Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И рыночную экономику






Составные единицы культурно-досугового комплекса в россий­ской экономике. В нашей стране развитие общественного досуга на рыночной основе было прервано в советский период. Профессиональ­ная организация досуга в тот период была почти полностью закреплена за государством и осуществлялась на административно-управленческой базе. Содержание досуга строилось в основном на идейно-политической основе, преследуя пропагандистские цели. На втором плане были осталь­ные функции досуга (этнонациональные, личностно-развивающие, оздо­ровительные, развлекательные и др.); недостаточно развивались также его финансовые и иные аспекты.

В настоящее время некоммерческими остаются те сегменты культу­ры и досуга, которые связаны с государственным и региональным уп­равлением. Но они действуют уже в рыночной среде, где кроме них ак­тивно действуют общественно-самодеятельные формы досуговой дея­тельности и где все более расширяется пространство коммерческой организации досуга. Поэтому многие учреждения культуры некоммер­ческого типа также вынуждены приспосабливаться к новым условиям.

Наиболее сложным для всех организаторов культурно-досуговой дея­тельности в переходный период оказалось переосмысление ее целей, за­дач и содержания. Кроме того, остро встал вопрос, какие новые структур­ные компоненты должны быть включены в эту деятельность.

Прояснению указанных вопросов, а также определению целей и на­значения государственной культурной политики в изменившейся обста­новке способствовал принятый в 1992 г. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Здесь были обозначены направления деятельности, отнесенные к отрасли куль­туры (но, заметим, не к досугу в целом). Так, в ст. 4 указывались произ-


водства, отрасли искусства и сферы сервиса, которые создают товары культурного назначения, а также оказывают услуги информационного я культурно-досугового характера. К ним отнесены:

♦ охрана, реставрация и использование памятников истории и куль­
туры;

♦ художественная литература, сценическое, музыкальное искусст­
во, кинематография, архитектура и дизайн;

♦ художественные народные промыслы и ремесла;

♦ музейное дело и коллекционирование;

♦ книгоиздание, библиотечное дело, а также иная деятельность, свя­
занная с созданием произведений печати, их распространением и ис­
пользованием;

♦ телевидение: радио и другие аудиовизуальные средства в части
создания и распространения культурных ценностей;

♦ эстетическое воспитание, художественное образование, педаго­
гическая деятельность, научные исследования в сфере культуры и т.п.;

♦ производство материалов, оборудования и других средств, необ­
ходимых для осуществления культурной деятельности;

♦ иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются,
распространяются и осваиваются культурные ценности.

Приведенный в законе перечень производственных, художествен­но-творческих и культурно-досуговых направлений деятельности по­зволял определить состав важнейших предприятий, организаций, уч­реждений культуры и информационных центров, которые в нашей стра­не выступают важнейшими единицами сферы культуры и в значительной степени организации досуга:

Культура и искусство

1. Организации, производящие специальное оборудование для куль­
туры.

2. Организации, производящие музыкальные инструменты.

3. Организации, производящие и осуществляющие запись грампла­
стинок, кассет, дисков.

4. Организации, занимающиеся проектированием, строительством
и реставрацией культурных объектов.

5. Торговые точки, торгующие товарами культурного назначения.

6. Библиотеки.

1'■ Музеи и постоянно действующие выставки. 8. Архивы.


 




Глава 4


Развитие досуговой деятельности в современной России


 


9. Организации клубного типа (клубы, центры досуга, культурные
центры).

10. Парки культуры.

11. Ботанические сады и зоопарки.

12. Театры.

13. Концертные организации.

14. Цирки.

15. Изостудии и художественно-оформительские организации.

Кинематография

1. Организации, производящие специальное оборудование для кино.

2. Киностудии.

3. Кинокопировальные фабрики.

4. Фильмотеки (хранилища кинокопий).

5. Конторы кинопроката или иные структуры, занимающиеся рас­
пределением копий.

6. Кинотеатры.

7. Организации видеодела, видеотеки, видеокафе и т.п.

Телевидение и радио

1. Организации, производящие специальное оборудование для те­
лерадиовещания.

2. Редакции телерадиовещания.

Издательское дело и полиграфическая промышленность

1. Полиграфические предприятия.

2. Организации, производящие специальное оборудование для из­
дательских нужд.

3. Издательства.

4. Типографии.

5. Книготорговые базы.

6. Организации розничной продажи печатной продукции.

Эти направления культурно-досуговой, информационной деятель­ности, производства товаров культурного назначения находятся в веде­нии ряда министерств и ведомств (среди которых базовым является Ми­нистерство культуры и массовых коммуникаций РФ), интегрируются в рамках культурной политики федеральных и региональных властей, вы­полняя функции по сохранению, созданию, распространению и потреб­лению услуг культурно-досугового и информационного назначения.


В этом перечне указаны не все сервисные отрасли, задействованные в организации рекреации и досуга. Перечень составлен по отраслевому принципу и определяет работу организаций и учреждений культуры, свя­занных с искусством, художественным творчеством, информационно-биб­лиотечным и редакционно-издательским делом, т.е. с теми направлениями деятельности, которые развиваются в рамках отрасли культуры и соответ­ствующих министерств. Но жизнь людей, включая досуговую практику, сложно подчинить ведомственным рамкам. Поэтому в данном перечне нет направлений, которые связаны:

♦ с рекреацией, спортивно-оздоровительным комплексом (регули­
руются Федеральным агентством по физической культуре и спорту,
Федеральным агентством по туризму РФ);

♦ с туризмом и теми отраслями, которые завязаны на него (регули­
руется тем же агентством);

♦ с организацией досуга детей и школьников (находятся в ведении
Министерства образования и науки РФ) и др.

По мере умножения способов проведения и форм организации до­суга в нашем обществе становится очевидным, что перечень должен быть расширен. В частности, в него следует включить новые звенья индуст­рии развлечений и культурной деятельности, которые пока сохраняют довольно неопределенный ведомственный статус, а именно:

♦ игровую деятельность;

♦ шоу-бизнес;

♦ модельный и галерейный бизнес;

♦ рекламную деятельность;

♦ независимые продюсерские агентства и др.

