Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности






Виды досуговой деятельности и занятий человека в свободное вре­мя весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Существовавшие в прошлом, а также современные типы, виды и формы досуга действи­тельно трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они


Основы теории культурно-досуговой деятельности

имеют почти безграничный спектр проявлений. Разновидности досуга к тому же постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм.

Свести в единую схему все разновидности досуга и досуговых заня­тий не представляется возможным. В процессе анализа обычно исполь­зуются отдельные подходы и частные схемы, позволяющие классифи­цировать наиболее освоенные разновидности досуга, а также массовые формы его организации. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев, которые формируют эти типы, виды досуговой деятельнос­ти и разновидности досуговых занятий.

Разные направления досуга в зависимости от форм проведения и организации. Как было показано в первой главе, на определенной исторической стадии общественного развития досуг начинает диффе­ренцироваться; в нем можно выделить следующие крупные направле­ния:

досуг, реализуемый человеком или группой лиц на основе этнона-
циональных традиций, приобретающий спонтанный и органичный ха­
рактер, проводимый в привычных и распространенных формах. Такой
досуг, как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостояще­
го оборудования, специальных помещений (хотя определенные условия,
некоторые предметы и товары необходимы). К такому досугу и сегодня
обращаются люди в свободное время, а также в дни общих праздников,
памятных дат. К такому типу досуга следует отнести настольные игры,
застолья, встречи, а также традиционные этнические праздники и обря­
ды, народные игры, соревнования, спортивно-оздоровительные занятия
на свежем воздухе, охоту, рыбалку и др. До настоящего времени такие
формы досуга остаются основными как в будни, так и в дни отпуска,
в праздничное время;

специально организованный досуг1 особенно характерен для груп­
повых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки,
реализуется после предварительной подготовки и невозможен без кон­
троля менеджеров-профессионалов. Досуговые занятия планируются
и реализуются с помощью организаторов (бизнес-структур, работни­
ков учреждений культуры, профессиональных аниматоров, обществен-

Его называют также «организованный досуг», что не совсем точно. Спонтанный Досуг в традиционных формах также организован. Правда, эта организация базируется на традиции и привычках, в то время как специально организованный досуг заключает в себе немало нового и целенаправленно может быть трансформирован.


Глава 2

ных организаций, любителей, желающих проявить себя в рамках обще­ственного досуга и др.)- Аудитория, желающая удовлетворить свои до-суговые потребности, включена в организованный досуг на условиях организаторов. Для реализации такого вида досуга необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры. Таковы многие общественные (индивидуальные, групповые и массовые) формы досуга в городских условиях.

Организованный досуг подразделяется на разновидности, например, в зависимости от того, кто и с какой целью его организует. Так, следует вы­делить следующие субъекты организации досуга:

♦ специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услу­
ги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для
широкого круга потребителей;

♦ специализированные культурно-досуговые структуры (каналы
СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного про­
филя государственных, региональных или муниципальных органов вла­
сти — музеи, библиотеки, учебные заведения и т.п.), ориентированные
на широкую или на целевую аудиторию;

♦ общественные и политические организации, добровольные объе­
динения (партии, общественные движения, культурные сообщества, не­
государственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприя­
тия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;

♦ административно-руководящий состав трудовых коллективов и
предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных
объединений и т.п.), организующий досуг своего персонала;

♦ руководство подразделений военно-силовых и специальных струк­
тур, организующее досуг своего контингента (военнослужащих, воль­
нонаемных, состава исправительно-трудовых учреждений и др.);

♦ добровольные группы, желающие выступить перед широкой ауди­
торией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театраль­
ные труппы и др.);

♦ религиозные структуры (церковные организации, религиозные об­
щины), организующие свободное время верующих.

Между неорганизованными и организованными направлениями до­суга имеется множество промежуточных и смешанных форм, когда до­суговые занятия одного типа дополняются занятиями другого типа. На­пример, семейный праздник проводится не дома, а, допустим, в ресто-


Основы теории культурно-досуговой деятельности

ране. Когда же семья отмечает новогодний праздник, в дом могут быть приглашены из специализированной фирмы Дед Мороз и Снегурочка с подарками для детей.

Досуг разных социальных слоев — возрастных, тендерных, со­циально-имущественных, образовательных. Для организаторов до­суга данная классификация досуга приобретает важное значение. Осо­бо учитывается такой критерий, как возраст субъектов досуговой дея­тельности. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подро­стков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста).

