Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие требования к дипломной работе






При выборе темы дипломной работы, ее выполнении и оформлении следует исходить из следующих общих требований.

Дипломная работа представляет собой отчет студента об итоговой научно-исследовательской работе, выполненной им на заключительной стадии обучения, и поэтому должна содержать все элементы такого исследования.

Дипломная работа является квалификационной, поэтому ГЭК, принимающая ее защиту, должна соответствующим образом оценить профессиональный уровень выпускника. Основания для высокой оценки могут быть найдены ею только в законченной работе, предъявленной на защиту. Для такой оценки недостаточно одной оригинальности предположений и суждений, изложенных студентом в дипломной работе. Выполняя и оформляя дипломную работу, студент должен показать свое знание литературы в соответствующей области, умение анализировать состояние вопроса, формулировать цели, ставить задачи, планировать и осуществлять сбор материала, обрабатывать его, интерпретировать, делать выводы.

За содержание, общую и научно-техническую грамотность изложения материала дипломной работы, принятые в ней решения и правильность всех вычислений, доказательств и выводов отвечает студент — автор дипломной работы.

При выборе темы дипломной работы необходимо учитывать, что в соответствии с квалификационной характеристикой, выпускник специализации “математическая электроника” должен быть специалистом-математиком, подготовленным для научно-исследовательской, научно-технической, организационно-управленческой и преподавательской деятельности в области разработки и применения математических методов, прямо или опосредовано ориентированных на использование в процессе создания различных электронных систем приема, передачи и преобразования информации.

Он готовиться для работы в научно-исследовательских центрах и предприятиях различных форм собственности (государственных, акционерных, частных, совместных, иностранных, международных и др.), исследующих различные (математические, программные, системо- и схемотехнические, техно­ло­гические и др.) аспекты создания новых конкурентоспособных программно-аппаратных систем, включая СБИС, РЭА, ЭВА, ЭВМ, системы телекоммуникации, связи и род­ственные им системы, а также занимающихся проектированием таких систем и разработкой необходимых для этого компонентов информационных технологий.

Исходя из этого, выпускник специализации “математическая электроника” в общем случае должен:

- обладать знаниями в области теории, истории и современного состояния фундаментальных и прикладных научно-технических исследований, хорошо ориентироваться в проблемах и достижениях в области математики, создания микроэлектронных и других программно-аппаратных систем приема, передачи и преобразования информации, информационных технологий для проведения научных исследований и проектирования указанных систем, включая знание современных языков их описания;

- уметь использовать указанные знания в процессе самостоятельной научно-исследовательской, проектно-конструкторской и производственной деятельности, включая умение прогнозировать возможное применение и непосредственно применять математические знания на различных стадиях создания программно-аппаратных систем обработки информации и информационных технологий необходимых для этого;

- иметь устойчивые практические навыки применения и освоения различных компонентов информационных технологий при выполнении соответствующих научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и производственных заданий;

- владеть современными приемами анализа, прогнозирования и обоснования принятия научно-технических решений в области математики, создания различных программно-аппаратных систем обработки информации и соответствующих информационных технологий; уметь использовать их при выполнении экспертизы, маркетинга и в управлении указанными работами;

- владеть современными приемами и методами поиска и использования научно-технической информации; уметь редактировать, реферировать, рецензировать научно-технические разработки, проекты, книги и статьи по профилю подготовки и смежным вопросам; уметь вести и правильно, с использованием современных аппаратно-программных средств оформлять научно-техническую документацию, готовить рукописи к печати и осуществлять авторский контроль за их изданием;

- в достаточной степени владеть письменным и устным русским, белорусским и английским языками.

В соответствии со сформировавшейся в период предшествующего обучения дополнительной специализацией и темой дипломной работы при ее выполнении и защите студент должен продемонстрировать достаточную для получения квалификации “Математик. Системотехник” совокупность знаний, умений и практических навыков, принадлежащих вышеприведенному перечню.

Дипломная работа подготавливается на белорусском или русском языке. В исключительных случаях по решению Совета факультета студенту предоставляется право написания дипломной работы на английском языке.

При подготовке и оформлении дипломной работы студент обязан соблюдать правила грамматики языка ее написания, а также требования, излагаемые в последующих главах настоящего руководства. Ряд полезных сведений студент найдет также в приложении 1.

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Дипломная работа должна иметь внутреннее единство, свидетельствовать о личном вкладе студента в решение той или иной задачи и содержать обобщенное изложение результатов выполненных им исследований, выносимых на рассмотрение Государственной экзаменационной комиссии.

