Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Интеллектуальные типы и стадии (как частичные типы представления).






Мы отвлечемся сначала от той роли, которую играют в представлении такие субъективные моменты как чувство, фантазия, активность личности и обсудим лишь различия, заключающиеся в духовном овладении содержанием переживания. Эти различия, как выясняется, не только качественного вида, но и выражаются в уровнях проявления этого качества; т.е. отдельные типы соответствуют одновременно различным степеням духовной зрелости. Поэтому интеллектуальные типы представления почти всегда исследовались в соотношении с возрастом; их, следовательно, надо воспринимать как генетические типы или " стадии".

Так, в устных отчетах о только что увиденной картине я обнаружил следующее:

Различные логические категории, связанные с представляемыми объектами (предметами, поступками, свойствами, отношениями), встречаются на разных возрастных ступенях в очень различных распределениях; распределение в каждом из сообщений удается установить статистически подсчетом данных, относящихся ко всем категориям, и сделать наглядным при помощи диаграмм. Самая нижняя стадия характеризуется доминированием или несоразмерным превалированием не связанных друг с другом названий предметов (" стадия субстанции" мною выявлена преимущественно у учеников 7-летнего возраста народной школы). На следующей стадии наряду с этим в ббльшем объеме присоединяются названия действий (" стадия действия" - у 10-11-летних детей). Наконец, третья стадия дает данные о таких более соотносимых друг с другом определениях, как свойства отдельных предметов или их отношения друг с другом (" стадия отношений и признаков" - у 14-летних и более старших учащихся).

Использованная мною картина содержала мало возможностей для истолкования и комбинации, так что некоторые возможные стадии отсутствуют в моем перечислении. Это упущение было восполнено другими исследователями, работавшими с другими картинами; так Кон и Диффенбахер установили, что к трем вышеназванным надо присоединить " критико-рефлексирующую" стадию, представляющую следующий этап развития.

Бине и Симон ввели в свою систему ступеней описание картины в процессе ее рассматривания как один из важнейших тестов. Представленные ими стадии подразделяются следующим образом: перечисление (у 3-летних), описание (у 7-летних), объяснение (у 12-летних). Боубертаг, использовавший с той же целью другие картины, приходит к сходному подразделению на ступени 44.

Сочинение на тему " Что я увидел и пережил на вокзале во Фрайбурге", проанализированное Коном и Диффенбахером, позволило довольно определенно распознать четыре интеллектуальных типа представления, сходство которых с вышеназванными заслуживает особого внимания в силу того, что задача, использованная ими, очень существенно отличается от описания картины. Авторы различают: " описывающий" тип (направленный на описание предметов - вокзал и его части, поезда и паровозы), " рассказывающий" (сообщающий об определенных, отдельных переживаниях), " представляющий" (обращающий внимание на жизненные события, происходящие на вокзале) и " рефлексирующий" (дающий общие соображения социального, этического и культурного характера)45. И опять описание - типичная форма для испытуемых нижнего уровня, рефлексия встречается только на высших уровнях, в то время как рассказывание и характеристика представлений характерны для средних уровней.

Попытка Пфейффера объединить большое количество найденных им типов в две группы - " ассоциативных" и " апперцептивных" - также относится сюда. Он характеризует интеллектуальные процессы в обеих группах следующим образом46: в то время как у индивидов, характеризующихся ассоциативным типом, представления, вызываемые объектом, выстраиваются по законам механики, у индивидов, относящихся к апперцептивному типу, их " Я" вмешивается в ход представлений, влияя на них и направляя соответственно своей психической природе. К " ассоциативной" группе относятся три первых типа. находящихся в его списке, т. е. описывающий, наблюдающий, вспоминающий. Пфейффер также находит, что с переходом на высшие возрастные ступени, также как и с ростом одаренности, соотношение между апперцептивными и ассоциативными типами изменяется в пользу первых.

D. Типы высказываний своего мнения (как частичные типы представления).. Совсем другими мотивами мы руководствуемся при расположении представлений в том случае, когда задаемся вопросом, насколько здесь проявляется типичное отношение субъекта к объекту.

Я сам уже в 1900 г. предложил 4 типа Бине расположить в двух сверхтипах — " объективном" и " субъективном". Первая тенденция характерна для тех, кого отличает строго деловой характер, кто пытается быть внимательным к объекту как таковому; вторая тенденция выступает, прежде всего, в стремлении подать себя самого, свое личное отношение к предметам, выразить через них свои реакции, настроения, волю, фантазию.