Принадлежность определенных направлений культурного производ­ства и разновидностей досугового сервиса к ведомствам затрудняет выра­ботку политики российского государства в сфере культуры, досуга и рек­реации. Однако сегодня невозможно избежать ведомственной разобщен­ности, так как культурные и досуговые виды деятельности остаются столь многофункциональными по своей сущности и сложными по свое­му строению, что их сложно интегрировать в рамках одной отрасли.

Российское законодательство о регулировании отношений в сфе­ре сервиса, культуры, досуга. В условиях переходного периода в стра­не формировались основные направления и механизмы законодатель­но-правового регулирования, действующие в настоящее время в сфере сервиса, культуры и досуга. Назовем наиболее важные законодатель-


 




Глава 4

ные акты. В 1992 г. выступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей», в котором речь шла о всех потребителях страны, вклю­чая потребителей культурно-досуговых услуг. Таким образом, интере­сы каждого потребителя услуг в том или ином сегменте культурно-до-суговой деятельности сегодня защищены этим законом.

В течение 90-х годов XX в. были выработаны и стали действовать многие законы, связанные с регулирование сферы культурной деятель­ности, искусства и художественного творчества. Об основополагающем нормативном документе — Федеральном законе «Основы законодатель­ства Российской Федерации о культуре» уже упоминалось. Он регули­рует правовые отношения в сфере создания, использования и обраще­ния в стране культурных ценностей.

Помимо этого важнейшего закона отношения в сфере культуры ре­гулируются также федеральными законами «О ввозе и вывозе культур­ных ценностей», «Об объектах культурного наследия (памятниках исто­рии и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации», «О на­родных художественных промыслах» и другими федеральными закона­ми и законодательными актами, принятыми субъектами РФ в соответ­ствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Ряд специальных федеральных законов также регулирует правоот­ношения по вопросам культуры и художественно-творческой деятель­ности:

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании от­дельных видов деятельности», регулирующий лицензирование работ по проектированию и производству работ в деле охраны и реставрации па­мятников истории и культуры, реализации предметов антиквариата, опи­сания и реставрации архивных документов, музейных предметов, кино­показа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведе­ний и фонограмм;

Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих органи­зациях» регламентирует правовые отношения в сфере деятельности орга­низаций культуры;

Федеральный закон от 14.03.95 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых при­родных территориях» устанавливает порядок сохранения памятников ис­тории и культуры, расположенных на территориях природных заповед­ников, заказников и национальных парков;


Развитие досуговой деятельности в современной России

Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ «Об участии в междуна­родном информационном обмене» создает условия для участия России в международном информационное обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защищает интересы, права и свободы физических и юридических лиц, в том числе художников, при междуна­родном информационном обмене.

Названные законы регламентируют те или иные аспекты организа­ции проведения культурно-досуговой деятельности, а также бизнеса в сфере культуры и досуга.

В культурно-досуговой практике, включая культурную политику, биз­нес, нередко возникают спорные ситуации относительно целесообразнос­ти развития одних досуговых занятий и ограничения других, а также в связи с недостаточной проработанностью ряда законов. Так, слабым зве­ном в правоприменительной практике остается вопрос о правовых отно­шениях между творческими работниками и предпринимателями, включа­ющими в бизнес результаты их труда или исполнительскую деятельность.

Как отмечено выше, в каждой стране предметом специального зако­нодательного регулирования является авторское право на использова­ние результатов творческого труда художников, писателей, артистов в информационной деятельности и в бизнесе. В 1993 г. принят Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который устанавливал в раз­ных культурно-информационных сферах распространение исключитель­ных авторских прав, а также регламентирует правовое положение орга­низаций, занимающихся коллективным управлением имущественными правами владельцев авторских и смежных прав. По закону любое ис­пользование произведений возможно лишь на основе договора с авто­ром и с выплатой авторского вознаграждения. В целом принципы этого закона отвечают международным стандартам.

Интересы более 17 тыс. российских авторов, представляющих раз­личные сферы искусства, защищает Российское авторское общество (РАО). Между РАО и автором (правообладателем) заключается специ­альный договор. РАО получает полномочия, позволяющие ему заключать лицензионные соглашения с конкретными пользователями об использова­нии результатов труда данного автора и перечислении ему вознагражде­ния. Среди наиболее активных пользователей — телерадиовещательные компании, театры, бары, кафе, дискотеки, цирки, магазины, компании, предоставляющие услуги по рингтонам, и др. Например, на телевиде­нии нет ни одной передачи, в которой бы в той или иной степени не


Глава 4

использовались музыкальные произведения. Это относится даже к вы­пускам новостей. Или в кафе, ресторане, где звучит музыка, стоимость чека должна быть на 30% выше, чем в заведении без музыки. В этом случае пункт общественного питания обязан отсылать отчисления в РАО и автору.

Вместе с тем Закон «Об авторском праве и смежных правах» не дает четкого правоприменительного механизма защиты авторских прав, что позволяет использовать результаты художественного творчества без со­гласия автора и без выплаты ему вознаграждения на радио, телевиде­нии, в кино, печати и т.п. Поэтому ныне общественные организации, представляющие интересы творческих работников нашей страны, ста­вят вопрос о дополнении и уточнении этого закона.

Порой общее бесправие уравнивает в России и начинающих писателей и лауреатов. Одна из часто повторяющихся неправовых ситуаций связана с тем, что в разных городах и регионах страны появляются организации, которые регистрируются в местных нало­говых органах в качестве фирм-«пользователей», т.е. структур, ко­торым конкретные авторы на основе договора предоставляют пра­во от их имени разрешать демонстрацию их произведений перед публикой и получать за это вознаграждение с последующей пере­дачей его части самим авторам. Однако такие организации не полу­чают соответствующей лицензии на ведение подобной деятельнос­ти от РАО, являясь, по существу, самозванными. Такие фирмы на­чинают собирать вознаграждение на использование произведений не только от имени авторов, заключивших с ними договор, но от имени авторов, договора с которыми у них нет. В этом случае воз­награждение во всем объеме перераспределяется в пользу самих фирм-«пользователей».