В практике досуговой деятельности не принято специально выде­лять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как прави­ло, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимуще­ственно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и др.) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и др.). Женщины также в большей степени ценят досуг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п.

Что касается досуга, свойственного разным социальным (профес­сиональным, образовательным и т.п.) группам населения, то важность этого аспекта признается как практиками-организаторами, так и теоре­тиками досуговой деятельности. Предприниматели, организаторы до­суга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показате­ли, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уро­вень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспе­ченные слои населения). Немаловажно также место проживания потре­бителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.

У представителей разных социально-демографических групп сфор­мированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведе­нии.

Досуг, связанный с местом проведения. В данном случае выделим Две основные формы досуга: домашний и внедомашний. Такое разделе-


Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


ние, как уже говорилось, зародилось еще в Древнем мире и продолжает оставаться значимым до сего дня.

Домашний досуг (возможность провести свободное время дома, уединенно или с семьей) исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни, поскольку связан с развитием внутреннего мира человека.

В рамках домашнего досуга выделяется семейный досуг, а также отдых вдвоем с любимым человеком. Вообще семейный досуг и досуг с любимым человеком возможен и вне дома. Но как домашнее, так и вне-домашнее проведение свободного времени с членами семьи имеет свои цели и формы, наделяется ярко индивидуализированным характером. Содержание досуга в этом случае определяется непринужденными от­ношениями, душевным и доверительным настроем, семейными тради­циями. Не случайно, например, во всем мире распространен такой вид досуга, как свадебное путешествие молодоженов.

Если иметь в виду семейный досуг дома, то он может быть прове­ден:

♦ в условиях непосредственного проживания человека (дома, на

даче);

♦ в домах родственников, знакомых (хождение в гости).

На основе критерия «досуг дома» можно его классифицировать в зависимости от того, с кем человек проводит дома свободное время:

♦ остается один;

♦ с близкими членами семьи;

♦ с членами семьи и другими родственниками;

♦ с друзьями, соседями.

«Досуг наедине» распадается на множество форм и разновидностей (т.е. на разные досуговые занятия):

♦ любительские занятия (чтение, рукоделие, цветоводство, коллек­
ционирование и др.);

♦ обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизо­
ра, работа в Интернете);

♦ оздоровительные занятия и физические упражнения;

♦ общение с домашними животными и др.

Домашний досуг в кругу родственников может подразделяться на следующие разновидности:

♦ семейные юбилеи, праздничные застолья;

♦ приглашение гостей и хождение в гости;


 

♦ общие любительские занятия (музицирование, коллекционирова­
ние и др.);

♦ игры (с детьми, настольные, включая азартные игры, и др.);

♦ отдых, любительские занятия на даче или в сельской местности
и т.п.

Досуг, который человек проводит вне дома и за рамками семейно-родственных отношений, также можно подразделить в зависимости от того, где и с кем он проводится. Так, внедомашний досуг люди проводят:

♦ в одиночестве;

♦ с друзьями и знакомыми;

♦ с партнерами по бизнесу, коллегами по работе, учебе;

♦ с малознакомыми или незнакомыми людьми.

В зависимости от места пребывания человека вне дома, досуг мож­но подразделить на следующие формы:

♦ по месту работы, учебы;

♦ в учреждениях культуры (театрах, музеях), досуговых центрах,
игровых заведениях;

♦ в рамках открытого демонстрационного пространстве, на специ­
ально оборудованных зрелищных местах и площадках (пребывание на
стадионе, на ипподроме, на летном поле, выделенном под авиа-шоу
и др.);

♦ в парках (зоопарках), скверах, на городских улицах;

♦ в пунктах общественного питания (в кафе, ресторане);
♦ •на природе, в сельской местности и др.

На основе классификации домашнего и внедомашнего досуга мож­но сформировать смешанный его вид, когда, например, человек в со­ставе семьи, а также с друзьями и коллегами участвует в праздничном шествии, ресторанном застолье или в туристском путешествии.

