Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 4 страница






Теперь же психология, поддавшись такой путанице, внезапно начала склоняться к тому, чтобы обнаруженные типовые деления интерпретировать с позиций понятия " класс". Об этом свидетельствуют почти все учения о характере или темпераменте, рассмотренные в этом ключе. Так, например, Кант представлял четыре знаменитых темперамента как столь устойчивые классы, что a priori отвергалась мысль о возможности существования каких-либо переходных и промежуточных форм3.

3 " Значит не существует комбинированных темпераментов, например, сангвинически-холерического... их только четыре, и каждый из них прост; неизвестно, что будет с человеком, имеющим смешанный темперамент" [8].

Также и Хейманс, видимо, настолько убежден в замкнутости своих типов темперамента, что у него совершенно нет никаких сомнений относительно того, к каким группам отнести 102 из 110 человек, прошедших психографию4. Или пример из другой сферы: в области предпочитаемых представлений выделяли сначала слуховые, зрительные и двигательные типы. Затем заметили, что между относительно чистыми проявлениями зрительного и слухового типа существуют многочисленные промежуточные формы, отнесение которых к одному из названных типов было бы крайним произволом. Тогда этот континуум переходных форм опять же возвысили до уровня особенного класса, названного " смешанным типом".

4 Остальных 8 человек он отказывается отнести к одному из темпераментов не потому, что считает здесь возможным наличие переходных или промежуточных форм, а только потому, что имеющиеся у него данные были недостаточны для их измерения [804].

Изложенное выше приводит к следующему выводу: видимо, невозможно без остатка приписать психические варианты при их стерильно чистой сортировке к небольшому числу изолированных групп, поэтому, устанавливая разделение на типы, никогда не следует доводить его до разделения на классы.

4. СВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПАМИ И ОБЛАСТЬ ТИПОВ

Понятие " тип" не согласуется - в отличие от понятия класса - с требованиями логики о четком подразделении и разобщении также и по другой причине.

Группа индивидов, охватываемая дефиницией " класс", характеризуется как имеющая всеобщую принадлежность; классы (виды) являются, следовательно, " тотальными вариантами". То, что члены различных классов имеют общие признаки, объясняется их равной включенностью в макроструктуру общества.

Типы, напротив, (за редким исключением) являются " парциальными вариантами". Они соотносятся с качеством одного (единственного) комплекса диспозиций, и, соответственно, члены одного типа тесно связаны друг с другом только благодаря общности этого признака, в то время как относительно других признаков они могут принадлежать к различным пересекающимся друг с другом группам.

Пусть какой-то Х является выраженным сангвиником, тогда он принадлежит ко всем тем, кто также представляет сангвинический тип. Пусть этот X, кроме того, относится к зрительному типу; т.е., такому, объем которого не перекрывается типом сангвиников, не находится с ним в иерархическом отношении как высший надкласс и не подчиняется ему как подкласс, а перекрещивается с ним совершенно произвольно. Некоторые сангвиники являются визуалами, но многие сангвиники таковыми не являются; точно так же и многие визуалы не являются сангвиниками. Поскольку то же самое относится и к каждому другому типу, то следствием является возникновение пестрой картины постоянных пересечений, сильно отличающейся своей неразберихой и необозримостью от ясной систематики видов и классов.

Описанное положение можно выразить иначе. Отдельные свойства, определяющие специфические характеристики вида, все вместе5 обязательно имеются у каждого представителя вида и отсутствуют у всех, не принадлежащих к нему: эти свойства тотально коррелируют друг с другом. Если мы сравним два психологических типа " а" и " b", принадлежащих к двум различным областям признаков, а последние могут встречаться у одного и того же индивида, то получим тот самый случай, когда все индивиды типа " а" относятся и к типу " b", и когда индивиды, не относящиеся к типу " а", никогда не принадлежат и к типу " Ь"; но это только пограничная форма, которая никогда в действительности не реализуется. Вместо простой тотальной корреляции при разделении на типы имеют место самые различные степени корреляции: от очень тесной связанности типов " а" и " Ь" — через полное отсутствие связи — и до преимущественного взаимного исключения обоих типов.

5 Здесь можно не касаться отдельных ненормальностей, уродств и т.д.

Так случилось, что в учении о типах метод корреляции приобрел особое значение и получил такое широкое распространение, которое не могло иметь места при исследовании видов6.

6 О специальном подсчете корреляции между типами см. главу XX.

На основании степени корреляции можно свести соседство нескольких типов у одного индивида к двум различным основным формам: комплексный тип и комплекс типов. Итак, если оба типа сильно коррелируют, то это значит, что их связь сама является типичным признаком для соответствующей группы людей, поэтому наличие одного признака позволяет предполагать и наличие другого. Таким образом, в этом случае мы имеем дело с комплексным типом (его наиболее развитая форма - тотальный тип). Если, наоборот, между обоими типами нет вообще никакой корреляции, то их совместное появление у какого-либо индивида больше не объяснимо необходимой внутренней связью друг с другом обоих свойств; они образуют только комплекс типов.