Наиболее масштабное распространение принимают в нашем обществе (впрочем, как и во всем мире) разные формы интеллек­туального пиратства. Откровенное пиратство заключается в том, что редакционно-издательские фирмы публикуют пользующиеся огром­ным спросом художественные произведения живущих авторов без их ведома, перечисляя всю прибыль в свою пользу. Выявить и при­звать к ответу такие структуры оказывается весьма сложно.

Еще одна форма пиратства связана с другой ситуацией: стоит появиться в обществе какому-либо популярному книжному или кино­персонажу, как его «присваивают» многочисленные товаропроиз­водители, заставляя чужую популярность работать на свой бизнес. Шоколад, конфеты, сырки с героями книжек на обертках — поле


Развитие досуговой деятельности в современной России

битвы авторских интересов. Один из наиболее известных детских писателей и сценаристов мультфильмов Э. Успенский давно борет­ся за свои права. Его знаменитые герои мультфильмов — Кот Мат-роскин, Почтальон Печкин, Чебурашка и др. — без его согласия дали названия мороженому, конфетам не только в России, но и в ближ­нем зарубежье. Однако Э. Успенский признает, что в последнее вре­мя в России культурного пиратства становится меньше из-за дей­ственной практики защиты авторских прав. Но в странах СНГ рос­сийские авторы по-прежнему бесправны.

Достаточно слабо отрегулирована ситуация, связанная с отно­шениями между конкретным автором (в случае его смерти — с его родственниками), с одной стороны, и продюсером, исполнителем, соавтором — с другой. В целом в течение года в России ведется в среднем около 800 конфликтных дел, связанных с игнорированием воли авторов или при ущемлении их прав при использовании их ху­дожественных произведений.

Литературная газета. 2005. 25-31 мая; Родная газета. 2005. № 14.

Наряду со сферами культуры и досуга, регулируемых законодатель­ством, немало сегментов культурной деятельности и досуговых услуг пока остаются вне нормативно-правовых регламентации. Например, по­добная ситуация характерна для российского игорного бизнеса, станов­ление которого происходило в первой половине 1990-х годов. В России пока нет федерального закона, регламентирующего организацию игро­вой деятельности, игорный бизнес в целом. Еще недавно не существо­вало прочной основы для лицензирования игровых видов бизнеса и иг­ровой техники.

Процесс подготовки законодательной базы с целью лицензиро­вания игорного бизнеса и игрового оборудования оказался в Рос­сийской Федерации длительным, сложным и малоэффективным. С 1994 по 2002 г. попытки подготовить соответствующие правовые документы делали Министерство финансов, Госкомспорт. Последний даже выдавал лицензии на занятия игорным бизнесом с 2002 по 2004 г. В период «безвластия» игорные заведения и тотализаторы в российских городах лицензировали практически разные федераль­ные министерства или власть на местах. Отдельные регионы и го­рода даже вводили в региональное законодательство законы, со­держащие требования к деятельности субъектов игорного бизнеса на своей территории. Однако все это не помешало почти бесконт-


Глава 4


Развитие досуговой деятельности в современной России


 


рольному росту числа игорных заведений и игровых автоматов в разных городах страны, а также сопровождалось множеством нару­шений установленных правил и финансовых злоупотреблений в этом сегменте досугового бизнеса. Достаточно сказать, что в стране на сегодняшний день не существует единого реестра игорных заведе­ний.

В 2005 г. Государственная Дума РФ приняла поправки к тексту Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятель­ности», которые предусматривают лицензирование игорного биз­неса и игрового оборудования. Но введение единого порядка ли­цензирования игорного бизнеса не позволяет решить все обществен­ные аспекты правового регулирования деятельности, связанной с азартными играми. Специалисты и эксперты признают, что необхо­дим соответствующий закон и другие нормативные акты федераль­ного уровня, которые регламентировали бы важнейшие направле­ния этой деятельности, в частности, связанные с защитой прав, за­конных интересов и здоровья граждан (включая детей и несовершеннолетних), с обеспечением обороны и безопасности го­сударства, сохранением культурного наследия народов РФ.

Мировая практика свидетельствует, что представители игорно­го бизнеса повсюду располагают наиболее масштабным объемом прибыли, что дает возможность государству облагать его высокими налогами. Однако в России казино, игровые залы, например, не рас­крывают процент возврата игровых слот-автоматов от вложенных в них денег, а если это и декларируется в рекламных целях, то прове­рить это невозможно. Специалистам, однако, известно, что зало­женные производителями игорной техники показатели возврата дают игроку намного худшие шансы, чем кости, блек-джэк, рулетка или покер. В слот-автомат можно играть намного быстрее, чем в другие игры, и соответственно быстрее проиграть деньги.

Игорный бизнес. 2005. Май.

Отсутствие правового регулирования деятельности субъектов игор­ного бизнеса ведет к тому, что во многих российских городах и даже поселках начали приобщаться к азартной игровой активности многие жи­тели, включая пенсионеров и детей. Это создало множество обществен­ных проблем — от безопасности потребителей и бизнеса до появления игромании как опасного общественного явления, вовлечения низкообес­печенных и особенно несовершеннолетних граждан в азартные игры.

Сфера культуры и досугового сервиса нуждается в конкретизации многих законодательно-правовых механизмов, а также в создании про-


думанных технологических и финансовых регламентации со стороны властных органов. Нормативная основа должна вырабатываться совмес­тными усилиями законодательной и исполнительной власти, предприни­мательской среды, хозяйствующими в этой сфере экономики субъектами, а также общественными организациями (например, организациями потре­бителей, творческими союзами, любительскими объединениями и др.).