Типы и виды досуга в зависимости от разного содержания. На­зовем типы досуга, основанные на неодинаковой содержательной на­правленности:

♦ культурно-художественный тип (обращение к произведениям ис­
кусства, знакомство с историческими памятниками и др.);

♦ образовательно-развивающий тип (учеба в свободное от работы
время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероп­
риятий и др.);

♦ природно-рекреационный тип (пребывание на природе, общение
с Домашними животными и наблюдение за дикими животными);


 




Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


санаторно-оздоровительный и туристский тип (путешествия, от­
дых на курорте и др.);

♦ спортивно-зрелищный тип (непосредственные занятия спортом и
наблюдение за спортивными соревнованиями);

♦ самодеятельно-любительский тип (хобби, самодеятельное занятие
художественным творчеством);

♦ зрелищно-развлекательный тип.

Выделенные наиболее распространенные и массовидные типы, бе­зусловно, не исчерпывают содержательных разновидностей досуговых занятий, но позволяют образовать новые, смешенные виды и разновид­ности досуга. Например:

♦ народные игры, спортивные занятия и игры на свежем воздухе
(разновидности: подвижные игры, игры с мячом, плавание в открытом
водоеме и др.);

♦ любительские занятия на природе (поход, рыбалка, охота);

♦ культурно-художественный туризм (исторический, музейный ту­
ризм, посещение международных кинофестивалей, театрально-зрелищ­
ных мероприятий и др.).

Весьма разнообразным и широко востребованным является развле­кательный тип досуга — достижение рекреационных целей через вос­приятие определенных видов и жанров искусства. В развлекательном отдыхе задействованы многие разновидности и формы народного ис­кусства (элементы смеховой культуры, бурлеск, веселая музыка и др.), а также профессионального искусства — буффонада, гротеск, эстрад­но-зрелищные формы. Базовыми компонентами развлечений становят­ся смех (юмор, высмеивание), праздничное настроение, легкая музыка (песенно-опереточного типа). Стремление организаторов представить потребителям помпезное и масштабное развлечение рождает в совре­менной индустрии досуга яркое музыкальное зрелище, получившее на­звание шоу. Назначение культурной продукции и содержание досуго­вых занятий приобретает здесь ярко выраженный рекреационный ха­рактер, не требующий от людей серьезных интеллектуальных усилий, ■ не порождающий сложных чувств, хотя острые переживания, радост­ные эмоции в этом случае не противопоказаны.

Развлекательный тип досуга существует в следующих видах и раз­новидностях:

♦ карнавалы, праздничные гулянья и мероприятия (праздник смеха,
проводы зимы, масленица и др.);


 

♦ развлекательные мероприятия в помещениях (цирковые представ­
ления, вечера юмора и сатиры в концертных залах, капустники, развле­
кательные шоу, скетчи на театральных подмостках);

♦ развлекательные жанры искусства, зрелищные виды художествен­
ной продукции (комедии, комиксы, детективы, триллеры, фильмы ужа­
сов, видеопродукция с эротическим содержанием и др.);

♦ легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, жанровые ком­
позиции;

♦ увеселительные занятия на городских улицах, в парках, в меропри­
ятиях развлекательных центров (представления и концерты, аттракционы,
комнаты смеха, викторины, забавы, игры и состязания всех участников на
открытом воздухе, в полузакрытых и закрытых помещениях);

♦ игровая деятельность (включая азартные игры): казино, игровые
автоматы, тотализатор и др.

Обращение к СМИ и аудиовизуальной продукции. Массовые формы досуга формируют особый тип, связанный с обращением людей к СМИ, включая аудиовизульные и глобальные средства связи. В этом случае рассматривают досуг, основанный на обращении людей:

♦ к печатной продукции (чтение журналов, газет, книг);

♦ аудиопродукции (прослушивание радиопередач, музыкальных
звукозаписей и др.);

♦ видеопродукции (просмотр кино-, видеопродукции, телепередач);

♦ средствам мультимедиа (обращение к компьютерным играм, обу­
чающим программам, интерактивным презентациям и др.);

♦ глобальным сетям (работа в Интернете, ФИДОнете и др.).

В последние десятилетия XX и в начале XXI в. указанные разновид­ности досуга, связанные с обращением к аудиовизуальным и глобаль­ным средствам связи, в развитых странах показывают устойчивый и ди­намичный рост по таким показателям, как массовый охват аудитории, частота обращения людей и время, отводимое ими на это занятие, объе­мы вложенных финансов и получаемой прибыли и др.

Классификация досуга по числу участников. По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним и с высоким и сверхвы­соким числом участников меняются организационные приемы и техно­логии, что связано с изменением материально-технических, финансо­вых и кадровых показателей. Итак, число участников досуговых групп может быть следующим:

♦ небольшая группа участников досуга (2-7 человек);


 




Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


средняя группа (до 30 человек);

♦ большая группа (30-100 человек);

♦ сверхкрупная группа (более 100 человек, ориентировочное число
людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в
стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).

