Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы управления войсками






Управление войсками представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач. От качества управления войсками всегда зависел успех боя: умелое руководство подразделениями и частями способствовало разгрому противника с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.

Теория и практика управления войсками развивались и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации войск и способов ведения боевых действий.

До появления массовых армий, когда боевые действия развертывались на небольших, преимущественно открытых пространствах, управление войсками осуществлялось непосредственно командиром (военачальником), решающую роль играло визуальное наблюдение за своими войсками и войсками противника на поле боя. Необходимые распоряжения командир отдавал войскам лично или через адъютантов, ординарцев, связных, передвигавшихся пешим порядком или на лошадях; средствами управления служили главным образом звуковые сигналы и флажки.

По мере увеличения численности армий, возрастания размаха боевых действий и изменения условий их ведения расширяется круг и усложняется характер задач, решаемых в процессе управления. Работа по руководству войсками становится настолько многообразной и сложной, что выполнение ее в полном объеме и в сроки, диктовавшиеся темпом развития событий на поле боя, оказывается не под силу одному человеку. Возникает необходимость создания специального органа, призванного помочь командиру в управлении войсками. Для решения задач, связанных с управлением, сначала вводится военный совет при главнокомандующем, а позже — штабы объединений, соединений и частей.

Дальнейшее усложнение процесса управления войсками потребовало расширения круга лиц, привлекаемых к участию [92] в нем. Возрастание значения политического воспитания личного состава, его политико-морального состояния, организованности и сознательной дисциплины для достижения победы в бою обусловило участие политорганов в решении задач управления войсками. Появление в армиях новых родов войск и специальных войск, неуклонное повышение их роли в достижении успеха в бою потребовали включения в органы управления начальников родов войск и специальных войск.

В распоряжение органов управления поступали все более совершенные технические средства наблюдения, связи, передвижения. Это позволяло успешно решать задачи управления в усложнявшихся условиях ведения боя, непрерывно совершенствовать методы руководства войсками при подготовке и в ходе боя.

В современных условиях управление войсками — сложный процесс, в котором участвуют командиры, штабы, политические органы, начальники родов войск, специальных войск и служб. Его основное содержание составляют: непрерывное добывание, сбор, изучение и обобщение данных обстановки; принятие решения; доведение задач до подчиненных войск; планирование боя; организация и поддержание непрерывного взаимодействия; организация и осуществление мероприятий по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, по политической работе, всем видам обеспечения боя; организация системы управления, непосредственное руководство подготовкой подразделений и частей к бою, постоянный контроль за выполнением поставленных задач и оказание подчиненным необходимой помощи.

Хорошо организованное и непрерывное управление войсками в бою обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по противнику, эффективное применение имеющихся средств поражения и полное использование боевых возможностей подразделений и частей, своевременное осуществление мероприятий по защите от ядерного, химического, высокоточного и зажигательного оружия противника. Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях обстановки добиваться успешного выполнения поставленных задач в установленные сроки.

Еще в недавнем прошлом управление войсками осуществлялось в условиях, когда боевые действия развивались методически размеренно, обстановка на поле боя менялась сравнительно медленно, а исход боя зависел главным образом [93] от действий немоторизованной пехоты, недостаточно совершенных танков, ствольной артиллерии и поршневой авиации. Пункты управления располагались неподалеку друг от друга, так как нередко на площади 15–20 кв. км занимали исходное положение для наступления силы и средства целой дивизии, и оставались на одном месте в ходе всего боя, ибо были менее уязвимы от воздействия противника, чем сейчас.

В современном общевойсковом бою условия управления войсками стали неизмеримо сложнее. Теперь необходимо руководить подразделениями и частями, обладающими очень высокой подвижностью и маневренностью, действующими самостоятельно на отдельных направлениях, зачастую на зараженной местности, при наличии обширных зон разрушений, пожаров и затоплений.

Частые и быстрые переходы от одного вида боя к другому обусловили необходимость организовывать бой в ходе предыдущих боевых действий или при выдвижении войск. Управление войсками осуществляется обычно в недостаточно ясной обстановке: командир, принимая решение, зачастую не располагает достаточной информацией о важнейших элементах обстановки. Нередко ему придется одновременно организовывать действия войск по выполнению полученной задачи и руководить уничтожением сохранившихся очагов сопротивления противника в расположении своих войск, ликвидацией последствий применения противником ядерного, химического, высокоточного или зажигательного оружия.