Экономические и организационно-правовые отношения нового типа в области организации досуга. В кулыурно-досуговой сфере Рос­сийской Федерации формируются многообразные формы организаци­онно-правовых и экономических отношений. В экономическом простран­стве страны действуют несколько типов учреждений и организаций куль­туры с разными организационно-правовыми параметрами деятельности:

♦ бюджетные учреждения, значительной части которых предостав­
лено право сочетать принципы бюджетного хозяйства и коммерческого
расчета (к ним тяготеют ведомственные, а также региональные учреж­
дения культуры — театры, библиотеки, музеи и др.). Уровень доходов
подавляющей части учреждений такого типа базируется на бюджете;
лишь некоторые из них осуществляют свою деятельность в режиме са­
моокупаемости;

♦ организации культуры, работающие в соответствии с досуговыми
задачами, поставленными общественными или частными учредителя­
ми — общественными, религиозными и другими объединениями, фон­
дами, как правило, финансируются за счет этих организаций, а также
имеют некоторый доход от своей деятельности (конфессиональные ка­
налы СМИ, фирмы по организации паломнического туризма, партий­
ные или религиозные издательства и др.);

♦ структуры культурно-досугового бизнеса и сервисной деятельно­
сти, работающие непосредственно на рынок, получающие доходы ис­
ключительно от реализации созданных ими культурных благ и услуг,
фирмы по прокату фильмов, организации шоу-бизнеса, а также продю-
серские агентства, частные музеи, «вахтовые» театры, казино и др.1

В зависимости от целей деятельности всех субъектов, производя­щих культурные товары и услуги, можно разделить на некоммерческие, коммерческие и смешанные структуры. Некоммерческими обычно счита­ются все государственные и региональные учреждения культуры, а также значительная часть организаций, учреждаемых общественными органи-

' См.: Иванов Г. П., Шустрое М. Э. Экономика культуры. М., 2001. С. 82-83.


Глава 4


Развитие досуговой деятельности в современной России


 


зациями. Некоммерческим структурам оказывают помощь различные доноры извне (органы власти, благотворительные фонды, спонсоры и др.).

Но согласно законодательству некоммерческие организации культу­ры могут обращаться к предпринимательству, доходы от которого долж­ны идти на развитие основного вида деятельности. В этом случае орга­низация культуры начинает действовать на смешанной основе.

Наконец, в сфере культуры и досуга действуют преимущественно коммерческие структуры:

♦ организации индустрии развлечений и информационного веща­
ния, а также фирмы досугового сервиса, выступающие как предприни­
мательские товарищества, общества (полное товарищество, общество с
ограниченной ответственностью, акционерное общество открытого или
закрытого типа и др.), представлены почти во всех сферах и секторах
культуры, начиная от коммерческих каналов СМИ, домов моды, эстра­
ды, кончая частными музеями, театрами, галереями и др.;

♦ государственные и муниципальные унитарные предприятия (рас­
пространены в сфере кино-, теле-, видеопроизводства и проката, в про­
изводстве оборудования для аудиовизуальной сферы, а также цирки).

Перечисленные виды и формы организаций культуры и досуга раз­личаются целями деятельности, структурой управления, формами рас­поряжения прибыли; у них также неодинаковые права на имущество. В зависимости от разных форм организационно-правовой и имуществен­ной деятельности, а также от сочетания факторов внешней и внутрен­ней среды организации и учреждения сферы культуры могут строить свою деятельность на смешанной финансовой основе.

Развитие культурно-досуговой инфраструктуры и предпринима­тельства в российских регионах. На рубеже XX-XXI вв. инфраструк­тура культурно-досуговой деятельности на разных территориях страны переживает переструктурирование и обновление: появляются новые ма­териально-технические и технологические звенья, обновляются те ее час­ти, которые действовали в советский период. Этот процесс сталкивается с немалыми сложностями, обусловленными как историческими особеннос­тями развития культурно-досуговой деятельности на местах, так и пере­ходной ситуацией, экономическим кризисом в целом. Осложняет ситуа­цию разница между европейской и восточной частями российской терри­тории, а также наличие большого числа слабо освоенных и малозаселенных территорий страны, в основном на севере и востоке страны.


Инфраструктура современной отечественной культуры и досу­га приобретает крайне неравномерный характер размещения в раз­ных регионах страны, что невозможно исправить в короткие исто­рические сроки. Например, в настоящее время наиболее полный состав учреждений и центров искусства по-прежнему остается в двух столичных городах, а также в ряде региональных центров Европей­ской части. Неравномерная распространенность учреждений куль­туры находит отражение в показателях активности населения в куль­турной жизни, которые сильно различаются как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Например, в 1998 г. по количеству посещений музеев первое место в стране занимал Северо-Запад­ный регион, на территории которого расположен Санкт-Петербург (1860 посещений в год на 1000 человек), а также Новгород и Псков. В то же время Архангельская область, также имеющая немало па­мятников истории и культуры, занимала 42-е место (276 посеще­ний). Еще более впечатляющая картина неравномерного обраще­ния к художественным ценностям и посещения учреждений культу­ры в свободное время наблюдается в других российских регионах.

Однако на рубеже XX-XXI вв. ситуация начинает медленно ме­няться. Большая самостоятельность региональных сообществ, их освоение рыночных условий существования стимулирует органы власти и местный бизнес изыскивать новые направления деятель­ности, среди которых особенно привлекательным видится развитие некоторых, особенно востребованных жителями крупных городов видов туризма: экологического, спортивного, провинциального, эк­стремального. Во многих регионах имеются широкие возможности для освоения указанных видов туризма.

Аванесова Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие

российских регионов: механизмы самоорганизации

и региональная политика. М., 2004.

Также крайне неравномерно расположены на нашей территории са-наторно-оздоровительные зоны, эколого-рекреационные территории (национальные парки, заповедники), спортивно-зрелищные центры и ДР- В подобной неравномерности сказывается также длительная недо­оценка досуга как представителями сферы услуг, так и государствен­ными органами.

Инфраструктура и организация досуговой деятельности в условиях Рыночного реформирования претерпевает заметные трансформации, по сРавнению с первыми постсоветскими годами, когда обширная, но не-


 




Глава 4

гибкая сфера культуры и досуга оказалась на грани распада; сюда с тру­дом проникал бизнес.

Медленнее обновляется инфраструктура учреждений культуры, ко­торые остаются в ведении органов власти разного уровня. Виды отрас­левого бизнеса, для которого характерны высокие показатели рента­бельности и ликвидности (игорный, ресторанный, издательский, шоу-бизнес, а также туристский и рекламный и др.), на определенном этапе своего развития аккумулировали ресурсы, необходимые для инвести­рования в обновление материально-технической базы как собственных, смежных сегментов культуры, так и культурно-досуговой сферы в це­лом. Как правило, процессы обновления инфраструктуры зарождались в столичных агломерациях, затем распространялись в крупные и сред­ние центры страны.

