Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальность и профессия






С каждым трудовым постом связаны не только предмет, цели труда, традиционно сложившиеся оснащение, оборудование, но и определенная система прав, обязанностей, норм поведения, требований к подготовке, культуре и личным качествам работника. Например, существует такой пост в обществе — «машинист башенного крана». С этим постом неразрывно связано не только собственно техническое оборудование — подъемный кран и виды перемещаемых грузов, предметов. Машинист имеет право требовать от соответствующих лиц выполнения правил техники безопасности при монтаже здания, при работе людей вблизи крана, право требовать законной оплаты труда и т. д. Вместе с тем он обязан точно выполнять задания и команды определенных лиц, руководящих монтажом, обязан многое знать и уметь. В противном случае человек будет считаться непригодным для того, чтобы занимать данный пост (должность). Так же обстоит дело с любой другой должностью, а именно: она всегда дает определенные права, возможности и предъявляет определенные требования. Вместе с правами и обязанностями тот или иной пост (должность) определяет место человека в обществе.

В целом трудовой пост характеризуется следующими компонентами (частями):

а) предмет, цели труда;

б) система технического оснащения, орудия труда (машины, инструменты, а также книги и другие средства информации);

в) система требований к подготовке и личным качествам работника;

г) система требований к поведению, служебных обязанностей (в отношении вида, количества и качества продукции, сроков исполнения заданий, бережного отношения к оснащению, корректного отношения к руководителям, подчиненным, товарищам по работе, соблюдения норм служебного поведения);

д) система прав (в отношении оплаты труда, здоровых и безопасных условий работы, возможностей

13

бесплатного повышения профессиональной квалификации, участия в управлении жизнью трудового коллектива).

Пост (должность) может существовать без человека (т. е. быть незанятым, вакантным).

Каждый такой трудовой пост со всей системой его требований к человеку (см. выше пункты «в» и «г») можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого — учиться. Когда человек овладел специальностью, т. е. усвоил соответствующие знания и навыки, развил в себе необходимый минимум личных качеств, овладел культурой служебного поведения, говорят: «его специальность», «у него есть специальность».

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) труда необходимые средства существования и развития.

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т. д. Все эти специальности теоретически («в уме», «мысленно») объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и т. д., мысленно относимые к группе «педагогическая профессия».

В связи с высокими и все ускоряющимися темпами научно-технического и социального (общественного) прогресса в нашей стране обновление мира профессий сейчас происходит быстрее, чем в прошлом.

Многие профессии еще сохранили неизменными свои старые названия, тогда как содержание труда в них существенно обновилось. Например, если ткачиха раньше заряжала и сменяла челноки вручную, то теперь ей приходится лишь наблюдать за автоматом, выполняющим эту технологическую операцию. Вследствие изменившегося характера труда многие профессии получают двойное название: маляр-оператор, штамповщик-прессовщик, гладильщица-прессовщица и т. д.

Упражнение. Опишите в меру своей осведомленности и в соответствии с пунктами «а», «б», «в», «г», «д» две специальности из нижеследующего перечня (можно фантазировать, то есть описать, какой должна быть,

14

с вашей точки зрения, работа по указанным специальностям):

1. Библиотекарь. 2. Врач (или фельдшер, или медсестра — на выбор). 3. Продавец (продовольственных, или промышленных, или иных товаров — на выбор). 4. Водитель транспорта (вид транспорта — на выбор). 5. Портной (специализация портного — на выбор). 6. Мастер по ремонту техники (вид техники — на выбор). 7. Животновод-механизатор (специализация — на выбор). 8. Агроном. 9, Овощевод (плодоовощевод)-механизатор (специализация — на выбор). 10. Стенографистка-машинистка. 11. Переводчик. 12. Оператор клавишных вычислительных машин. 13. Художник-оформитель (в клубе и т. д.). 14. Концертный исполнитель (специализация — на выбор).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.