Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. по себе этнонациональные модели музыкального мышления евро­пейских народов Европы продолжают оказывать существенное воз­действие на культурно-досуговую






по себе этнонациональные модели музыкального мышления евро­пейских народов Европы продолжают оказывать существенное воз­действие на культурно-досуговую деятельность.

Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. М., 2000.

Проблемы современного развития досуговой деятельности в раз­ных регионах мира. В постиндустриальном обществе Запада (или, как говорят, в культуре постмодерна) многие аналитики осознают значение невещественных ресурсов как важнейшего фактора оптимизации социо­культурного и экономического развития в XXI в. Поэтому досуг, производ­ство культурных товаров (знаний, информации, художественных ценнос­тей и др.), а также досуговые услуги (образовательные, рекреационные, развивающие и т.п.) начинают рассматриваться как одно из основных средств формирования невещественных ресурсов, «человеческого ка­питала». Вместе с тем признание высокой роли развивающего, серьез­ного досуга характерно пока не для всех аналитиков. Усиление тенден­ций, формирующих «человеческий капитал», действительно наблюдается в развитых странах в некоторых сферах информационного взаимодействия, в отдельных отраслях производства товаров культурно-досугового на­значения.

Культурная практика и досуговый сервис во многих развитых стра­нах Запада по-прежнему противоречивы. Существует немало противо­положных мнений о том, какой должна быть культура досуга, необхо­димый объем занятого и свободного времени у современного человека, а также о содержательных ориентирах организованного досуга. С од­ной стороны, повышается общественное значение досуга (особенно в странах Западной Европы), растет желание людей увеличить объем сво­бодного времени и развлечений как символа «хорошей жизни». От ин­формационной культуры многие нередко ждут одних лишь благ и при­ветствуют развлекательные материалы СМИ. Ширятся масштабы рас­пространения экстравагантных, зрелищно-возбуждающих форм отдыха.

С другой стороны, укрепляются тенденции усиления в обществе тех­нократических начал (в США и других развитых странах). Оспаривает­ся необходимость увеличения свободного времени и ее общественной составляющей. Кроме того, признается, что от современного человека вряд ли можно требовать качественного наполнения досуга. Считается, что информационное общество способно предоставить человеку такой


Культурно-досуговая деятельность как часть... практики...

объем свободного времени, который будет значительно превосходить способности обычного человека использовать его конструктивно1.

Указанные тенденции развития досуга в странах Западной Европы и Северной Америки можно связать с ростом неопределенности не только в рекреационной сфере, но и в отношении целей и содержательных пер­спектив общественного развития в целом. Однако в незападных странах вопросы дальнейшего развития общества и отдыха населения не обсуж­даются в проблемном ключе.

В большинстве стран Азии, Африки, Латинской Америки подавля­ющая часть населения продолжает много работать и мало отдыхать. Досуг занимает более скромное место в жизни человека, поэтому с ним не связывается столько ожиданий, как в развитых странах. В свободное время люди остаются в традиционной среде обитания, с родственника­ми и знакомыми, крайне редко выезжая на отдых за границу. Конечно, досуг с применением электронных носителей расширяется и в этих стра­нах, но здесь в основном действуют массовые активные, а также семей­ные виды досуга. Люди встречаются дома или в небольших кафе; выез­жают к родственникам в сельскую местность. Они обращаются к своей этнической музыке, участвуют в традиционных танцах или народных играх.

Представители бизнеса на разных континентах во многом зависят от массовых досуговых предпочтений населения. Многие организаторы досуга понимают, что люди включаются в организованный досуг в узких пределах свободного времени в масштабе недельных, месячных и годо­вых бюджетов времени. Эти скромные объемы времени могут еще более уменьшаться в неблагоприятных социальных условиях (спада производ­ства, безработицы, трудового перенапряжения и т.п.). К этому добавляет­ся привычка многих людей нерационально использовать свободное вре­мя, отсутствие денежных ресурсов в семье и др.

Поэтому изыскиваются такие способы и приемы организации досу­га, чтобы за короткий промежуток времени (от нескольких часов в неде­лю до нескольких дней в году) предложить потребителям эффективные формы рекреации и отдыха. Одна из важнейших тенденций в организа­ции досуга связана с повышением его эффективности, уровня обслужи­вания, с оптимизацией его производственных и финансовых аспектов.

' См.: Rifkin J. The End of Work. N.Y., 1995.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.