Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коричневые пигменты.






Большинство коричневых пигментов в иконописи изготовлялось смешением охр (реже киновари) с углем. Так уже в монастырях на иконах Х-Х1 в.в. обнаружены коричневые П. состоящие из: красно-коричневой охры; смеси красной и желтой охр с углем и т.п.

Коричневые железооксидные П. Имеют чисто коричневый цвет. От красных и желтых отличаются меньшим содержание красного компонента. При смешении с белилами имеют от желоватого до синеватого оттенка. Получают соосождением компонентов: FeOOH (гетит), смешанный оксид Fe(11) и Fe(111) - магнетит и оксид Fe(111) - гематит. П. обладают хорошей красящей способностью и укрывистостью от 5 до 50 (иногда выше) г/м кв. Свето- и щелочестойки. При температуре выше 180 град. начиается изменение цвета.

Применяюся для изготовления эмалей в смеси с наполнителями.

Умбра натуральная. (Земляная, Минеральная, Коричневая земля, Капорская, Вохра, Толстик, Турецкая, Коричневая железная руда, Кипрская, Толстуха). П. получил свое название по латинскому umbra - тень, от глагола umbro - давать тень, затенять. Обычно принимая эту версию считают, что умбра восходит к древнейшему индоевропейскому корню - вода, быть влажным и т.п. По составу - смесь бурого железняка с гидроокисью марганца (отличается от охр большим его содержанием). Назване получила от Умбрии - одной из древних римских провинций. Можно встретить на римских фрагментах. У итальянцев в старину была известна под названием " falzailo". Широко применялась с Х1 века. Впервые упоминается как краска в 1584 году. Имеется много сортов умбры с различными оттенками. Одна из разновидностей умбры - Умбра жженая (Черная или бархатистая). Обладают высокой свето-, термо- (до 150) и атмосферостойкостью. Плотность 2800-3700кг/м куб., укрывистость 10-30. Существуют коричневые П., основой которых является смесь оксидов железа др. металлов (марганца, хрома, меди, никеля, кобальта и др.). Для получения термостойких П. обычно добавляют марганец (от 1 до 20%). Даже небольшие его примеси дают красному жел.-оксидному П. коричневый оттенок. Обладают насыщенным цветом и хорошими пигментными св-вами. Благодаря окислу марганца способствует быстрому высыханию масла и ранее часто применялась как сиккатив. Применяются для самых различных красок. Хорошие сорта умбр не содержат органических в-в (напр., кипрская).

П. стойкий и применяется во всех родах живописи. Масла берет до 100%.

Под названиями каштановая коричневая и марганцовая коричневая использовались краски, состоящие из смеси гидроокиси железа, окислов марганца и глины.

Марс. (Искусственная охра) Разновидностью П. на основе оксидов железа и марганца является прозрачный П.- марс коричневый (или минеральный коричневый). Безводная окись железа (111) с оксидом марганца и органич. в-вами. Искусcтвенный, впервые получен в конце ХV111 века в Германии Георгием Фильдом. Он первый приготовил ряд искусственных красок желтого, оранжевого и фиолетового цветов, получивших название марсов. Темно-коричневого цвета с лессирующими св-вами, очень светостоек. Хорошо кроет. Употребляется во всех родах живописи, включая роспись по свежей штуатурке. Искусственные охры могут содержать в своем составе глинозем, гипс, окись цинка и мел; в последнем случае они и носят название марсов.

Оранжевый, красный, коричневый и фиолетовый марсы вырабатываются прокалкой желтых марсов. Оттенки их зависят от температуры прокалки: слабая прокалка дает оранжевый, более сильная - красный и т.д.

По стойкости не уступают охрам; смешиваемы со др. красками и применяются во всех родах живописи. На масле сохнут медленно и берут его от 50 до 60%. Р-ряются при нагревании в разведенных соляной и азотной к-тах.