На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприя­тий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нуж­ны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.

Характер досугового общения меняется в зависимости от аудито­рии того или иного технического канала связи. В случае, например, те­левизионной трансляции с места события общественного или мирового значения за ней следят в режиме реального времени сотни тысяч и мил­лионы зрителей, однако они не в состоянии общаться между собой, хотя после передачи многие из них, конечно, смогут обсуждать увиденное.

Возможности взаимодействия людей друг с другом возрастают при использовании технических средств, принадлежащих к интерактивным сетям глобальной связи. Правда, и здесь действует правило: чем мень­шее число людей задействовано на одном и том же канале связи в опре­деленный промежуток времени, тем более активным может быть их вза­имодействие. Чем больше аудитория одного канала, тем труднее участ­никам взаимодействовать в режиме реального времени. Коммуникация между ними в этом случае может быть растянута во времени. Известно, что аудитория разных конференций, форумов, веб-страниц в Интернете исчисляется сотнями и даже тысячами участников.

Итак, коммуникация между членами одного досугового занятия, может осуществляться на индивидуальной основе, в домашней обста­новке, на базе традиционных норм связи, закрепленных в конкретной культуре, а также на основе современных коммуникативно-рекреацион­ных технологий и с помощью технических средств.

Классификация досуга по сложности характера и строения. До-суговые занятия можно классифицировать по сложности структурного строения. В этом случае можно выделить такие формы культурно-досу­говой деятельности:

♦ одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и
несходных между собой процедур — уход за цветами, чтение книги дома
или в общественной библиотеке, загорание на пляже;


 

♦ несколько относительно простых занятий, в которых субъект до­
суга может обращаться одновременно или поочередно, с перерывами,
например посещение ресторана. Здесь проходят беседа пришедших вме­
сте людей, выбор напитков и блюд, поглощение пищи, прослушивание
музыкальных номеров, участие в танцах; просмотр концертных номе­
ров;

♦ сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь
может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происхо­
дящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою
аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах прохо­
дят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или
принимают в них участие: аттракционы, выступления артистов на кон­
цертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в
остроумии, сообразительности, ловкости, выставки, демонстрирующие
предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной темати­
кой, и т.п. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, укра­
шения, изделия культурного-бытового назначения) или посетить пункт
общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду, напитки
на улице.

Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуго­вой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтитель­ные. 'В этом случае реализация разных видов занятий растягивается на несколько дней и перемежается с занятиями чисто утилитарного назна­чения. К такому типу культурно-досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода биеннале, фестивали, смотры, карнавалы, а так­же туристические путешествия.

В перечисленных случаях участникам предлагается ряд целевых ме­роприятий, а также ряд дополнительных развлекательных занятий, в пе­рерывах между которыми они могут осуществлять длительные или крат­ковременные переезды. В этом случае в программе также выделяется время на реализацию первичных потребностей участников мероприя­тия — еду, гигиену, физиологический отдых и т.п.

Другие виды и разновидности досуговых занятий. Перечислим критерии разделения досуга, которые широко не распространены в ана­литической литературе, они чаще всего имеют вспомогательный харак-' тер.


 




Глава 2

Выделяют серьезные и обычные виды досуга. Под серьезным досу­гом понимаются занятия, которые, во-первых, требуют от личности упор­ства, активности, творческого подхода, во-вторых, свидетельствуют о самосозидании личности, в-третьих, носят не случайный, а устойчивый характер, определяя этапы жизни. В качестве серьезного досуга высту­пают многие любительские занятия, а также занятия, актуализирующие творческий потенциал, связанные с самореализацией и самоидентифи­кацией человека.

В отличие от серьезного досуга обычные занятия не затрагивают глубинные структуры личности, не формируют творческих качеств лич­ности. Их выполнение требует от человека минимальных усилий и стан­дартных действий — пассивный отдых дома, прогулки на воздухе, ку­пание в открытом водоеме, загорание на солнце.

Экстравагантные виды досуговых занятий характерны для наро­дов разных исторических периодов, часть из них дошла до нашего вре­мени. Подобные виды досуга, как правило, не встречаются в других местах; нередко сохраняются у жителей определенного поселения или конкретной страны как отголосок далекого прошлого, когда они были праздничной или карнавальной забавой.