Возрастание пространственного размаха современного общевойскового боя приводит к увеличению расстояний между пунктами управления, к необходимости координировать усилия войск, рассредоточенных на площадях, в несколько раз больших, чем в годы Великой Отечественной войны. Высокий темп развития боя, быстрые и резкие изменения обстановки требуют частого перемещения пунктов управления, вынуждают командира и штаб руководить войсками на ходу, в темпе боя — собирать сведения об обстановке, принимать решения и доводить их до непосредственных исполнителей в кратчайшие сроки. Чтобы успешно вести борьбу со средствами ядерного и химического нападения, системами высокоточного оружия противника, эффективно использовать свои средства поражения для решения других важных задач на поле боя, необходимы быстрота и исключительная точность проведения сложных тактических расчетов. [94]

В современном общевойсковом бою возрастает уязвимость пунктов и средств управления от ядерного и высокоточного оружия, диверсионно-разведывательных групп противника, работа радиотехнических средств ведется в условиях постоянных радиопомех. Кроме того, применение противником ядерного и высокоточного оружия может повлечь большие потери в личном составе органов управления, нарушение связи, выход из строя пунктов управления подразделений и частей.

Хотя объем мероприятий по руководству войсками неизмеримо возрос, сроки на их выполнение постоянно сокращаются. Если в годы минувшей войны на подготовку боя затрачивалось в среднем 15 суток, то теперь этот период сводится к нескольким часам.

Наряду с усложнением условий управления войсками значительно повысились требования, которые предъявляются к руководству подразделениями и частями в современном общевойсковом бою. Управление войсками может быть успешным лишь в том случае, если оно является устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым.

Требование устойчивости управления означает, что оно должно осуществляться в любых условиях воздействия противника. Ни удары средств поражения, ни действия подразделений или частей противника не должны приводить к таким нарушениям, при которых невозможно выполнение управленческих функций. Даже если противнику удалось ядерными, химическими ударами или массированным применением высокоточного оружия нарушить управление войсками, оно должно быть немедленно восстановлено.

Выполнение требования устойчивости управления приобретает сейчас первостепенное значение. Это обусловлено прежде всего тем, что противник рассматривает нарушение управления как одно из основных условий достижения успеха в бою. Кроме того, он располагает и необходимыми возможностями для решения этой задачи — высокоэффективными и дальнобойными средствами поражения, высокоподвижными подразделениями и частями наземных войск, аэромобильными войсками.

Для достижения устойчивости управления войсками наряду с уничтожением ядерных, химических и высокоточных средств поражения противника и срывом действий его сил, направленных на нарушение управления войсками, необходим целый ряд мероприятий тактического и технического характера. Силы и средства управления должны распределяться [95] по создаваемым пунктам управления, с тем чтобы каждый из них был в состоянии решать основные задачи управления войсками самостоятельно, тогда при внезапном выходе из строя одного из пунктов сохранится возможность управления подчиненными подразделениями и частями с других пунктов. Важно умело рассредоточивать, скрытно располагать и своевременно перемещать созданные пункты-управления, комплексно использовать все технические средства управления, строго соблюдать правила скрытого управления войсками и безопасности связи, надежно защищать радиоэлектронные средства от радиоэлектронного подавления и поражения самонаводящимся оружием противника.

Постоянная высокая готовность всех органов управления, а также тех подразделений, которые обеспечивают их работу в бою, высокая морально-политическая и психологическая подготовка личного состава позволяют успешно решать задачи устойчивого управления войсками в сложных условиях длительного воздействия современных средств поражения противника.

Требование непрерывности управления предполагает постоянное, без каких-либо перебоев в ходе подготовки и ведения боя, воздействие органов управления на подчиненные подразделения и части в интересах успешного выполнения ими поставленных задач.

Даже в прошлом, когда условия ведения боевых действий были менее сложными, кратковременное нарушение управления войсками в критические моменты боя оказывалось одной из основных причин его неудачного исхода.