Наиболее активными были ключевые сегменты культуры, стимули­рующие обновление инфраструктуры вспомогательных сегментов до-сугового бизнеса. Так, развитие туристской деятельности на рыночной основе способствует обновлению материально-технической базы раз­влекательных центров, музеев, отелей, учреждений общественного пи­тания, транспортных компаний.

Результаты предпринимательства в сфере культуры и досуга на тер­ритории страны неоднозначны. С одной стороны, предпринимательство стимулирует активную реакцию сферы культуры на запросы потребите­лей. Между бизнесом сферы социокультурных услуг и региональным со­обществом устанавливаются прямые отношения спроса и предложения.

Однако здесь возникает ряд проблем. Бизнес в силу своей природы сосредоточивается лишь на тех направлениях деятельности, которые обеща­ют быструю, устойчивую и масштабную прибыль. Но в кризисном россий­ском обществе рождающееся предпринимательство культурной сферы не­избежно вступало в конфликт с традиционными принципами, историчес­ки определявшими развитие досуга населения. В настоящее время очевидны издержки, сопровождающие развитие бизнеса, в сохранении этнической культуры, национального наследия, в области семейного досуга, досуга детей, подростков, молодежи, социально незащищенных слоев и т.п. В постиндустриальном обществе такое противоречие между бизнесом и культурой имеет тенденцию частично сглаживаться или разрешаться по­средством культурной политики. Но на фоне ослабления участия рос­сийского государства в развитии культуры и досуга указанные издерж­ки создают немало сложностей в нашем обществе.


Развитие досуговой деятельности в современной России

4.2. Особенности использования свободного времени населением России

Переосмысление населением целей и способов проведения досу­га. В новой общественной и экономической ситуации в стране сравни­тельно быстро трансформировались основные качества досуга преды­дущего периода: структура, объем, соотношение в нем традиционных и новых элементов, содержательная и функциональная нагруженность, формы реализации в разных социальных средах. Это заставило ученых по-новому взглянуть на отдых, досуг всех, без исключения, социальных слоев и групп. Поэтому благодаря усилиям исследователей изучение досуга не было прервано. К сегодняшнему дню выяснилось немало ин­тересных особенностей, характеризующих трансформацию досуговых занятий в условиях социальных преобразований, когда образ жизни людей коренным образом меняется.

В последние 10-15 лет в российском обществе трансформировались важнейшие стороны жизни большей части населения страны. Основной удар пришелся на занятость — значительная доля занятого населения пе­режила состояние полностью или частично безработных. В результате многие люди вынуждены были сменить профессию, переквалифициро­ваться. Крайне болезнным для них стало резкое повышение стоимости жизни при одновременном падении доходов. Поэтому на первом плане стояла задача выживания, и только потом вставали вопросы, как исполь­зовать свободное время, восстановить работоспособность и т.п.

В советский период органы государственной власти строго контро­лировали процессы, связанные с духовным развитием общества и лич­ности. В новых условиях центральная власть резко изменила свои фун­кции в сфере культуры и досуга. Культурная политика, а также близкие с ней направления политической деятельности государства меняли свои Цели и содержание; снижалось их финансирование; центр тяжести орга­низации досуга и социокультурного сервиса переносился на места — в регионы, в города, на муниципальный уровень.

В настоящее время проведение населением свободного времени лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюд­жетных учреждений культуры. Все это привело к тому, что культурно-до-суговые процессы стали зависеть в основном от инициативы населения. Досуговая политика органов местной власти, общественных организаций вЫполняла вспомогательную роль в организации отдыха людей. Коммер-


Глава 4

ческие сегменты сферы культуры и досуга стали активно действовать лишь во второй половине 1990-х годов.

Социальная дифференциация досуговых потребностей и спосо­бов проведения свободного времени. В середине 1990-х годов с разви­тием рыночных механизмов дифференцировалась социальная структу­ра общества — в стране появилась сравнительно небольшая часть со­стоятельных и сверхбогатых людей, в то время как основную часть населения составляли бедные и обездоленные слои, маргиналы. Все это означало, что разные социальные группы получили несопоставимо раз­ные возможности проводить свободное время и выбирать виды досуга.

Одновременно формировались более разнообразные по характеру, уровню притязаний потребности и интересы россиян в сфере культуры, рекреации, досуга. В крупных городах развивались высокооплачивае­мые формы досуга, порожденные запросами состоятельных групп, пред­ставителей бизнес-среды и связанные с ресторанным обслуживанием, развлечением (посещение ночных клубов, игорных заведений), дорого­стоящим зарубежным туризмом.

Социальное положение, мотивация и условия труда представителей высокооплачиваемых групп вырабатывают у них общие признаки про­ведения свободного времени, которых не было в советском обществе. С одной стороны, состоятельные группы подчеркнуто проводят свобод­ное время в узкой среде, избегая взаимодействия с теми, кто стоит на нижних ступенях социальной иерархии. Представители данных групп нередко выбирают активные формы досуга с высоким уровнем сервиса, дорожа своими возможностями реализовать престижные виды отдыха, а также запросы на экзотические досуговые занятия. Многие выбирают модные способы свободного времяпрепровождения. Их досуговые за­нятия носят мозаичный характер; для них характерна быстрая смена куль­турных предпочтений и ориентации.

С другой стороны, досуг представителей этих групп прагматичен: не­редко подчинен задачам, связанным с личным бизнесом, высокими рабо­чими нагрузками. Длительный отдых {Ъ-А недели), который был распрос­транен в советский период, ушел в прошлое. У деловых людей отпускное время стало сжиматься до 5-12 дней или расчленяться на две части (на­пример, по неделе зимой и летом).

У основной части населения, т.е. у тех групп, которые выступают в бизнесе наемной рабочей силой или являются работниками бюджетной сферы, досуг тоже изменился. Уменьшился его объем в бюджете суточ­ного, недельного, месячного и годового времени. Иной стала функцио-


Развитие досуговой деятельности в современной России

лальная направленность, произошла перекомпоновка внутренних эле­ментов досуга. В этом случае рекреация людей нередко стала сводиться к физиологическому отдыху и восстановлению работоспособности на ближайшие недели, месяц.

