Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правосудия или производством предварительного расследования






(ст. 296 УК)

Объектом рассматриваемого состава преступления являются прежде всего нормальный ход правосудия по конституционным, уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам, а также законный порядок ведения предварительного расследования, поддержания обвинения и осуществления защиты в суде либо исполнения приговора, решения или иного судебного акта.

Однако в отличие от ст. 294 и 295 УК здесь основной объект сформулирован менее явно. При буквальном толковании можно прийти к выводу о том, что основанием угрозы является как законная, так и незаконная и даже преступная деятельность судьи, следователя, дознавателя, защитника, судебного пристава и других указанных в статье лиц. Применительно к ч. 3 и 4 комментируемой статьи используемая конструкция означает ущемление права на необходимую оборону от преступлений, предусмотренных ст. 299–303 УК. В связи со сказанным представляется целесообразным уточнить диспозицию настоящей статьи с использованием формулировок, включенных законодателем в ст. 294 и 295 УК.

Дополнительным объектом являются (альтернативно) жизнь, здоровье, душевное равновесие, а также имущественные интересы вышеперечисленных лиц. При совершении ими под воздействием угроз или физического насилия каких-либо запрещенных законом действий они подлежат оценке с учетом положений ст. 39 и 40 УК.

С объективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, могут выражаться как в угрозе убийством, так и в угрозе причинить вред здоровью либо имуществу.

Если указанные преступления воплотились в угрозу лишить потерпевшего жизни или причинить тяжкий вред его здоровью, возникает конкуренция со ст. 119 УК, которая по правилам квалификации должна быть разрешена в пользу ст. 296.

Обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от ст. 119 УК в рассматриваемых нормах отсутствует такой конструктивный признак, как реальность угрозы. Получается, что состав преступления будет налицо независимо от оценки ее окружающими, правоохранительными органами, потерпевшим и самим преступником. Однако отсутствие реальной опасности угрозы может повлечь применение ч. 2 ст. 14 УК.

Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2, считаются оконченными с момента доведения угрозы до потерпевшего как при личном контакте (в том числе путем жестов, демонстрации оружия или предметов, могущих использоваться в таком качестве), так и по почте, телефону, факсу, другим средствам связи или через посредника. Угроза может исходить не только от лица, ее высказывающего, но и от преступной группировки либо приписываться ей.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста и вменяемое. Если лицо в возрасте 14—15 лет совершает деяние, предусмотренное ч. 4, то оно может быть привлечено к ответственности по ст. 111 или 112 УК.

Субъективная сторона заключается в прямом умысле. Мотивы могут быть разнообразными (в том числе реакция на злоупотребления перечисленных в ней лиц).

В ч. 3 анализируемой статьи содержится квалифицированный, а в ч. 4 – особо квалифицированный состав преступления.

В ч. 3 комментируемой статьи говорится о физическом (реже психическом) воздействии, не повлекшем даже кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности.

Соответственно ч. 4 посвящена насилию, опасному для жизни или здоровья. Таковым в принципе может быть причинение смерти, тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, а также насилие, хотя и не причинившее перечисленных последствий, но создавшее реальную угрозуих причинения (например, сбрасывание с высоты или с движущегося транспорта, избиение лежащего ногами и т. п.).

При решении вопроса об отнесении насилия к категории опасного или неопасного для жизни или здоровья, а также определении конкретного размера наказания (поскольку, скажем, хотя причинение легкого вреда здоровью является насилием, квалифицируемым по ч. 4 статьи, оно значительно менее опасно, нежели причинение тяжкого вреда здоровью) необходимо прибегать к Правилам судебно-медицинской экспертизы определения тяжести вреда здоровью, утвержденным 10 декабря 1996 г. При реальном причинении смерти или покушении на убийство квалификация осуществляется, в зависимости от объективной и субъективной стороны содеянного, по ст. 295 или 105 УК (в необходимых случаях со ссылкой на ст. 30 УК).

Что касается тяжкого вреда здоровью, то он выходит за рамки анализируемой статьи лишь тогда, когда причинен при обстоятельствах, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 111 УК.

