Курс «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них – аудиторная (6 часов: 2 часа – лекционные занятия, 4 часа – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (98 часов); 4 часа выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение V семестра. Курс завершается зачётом в V семестре.
№
| Тема
| План
| Методическое обеспечение
|
| Раздел I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
|
1.1
| Требования к результатам освоения Раздела: З.1., З.2; У.1., У.2.; В.1., В.2.
|
1.2
| Содержание раздела
Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста
Развитие речи как становление языковых единиц и правил их сочетания в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем и как объект направленного воздействия.
Нейрофизиологический и нейропсихологический аспекты речевого онтогенеза. Психофизиологическая основа речи и речевой деятельности. Развитие мозговой организации речевых процессов «снизу вверх» (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн). Онтогенез функциональной акустико-речевой системы. Межполушарное взаимодействие в процессе речевого онтогенеза.
Фонематические компоненты речевого развития в раннем возрасте. Л.С. Выготский о восприятии звучащей речи. Этапы становления фонематического восприятия, выделенные Р.Е. Левиной. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте (Н.Х. Швачкин).
Двигательные основы артикуляции. Свойства артикуляции, формирующиеся в процессе онтогенеза. Становление артикуляционного праксиса.
Суперсегментные компоненты речи и их онтогенез. Интонация как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Генезис восприятия и воспроизведения интонационных средств. Усвоение ребенком ритма как звуковой организации речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Модель речевого развития ребенка раннего возраста
|
1.3
| План лекционного курса
|
1.3.1
| I.1.Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.
(4 часа).
| 1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах.
2. Морфогенез речевых процессов
3. Онтогенез психофизиологических компонентов
4. Онтогенез когнитивных компонентов.
5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста
| Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].
1. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Модель психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
|
1.4
| Планы практических/семинарских занятий
|
1.4.1
| I.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста
(2 часа).
| Форма проведения: семинар.
Изучаемые вопросы:
1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах.
2. Морфогенез речевых процессов
3. Онтогенез психофизиологических компонентов
4. Онтогенез когнитивных компонентов.
5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста
| Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].
1. Информационное обеспечение: Мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана.
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
|
ПК-7; З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте.
З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
ПК-7 У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте.
У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью.
ПК-7 В.1. Навыками обследования детей раннего возраста.
В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов
| - Мультимедийные презентации к практическим занятиям.
- Таблицы «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста».
- Логопедическое заключение.
- График обследования.
- Индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут
|
| Раздел II.МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
|
2.1
| Требования к результатам освоения раздела:
ПК-8: З.3., З.4., У.3., У.4., В.3., В.4.
|
2.2
| Содержание раздела
Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте
Основные методы обследования ребенка раннего возраста. Этапы обследования детей: логопедическое обследование; изучение когнитивного, языкового и психофизиологического компонентов речевого развития; определение типологии отклонений.
Комплексность выявления отклонений речевого развития на третьем году жизни. Логопедическое обследование. Сбор анамнестических данных.
2.2. Изучение когнитивной, языковой и психофизиологической составляющих речевого развития ребенка
Изучение когнитивной составляющей: состояние игры, речевой активности в игре, стимуляции речевого развития близким взрослым окружением, эмоционального реагирования ребенка. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в когнитивной составляющей.
Изучение языковой составляющей: ритмическая организация речевой продукции, интонация. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в языковой составляющей.
Изучение психофизиологической составляющей: двигательные основы артикуляции, фонематическое восприятие. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в психофизиологической составляющей.
Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте
Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет. Основные типы отклонений речевого развития
|
2.3
| План лекционного курса
|
2.3.1
| II.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. (4 часа)
| 1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2. Организация диагностики на третьем году жизни.
3. Изучаемые параметры.
4. Диагностические средства
| Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение:
1. Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
|
2.3.2
| II.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте. (2 часа)
| 1. Признаки отклонений в психофизиологическом компоненте
2. Признаки отклонений в когнитивном компоненте
3. Признаки отклонений в языковом компоненте
| Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение:
1. 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
|
2.3.3
| II.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте. (4 часа)
| 1. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2. Основные типы отклонений речевого развития.
3.Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет
| Список литературы: [3, 5].
1. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации «Дифференциальная диагностика речевого развития ребёнка раннего возраста», «Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте»; компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
|
2.4
| Планы практических/семинарских занятий
|
2.4.1
| II.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. (4 часа)
| Форма проведения: выполнение практического задания «Обследование психоречевого развития ребёнка раннего возраста».