Особенно заметно уменьшилось свободное время у работающих мужчин, для которых стала характерна вторичная и третичная занятость. у женщин досуг уменьшился не столь явно, а в ряде случаев даже не­сколько увеличился. Однако это обусловлено их большей зависимос­тью от динамики отпусков без содержания, увольнений и безработицы.

В новых условиях некоторые массовые занятия советского времени сохранили свое значение: просмотр телевидения, общение с друзьями и родственниками, в определенной степени также чтение. Вместе с тем мно­жество свободных занятий утратили свое лидерство, так как в новых усло­виях к ним стала обращаться гораздо меньшая доля населения. Особенно это относится к общественно значимым, организованным и активным ви­дам досуга — посещению кино, театра, музеев, выставок, любительским занятиям в кружках, самообразованию, повышению квалификации, заня­тиям музыкой, пением, спортом, прослушиванию радио как самостоятель­ного времяпрепровождения (передачи радио воспринимаются ныне как нейтральный фон для ведения домашних дел).

В 1990-е годы представители средне- и низкообеспеченных слоев россиян старались проводить свободное время вместе с родственника­ми (дома, на даче, в прогулках на природе). Часть населения больше внимания уделяла детям, домашним животным. Многие городские се­мьи немало времени посвящали труду на дачном участке (переход досу­га в процесс самообеспечения). Женщины привычно обращались к вя­занию, шитью, разведению цветов. Мужчины предпочитали ходить на рыбалку. В наименьшей степени изменился объем досуга жителей села — он продолжал оставаться крайне сниженным на фоне усредненных пока­зателей. Структура досуга здесь также не претерпела резких отклонений.

Возможности выбора населением различных видов и способов про­ведения досуга. В советский период организованному досугу власти стре­мились придать идеологические, воспитательно-просветительские, разви­вающие функции, но одновременно недооценивали его рекреационный и Развлекательный потенциал. В новых условиях функциональный харак­тер организованного досуга кардинально меняется. В первой половине 990-х годов для основной части населения оставались доступными досу­говые занятия, которые проводились дома или в семейно-родственном кру-ГУ> которые реализовывались на традиционно-самодеятельной основе.


Глава 4

На примере досуговых занятий представителей интеллигенции рус­ского среднего города рассмотрим трансформации, которые происходят в указанный период в содержании досуга работников бюджетной сфе­ры, принадлежащих частью к среднеобеспеченным, частью к низкообес­печенным слоям российского общества. Обратимся к результатам ис­следования, проведенного в постсоветское время среди интеллигенции Ульяновска (городские учителя, врачи, инженеры, офицеры).

Анализ структуры свободного времени интеллигенции Симбир­ска (Ульяновска) позволил воссоздать динамику чтения книг и худо­жественной периодики в течение длительного периода времени. Об­ращение к чтению и формирование личных библиотек выступало традиционной формой свободного времяпрепровождения как для дореволюционной, так и для советской интеллигенции. В советский период этому не мешала даже цензура или книжный дефицит. Так, в советские годы в домашних библиотеках представителей интел­лигенции можно было встретить машинописные и переплетенные экземпляры произведений любимых авторов, которые высоко це­нились знатоками.

В изменившейся обстановке постсоветского времени возмож­ности расширения домашних библиотек оказались ограниченными из-за дороговизны книг и журнальной подписки. Пытаясь сохранить необходимый уровень компетентности в области художественной литературы, интеллигенция современного Ульяновска активизиру­ет обмен литературными новинками в своей среде, а также чаще обращается к фондам общественных библиотек.

В условиях переходного периода интеллигенция Симбирска на­чала утрачивать привычку к активному творческому досугу, хотя в городе появилось немало развлекательных центров, расковываю­щих человека. Сохранить творческий потенциал досуга представи­телям интеллектуальных профессий не позволяет как озабоченность проблемами выживания, так и уменьшение свободного времени с одновременным увеличением занятости, особенно у женщин.

Представители интеллигенции общественным формам досуга стали предпочитать домашние, семейно-родственные и индивиду­альные. Настольные игры с детьми они не считают творческим досу­гом. Почти все представители интеллигенции (за исключением офи­церских слоев) отрицают творческий потенциал азартных (карточных) игр. Вместе с тем среди интеллигенции постепенно начинала расти доля тех, кто в свободное время обращается к компьютеру.

Анашкина Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске //

Социс. 2002. №12-


Развитие досуговой деятельности в современной России

Значительная часть российского населения, переживавшая в этот пе­риод затяжной социальный стресс, испытывавшая повышенные трудо­вые нагрузки, увеличивала в свободное время долю пассивного отдыха, тяготела к самодеятельному досугу в рамках частной жизни, ограничи­валась контактами с близкими или знакомыми людьми.

На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный харак­тер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности. К этому времени воз­никли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство. Речь идет о производстве компакт-дисков, рекламных клипов, развитии сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др. Мно­гие способы организации досуга, ранее удовлетворявшие культурные потребности населения, в изменившихся условиях были переструкту­рированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы раз­вития.

Ведущим фактором, определившим стремительное развитие куль-турно-досуговой сферы, стало становление российского среднего клас­са. Средний класс в современном обществе, как правило, включает в себя профессионалов, мастеров своего дела, имеющих среднее специ­альное или высшее образование, свободно ориентирующихся в рыноч­ной среде, достигших среднего и выше среднего (по меркам конкретной страны) уровня материального обеспечения, формирующих свои досу-говые потребности высокого качества.

Российский средний класс зарождался в столицах (Москве, Санкт-Петербурге), затем его структуры начали появляться в крупных промыш­ленных и культурных центрах. В отличие от рубежа 1980-1990-х годов, когда слой состоятельных граждан был невелик, новая волна граждан с соответствующими социальными признаками сформировала более мно­гочисленный средний класс, давая о себе знать не только в крупных го­родах, но и в российских регионах в целом (например, в средних и ма­лых городах с возрождающимся производством). Именно здесь опреде­ленная часть жителей добивается относительно высокого уровня доходов. Численность среднего класса в России пока невелика (20^-25% от числа занятых), но его становление предоставляет отечественной сфере куль-туры и досуга возможность ориентироваться на обеспеченный спрос потребителей современного типа. Представители среднего класса сти-^Улируют стремительное развитие в крупных городах страны развлека­тельных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры,


 




Глава 4


Развитие досуговой деятельности в современной России


 


а также использующих индустриальные и эксклюзивные способы об­служивания. По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возмож­ность их оплатить.