Неуважение к суду (ст. 297 УК)

Объектом данных преступлений является авторитет суда, нормальный ход судебного разбирательства, а также честь и достоинство лиц, указанных в диспозициях ч. 1 и 2 комментируемой статьи.

Потерпевшими по ч. 1 ст. 297 УК могут быть прокурор, защитник, потерпевший, свидетель, эксперт, переводчик и др. (уголовное судопроизводство), а также истец, ответчик, третьи лица и другие участники гражданского или арбитражного судопроизводства.

Потерпевшими по ч. 2 могут быть только лица, непосредственно рассматривающие и разрешающие дела или материалы по существу. Действующее законодательство относит к ним лишь профессиональных судей, присяжных и народных заседателей.

Объективная сторона выражается в унижении чести и достоинства вышеперечисленных должностных и иных лиц, принимающих участие в судебном разбирательстве.

Поскольку статья является специальной по отношению к ст. 130 УК, такое унижение должно быть выражено исключительно в неприличной форме. Оно может заключаться в нецензурной брани, неприличной надписи на транспаранте, в письменном обращении и т. п. Возможно оскорбление в виде неприличных жестов и действий (плевок, пощечина, срывание предметов одежды, обнажение виновным интимных частей своего тела и т. д.).

Местом преступления является, как правило, зал судебного заседания или здание суда (во время перерыва). Однако оно может быть совершено и, скажем, при осмотре судом помещения или местности (ст. 287 УПК РФ).

Преступление имеет формальный состав и поэтому считается оконченным с момента совершения выше обрисованных действий независимо от наступивших последствий, которые могут быть учтены при назначении наказания.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С субъективной стороны п реступление характеризуется умышленной виной. Мотивы (личная неприязнь, национальная нетерпимость и т.д.) на квалификацию не влияют.

 

Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298 УК)

Основным объектом данного состава является нормальный ход предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения приговора (решения) суда. Виновный избирает этот изощренный способ воздействия на судей, прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава или судебного исполнителя ради того, чтобы добиться необоснованного освобождения от уголовной ответственности, изменения квалификации, возвращения дела на доследование, неоправданно мягкого наказания, неисполнения законного приговора или решения суда.

Объективная сторона заключается в клевете, т.е. в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство либо подрывающих репутацию указанных в статье лиц. Помимо общих признаков клевета в данном случае должна обладать спецификой – она должна быть связана со служебной деятельностью потерпевших.

Деяние считается оконченным с момента получения клеветнической информации хотя бы одним лицом. Законодатель не дифференцирует ответственность в зависимости от факта распространения клеветы в средствах массовой информации (см. ч. 2 ст. 129 УК).

Субъектом выступает вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Им может быть подозреваемый (обвиняемый, подсудимый, осужденный), который не вправе защищаться от обвинений путем опорочивания соответствующих должностных лиц.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать ложность распространяемой им информации. Мотивом может выступать месть за правомерную деятельность по осуществлению правосудия в широком смысле этого термина. Цель может заключаться в прекращении уголовного преследования, вынесении благоприятного для виновного приговора, неисполнении или неполном исполнении служебного акта.

В ч. 3 комментируемой статьи содержится общее для ч. 1 и 2 квалифицирующее обстоятельство – обвинение вышеуказанных должностных лиц в тяжком или особо тяжком преступлении.

Общие признаки названных категорий преступлений закреплены соответственно в ч. 4 и 5 ст. 15 УК. Наиболее же реально обвинение потерпевших в уже перечислявшихся выше преступлениях, но при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 299, ч. 3 ст. 301, ч. 2 ст. 302, ч. 3 ст. 303, ч. 2 ст. 305 УК), а также в иных должностных преступлениях, прежде всего в получении взятки при отягчающих обстоятельствах (ч. 2–4 ст. 290 УК). Однако клевета может заключаться и в распространении информации о совершении судьей, прокурором, следователем и другими лицами так называемых общеуголовных преступлений (изнасиловании, хищении при отягчающих обстоятельствах и т.п.) и даже преступлений против безопасности государства (ст. 275, ч. 2 ст. 283 УК и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.