Выявление отклонений речевого развития в раннем возрасте.
Изучаемые вопросы:
1. Организация обследования ребёнка раннего возраста.
2. Методы и приёмы диагностики речевого развития ребёнка раннего возраста.
3. Параметры диагностики и средства диагностики
| Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
1. Информационное обеспечение: практическое обследование детей на базе ДОУ по диагностическим таблицам.
|
2.4.2
| II.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте. (2 часа)
| 1. Показатели отклоняющего типа развития речи в психофизиологических компонентах.
2. Показатели недоразвития речи в раннем возрасте в когнитивном и коммуникативном компонентах.
3. Недоразвитие языковых средств общения в раннем возрасте
| Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
1. Информационное обеспечение: мультимединая презентация заполненных в процессе обследования детей раннего возраста диагностических таблиц
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
|
ПК-8: 3.3.Стуктуру недоразвития с учётом возрастных особенностей речевого развития в раннем возрасте.
3.4. Зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка раннего возраста с различными вариантами отклонений в овладении речью
З.5. Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка раннего возраста.
3.6. Деонтологический кодекс.
ПК-8 У.3. Выявлять нарушенные параметры развития и компенсаторные возможности в раннем возрасте.
У.4. Планировать коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте с учётом структуры недоразвития, зоны актуального и зоны ближайшего развития
У.5. Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения.
У.6. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
ПК-8 В.3. Методами и приемами диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте.
В.4. Технологиями планирования коррекционно-образовательной деятельности в раннем возрасте с учётом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребёнка
В.5. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей раннего возраста.
В.6. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| - Таблицы «Обследование психоречевого развития ребёнка раннего возраста».
- Итоговый график обследования состояния психоречевого развития ребёнка раннего возраста.
- Индивидуальный коррекционно-воспитательный маршрут ребёнка раннего возраста.
- Контроль проведения обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью на базе МБДОУ.
- Рекомендации для специалистов и родителей по результатам обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
|
| Раздел III.КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
3.1
| Требования к результатам освоения Раздела: З.1., З.2; У.1., У.2.; В.1., В.2.
|
3.2
| Содержание раздела
3.1.Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
Понятие коррекционно-предупредительное воздействия. Методологическая база превентивной логопедической коррекции. Принципы раннего логопедического вмешательства.
3.2 Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
Комплексность коррекционного воздействия. Основные блоки направленной работы по коррекции и предупреждению отклонений речевого развития в раннем возрасте. Содержание клинико-логопедического, музыкально-логопедического и социально-педагогического блоков коррекционного воздействия на выделенные «узловые образования» (Р.Е. Левина) речевого развития в раннем возрасте.
3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
Команда специалистов-участников коррекционно-предупредительного воздействия. Этапы и основные организационные формы реализации раннего вмешательства в клинико-логопедическом, музыкально-логопедическом, социально-педагогическом блоках. Организация активного участия семьи в раннем логопедическом воздействии
|
3.3
| План лекционного курса
|
3.3.1
| III.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
(2 часа).
| 1. Принципы коррекционно-предупредительного воздействия
2. Основные блоки воздействия.
3. Методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия
| Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
1. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте»
|
3.3.2
| III.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте (2 часа).
| 1. Логопедическое воздействие при отклонениях речевого развития.
2. Работа с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
3. Алгоритм фронтального музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
4. Содержание индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение:
1. Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
|
3.3.3
| 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития (2 часа)
| 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.
3. Планирование фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение:
Мультимедийная презентация «Планирование коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте»
|
3.4
| Планы практических/семинарских занятий
|
3.4.1
| III.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия (2 часа).
| Форма проведения: семинар.
Изучаемые вопросы:
1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.
3. Планирование музыкально-логопедических фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Конспект музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста»
|
3.4.2
| III.3. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
(2 часа).
| Форма проведения: просмотр видеофильма, организационно-деятельностная игра.
Изучаемые вопросы:
Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.
3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
| Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
1. Информационное обеспечение: видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
|
3.4.3
| 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития (2 часа).
| 1. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
2. Планирование работы с родителями.
3. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью.
4. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами
| Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Консультация для родителей ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью»
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
|
ПК-7; З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте.
З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
ПК-7 У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте.
У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью.
ПК-7 В.1. Навыками обследования детей раннего возраста.
В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов
| - Консультация для родителей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с ООР
- План консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ООР
- Отзыв родителей о проведённой консультации
|
| | | | | | | | | |