Так, в одном из небольших южных городов средневековой Ита­лии зародился праздник, который называют «апельсиновые бои», который жители проводят до настоящего времени и который вызы­вает немалый интерес у туристов. В праздничный день по главной улице городка едет повозка, в которой стоят несколько мужчин. По краям дороги выстраиваются участники праздника и забрасывают повозку апельсинами. Стоящие в ней мужчины отбиваются. Эта си­туация порождает смех и всеобщее удовольствие.

Во многих странах мира сохранились уникальные в современ­ных условиях зрелища и разновидности общественного досуга. На­пример, в Объединенных Арабских Эмиратах пользуются немалой популярностью бега с участием одногорбых верблюдов, которых специально выводят для этой цели.

Еще одна разновидность экстравагантных досуговых занятий связа­на с отдельными увлечениями состоятельных слоев, представители ко­торых во все времени выделялись своими причудами, а иногда и само­дурством. Не будем вспоминать время, когда представители, например, аристократических родов развлекались тем, что унижали людей из низ­ших слоев.


Основы теории культурно-досуговой деятельности

В наше время состоятельные люди многих стран мира держат дома диких животных, среди которых имеются даже хищники, не поддающиеся приручению. Многие из таких животных требуют во­льерного содержания, специалистов по надзору и специальных мер безопасности.

Более простые случаи — содержание в доме привычных собак или кошек. Экстравагантность заключается в том, что хозяева (чаще всего хозяйки) животных проявляют недюжинную фантазию — со­здают для них особо комфортные условия жизни: кормят деликатеса­ми, одевают в дорогие и изящные наряды, делают маникюр, модно стригут, украшают драгоценностями. Домашних животных обслужи­вает целая армия специалистов, которые предоставляют множество услуг. Например, в Чили есть даже фитнес-клуб для собак. Во мно­гих странах искусные хирурги делают животным пластические опе­рации, чтобы собаки или кошки более походили на плюшевых игру­шек. Умерших животных хоронят на специальных кладбищах. По­добные факты свидетельствуют, конечно, не о специфике «досуга животных», а скорее о досуге хозяев, и в немалой степени об их отношении к животным.

Еще одна из причин появления экстравагантных досуговых занятий состоит в том, что существует немало любителей острых ощущений. В свободное время они хотят пережить сильные эмоции, получить та­кие впечатления, которые запоминаются надолго. Подобный спрос во все времена получал предложения. Например, на основе такого спроса родицся экстремальный туризм.

Далеко не всегда стремления любителей острых ощущений, а также желание организаторов удовлетворить спрос на подобные ощущения бывают совместимыми с нравственностью. Так, в Таиланде, побережье которого подверглось в декабре 2004 г. разрушительному действию цуна­ми, одна из турфирм приглашала желающих посетить места катастрофы. В качестве мероприятий при этом предлагалась раздача гуманитарной по­мощи, обзор разрушений, а также участие в похоронах погибших. В этом случае можно говорить о неразборчивости целей и содержания маршрута, о конфликте со здравым смыслом и общественной моралью.

В особую разновидность досуговых занятий следует выделить та­кие, которые приобретают в современных условиях откровенно анти­общественный или противоправный характер (антиобщественные, раз­рушительные для индивидуального развития виды досуговой деятель­ности, а также виды досуговых занятий, запрещенные законом).


Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


2.4. Структурные компоненты культурно-досуговой деятельности

Рассмотрим структуру культурно-досуговой деятельности с пози­ции наличия в ней следующих компонентов:

♦ субъектов деятельности;

♦ задействованных культурно-исторических, художественных, ду­
ховных ценностей, а также товаров культурного назначения;

♦ природно-ландшафтных, биорастительных комплексов;

♦ материально-технических средств, сопутствующих бытовых то­
варов и вещественных ресурсов.

Перечисленные структурные компоненты определяют культурно-досуговую деятельность как единый общественный и экономический феномен, как целостную самостоятельную сферу жизнедеятельности общества и конкретного человека. Рассмотрим их подробнее.

Субъекты культурно-досуговой деятельности. Важнейшими ком­понентами этой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъек­тов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организа­ции. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъек­тами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты, работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг дру­гих людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организа­ции и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности под­разделяются на:

1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об инди­видах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях.