Близка по составу к марсам Архангельская коричневая, но имеет в составе около 4% примеси фосфата Р2О5 и оксида хрома до 0, 7%. Терост-ть до 120 град. Глубокий и чистый темно-коричневый. Нер-рим в щелочах и слабых к-тах. Атмосферо- и светостоек. Добывается в Карелии из красно-корич. болотной руды.

Феодосийская коричневая. На нее по цвету и составу очень похожа Тульская. Содержит значительное кол-во окиси марганца. Обладает темным цветом с фиолетовым оттенком. Термост-ть до 220 град., обладает ценными лессирующими св-вами.

______________________________________________________

Пигмент Fe2O3 SiO2 MnO2 Аl2O3 CаO MgO

Марс свет. 34-78 2-32 3-0 8, 5 2, 5 2, 0

Марс темн. 32-64 11-13 6-0 10 2, 5 3, 0

Арангельская 36-58 11 2 5 16 0, 2

Феодосийская 30-48 10-40 7-12 3-4 - -

______________________________________________________

Марганцовая корич-я. (Минеральный бистр). Имеет кроме оксидов железа и кальция значительное количество кремнезема и гидроокиси марганца Mn(OH)3 и разновалентных его окислов. Наличие минерального бистра показали исследования древней римской живописи. Преимущественно применялась на масле, но иногда на воде и в письме по свежей штукатурке. С большинством П. и красок (за искл. нестойких органических) смешивается хорошо. Цвет от светло-корич. до почти черного. Применяется в производстве худож. красок.

Кассельская земля (Кёльнская корич. земля, Кёльнская умбра, Корич. Ван-Дейка, Вандик). Относится к углеродосодержащим и при прокаливании теряет до 90% своей массы. Состоят из бурого угля, представляющего бурую землистую массу совершенно разложившихся под водой болотных растений. При содержании примерно по 2-10% окисей железа и кальция, красящую основу в ней составяют уголь и гумусовые в-ва. Была известна в эпоху Возрождения (Рубенс, Ван-Эйк). Применялась в живописи с ХV1 века в основном на масле и на воде. В России П. назывался " ван-дик". Имеет высокую хим. стойкость, термо- до 150 град., на свету частично выцветает. Цвет черно-коричневый. Лессирует в масле. На свету бледнеет, в смеси с белилами теряет теплый оттенок, переходящий в холодный тон. Темно-корич-го цвета. На масле немного меняет цвет. Употреблялась для живописи до начала ХХ века.

К этому же типу П. (только со значительно большим сод-ем окиси кремния (до 65%)) относится и Звенигородская черная, широко применявшаяся во фресковой и темперной живописи в Х1-ХV111 вв. Сейчас применяется исключительно для худ. красок.

Хорошими пигментными св-вами обладают железо-хромовые П. (Испанская кор-я). Представляет собой род охры, которая ранее доставлялась из Испании. Для превращения в краску эту охру только измельчают и просеивают. В Англии ее употребляли на масле и на дёгте под названием Ruddle.

Сейчас выпускается целая серия П. на основе оксидов железа и цинка, многие из которых весьма термостойки.

Сюда же можно отнести и гидратированный оксид железа (гидрогематит). FeOOH. Образуется при взаимодейсвии р-ров солей железа (111) с р-рами щелочей. Эти П. имеют коричневый цвет с желтоватым оттенком. Благодаря малым размерам частиц обладают лессирующей спосоностью. И как следствие малой укрывистостью 100 г/м кв, маслоемкость - 70-90 г/100 г. Эти П. обладают низкой термостойостью, поэтому и применение ограничено. Получают и жел.-окс. П. прокаливанием гидроксида железа с фосфатами щелочных металлов. Их укрывистость - 15-20 г/м кв, а термост-ть до 450 град. Применяется в лакокрас. материалах и производстве пластмасс.

