Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восточное учение о дыхании






Последние годы ХХ столетия в России были отмечены несомненным оживлением интереса к нетрадиционным оздоровительным системам. Среди них наиболее известным является учение о дыхании йогов. Созданное около 3000 лет назад, отточенное веками и трансформированное для употребления людьми современной цивилизации, это учение представляет собой достаточно стройную, целостную мировоззренческую систему, вобравшую огромный опыт практики дыхательных, физических и психологических упражнений, связанных с нравственными основами поведения, способных приблизить человека к вершинам самосовершенствования. Именно этим можно объяснить неуменьшающийся интерес к индийской йоге и увлечение этой системой многих людей в нашей стране, приход к занятиям ею энтузиастов, озабоченных состоянием здоровья не только собственного, но и своих соотечественников.

Пранаяма это сознательный контроль над праной (жизненной силой)

Центральное место в индийской хатха-йоге занимают дыхательные упражнения пранаямы, которые при систематическом их выполнении изменяют (хотя бы на время) привычный для западных людей стереотип поверхностного дыхания, акцентируя задержки дыхания, что способствует повышению экономности дыхания, улучшению вентиляции и газообмена в бронхах причем не столько за счет увеличения дыхательного объема, сколько благодаря большей равномерности вентиляции, сбалансированности движений всей релаксированной дыхательной мускулатуры.

Известный в Европе йог Рамачарака (британский специалист по дыханию А. Аткинсон) в своей книге «Наука о дыхании индийских йогов» еще в самом начале минувшего века писал: «…Можно предположить, что пранаямы способны улучшать очищение дыхательных путей от скопившейся слизи с захваченными ею плотными частичками, скоплениями микроорганизмов, слущенным эпителием, предотвращать спадение бронхов на выдохе».

В пранаяме различают четыре главных способа дыхания: верхнее, среднее, нижнее, полное.

Немаловажное значение в йоговских дыхательных упражнениях пранаямы имеют широко используемые элементы аутосуггестии (самовнушения) с целью мышечной релаксации и достижения состояния покоя. Концентрация же внимания на ритме дыхания, постоянно практикуемая при выполнении пранаямы, позволяет изолировать сознание человека от внешних раздражителей и отслеживать ритм произвольно-непроизвольного дыхательного акта.

Непрерывное самонаблюдение за ритмом дыхания сопровождается, как правило, снижением интенсивности мыслительной деятельности и появлением у человека особого, промежуточного между бодрствованием и сном срединного состояния сознания, необходимого для эффектов саморегуляции психики и активизации восстановительных физиологических процессов в организме.

Достижение состояний внутреннего спокойствия, психоэмоциональной устойчивости, душевной ясности является непременным условием и следствием правильного и систематичного выполнения пранаямы.

Выделяются основные дыхательные упражнения пранаямы: удхайи, виломе, бхастрике, шитале, ануломе, пратиломе, сурья и чандре бхедане, надн шодхане. В йоге они сочетаются с асанами определенными позами тела, и с методами частичной и полной аутогенной психомышечной релаксации. Это способствует развитию и тренировке способности сознательно управлять жизнедеятельностью своего организма.

Посредством контролируемого произвольным вниманием дыхания йог способен управлять своей психикой, приводя себя в состояние глубокого транса (самадхи), при котором кровоток и дыхание снижаются до минимальных уровней, что способствует слиянию психоэнергетической сферы с физическим телом человека.

1. Первая цель при осуществлении упражнений пранаямы — это пробуждение ритмических вибраций при помощи дыхания, управляемого и контролируемого сознанием. От этого дыхания возникают вибрации, пробуждающие силу кундалини за счет активизации самой нижней чакрыв области крестца. При помощи активности этой чакры осуществляется также «распаковка» паранормальных психических способностей — например, ясновидения и телепатии.

2. Вторая цель — сосредоточение праны в чакрах, поднятие ее вверх по энергетическим каналам вплоть до самой верхней чакры — сахасрары, располагающейся над теменем человека. Дыхание дает контроль над расходованием праны и управлением ею, прана наполняет собой весь организм, сохраняясь и накапливаясь не только в чакрах как в аккумуляторах энергии, но и в различных нервных узлах и сплетениях, особенно в солнечном.

На основании собственного опыта могу утверждать, что использование технологий пранаямы в наших широтах и климатических зонах может оказаться не столь эффективным, как в Индии. Моя работа и обмен опытом при посещении Индии со специалистами факультета йоги Сагарского университета, их приезд на Международный конгресс по дыханию, организованный мною в Санкт-Петербурге в 2005 году, дали возможность понять, что энергетические пространства наших стран организованы по-разному и наполнены разными тонкоматериальными структурами. Поэтому использование одинаковых дыхательных психотехнологий может давать различные результаты. Этот вывод относится также и к использованию китайских, латиноамериканских и других дыхательных практик.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.