Среди основных субъектов выделим:

самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятель­
но-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.)
и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Са­
модеятельными субъектами выступают многочисленные любите-


ли охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;

субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их

качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, поры­бачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предостав­ляют им такие возможности;

2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на про­фессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлече­нии. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

руководящий состав профессиональных организаторов досуга

ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугово-го и в целом социокультурного сервиса. Представители этой груп­пы — ключевые фигуры в проектировании, организации и реализа­ции основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

профессионально-творческий состав работников искусства и
средств массовой информации
— представители данной группы
осуществляют непосредственный контакт с аудиторией — артис­
ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст­
ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис­
ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие
способности, профессиональное мастерство, психологическая
подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан­
ных мероприятий с их участием;

высококвалифицированные работники и специалисты разных от­
раслей производства товаров и продуктов культурного назначения,
а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви­
са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек­
реационных центров, мест размещения, руководители туристских
групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се­
тей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализа­
ции основных этапов организации и осуществления досуга, на­
прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;


 




Глава 2

рядовые исполнители и производители услуг в области досуга

работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифици­рованным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодей­ствуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостини­цы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

вспомогательный персонал — технические работники учрежде­
ний культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в
тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти
работники осуществляют важные функции: предоставляют незри­
мые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда
специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения.
Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие теп­
ла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещени­
ях, надежную работу техники и др.;

♦ представители исполнительной и законодательной власти в цент­ре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санатор­ных, спортивно-туристских учреждений, информационных струк­тур и правовых организаций. Работники этих учреждений и органи­заций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и кулыурно-досуговой деятель­ности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

♦ лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ­
ции, связанные с финансированием,
а также предоставляющие до­
норскую помощь
организаторам досуга (продюсеры, органы вла­
сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также
партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных орга­низаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделе­ния выступают следующие.

Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на при­мере организаций Российской Федерации):

♦ учреждения федеральной собственности;

♦ учреждения субъектов РФ;

♦ учреждения муниципальной собственности;


Основы теории культурно-досуговой деятельности

♦ организации частной собственности физических или юридиче­
ских лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:

♦ производящие товары и продукты культурного назначения (поли­
графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ­
ных промыслов и сувениров и др.);

♦ оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион­
ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, куль­
турно-развивающие, информационные, игровые и др.);

♦ осуществляющие в основном торговлю культурными товарами,
предметами искусства.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

♦ культурное просветительство, художественное творчество, разви­
тие эстетических чувств аудитории досуга;

♦ отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия или учреждения досуга:

♦ коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос­
ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф­
фекта — фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и до­
суга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ­
водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;

♦ некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-
содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен­
ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи,
поддержание культурного престижа нации, развитие художественного
творчества и др. — общественные каналы СМИ, государственные теат­
ры, библиотеки, музеи, клубы;

♦ смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и
учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, полу­
чаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перерасп­
ределяя дополнительные средства внутри своей организации — в усло­
виях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком­
мерческих организаций.

Культурно-художественные ценности, товары культурного назна­чения. В досуговой деятельности нередко бывает задействован нема­лый объем культурно-художественных ценностей, а также товаров культурного назначения.


Глава 2


Основы теории культурно-досуговой деятельности


 


Прежде всего, речь идет о культурно-исторических и художествен­ных ценностях, находящихся в музеях (тематические экспонаты, карти­ны, предметы прикладного искусства, драгоценные камни, украшения, старинные костюмы и утварь и т.п.), расположенных на исторических территориях (исторические памятники, архитектурно-исторические объекты, технические сооружения прошлых веков и др.). В большин­стве стран эта совокупность культурно-исторических и художественных ценностей представляет национальное или мировое достояние и нахо­дится под охраной государства. Но могут существовать также ценности регионального, локального или частного значения, к которым потреби­тели также проявляют интерес.

Сохранение культурно-исторических ценностей требует немалых усилий со стороны их собственников, в частности, финансовых вложе­ний, кадрового обеспечения и др. Но эти усилия и расходы во многом оправдываются. Во-первых, возникает культурно-воспитательный эф­фект: происходит знакомство и освоение этих ценностей представите­лями молодых поколений, местными жителями, которые отождествля­ют свою локальную культуру с этими ценностями и гордятся ими. Во-вторых, культурно-исторические ценности окупаются за счет того, что они входят в экономическую инфраструктуру, позволяя приглашать и обслуживать туристские и экскурсионные потоки, жителей других го­родов, граждан зарубежных стран.