В современном общевойсковом бою, развивающемся в стремительном темпе, отличающемся резкими изменениями обстановки, быстрым изменением соотношения сил и средств сторон, как никогда раньше, необходимо своевременное и правильное реагирование командира, штаба и других органов управления на происходящие события, постоянное влияние на ход подготовки и ведения боя. И хотя в условиях применения противником оружия массового поражения и высокоточного оружия достижение непрерывности управления сильно затруднено, командир, штаб, другие органы управления не должны допускать даже кратковременных перебоев в руководстве подразделениями и частями в бою.

Для достижения непрерывности управлении войсками необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчиненными, взаимодействующими подразделениями и частями, вышестоящими командиром и штабом. Каждый командир [96] должен назначить себе заместителей, помимо штатных, предусмотреть определенный резерв сил и средств связи и быть готовым в любое время принять на себя руководство войсками в случае выхода из строя старшего командира. Если в результате ядерного, химического удара или применения противником высокоточного оружия управление окажется нарушенным, командиры и штабы незамедлительно принимают все необходимые меры для его быстрейшего восстановления.

Обязательным условием достижения непрерывности управления войсками являются правильное уяснение задач, поставленных старшим командиром, знание обстановки и предвидение возможных ее изменений. Знание и глубокий анализ условий подготовки и ведения боя позволяют командиру, штабу, другим органам управления направлять усилия войск на преодоление встречающихся трудностей.

Важнейшее значение имеют быстрота и правильность реакции органов управления на изменения обстановки, то есть своевременное принятие или уточнение решения, доведение новых или уточненных задач, порядка взаимодействия и всестороннего обеспечения до непосредственных исполнителей. Большую роль играют постоянный контроль за выполнением поставленных задач, быстрый сбор и обработка данных о противнике и других элементах обстановки.

Под оперативностью управления понимается быстрое, обеспечивающее упреждение противника в действиях осуществление всех мероприятий по управлению войсками при подготовке и в ходе боя. В условиях постоянной борьбы сторон за выигрыш времени оперативность управления приобретает важнейшее значение.

Высокая оперативность управления особенно необходима в ходе боя. Если войска наступают с темпом 4–5 км/ч, то распоряжение о действиях в новой обстановке, доведенное, например, за 20 мин, застанет их, когда они продвинутся вперед почти на 2 км. При завязке встречного боя, когда войска сторон двигаются навстречу друг другу со скоростью 25–30 км/ч, за 20 мин взаимное положение войск сторон может измениться в пределах 15–20 км. Вполне понятно, что при замедленной реакции органов управления на развитие событий отданные распоряжения могут оказаться не соответствующими реальной обстановке на поле боя.

Запоздалое решение вопросов, связанных с использованием результатов ядерных ударов, борьбой со средствами ядерного, химического нападения, системами высокоточного оружия противника, отражением налетов его авиации, чревато [97] серьезными последствиями; оно может привести к утрате инициативы и даже к поражению. Если раньше, например, появление одного самолета или одной батареи не оказывало существенного влияния на ход боя, то теперь самолет-носитель, батарея, применяющая ядерные боеприпасы, или даже одно такое орудие могут существенно изменить соотношение сил и средств.

В современных условиях все мероприятия по организации боя и руководству войсками в ходе его должны проводиться с минимальными затратами времени, чтобы обеспечить войскам упреждение противника в действиях. Это достигается постоянным знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения, своевременным уточнением (при необходимости) ранее принятого решения и поставленных подчиненным задач. А для этого решающее значение имеют быстрое добывание данных о противнике, своевременность докладов подчиненных, особенно при внезапных и резких изменениях обстановки, хорошо налаженная информация со стороны старшего командира и соседей.

Оперативность управления достигается высокой личной подготовкой командиров, офицеров штабов, политорганов, начальников родов войск, специальных войск и служб, умелым выполнением ими своих функциональных обязанностей, организованностью и слаженностью в действиях всех органов управления, применением таких методов работы, при которых затрачивается минимально необходимое время на мероприятия по управлению войсками. Большую роль играет наличие совершенных технических средств, обеспечивающих механизацию и автоматизацию трудоемких управленческих процессов, комплексное использование всех технических средств управления.

Скрытность управления войсками заключается в сохранении в тайне от противника всех мероприятий, проводимых командирами, штабами, политорганами, начальниками родов войск, специальных войск и служб в период подготовки и в ходе боя. Как свидетельствует опыт минувших войн, из-за нарушения скрытности управления войска нередко несли неоправданные потери и не выполняли поставленных задач.