Мы выше уже видели, как Бине приближается к этой антитипике в своих более поздних исследованиях; и Володкевич также обнаружил сходное разделение. Убедительными и имеющими сходные обозначения являются группировки Пфейффера. К " объективным" он причисляет 8 первых типов своего списка, к " субъективным" - этичный, эстетический, проникающий и фантазирующий типы. Правда то, что Пфейффер выделенные им группы — " ассоциативные" и " апперцептивные" ~ включающие весь ряд типов, пытается перевести в объективно-субъективную группировку лишь перемещением границ, не добавляет ясности; он не учитывает, что принципы подразделения здесь и там принадлежат двум различным измерениям.

Самой ясной и одновременно самой тонкой разработкой этой противоположности мы обязаны, однако, Баервальду; его работа, кроме того - еще и одно из редких исследований, проведенных на взрослых. На основе анализа представлений о содержании картины (до этого зрителям незнакомой и не совсем легкой для истолкования) Баервальд сначала обнаруживает ясное расхождение " описывающего" и " самодеятельного" типов. Характеристика самодеятельного типа заключается, как доказывается количественно, в следующих признаках: склонность видеть связи целого, проводить сравнения, выдвигать предположения о первоначально непонятном, критиковать, специально подчеркивать отношение к собственной личности, а также как правило находить ошибочность данных. Описывающий тип непосредственно ориентирован на дело и проявляет мало субъективной самодеятельности; при уточненной проверке он разделился на два совершенно различных типа: " пассивный" и " осторожный". Незначительная доля самодеятельности основана в первом случае (у пассивных) на действительной слабости, во втором (у осторожных) - на сознательном торможении; осторожный тип поэтому характеризуется как многочисленными сомнениями и оговорками, так и правильностью высказываний.

Разделение обоих видов описывающего типа кажется мне методологически особенно важным; оно показывает, что внешнее сходство поведения еще не оправдывает отнесения к единому типу, так как оно может быть обусловлено внутренне совершенно разными причинами.

Наконец, Баервальд открыл еще один тип - " гармоничный" - представляющий собою синтез самодеятельного и осторожного типов. Он выражался, например, в том, что сначала при намеренном торможении субъективного участия давалось представление, диктуемое объектом, затем, однако, свободно разворачивались действия, направленные на расшифровку собственных догадок и критику своей интеллектуальной деятельности.

Исследования Баервальда в совокупности с ранее упомянутыми представляются мне надежными основами для дальнейшей работы в этой важной области. Существование объективного и субъективного типов представления можно, пожалуй, считать уже доказанным, также как и то, что нет оснований для приведения этих типов к однозначной ступенчатости значений (что было возможно относительно интеллектуальных типов).

Внутри каждого из обоих типов, напротив, возможны большие различия в значениях.

Объективный тип, как показал Баервальд, может быть как выражением неспособности включения в исследуемый процесс своего " Я" со всем его своеобразием, то есть результатом пассивного допущения его выталкивания объектом, так и признаком строгой дисциплины и благоговения перед объективной реальностью.

Субъективный тип может, с одной стороны, быть основан на отсутствии торможения, на неспособности регулировать индивидуальное настроение и любые сцепления представлений при помощи объективных требований, с другой стороны, - на сильной внутренней активности, превращающей все пережитое в собственное действие, и на творческом даре придавать материалу, приходящему извне, собственную форму и настроение. Чрезвычайно важно точнее очертить границы этих ступеней в ходе дальнейших исследований. Этому будет способствовать, в первую очередь, рассмотрение внутрииндивидуальных характеристик разнообразных типов представлений. Низшие формы как объективного так и субъективного типов проявят себя однотонным (однообразным) сохранением неизменных форм представлений независимо от того, требует ли их тема, допускает или запрещает. Более высокие ступени значений ценности будут, напротив, равно распознаваться по лучшей способности приспособления к задачам; в пределах своей объективности и субъективности они все же обнаружат вариации степени и вида. соответствующие поставленным целям.

Там, где эта градация в распределении объективных и субъективных акцентов соответственно требованиям задач, может быть представлена в наиболее совершенном виде, мы имеем дело уже не с " субъективным" или " объективным", а с " гармоничным" типом, который найден Баервальдом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.