Весь порядок и характер изложения материала в дипломной работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной студентом. При написании дипломной работы студенту следует помнить, что логичность построения и цельность изложения ее основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

Предлагаемые студентом решения должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость, экономическая и социальная ценность в сравнении с уже известными решениями.

В дипломной работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследований; избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии, неоправданного увеличения объема.

При описании выполненной дипломной работы студент обязан давать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текста и отдельных предложений других авторов.

При выборе темы дипломной работы студенту рекомендуется учесть тематику своей предыдущей научно-исследовательской деятельности. Следует помнить, что, как правило, наилучшие результаты при выполнении дипломной работы достигаются тогда, когда проводимые в ней исследования являются продолжением и развитием исследований, начатых в курсовых работах. Поэтому желательно начинать думать о будущей дипломной работе уже на 3-м курсе обучения.

В зависимости от преобладающего характера исследований, дипломные работы условно можно разделить на:

- теоретические, основное содержание которых сводится к формулировке тех или иных новых научно-технических положений и доказательству (обоснованию) их правомерности;

- экспериментальные, в которых основным содержанием является получение (сбор) и обобщение (обработка) экспериментальных данных с использованием соответствующих программных и аппаратных средств;

- вычислительные, при выполнении которых разрабатываются и/или программируются алгоритмы решения определенного класса задач, проводится их опробование и сравнительный анализ с другими известными алгоритмами и/или программами;

- конструкторские, в которых обосновывается способ реализации в электронной системе тех или иных методов и алгоритмов преобразования информации, выполняется описание, контроль и моделирование этой системы;

- методические, в которых обосновывается и разрабатывается тот или иной методический материал, предназначенный для использования в учебном процессе или производственной деятельности;

- обзорные, в которых на основе изучения научно-технической литературы по выбранному направлению осуществляется обобщение и систематизация найденной научно-технической информации с приведением соответствующих пояснений, примеров и обоснований.

Независимо от характера дипломной работы, в ней должны присутствовать следующие части: вводная часть (введение), анализ состояния исследуемого вопроса (аналитический обзор), обоснование направления исследования, описание выбранного (разработанного) метода и методики решения задачи, содержание выполненной работы, анализ полученных результатов и заключение. Выделение и соответствующее расположение этих частей не следует воспринимать только, как требование к оформлению дипломной работы, а в первую очередь, как многократно опробованную, доказавшую свою эффективность и потому рекомендуемую последовательность выполнения исследования.

Введение и заключение всегда выделяются в отдельные разделы (главы) дипломной работы. Остальные части, в зависимости от их объема, могут группироваться, образуя обоснованное число глав примерно равных по объему. Например, аналитический обзор и обоснование направления исследования, как правило, совмещаются и образуют одну главу. Напротив, описание выполненных исследований может занимать несколько глав. Например, в отдельную главу может быть выделена такая часть выполненной работы, как описание эксперимента, особенностей и отличительных характеристик применяемого при его проведении программного обеспечения и/или оборудования, технологии измерения (моделирования) и т.д.

Ниже приводятся дополнительные рекомендации по содержанию и выполнению указанных выше частей дипломной работы.

Введение — вступительная часть дипломной работы. В нем дается общая оценка состояния на настоящий момент той сферы деятельности человека, к которой относится материал дипломной работы, указывается проблема, разрабатываемая в ней, обосновывается ее актуальность, в обобщенном виде формулируется конкретная задача (задачи) исследования.

Основная задача написания введения — дать специалисту, читающему его, общее представление о существе дипломной работы, заинтересовать и настроить его на дальнейшее чтение материала.

Введение не должно занимать более 2 страниц.

В аналитическом обзоре может быть представлена только та литература, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования и была использована студентом при написании дипломной работы. По содержанию обзор литературы должен быть самостоятельным критическим анализом состояния вопроса, в котором сопоставляются исследования различных авторов.

Обзор должен заканчиваться указанием перечня нерешенных задач в исследуемом вопросе и выводами, обосновывающими необходимость выполнения дипломной работы и конкретизирующими предмет исследования.

Формулируя в этом разделе перечень задач, подлежащих рассмотрению в дипломной работе, студенту следует помнить, что в ее заключительной части необходимо будет ответить на вопрос какие положительные или отрицательные результаты получены им при решении каждой из них.

Объем этой части должен составлять около 6-8 печатных листов. В ней следует избегать того или иного вида копирования материала источника. В обзор следует выносить лишь суть изложенных в нем сведений. Если использован малодоступный материал, необходимые выдержки из него можно поместить в соответствующем приложении.