Комплексными типами окажутся большей частью комбинации тех свойств, с которыми имеет дело-житейская психология, наблюдающая их в виде отдельных проявлений и простых фактов. Чтобы, например, создать " музыкальный" тип, необходимо связать воедино типичные особенности чувственного восприятия и чувственной памяти, эмоциональной возбудимости и интеллектуального понимания, способности к воспроизведению и к творчеству7.

7 Пусть элементы комплексного типа называются " частичными типами". С ними не надо смешивать " подтипы". Комплексный тип " музыкальности" имеет в качестве подтипов различные вариации, в форме которых нам встречаются музыкальные люди.

Все попытки психологически объяснить темпераменты также означают их представления в виде комплексных типов, так как типичные формы силы, скорости, чувственного тона, стойкости воли и перепадов настроения неизбежно приводят к типизирующему синтезу.

Комплексные типы встречаются в двух различных модификациях в зависимости от того, подобны ли (гомогенны) друг другу или неподобны (гетерогенны) образующие их компоненты душевные функции. Например, два типа, из которых многие психологи составляют тип сангвиника (преимущественное чувство удовольствия и быстрые поверхностные реакции), не имеют между собою никакого сходства; соответственно, тип сангвиника должен быть отнесен к " гетерогенным комплексным типам". Напротив, у многочисленных единичных функций, участвующих в формировании " музыкальности", вопреки всем различиям, все же существует объединяющее их общее -отношение к музыкальным впечатлениям; следовательно, мы имеем здесь дело с " гомогенным комплексным типом".

Гомогенные типы могут быть еще раз разделены в зависимости от того, является ли гомогенность элементов содержательной или формальной. Только что приведенный пример " музыкальности" относится к первой группе. Вообще каждый талант - это тип, определяемый и ограниченный содержательно. В отличие от этого особенность других комплексных типов состоит в том, что та или иная формальная характеристика равномерно охватывает большое число различных психических содержаний. Так, например, выступающее в качестве типичного свойство внушаемости может оказывать воздействие как на чувственные восприятия, так и на воспоминания, ожидания, суждения, эмоциональный тон, волевые действия. Сюда также относятся и типы характера, интеллекта, внимания.

Однако не существует никаких оснований для априорного предположения, будто этот гомогенный принцип должен действительно распространяться на совокупность всех тех функций, на которые он может распространиться; именно здесь возникает новая проблема, которая до сих пор еще очень мало исследовалась точными методами - проблема " области типа".

Область типа - это совокупность тех функций внутри личности, которые охватываются типом, т.е., интраиндивидуальная сфера влияния типа. В общем, в случае гомогенных типов (предполагаемых или доказанных) мы имеем сильную предрасположенность растягивать как можно больше область типа. Если человек характеризуется как внушаемый, то при этом чаще всего имеют в виду внушаемость не только относительно той или иной исследуемой функции, но и всех других функций, в которых внушение вообще может играть какую-либо роль.

В действительности образование типов почти никогда не бывает таким простым и гладким, как это описывается в теории. И недооценка этого факта в исследовании, направленном непосредственно на область типов, может привести к серьезным заблуждениям и разочарованиям.

Комплексный тип в своих самых сложных формах обнаруживает сильное приближение к понятию вида, так как им охватываются не только отдельные (единичные) признаки, но и самые различные психические функции (" тотальный тип"). Такие случаи становятся возможными там, где единые биологические или культурные факторы оказывают тотальное влияние на многочисленных индивидов; в этом смысле рассматриваются, прежде всего, происхождение (раса, нация, семья), пол, профессия, социальная среда. Когда мы говорим о " негритянском типе", " семейном типе Габсбургов", " женском типе", " типе актера" или " типе преступника", то всегда имеем в виду тотальный тип, охватывающий как телесные, так и психические частичные типы, а внутри последнего - типичные проявления самых разнообразных признаков. Одновременно мы предполагаем, что эти, все без исключения, частичные варианты, будучи зависимыми от некоторой идентичной причины, находятся между собою в тесной корреляции. Но как раз тотальный тип - на это нельзя закрывать глаза - вовсе не является абсолютно чистой формой, ибо здесь имеются плавные переходы, многочисленные промежуточные ступени, отклонения. Индивид никогда не может полностью и всесторонне отражать в себе типичные свойства. Точно так же и тотальный тип — это лишь идеальная форма, к которой в разной степени приближаются представители типа, а не видовой принцип, реализуемый каждым из них.