В современном бою скрытность управления приобретает еще большее значение в связи с возрастанием роли внезапности действий, увеличением возможностей разведки противника и применением им высокоэффективных и дальнобойных средств поражения. Если противнику удастся вскрыть замысел боя, он может сорвать его ударами ядерного, [98] химического и высокоточного оружия. Обнаружив пункты управления, противник может быстро вывести их из строя и тем самым нарушить управление войсками. Чтобы исключить подобные последствия, необходимо сохранять в строжайшей тайне все то, что делается в органах управления для подготовки и ведения боя.

Скрытность управления войсками достигается выполнением целого комплекса мероприятий. К ним относятся: строгое ограничение круга должностных лиц, посвящаемых в замысел предстоящего боя; сохранение в тайне деятельности тех, кто принимает непосредственное участие в разработке и реализации наиболее важных задач управления; соблюдение правил и порядка ведения переговоров по техническим средствам связи. В интересах обеспечения скрытности управления войсками применяется специальная аппаратура, а также кодирование документов, используются таблицы позывных и сигналов, переговорные таблицы и кодированные карты. Очень важное значение имеют скрытное размещение и перемещение пунктов управления. В соответствии с планом вышестоящего штаба проводятся мероприятия по маскировке элементов системы управления войсками и дезинформации противника.

К основным принципам управления войсками, применяемым с учетом конкретной обстановки в современном общевойсковом бою, относятся: единоначалие; личная ответственность командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач; централизация управления в сочетании с инициативой подчиненных; постоянное знание и глубокий анализ обстановки, предвидение хода событий; твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь; высокая организованность и творчество в работе органов управления; знание личного состава, опора на подчиненных командиров.

Единоначалие — важнейший принцип управления войсками, означающий, что командир наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным. Хотя в управлении войсками принимают самое деятельное участие штабы, политические органы, начальники родов войск, специальных войск и служб, тем не менее всегда и во всех звеньях должен непременно соблюдаться принцип единоначалия, ибо, как учил В. И. Ленин, его отсутствие «ведет неизбежно к катастрофе, хаосу, панике, многовластию, поражению»{31}. Лишь при единоначалии достигается [99] безусловное и строжайшее единство воли путем подчинения воли многих людей воле одного — руководителя, обеспечивается «наилучшее использование человеческих способностей...»{32}

Единоначалие выражается в том, что командир лично принимает решение на бой, отдает подчиненным необходимые приказы и распоряжения, организует их выполнение. Командир-единоначальник проводит в жизнь политику Коммунистической партии, неуклонно соблюдает в процессе управления войсками ленинские принципы руководства.

В неразрывной связи с единоначалием находится принцип личной ответственности командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.

Командиры-единоначальники всех уровней несут полную ответственность перед Коммунистической партией и Советским правительством за все стороны жизни и деятельности подчиненных им войск. И хотя каждый командир при решении задач управления войсками опирается на коллектив, в необходимой мере использует помощь других должностных лиц органов управления, не кто иной, как он несет персональную ответственность за целесообразность принятого решения на бой, правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, наиболее эффективное использование в бою имеющихся сил и средств и конечные результаты выполнения войсками поставленных боевых задач.

Если принимаются нецелесообразные решения, подчиненные подразделения и части применяются в бою неумело, неэффективно, а поставленные задачи выполняются неполно, с нарушением установленных сроков или вовсе не выполняются, командир отвечает по всей строгости законов военного времени.

Необходимость соблюдения принципа централизации управления обусловлена тем, что современный общевойсковой бой по-прежнему ведется в соответствии с замыслом старшего командира и для достижения общей цели требуются согласованные усилия всех сил и средств, участвующих в бою.

Централизация управления войсками проявляется в объединении старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений и частей единым планом, в направлении их усилий на быстрейшее достижение общей цели боя. Она особенно важна при решении вопросов, связанных [100] с применением ядерного оружия, с использованием войсками достигнутых при этом результатов, необходимостью уничтожения прежде всего средств ядерного, химического поражения, систем высокоточного оружия противника, с действиями войск в зонах заражения, в районах разрушений, пожаров и затоплений. Чем большей мощностью и дальнобойностью обладают имеющиеся средства борьбы, тем большая степень централизации управления ими в более высокой инстанции необходима.

Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Смелое и разумное дерзание, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности в сложной обстановке всегда играли большую роль.

В июне 1944 г. командир батальона 61-го гвардейского стрелкового полка, обнаружив во время артиллерийской подготовки отход противника, решил немедленно начать атаку, хотя до конца артиллерийской подготовки оставалось еще около получаса. Об этом было доложено командующему армией. Артиллерийская подготовка была прекращена, подразделения перешли в атаку и успешно овладели позициями противника, понеся при этом незначительные потери.

В современных условиях, когда обстановка на поле боя меняется часто и быстро, инициативные действия всех должностных лиц, участвующих в управлении войсками, приобретают несравненно большее значение. Каждый командир обязан проявлять разумную инициативу в определении способов выполнения полученных задач. Если в ходе боя обстановка резко изменилась и нет возможности своевременно получить необходимые распоряжения, он должен принять на себя всю полноту ответственности и, руководствуясь общей целью и замыслом старшего командира, самостоятельно реагировать на изменения обстановки, быстро принять необходимые меры, обеспечивающие выполнение боевой задачи в новых условиях боевой обстановки.

Полная инициатива в определении способов выполнения поставленных задач должна предоставляться подчиненным на всех уровнях управления войсками. Офицер должен, не боясь ответственности, в критический момент боя использовать все имеющиеся возможности для достижения успеха. Но, чтобы действовать более решительно и целеустремленно при внезапных и резких изменениях обстановки и отсутствии[101] указаний старшего командира, командиры и штабы должны своевременно ориентировать подчиненных о возможных действиях войск в ходе боя.

Постоянное знание и глубокий анализ обстановки отнесены к числу основных принципов в силу того, что без этого управление просто немыслимо. Они позволяют выделить в сложившейся обстановке главное, наиболее существенное, выявить моменты, затрудняющие выполнение полученной задачи в установленный срок, и своевременно наметить меры по устранению их отрицательного влияния на действия подчиненных войск, принять оптимальное решение на бой. Постоянное знание и глубокий анализ обстановки, в которой протекает боевая деятельность войск, дают возможность командиру, штабу и другим органам управления верно направлять усилия подчиненных на преодоление встречающихся в ходе боя трудностей, своевременно реагировать на происходящие изменения в обстановке.

Великая Отечественная война дала множество примеров яркого проявления этого принципа.

Развивая наступление, 121-я стрелковая дивизия должна была форсировать реку Сейм. Командир дивизии сосредоточил основные усилия на левом фланге. Но в ходе боя правофланговый 705-й стрелковый полк сумел захватить плацдарм. Командир дивизии, внимательно следивший за обстановкой, после глубокого ее анализа решил изменить первоначальный замысел боя и перенести главный удар на направление, где обозначился успех. Быстро перегруппировав основные силы на правый фланг, он развил достигнутый успех. Это позволило нанести противнику решительное поражение и способствовало быстрому освобождению города Рыльска.

Но если в современном общевойсковом бою ограничиться реагированием на те события, которые уже совершились, то при быстрых и резких изменениях обстановки в результате нанесения противником ядерных, химических ударов или массированного применения высокоточного оружия трудно рассчитывать на успешное выполнение поставленных задач. Сейчас, как никогда, возрастает роль предвидения хода событий на поле боя.

Предвидение перспектив развития событий позволяет успешно преодолеть такие трудности современного боя, как неполнота данных обстановки и недостаток времени, заранее обоснованно намечать пути и средства достижения поставленной [102] цели. Предвидеть возможные изменения обстановки командир должен сегодня на значительно большую глубину и с большим упреждением во времени, чем это требовалось в годы минувшей войны. А это зависит главным образом от степени подготовленности командира и других должностных лиц, участвующих в управлении войсками, от знания ими тактики действий противника, от учета факторов, влияющих на развитие событий, ведения активной и целеустремленной разведки, наличия надежной связи, своевременности докладов подчиненных и постоянной информации со стороны вышестоящих органов управления и соседей.