К выполнению и оформлению этой части дипломной работы ни в коем случае нельзя относиться формально. Критический анализ как можно большего числа близких по характеру предшествующих работ является обязательной частью выполнения любой научно-исследовательской работы. Только это может застраховать от повторения ошибочных тупиковых поисков. Без выполнения этого этапа нельзя также грамотно определить место своего исследования и его результатов в цепочке других исследований и результатов. Поэтому умение работать с литературой, критически осмысливать ее содержание, делать соответствующие обобщения и выводы, выделять наиболее актуальные и перспективные направления дальнейших исследований - все это является обязательным условием присвоения студенту квалификации специалиста. Именно это умение и требуется продемонстрировать при написании обзорной части дипломной работы.

Если тематика дипломной работы является новой, работу над литературой следует начинать еще в период производственной практики и к ее окончанию, в основном, завершить этот этап исследования. Упреждающая работа с литературой позволит грамотно сформулировать в задании на выполнение дипломной работы ее название, цель проведения и предполагаемое содержание.

Приступая к подготовке обзора литературы по новому вопросу, студенту рекомендуется вспомнить основные правила выполнения такой работы. Поиск необходимых источников целесообразно начинать с составления перечня ключевых слов. Далее, пользуясь этим перечнем, необходимо составить начальную библиографию по интересующей теме. Для этого рекомендуется обратиться к содержимому доступного библиотечного систематического и алфавитного каталогов и соответствующих серий реферативного журнала издания ВИНИТИ. Последний является крупнейшим в мире информационным изданием в области естественных и технических наук. В нем публикуются упорядоченные совокупности библиографических записей, включающих правильно оформленное библиографическое описание, рефераты и аннотации на статьи из периодических и продолжающихся изданий, книги и депонированные научные работы. Работу с этим журналом желательно начинать с его последних выпусков.

Ряд публикаций полезных для студента специализации “математическая электроника” помещен в приложении 2 настоящего методического руководства. Все возрастающий объем нужной информации можно получить также используя средства сети INTERNET.

Подготавливая начальный библиографический перечень литературы, необходимо просмотреть несколько разделов каталога, в названиях которых употребляются ключевые слова предмета исследования. Не следует опасаться включения в перечень “лишних” источников информации. Не следует также отбрасывать такую литературу, прочитав только ее оглавление. Коль скоро она оказалась на рабочем столе, рекомендуется хотя бы бегло ознакомиться с ее содержанием — установлено, что очень часто толчком для появления новых решений в одной области являются решения предложенные в смежных и даже далеко отстоящих областях.

Изучая ту или иную публикацию, следует обращать внимание на список использованной в ней литературы. Это существенно ускорит формирование перечня возможных источников интересующей информации.

Ознакомившись с материалом, необходимо зафиксировать его правильное библиографическое описание (оно помещается либо на обороте листа с названием книги, либо на ее последнем листе) и конспективно все его содержание, а не только проработанный раздел — не исключено, что в ходе последующей работы возникнет желание еще раз вернуться к этой публикации для уточнения не первоначального, а другого вопроса.

Для регистрации указанных сведений рекомендуется сначала воспользоваться традиционными каталожными карточками, а затем компьютерными средствами. Тематическую систематизацию библиографических данных источников рекомендуется выполнять в процессе ознакомления с ними.

Если в аналитическом обзоре студент должен лишь выделить интересующую его нерешенную задачу, то в следующей части дипломной работы — описании метода и методики решения — он должен, независимо от характера работы, сформулировать ее в виде того или иного научно-технического предложения (предположения, гипотезы), осуществить поиск необходимых исходных данных, обосновать и описать конкретную схему и средства, необходимые для выполнения исследования и позволяющие подтвердить или опровергнуть правомерность начальной посылки. Только после этого решаемая задача предстает в формализованном виде.

Таким образом, в этой части дипломной работы должна быть обоснована и изложена теоретическая основа выполняемого исследования. Содержание именно этого раздела призвано показать широту и глубину усвоенных студентом в период обучения теоретических знаний и умение использовать их в его последующей практической деятельности.

Такой смысл рассматриваемого раздела дипломной работы следует из самих определений метода, как основного принципа и способа сбора, обработки или анализа данных и методики, как формы реализации метода, то есть совокупности приемов и операций, их последовательности и взаимосвязи, а также формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.

Известно, что в общем случае основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент и моделирование. Следует, однако, отметить, что обучение на отделении “математической электроники” предполагает подготовку специалиста в области математической кибернетики и использования ее достижений при создании программно-аппаратных систем в электронике. Это обязывает студента, претендующего на получение квалификации “Математик. Cистемотехник”, выбирать в качестве тематики дипломной работы в первую очередь задачи именно из этой области научно-технической деятельности человека и использовать при выполнении исследования достижения математической науки, соответствующих разделов теоретической кибернетики, математические модели, методы проведения математического эксперимента и математического моделирования, включая применение соответствующих программных средств. Таким образом, при выполнении и оформлении этой части своей работы студент должен продемонстрировать свое умение абстрагировать — обоснованно заменять описание практической задачи ее математической моделью (математическим описанием) и, напротив, корректно использовать математическое решение при выполнении технической задачи.