Психологическое описание различных тотальных типов - любимая тема популярных и полупопулярных сочинений. Вспомните только многочисленные работы, посвященные психологии женщины, художника. Однако точное эмпирическое исследование тотальных типов, которое должно описываться главным образом в терминах учения о корреляции, остается еще важнейшей специфической задачей дифференциальной психологии8.

8В качестве примера одного из самых значительных исследований этого рода назовем " Психологию женщины" Хейманса [1031].

В качестве противоположности однородных комплексных и тотальных типов выступают комплексы типов. Они сами в учении о типах не играют какой-либо значительной роли, так как у них, как уже отмечалось, отсутствует интраинди-видуальная спаянность частичных типов. Но как раз по этой причине комплекс типов становится все более важным для изучения индивидуальности: ведь связь обоих типов у Х тем характернее для него, чем меньше ее можно ожидать у других индивидов. С каждым дальнейшим усложнением соседства типов, выявленных у индивида, мы все больше удаляемся от просто типичного и приближаемся к единичному, поскольку все уменьшается вероятность того, что и другие индивиды должны объединять в себе именно этот комплекс типов. Таким путем, конечно, невозможно достичь полного индивидуального своеобразия отдельной личности, так как каждый тип, обнаруживаемый нами в ней, всегда является одновременно и чем-то всеобщим. Однако все же названный путь представляет собою наибольшее приближение к индивидуальности, которое мы можем достичь чисто эмпирическим качественным анализом. И нам придется позже, при обсуждении психографии, вновь обратиться к этому пути.

В заключение приведем схематичный обзор рассматриваемых форм типов.





Глава ХIII РАЗДЕЛЕНИЕ НА ТИПЫ I

(ОБЩЕЕ. НАИВНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ)

В то время как понятийному определению типа до сих пор еще уделялось мало внимания, разделение на типы уже с давних пор было излюбленной областью работы психологии - как популярной и философской, так и истинно научной.

Под разделением на типы мы понимаем межиндивидуальное распределение вариантов какого-то общего признака на ряд типовых форм, упорядоченных по рангу. Возникающая таким образом схема называется типикой (" типика внимания", " типика сенсорной памяти" и т.д.).

Можно выделить три главных схемы типов.

Монотипичная схема: выбирается такой признак, образующий типы, относительно которого люди группируются по взаимоисключающему признаку в зависимости от его наличия или отсутствия. Обладатели признака образуют тогда именно тот тип, благодаря которому они выделяются из индифферентной массы.

Антитипичная схема использует не взаимоисключающую, а противоположную антитезу, т.е. дает начало тем двум формам признака, которые простираются в противоположных направлениях от точки индифферентности до центров типов. Иногда саму область индифферентности возвышают до среднего типа.

Наконец, политипичная вариация имеет место там, где на основании одного признака выстраивается множество качественно различных типов, которые уже нельзя отнести к одномерной схеме. Здесь типика или совершенно несистемна, или сводится к перекресту нескольких простых схем.

Попытки разделить людей на психологические типы осуществляются уже примерно в течение двух тысячелетий. Самая популярная система такого рода -типика темпераментов — имеет численность звеньев и названия типов, остающиеся неизменными с древнейших времен и вошедшие в современное сознание и в некоторые научные труды по психологии. Однако на протяжении всего длительного развития отсутствовал научный характер рассмотрения данной проблемы. Сначала довольствовались грубой эмпирикой, полагались на здравый человеческий рассудок; затем полностью ушли в абстракции, конструируя логическим путем определенные типы и не заботясь об их эмпирическом подтверждении; наконец, связали воедино, хотя и недостаточно основательно, эмпирию и дедукцию. Даже многие из самых крупных ученых, занимавшихся вплоть до сегодняшнего дня разработкой учения о типах, ограничивались в своей научной работе логическим выведением и усовершенствованием схемы типов, довольствуясь популярным повседневным опытом для их эмпирической проверки и упорядочения.

Лишь в последние десятилетия наметился перелом: наряду с полунаивными, полуконструктивными подходами начинают использовать точные методы изучения типов. Но и здесь наблюдаются еще некоторые ошибки, о которых мы будем говорить позже (см. следующую главу).

Признак телеологического, органически связанный с каждым типом, впервые, пожалуй, побудил наивное мышление к построению типов, но в крайне грубой форме: то, что с точки зрения какой-либо практической цели особенно бросалось в глаза и выделялось из массы, называлось особым типом. Он рассматривался как абсолютно единое (даже как простое свойство), и при этом не ставился вопрос о возможно содержащемся в нем психическом многообразии.

На самой низшей ступени такого воззрения овеществляли какое-либо свойство, и тем самым формировалась монотипичная схема. Способности и особенности, практически дифференцирующие определенных личностей от массы людей среднего уровня, представляются особыми " дарованиями", которыми награждены одни, но которые не даны другим. Так, еще сегодня обыватель рассматривает талант, гениальность, юмор и т.д. как нечто особенное, обладая которым какая-то определенная группа людей просто имеет одним психическим признаком больше, чем другие неизбранные люди1.