Велика роль в осуществлении досуга предметов и товаров культур­ного назначения: книжной продукции, настольных игр, изопродукции, компакт-дисков, аудио- и видеокассет, коллекционной и сувенирной про­дукции и др. Эту продукцию основные субъекты досуговой деятельно­сти могут приобретать в личное пользование, обращаясь к ней в свобод­ное время. Однако немалая часть товаров культурного назначения мо­жет оседать и в учреждениях культуры: библиотеках, музеях, досуговых центрах.

Расположение центров, хранящих культурно-художественные и ис­торические ценности, а также производство и продажа товаров культур­ного назначения — важные элементы досуговой инфраструктуры кон­кретного города, страны или мирового региона.

Природно-ландшафтная основа, растительный и животный мир как компоненты досуговой деятельности. В современной досуговой деятельности населения развитых стран данные компоненты приобре­тают исключительно важное значение. Особенно высок спрос на эколо­гически чистую окружающую среду, здоровый ландшафт и климат (на-


личие водоемов, древесная, кустарниковая растительность, представи­тели животного мира, ясная и теплая погода). В разных странах, осо­бенно в тех, которые притягивают крупные потоки туристов, специаль­но выделяются и охраняются масштабные чистые зоны: рекреацион­ные, курортные, заповедные, особо охраняемые зоны отдыха, а также заказники-заповедники, крупные парки (национальные, прогулочно-пей-зажные, аквапарки). В определенных поселениях и особенно в городах выделяются локальные рекреационные пространства: зеленые насаж­дения, городские сады, скверы и парки, зоны отдыха, площадки развле­чений. Сохранность природных комплексов и нейтрализация в них не­гативных последствий от рекреационных нагрузок — заслуга владель­цев, в роли которых, как правило, выступают государственные органы или местные власти.

Досуговые занятия, в процессе которых человек обращается с рас­тительным миром, представителями животного мира, — сфера деятель­ности зоопарков и зоомагазинов, а также сервисных фирм, занятых раз­ведением и продажей домашних животных, комнатных растений и рас­тений, высаживаемых в открытом грунте.

Ныне естественные компоненты ландшафтной среды, флоры и фау­ны нередко вводятся в помещение учреждений досуга и центров развле­чений. Так, широко используются декоративные растения, бассейны или аквариумы с рыбами, клетки с поющими пернатыми и даже вольеры с рептилиями.

Материально-технические средства, сопутствующие товары и вещественные ресурсы культурного назначения. К ним относятся материальные сооружения и постройки, технические приспособления, специальное оборудование, приспособления, товары и вещественные ре­сурсы повседневного спроса, сопровождающие кулыурно-досуговую активность.

Материальные сооружения и постройки характерны для досуга, прово­димого как в помещении, так и на открытых площадках (стадионы), в при­родной среде (национальные парки). В одних случаях (отдых в ресторане, культурном учреждении, фитнес-клубе и т.п.) помещение специально со­оружается или в крайнем случае переоборудуется под досуговое помещение. Для этого в каждой стране вырабатываются строительные (СНиПы) и ин­женерно-технические стандарты, технологии и нормативы для возведения таких построек и обслуживания в них людей. Речь идет о расчете свобод­ной площади на одного посетителя, об уровне комфорта, о требованиях


 




Глава 2

безопасности и т.п. Когда сооружение для отдыха больших групп людей возводится не по нормативам, рассчитанным на специфические геоклима­тические условия, когда игнорируются традиции и досуговые навыки на­селения, возможны крупные аварии.

Многие сооружения, приспособления и оборудование мест для от­дыха могут носить менее регламентированный характер — беседки и скамейки в сквере, места для отдыха на территориях, предназначенных для прогулок, рыбалки, охоты и т.п. Однако здесь также должны соблю­даться требования, предъявляемые к безопасности, прочности и удоб­ству подобных сооружений и средств отдыха.

В организации современного досуга постоянно растет доля машин, технических средств и механизмов. В настоящее время множество ви­дов досуговых занятий связано не только с отдельными механизмами, но и с системой технических комплексов. Это парки развлечений, досу­говые и спортивные центры, в рамках которых работает множество пло­щадок с техническими средствами — аттракционами, тренажерами, обо­рудованием для детских площадок, тиров, бильярдных залов, боулинг-и фитнес-клубов. Сложные технические комплексы разрабатываются специально для центров с искусственным климатом, тематических пар­ков и аквапарков, бассейнов. Для театральных помещений, концертных площадок, стадионов существуют разнообразные светотехнические, ла­зерные и акустические установки. Современные казино и игровые залы снабжаются немалым числом специальных автоматов и разнообразной игровой техникой. Многие центры досуга оборудованы современными камерами слежения, которые фиксируют все происходящее внутри по­мещения или вне его.