Но для значительной части населения страны характерными остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному до­сугу. Таким образом, основная часть населения страны в условиях эконо­мических и социальных преобразований располагает ограниченными воз­можностями восстанавливаться в свободное время.

Досуг с помощью компьютера. Занятия, связанные с аудиовизу­альными средствами, в постсоветский период занимают все больше сво­бодного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг, связанный с компьютером.

Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей бога­тых слоев и 1, 6% бедных.

Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. № 12.

В. Д. Патрушев свидетельствует, что в настоящее время в сред­нем 31, 4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в сво­бодное время.

Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. № 12.

По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.

Погрешаева Т. А. Свободное время человека в условиях трансформации российского общества.

Саратов, 2000.

Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное зна­чение следующих его аспектов:

♦ он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, дела­ется более свободным;


 

♦ индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся
доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры
может переноситься в прошлое и будущее;

♦ экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные
ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;

♦ широкие возможности компьютерного моделирования приводят к
использованию экранной культуры в деятельности досуговых центров
и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку
и оригинальные виды развлечений;

♦ сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобре­
тает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредствен­
ного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями раз­
ных континентов и т.п.

Другие исследователи говорят об отрицательном влиянии экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуаль­ного развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их вре­мя, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художе­ственно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.

Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направ­лениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, сле­дует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в уз­ком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек перестает принимать самостоя­тельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посовето­вавшись» с компьютером.

По оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого занятия, пока не превышает 10-12% общего числа российских пользователей. Некоторые физичес­кие издержки для организма (особенно молодого) при этом очевид­ны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует учитывать и психические, подчас скрытые симптомы


 




Глава 4

организма, уставшего от игр: раздражительность, неспособность сосредоточиться, трудности в общении с окружающими.

В газетах появилось сообщение о смерти 12-летнего екатерин­бургского школьника в результате того, что в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10-12 часов в день, возвращаясь в реаль­ный мир только для сна и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмо­циональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нару­шилось кровоснабжение мозга, возник инсульт.

Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится перед дисплеем. Более развитые и подготовленные пользователи, которых интересуют знания сами по себе, которые с интересом учатся, способны самостоятельно решать жизненные задачи, оказываются в большей степени независи­мыми от стандартных решений игры. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситу­ацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени выраба­тывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концент­рацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.

Обращение к организованному досугу современного типа. Как отмечено ранее, организованный досуг современного типа востребован прежде всего представителями высокодоходных групп, а также средне­го класса. Благодаря им в России интенсивно развиваются такие рас­пространенные в развитых странах виды досуга, как:

♦ обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино,
компьютеру);

♦ зарубежный и внутренний туризм;

♦ оздоровительные занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах;

♦ игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азарт­
ные);

♦ посещение ресторанов, развлекательных центров;

♦ посещение обучающих центров.

Средне- и высокообеспеченные группы вызвали появление в стране основных звеньев индустрии развлечений, которые поначалу создава­лись на базе организаций и учреждений, существовавших в советский период. В них постепенно обновлялись виды досуговых занятий и фор­мы обслуживания. Так, в крупных городах страны поэтапно преобразо­вывалась деятельность парков культуры и отдыха, кинотеатров, кафе и


Развитие досуговой деятельности в современной России

ресторанов, дискотек. Например, после реконструкции городского дет­ского парка дети и родители получали расширенные возможности от­дыха: они могли не только воспользоваться аттракционами или игровы­ми площадками, но и пообщаться с дрессированными животными, по­участвовать в интерактивных розыгрышах, забавах, зайти в кафе или отметить семейный праздник в детском ресторане со сказочными пер­сонажами и т.п.

Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреж­дений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия — более многообразными. Например, посетители женского фитнес-клуба в крупном российском городе ныне могут выбирать такие виды досуга, как посещение трена­жерного зала, занятия по фитнес-йоге, стэп-аэробике, танцевальной аэро­бике. Наряду с этим они в состоянии воспользоваться душем или бас­сейном, солярием, принять сеанс массажа и т.п.

Социальные издержки и ценностные противоречия в коммер­ческих сегментах организации досуга. Развитие в российских горо­дах коммерциализованных форм досуга позволяло преодолевать мно­гие проблемы в организации отдыха населения, порожденные переход­ным периодом. Так, в это время в нашем обществе создавались условия для свободы художественного творчества, снимались многие неоправ­данные запреты на самодеятельные формы досуга, связанные с много­образными увлечениями и интересами людей, упразднялись искусст­венные препятствия в процессе получения новой информации и т.п. Вместе с тем появлялись социальные противоречия и гуманитарные из­держки, вызванные несбалансированным развитием российского обще­ства в переходный период.

Назовем те из них, которые связаны с несовпадением массовых ожи­даний в сфере свободного времени основной части населения и ком­мерческих целей организаторов досуга.

Организаторы досуга нередко пытаются дистанцироваться от реа­лий российской жизни, ориентируясь лишь на слои потребителей с не­взыскательным вкусом и высокой платежеспособностью. Особенно от­четливо эта тенденция проявилась в индустрии развлечений, в материа­лах электронных СМИ. На российских телеканалах, к которым обращается многомиллионная российская аудитория, определяющей стала опора на мифы и образы западной медиакультуры, на ценности потребительского сознания, а также механическое заимствование при­емов западных масс-медиа.


Глава 4

На рубеже XX-XXI вв. широкое недовольство отечественной массовой аудитории вызывало содержание художественных мате­риалов телепрограмм, рекламно-клиповой продукции (как на теле­каналах, так и на городских улицах).

Российская аудитория центральных каналов (особенно коммер­ческих) не может смириться с безразличием создателей художе­ственных телепередач к отечественной истории и культуре, с копи­рованием наиболее одиозных принципов создания западной массо­вой телепродукции. Создатели телепередач стремятся нередко внедрить в отечественную практику стандарты жизни, связанные с «изобилием и досугом». Однако их передачи аудитория, воспитан­ная на духовных ценностях российской культуры, оценивает в кри­тическом ключе. Кроме того, в результате реформ значительная часть населения оказалась в сложных жизненных условиях, дале­ких от благоприятной атмосферы западных стран.