Опыт прошлого показывает, что твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь всегда способствовали достижению успеха в бою. Особенно возрастает значение этого принципа при ведении боя в условиях применения противником ядерного, химического, высокоточного обычного оружия, что нередко порождает множество непредвиденных трудностей, нарушает заранее намеченные планы действий войск, способно вызвать большие потери в подразделениях и частях, сильное заражение местности, обширные разрушения, затопления, пожары. У некоторой части личного состава могут появиться растерянность, панические настроения, а у командира, организующего бой, неуверенность, сомнения в правильности своих действий, а иногда и утрачена вера в победу. Все это поставит войска в тяжелое положение.

В критические моменты боя, когда напряжение сил противоборствующих сторон достигает наивысшего предела, побеждает тот, кто сохраняет веру в победу и стремится довести до конца выполнение принятых решений и планов. На успех можно рассчитывать только при условии, если благодаря высокой требовательности командира, штаба, других органов управления все усилия войск решительно объединяются и направляются на преодоление встретившихся трудностей, на полное и точное выполнение принятых решений и планов. Единство воли командира и подчиненных, стремление всех успешно завершить начатый бой, точно выполнить замысел старшего командира и добиться успешного решения общей боевой задачи позволят ослабить влияние на ход событий любых неожиданностей, свести до минимума влияние неблагоприятных случайностей.

Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь не есть стремление вопреки здравому смыслу или необходимости придерживаться решений и планов, [103] которые уже не отвечают реальной боевой обстановке. Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь должны проявляться лишь до тех пор, пока это обеспечивает разгром противника как можно меньшими силами, иначе это вызовет неоправданные потери в силах, средствах и времени, снизит боеспособность войск, подорвет веру в способность командиров привести войска к победе. Избежать этого можно своевременным уточнением или изменением решений и планов, переставших соответствовать обстановке, а при необходимости и отказом от них, принятием и проведением в жизнь новых решений и планов.

Исторический опыт свидетельствует, что успешным руководство войсками могло быть только при достижении высокой организованности и творчества в работе органов управления.

Командиры, штабы, политорганы, начальники родов войск, специальных войск и служб должны действовать как единый сплоченный коллектив. Каждый из них обязан хорошо знать и умело выполнять свои функциональные обязанности, а действия всего управленческого организма в целом должны отличаться четким распределением задач и функций между исполнителями и согласованностью в их работе, дисциплинированностью, строгим порядком, обеспечивающими точное и своевременное выполнение мероприятий по управлению войсками в сложных условиях современного общевойскового боя.

Профессиональные навыки офицеров управленческого аппарата и технические средства управления необходимо максимально использовать для выработки оригинальных приемов и способов действий, неожиданных для противника. Отказ от шаблона, постоянные поиски всю новых путей решения задач, возникающих в процессе руководства войсками, в значительной мере способствуют успеху управления подразделениями и частями при подготовке и в ходе боя.

Без знания личного состава и опоры на подчиненных командиров нельзя рассчитывать на успешное управление войсками в современном бою. Личный состав подразделений и частей является непосредственным творцом тактического искусства. Именно человеческий фактор, высокая политическая сознательность, боевые и моральные, психологические качества личного состава во многом определяют приемы и способы действий в бою, развитие тактики. [104]

Чтобы всесторонне учесть умения и навыки каждого солдата, сержанта, офицера и наилучшим образом использовать их при решении задач, возникающих в конкретных условиях боевой обстановки, надо хорошо знать подчиненных, особенно командиров подразделений и частей, ибо без умелой опоры на подчиненных командиров, умелого использования сильных качеств того или иного командира в реально сложившейся ситуации невозможно добиться строжайшего единства действий всех сил и средств, участвующих в бою, точного выполнения замысла старшего командира, своевременного и полного претворения в жизнь принимаемых решений, разгрома противника ценой минимальных потерь.

Каждый из рассмотренных принципов управления войсками в различных условиях современного общевойскового боя играет неодинаковую роль. Поэтому командиры, офицеры штабов и других органов управления должны овладеть всеми этими принципами, вырабатывать навыки творческого применения их в соответствии с конкретными условиями боевой обстановки. Непременным условием успешной реализации основных принципов управления войсками при подготовке и в ходе боя являются главным образом высокие личные качества и профессиональная подготовка офицеров, применение ими совершенных методов работы и умелое использование технических средств при решении задач управления, постоянное знание противника, строжайшее сохранение в тайне всех мероприятий по управлению войсками, обеспечение живучести системы управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.