Свой вклад в технизацию досуга вносит компьютерная техника. Ныне компьютер может быть использован для игры и развлечений в разных ме­стах и жизненных ситуациях. Играть в электронные и компьютерные игры, слушать музыкальные записи можно как дома, так и в интернет-кафе или во время транспортного передвижения по городским улицам.

Специально разработанного оборудования требует проведение мас­совых праздников на городских улицах или специальных площадках — стадионах, летном поле, открытом пространстве. В этом случае исполь­зуют декорации, стенды, материалы для украшения домов и улиц, тех­ника для светодизайна городской среды, фейерверки, светотехническое, лазерное и акустическое оборудование, а также оборудование для вре­менных сценических площадок.


Основы теории культурно-досуговой деятельности

Немалое количество промышленных товаров и ресурсных средств различного характера и назначения связано с содержанием досуговой деятельности или с обслуживанием людей в этом процессе. Например, в ресторане к таким ресурсам относятся пищевые продукты, напитки, в туризме и занятиях спортом — соответствующая одежда, спортивные товары и тренажеры, в оздоровительных комплексах — лечебно-оздо­ровительные препараты, санитарно-гигиенические принадлежности, тре­нажеры и т.п.

Участие людей в художественной самодеятельности сопряжено с по­купкой специальных костюмов, обуви, украшений для театрального или концертного исполнительства. Даже традиционное проведение досуга дома, как правило, сопровождается тем, что люди делают друг другу подарки, покупают книги, музыкальные диски, а также товары, вещи, сырье и продукцию для любительских занятий (разведение домашних животных, выпиливание, вышивание и др.).

Главное требование к материалам, товарам, технике и автоматам для досуговых занятий связано с их удобством, безопасностью, простотой в обращении. Потребности населения в такого рода продуктах, това­рах, технике способствуют развитию определенных сегментов индуст­риально-промышленного производства.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте эволюцию научных знаний о досуге, начиная с античнос­
ти и до наших дней.

2. Какие предметно-дисциплинарные подходы использованы в анализе куль­
турно-досуговой деятельности?

3. Что такое содержание досуга и каковы важнейшие содержательные направ­
ления современной досуговой деятельности?

4. Почему анализ целей и мотивов досуговой активности населения важен для
представителей власти и бизнеса?

5. Перечислите и охарактеризуйте основных субъектов культурно-досуговой
деятельности.

6. Назовите важнейшие подходы к классификации досуга и досуговых занятий.

7. Каковы важнейшие компоненты культурно-досуговой деятельности?

8. Перечислите и охарактеризуйте неодушевленные компоненты, сопровож­
дающие культурно-досуговую деятельность людей.

Литература

Ованесова Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, пред­принимательство, менеджмент. М., 2006.


Глава 2


Джил О. Игра в семейной терапии. М., 2003.

Домрачева Л. Г. Теоретические основы регулирования межнациональных отноше­ний средствами культурно-досуговой деятельности. М, 1995.

Михайлова Л. Н. Социология досуга. М, 1999.

Морозова Е. Я., Тихомирова Э. Д. Экономика и организации предприятий социально-культурной сферы. СПб., 2002.

Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. М 1995.

Мячкин А. В Способности и потребности личности: диалектика формирования. М.(1983.

Орлов А. С. Социология рекреации. М., 1995

Петрова 3. А. Методология и метод социологического исследования культурно-до­суговой деятельности. М., 1990.

Погрешаева Т. А. Самосозидание личности в свободное время. Саратов, 1999.

Развитие творческих способностей личности в сфере досуга. Куйбышев, 1990.

Розин В. М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. 1999. № 6.

Санаторно-гигиенические правила и нормы. М., 2004.

Скрипунова Е. А, Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи // Социс. 2002. № 1.

Современные технологии социокультурной деятельности. Тамбов, 2002.

Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. М., 2002.

Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.

Стрельцов Ю. А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики. М., 1999.

Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996.

Человек и рекреация. Сочи, 1992.

Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань, 2001.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.