К дипломной работе не предъявляется требование обязательности научно-технической новизны. Перед студентом не ставиться задача безусловного получения нового теоретического результата, построения новой математической модели, обоснования нового метода и/или методики решения задачи. Гораздо важнее показать широту своих познаний в исследуемых вопросах и умение обосновывать использование уже известных решений, находя при этом отличительные черты их применения в своей задаче.

Чем проще и конкретнее будет научно-техническое предложение, выдвигаемое в дипломной работе, тем эффективнее будет сама работа, тем яснее будет ее результат. Например, в качестве гипотезы вполне можно рассматривать предположение о существовании или отсутствии какого-либо свойства, взаимосвязи, степени его выраженности, условиях возникновения и проявления.

При выборе методики следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в нее процедуры и операции обработки, прежде всего по точности и надежности выявления исследуемых качеств. Необходимо помнить, что более надежные выводы получаются тогда, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим. Поэтому при выполнении дипломной работы рекомендуется использовать несколько методов и/или методик решения своей задачи с последующим сравнением полученных результатов.

В разделе не следует приводить описание известных решений, моделей, методов и методик. Достаточно лишь краткой характеристики их особенностей с приведением соответствующих ссылок на литературу.

Студенту следует учитывать, что для достижения максимальной краткости и четкости в формулировке своей задачи требуется хорошее общее осмысление теоретических основ выбранного направления исследования. Поэтому ему, на начальной стадии выполнения дипломной работы, рекомендуется протянуть нить рассуждений до как можно более абстрактных понятий, рассмотреть цепь предположений до наиболее общих взглядов на природу исследуемого объекта, чтобы яснее понять, какой исследовательской позиции он придерживается и в какой мере она им осознана.

Изложение выбранных метода и методики решенияпоставленной задачи не должно занимать более 15 страниц.

Результаты — самая большая часть дипломной работы — до 20 стр. В ней конкретно, с привлечением предложенного в предыдущей части аппарата исследования, излагается собственно содержание выполненной лично студентом работы. При этом, с достаточной для восприятия сторонним специалистом полнотой, описывается последовательность проведения исследования и его результат, включая:

- ход рассуждений;

- выдвигаемые в процессе выполнения работы предположения (гипотезы, утверждения, технические решения);

- доказательства или полученные иным способом обоснования их правомерности или неправомерности;

- результаты (положительные или отрицательные), полученные на каждом этапе работы и в конечном итоге.

Следует предостеречь от включения в эту часть дипломной работы текстов разработанных программ, подготовленных описаний системы, обзоров или методических материалов. Их следует выносить в приложение. В описании же проведенного исследования должна содержаться лишь суть выполненной работы, существо принятых решений, обоснование их правомерности, новизны и т.д.

Таким образом, при изложении содержания своего исследования студент должен не просто показать, что он может выполнить достаточно большой объем работы, а доказать, что ему, как специалисту, можно поручать проведение серьезных самостоятельных исследований и доверять полученным при этом результатам.

При анализе полученных результатов студент-дипломник должен продемонстрировать умение выполнять самостоятельный анализ проделанной работы, то есть, определять как она соотносится с той частью нерешенных проблем и задач, которые он выделил в аналитическом обзоре, в какой мере ему удалось выполнить поставленную перед собой задачу, какова степень достоверности полученных результатов, какова их научная и практическая (экономическая, социальная) значимость, как они соотносятся с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, в каком из направлений возможно их дальнейшее развитие (совершенствование).

Если дипломная работа имеет теоретический характер, то эта часть должна завершаться обоснованными предложениями о возможном практическом (прямом или косвенном) применении результатов исследований в научно-технической деятельности, направленной на создание программно-аппаратных систем, а в имеющей прикладной характер — сведениями о практическом опробовании полученных результатов и/или обоснованными рекомендациями по их практическому использованию.

Анализ полученных в дипломной работе результатов не должен занимать более 15 страниц.

В заключении должны быть кратко перечислены основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе. Раздел должен состоять не более чем из 5-6 крупных обобщающих пунктов, подводящих итог выполненной работы. Если по результатам выполненной работы студентом выполнена (подготовлена) публикация, в заключении на нее должна быть сделана ссылка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.