Красно-корич-я. По составу - сложный окисел железа и свинца. Токсична. Укрывиста. Может влиять на др.П. Употреблялась до конца Х1Х века на масле.

Также одна из кристаллических структур красного жел.-окс. П. имеет коричневый цвет.

Сиена. (Тердесьен, Сиенская земля). Принадлежит к числу болюсов. Известна с древности. Содержит окиси марганца и железа. В природе в виде буроватых землистых кусков. В прокаленном состоянии красно-бурого цвета. Широко применялась в живописи и в малярном деле. При помощи нее подражали жилкам и оттенкам красного дерева. Стойка. Нетоксична. Хорошо смешивается с др.П.

Мумия минеральная (Жженая зеленая земля). Искусственная кремнекислая соль магния и железа. В живописи применялась в XV-XV1вв.

Сепия (Минеральная сепия). Природная и жженая. Открыта очень давно и применялась в кач-ве чернил. Красильное в-во из полости молюсков, называемых каракатицей. Наиболее широко стала применяться со второй половины ХV111 века (особенно в акварели, где создала своеобразный тип однотонной живописи). Краска прозрачная, на свету значительно обесцвечивается. В начале Х1Х века была открыта минеральная сепия. Добывается из различных бурых и черных орг. в-в, носящих в химии название " ульминовых". Их иногда называют ульминовыми коричневыми или искусственной сепией. Принадлежит к числу болюсов (т.е. смесь водных окислов железа, алюминия и кремния). Цвета от желто-бурого до красно-корич-го. Иногда подкрашивалась крапп-лаком и умброй. Приготовленная на масле дает от черного до темно-вишневого (иногда до темно-зеленого) цвета. Натуральная со временем рыжеет, т.к. ее закись железа поглощает кислород воздуха. Отличная укрывистость. Влаго-, свето- и атм.-стойка. Часто заменяла умбру, тердесьен и др.

Прусская коричневая. (Берлинская). Искусственная смесь красной окиси и углеродистого железа. Получалась сжиганием берлинской лазури на воздухе. Стойка, прозрачна, укрывиста, не токсична, хорошо смешивается с др.П. Применялась с 1704 года до начала ХХ века для всех родов живописи.

Медная корич-я. (Кор-й шитгельб). Под этим названием существовало несолько разл. медных препаратов разных оттенков. 1) Основная хромистомедная соль. Нер-рима в воде, но р-рима в разб. азотной к-те. Хорошо смешивается с жирными маслами. Ядовита. Изготовлялась кустарно. 2) Химическая кор-я. Основные углекислые соли меди и магния прокаливают до окислов темнокоричневого цвета. Приенялась для всех родов живописи. 3) Р-р медной соли осаждают р-ром мыльной щелочи и сешивают с гипсом. Яркого корич-го цвета, долго выстаивает на воде и на клею. На масле не использовалась. 3) Флорентийская коричневая (Медная, Римская). Красно-коричневая по цвету краска, прозрачная. По составу железосинеродистая медь. Использовалась с начала ХVIII века. Искусственная. Получалась осаждением р-ра медного купороса р-ром желтой кровяной соли. Очень непрочная. Бледнеет на свету и в смесях с др. красками. Подмешивалась иногда в красно-коричневые крапп-лаки, чем делала эти краски приемлемыми в живописи.

Кэппэ (Эйхром). Темнокорич-я краска. Смесь торфа с бурым железняком. Быстро сохнет, блестит. Кустарная.

