         _
  Оприходованы приобретенные основные средства 01-1 08-4 121966.58
  Осуществлена переоценка основных средств (дооценка)     _
  Приняты безвозмездно поступившие ОС (рыночная стоимость) Введены в эксплуатацию Списывается стоимость по мере начисления амортизации 08-4     98-2 98-2   08-4   91-1 _
  Принят в эксплуатацию законченный строительный объект     _
           

 

Для учета операций по выбытию основных средств на исследуемом предприятии используют активно-пассивный счет 91 «прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают первоначальную стоимость основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств, налог на добавленную стоимость основных средств, а по кредиту — сумму амортизации по выбывшим основным средствам и выручку от ликвидации основных средств. К счету 91 открыты субсчета:

91/ 1 - доходы от прочих продаж;

91/2 – расходы от прочих продаж.

Выбывающие основные средства ООО «Ритм» отражаются по специально открытому субсчету к счету 01 – 01/ 2 выбытие основных средств.

Материальные ценности, остающиеся от списания основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и зачисляются на финансовые результаты организации.

 

 

Таблица 22 - Бух. Записи ООО «Ритм» по учету выбытия основных средств в октябре 2004 г.

П№ п/п   Операции Корреспондирующие счета Сумма, Руб.
Дебет Кредит
Выбытие основных средств
  Списана с баланса первоначальная стоимость основных средств 01-2/выб 01-1 3351.70
  Списана сумма амортизации   02-1 01-2/выб 3351-70
  Отражены расходы, связанные с выбытием основных средств 91/2 10, 23, 43, 70, 67, 69, 76 и др. _
  Оприходованы материалы от ликвидации основных средств     _
  Списывается остаточная стоимость 91-2 01.-2выб  
  Отражается первоначальная стоимость безвозмездно передаваемого объекта 01-2 /выб 01-1 78455-14
  Отражается износ, начисленный к моменту выбытия 02-1 01-1 235.37  
  Отражается остаточная стоимость переданного основного средства 91-2 01-1 78219, 77
  Начислен НДС по реализуемым и безвозмездно переданным основным средствам   68-2 17223.99
  Сумма задолженности покупателя относится в дебет счета 91 как расход, связанный с выбытием основного средства (так как она не будет закрыта – безвозмездная передача)   62-6 103343.96
  Выявлен финансовый результат – убыток     95443.76
  Переданы основные средства в счет вклада в уставной капитал другой организации     _
  Выявлена прибыль от выбытия основных средств производственного назначения     _
  Выявлен убыток от выбытия основных средств производственного назначения     _
             

 

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.

По жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства, дорожного хозяйства, многолетним насаждениям не достигшим эксплуатационного возраста, а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.п.) аморти­зация не начисляется.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету.

Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисление амортизационных отчислений не приостанавливается в течение срока полезного использования объектов основных средств, кроме случая их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации, и по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию с продолжительностью, которая не может быть более трех месяцев.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета. Срок полезного использования объекта основных средств определя­ется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету..

В соответствии с учетной политикой в ООО «Ритм» используется линейный способ начисления амортизации. Недостаток этого способа: в течение срока службы основные средст­ва используются не всегда равномерно, следовательно, стоимость переносят неравномерно; не учитывается моральный износ основных средств.

При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно в размере 1/12 исчисленной годовой суммы. Амортизационные отчисления, начисленные по объектам основных средств, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Сумма начисленной амортизации отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета издержек производства в корреспон­денции с кредитом счета учета амортизации. Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете учета амортизации.

Для обобщения информации об амортизации основных средств предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

К счету 02 " Амортизация основных средств" открыты следующие субсчета:

02-1 " Износ собственных основных средств"

02-2 " Износ долгосрочно арендуемых основных средств"

Таблица 23 – Бух.записи по учету амортизации основных средств ООО «Ритм» в октябре 2004 г.

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Сумма амортизации основных средств, выбывших по различным причинам 02-1 01/выб 81806, 84
Сумма износа (амортизации) основных средств, ежемесячно начисляемая в соответствии с уста­новленными нормами 20, 23, 25, 26, 29 02-1 121247, 33
Сумма износа основных средств, эксплуатируемых в капитальном строительстве     -
Сумма износа основных средств, занятых выпус­ком новых видов изделий     -
Сумма начисленной амортизации основных средств, обслуживающих выставки, ярмарки, аукционы     -
Сумма амортизации, начисляемая арендодателем по основным средствам, сданным в аренду 91-2   -

 

Рассмотрим пример расчета амортизации основных средств ООО «Ритм».

ООО «Ритм» купило компьютер. Стоимость составила 10 000 руб., срок службы – 5 лет. Таким образом, ежегодно мы будем списывать на амортизацию 10000/5 = 2000 руб:

 

Год Остаточная стоимость на начало года (руб.) Сумма годовой амортизации (руб.) Остаточная стоимость на конец года (руб.)
       
       
       
       
       

 

7. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

Бухгалтерский учет нематериальных активов регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 от 30.03.2001 г. № 26н.

В собственности организации имеются объекты нематериальных активов. К ним относятся патенты, лицензии, программное обеспечение.

Учет НМА у ООО «ритм» ведется на активном счете 04 «Нематериальные активы».

Так же как и по основным средствам по нематериальным активам ежемесячно начисляются амортизационные отчисления. Их учет ведется на пассивном счете 05 «Амортизация нематериальных активов». Основанием для начисления амортизации служат данные программистов. Например, приобрели компьютерную программу. Ее срок эксплуатации по данным программистов 2 года. Тогда, бухгалтер делит стоимость на 24 месяца и полученную сумму ежемесячно отчисляет в амортизационный фонд.

Амортизация по нематериальным активам начисляется ежемесячно линейным способом. Составляется соответствующий отчет (приложение 43).

Документы ввода и выбытия из эксплуатации у нематериальных активов аналогичны документам по основным средствам.

Приобретены нематериальные активы:

Д04 К60 – 10000 руб.

Начислена амортизация на нематериальные активы:

Д26 К05 – 200 руб.

Списывается нематериальный актив, в связи с окончанием срока службы:

Д 91 К04 – первоначальная стоимость 22000

Д05 К91 – амортизация 15000

При определении первоначальной стоимости имущества с целью налогового учета сле­дует учитывать следующие особенности:

1. Из первоначальной стоимости исключаются не только возмещаемые налоги (НДС) но и все другие налоги начисленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах

2. В первоначальную стоимость имущества не включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида (подп. 2 п.1 ст.265), т.к. для целей налогообложения проценты по всем обязательствам относятся на внереализационные расходы.

3. Аналогично, суммовые разницы не формируют первоначальную стоимость активов (в соответствии с действующей редакцией главы 25).

4. Если затраты с равными основаниями могут быть отнесены к стоимости амортизируемо­го основного средства и другим группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет эти расходы (п.4 ст.252)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.