1Лишь маленький шаг отделяет эту материализацию от персонификации дарований. Гений превращается в ангела-хранителя, наличие других особых способностей объясняется одержимостью демонами.

Итак, интерес наивного человека, в том числе и психологический, прежде всего обращен к тому, что бросается в глаза; нарушение, привносимое им в ход и картину повседневных событий, приковывает внимание, вызывает особое отношение и побуждает к фиксации в языке и системе понятий. Подобная констатация, однако, не всегда должна следовать монотипичным путем, а может вести и к антитипичной схеме; и этим достигается уже более высокая ступень образования типов. Известно, что необычное, бросающееся в глаза выделяется не только благодаря тому, что оно представляет собой нечто, отсутствующее у других, а также и благодаря необычным отклонениям в ту или другую сторону того признака, который присущ всем людям среднего уровня.

Конечно, при этом играла роль и чисто логическая потребность мыслить противоположностями; однако, то, что это не являлось единственным исходным пунктом антитипики, подтверждается тем, что самые первоначальные антитипики почти всегда представляли собою ценностные оппозиции. Об этом свидетельствует уже и язык, так как многочисленные слова, обозначающие свойства, характеризующие в развитых языках противопоставляемые виды поведения, в большинстве своем являются не чисто констатирующими, но, одновременно, и оценивающими: благодарные - неблагодарные; мужественные - трусливые; жестокие - сочувствующие; правые - неправые; умные - глупые. Применение этих прилагательных не ограничивалось названием и расшифровкой актуального поведения или состояния, а очень часто использовалось и для обозначения постоянных (хронических) диспозиций, добродетелей и пороков, преимуществ и недостатков, короче говоря - для констатации антитипичных схем характера и интеллекта.

Первоначальное противопоставление обеих этих противоположностей, категорически и без промежуточных звеньев, полностью соответствует наивному воззрению на тип как на класс. При этом забывали, что только при помощи отклонений от индифферентного состояния открывается возможность использовать положительные и отрицательные оценки: ранее полагали, что каждого человека можно охарактеризовать как доброго или злого, умного или глупого и т.д.

Однако существовала потребность в логической полноте, которая удовлетворялась этой бисекцией, и состояние индифферентности, которым прежде пренебрегали, само было возведено до третьего, среднего типа.

Именно в этом аспекте интересно рассмотреть, как фиксация середины, обусловленная сначала логически, опять превратилась в нечто аксиологическое. Еще Аристотель в свое время рассматривал этические свойства середины не как нечто нейтрально-безучастное и бесцветное, а как " нормальное" в телеологическом смысле: гармоничное и соразмерное. Поэтому в использованном им делении на три части оба крайних типа оцениваются негативно, так как обозначают несоразмерное - слишком большое и слишком малое - в то время как средний тип представляется имеющим положительное значение. Так, между двумя пороками находится одна добродетель и, соответственно, и между двумя порочными типами - один добродетельный (тип смелого - между типами отчаянно бесстрашного и трусливого; тип щедрого - между типами расточительного и скупого и т.д.).

Впрочем, в новейшее время по различным причинам оказывали наибольшее предпочтение антитипичной схеме (прежде всего, в его чисто бисекционной форме). Этому способствовало и еще одно обстоятельство: легкая языковая формулировка противоположных диспозиционных форм и логическое удовлетворение ясным противопоставлением. Антитипичная схема занимает промежуточное положение между чисто качественной типикой и количественным видом вариаций; ведь противоположности располагаются в одномерном ряду, который простирается в противоположные стороны от точки индифферентности; расстояние от точки индифферентности (смотря по обстоятельствам) измеримо, и для каждого отдельного индивида можно указать его место в этом ряду. Следовательно, стремление новейшей науки все качественное выразить количественно, может' быть успешно реализовано в нашей области только посредством антитипики. В связи с этим становится понятно, что создание антитипических схем не является самоцелью, а обусловлено возможностями их применения в качествевспомогательного средства для решения многочисленных проблем изучения типов.

Самым объемным, пожалуй, в этом отношении является исследование, предпринятое Хеймансом. Он охарактеризовал большое число лиц на основе примерно сотни признаков; при этом он разделял каждый признак антитипично (без средних типов), так что каждое лицо относилось или к положительному или к отрицательному типу. Если проанализировать его подход, то констатация списка происходила на основании здравого смысла (соттот sense). Его предположение, будто каждый признак разделится антитипично, является априорным, и лишь отнесение отдельного лица к типам, установленным эмпирическим путем, происходит точно и критично.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.