Асфальт (Битум, Горная смола, Иудейская смола, Антверпенская корич-я). Естественный продукт разложения доисторических растений. Органика (C, О, Н). Состоя, в основном, из углеводородов парафинового ряда. Кроме того содержит сернистые соединения и азот. Ранее для живописи использовался исключительно сирийский асфальт, находимый на берегу Мертвого моря. Тверд, хрупок, непрозрачен, коричневато-черного цвета. Р-ряется в эфире и скипидаре. употреблялся на масле (хотя и р-рим в нем, что затрудняло приготовление краски) и как акварельная краска (для чего его растирали со спиртом). Для превращения в краску сырой продукт смешивали с венецианским терпентином, шеллаком, высыхающим маслом и воском, которые при сплавлении превращаются в однородное в-во, которое и служит краской. Нередко к нему примешивали смолы (легко узнать по их р-рению в спирте - дают светлозеленый цвет). Благодаря своей прозрачности пользовался большой популярностью у старых мастеров, особенно фламандцев и голландцев, причем асфальт в их произведениях сохранился лучше, нежели в более поздней живописи., где нанес во многих случаях огромный вред.Тонко измельченный асфальт в смеси с сильно высыхающим маслом носил название Антверпенской коричневой. Бледнеет на свету. Смешивается со многими красками, но в этих смесях имеет свойство просачиваться наверх. нарушая прочность слоя, образуя трещины и сьеживая его. Лучшее применение асфальта - в чистом виде и притом в одном слое. Ввиду недостатков асфальта и привязанности к нему многих живописцев изготовляли имитацию асфальта, носящую название коричневой Вибера. Краска эта совершенно безвредна, очень прочна и похожа по цвету на асфальт; по составу принадлежит к марсовым краскам, красящим началом которых является безводная окись железа.

Египетская мумия (капут мортуум). Краска коричневого цвета, оттенка асфальта, но лишенная его прозрачности. Смесь смолистых в-в с животными в-вами (с набальзамированными покойни************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************* **************** *************************************************************************************************** Бистр. Известен в Х11-ХV1 вв., широко применялся в Италии в ХV веке, а позже голландскими хдожиками. Черно-бурая искуственная краска, употреблявшаяся искл. в акварельной живописи. По составу угольная краска, похожа на асфальт (из прожженой сажи, преимущественно букового дерева). Легко сешивается с др. красками. На свету сереет.

Бистр минеральный корич-й (Марганцовая корич-я). Искусственный гидрат окиси марганца. От красно- до черно-бурого цвета. Употр-ся с Х11-Х111 вв..

Костяная корич-я. Получался преимущ. из прокаленной (без доступа воздуха) и измельченной слоновой или др. кости. Применялась с доисторических времен. Большое разнообразие оттенков, но чаще употреблялись наиболее темные. Не совместимы со свинцовыми белилами. Плохо сохнут на масле. Не светост-ки. При сжигании на воздухе образует белый пепел.

Ульмин (Иск. умбра, Иск. сепия, Корич-й кармин). Под этими названиями применялись бурые и черные органческие в-ва, находящиеся в земле, торфе и т.п., или получаемые дейстием щелочей и к-т на клетчатку, крахмал, камеди, сахар и др. Разнообразие оттенков. Получение многих из ульминов описано Лефортом. Хорошая укрывистость. Нетоксичны. Соединяются с др. красками. Применялись преимущ. для миниатюры и для замены сепии.

Цикорная корич-я. Обыкновенный жареный цикорий (корень растения, употребляемый как суррогат кофе) после нескольких часов кипячения и сушки дает порошок корич-го цвета. Прочен, но легко смывается кистью. Употреблялся в масляной, но чаще в акварельной живописи и иногда для изготовления баканов (т.е. смешать с квасцами и осадить поташом).

Корич-е баканы. Большое разнообразие. Из различных красителей, содержащих дубильные или ульминовые в-ва. Не отличаются ни какими ценными св-вами.

Корич-й стиль де грен (Корич-й шютгельб). Отличается от баканов (как и желтый шютгельб) лишь сод-ем непрозрачных примесей. Для живописи приготовляется из катеху и кино. Катеху (темнокоричневого цвета) - в основном (55% и выше) дубильное в-во, добываемое из бенгальского дерева, а кино (кровавокрасного цвета) - смесь камеди и дубильных в-в из орехов растения Аrecа.

Фиолетовые.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.