Но даже в благополучных странах нет того объема насилия, пор­нографии, безнравственности, которая царит в удобное для просмот­ра время на центральных каналах России. Беспрерывной демонст­рацией зарубежных фильмов, многочисленными развлекательны­ми программами российское телевидение распространяет те принципы жизни, которые приходят в конфликт с общенациональ­ными духовными ценностями. Например, российской аудитории упор­но внушаются представления, что в повседневной жизни не стоит возмущаться из-за насилия, что вещи приносят человеку счастье, что кружка пива способна разрешить все проблемы, что беспоря­дочным сексом занимается каждый современный человек, поэтому не следует опасаться показывать этот процесс на экране, и т.п. Впол­не закономерны протесты, которые высказывают деятели отече­ственной культуры, рядовые граждане против подобного содержа­ния телеканалов, предлагая создавать передачи на общественных каналах телевидения в соответствии с запросами российской ауди­тории.

Также серьезное недовольство граждан страны вызывает по­чти неконтролируемое распространение в городах игорных заведе­ний и автоматов. В 2005 г. в России было установлено около 160 тыс. автоматов и около 40 тыс. из них находились в Москве. В итоге в разных городах страны распространяется стремление представи­телей некоторых групп (особенно молодежи, легковерных граждан, психологически незрелых людей) быстро разбогатеть, не прилагая к этому никаких усилий. Вся сфера игорного бизнеса криминализи­руется, создавая повышенную степень социальной опасности.


Развитие досуговой деятельности в современной России

Доминирование в общественно значимом свободном времени облег­ченных, чисто развлекательных форм отдыха приводит к тому, что насе­ление не в состоянии реализовать через коммерческий досуг многооб­разный диапазон потребностей более глубокого и сложного типа. Зап­росы людей, связанные с познанием и расширением кругозора, традиционными нормами общения, с обращением к художественной классике, с пребыванием на природе, в экологически здоровой среде, с творческой самореализацией и профессиональным развитием, с народ­ным и самодеятельным искусством, с религиозной активностью и др., пока рассматриваются представителями коммерческого досуга как мар­гинальные и невыгодные с коммерческой точки зрения.

Распространение в нашем обществе потребительских ценностей со­знания, облегченных форм досуга и модных форм обслуживания, свой­ственных обществу постмодерна, нередко оправдывают необходимос­тью включения России в глобальные культурные взаимодействия, в меж­дународный обмен услугами. При этом нередко ссылаются на молодые поколения, которые легко адаптируются к подобным ценностям и фор­мам досуга, идущими к нам из стран Запада.

Процессы межкультурного взаимодействия действительно важны для современной России; они реализуются в нашей стране достаточно интен­сивно. Вместе с тем не следует их упрощать, рассматривая российское общество как безликого коллективного потребителя, пассивно осваиваю­щего все, что идет к нам с Запада. Россия — это масштабный и историчес­ки сформированный цивилизационный организм, народы и исторические поколения которого выработали чувство культурной идентичности и соб­ственные критерии того, что такое цели и эффективность досуга. Поэтому заимствования наше общество осуществляло не механически — они все­гда обретали в российской культуре собственную форму.

С этих позиций немалый интерес представляют результаты исследо­ваний, которые в 1996-1999 гг. проводила совместная группа российских и британских исследователей на тему «Глядя на Запад. Восприятие обра­зов Запада российской молодежью». В ходе исследования были изучены формы досуга, а также культурные и художественные предпочтения под­ростков и более старших групп молодежи Москвы, Ульяновска, Самары.

Результаты получились интересные и неожиданные для самих исследователей. С одной стороны, российская городская молодежь действительно охотно потребляет через Интернет, масс-медиа и рекламу те культурные ценности, художественные образцы, кото-


Глава 4

рые создаются в странах Запада (идеи, бренды, моду, музыку и др.). Более того, представители российской молодежи признают свое сходство по жизненным позициям и досуговым потребностям с за­падными сверстниками.

Вместе с тем российская молодежь в наибольшей степени иден­тифицирует себя с молодежной отечественной культурой, а также со своим городом, близким социальным окружением. Выяснилось, что русские подростки и молодые люди были отнюдь не ослеплены яркими образами Запада в зарубежных масс-медиа, отдавая отчет в том, что эти образы не отражают реальной жизни, но транслиру­ются в информационное пространство других стран с прагматичес­кими целями.

В целом молодые россияне обнаружили высокий уровень кри­тичности по отношению к образам Запада в масс-медиа. Особенно критичным и одновременно противоречивым было отношение рос­сийской молодежи к США. Многие из молодых людей хотели бы здесь когда-нибудь побывать. Одновременно по отношению к этой стране они высказывались наиболее критично. Особенно неприемлемым для себя они считали приземленность американских ценностей, их потребительский и стандартный характер.

Глядя на Запад. Культурная глобализация и российские молодежные культуры / Пер. с англ. СПб., 2004.

Таким образом, в современной России сохраняются расхождения между:

♦ невысоким уровнем доходов основной части населения и относи­
тельно высокой стоимостью досуговых услуг современного типа;

♦ многообразием досуговых потребностей основной части населе­
ния и стремительным развитием в общественной практике преимуще­
ственно развлекательно-игровых форм организованного досуга;

♦ национальными, а также духовными традициями в культурно-досу-
говой сфере и насаждением чисто потребительских вкусов, стандартов по­
ведения, распространяемых массовой культурой постмодерна.

В целом в отечественном пространстве досуговой сферы складыва­ются противоположные тенденции, обозначенные как противоречивые полюса культурно-рекреационных устремлений разных групп населе­ния. Вместе с тем подобная ситуация не статична, она находится в по­стоянной динамике, трансформируясь посредством активности тех субъектов культурно-досуговой деятельности, которые не смиряются с ней, но стремятся привнести в нее те компоненты и качества, которых им недостает.


Развитие досуговой деятельности в современной России

4.3. Некоторые направления и способы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.