Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация некоторых видов массового самодеятельного досуга






Снятие административных ограничений и идейных запретов по от­ношению ко многим самодеятельным занятиям привело в постсовет­ское время к своеобразному взрыву любительского досуга, который при­нимает разнообразные формы — стихийные и целенаправленные, не­организованные и полуорганизованные, реализуемые любителями самостоятельно или с помощью профессиональных менеджеров. Мно­гие любительские занятия отображают альтернативные формы прове­дения свободного времени, которые редко встретишь в коммерческих сегментах организованного досуга. Однако многие виды любительско­го досуга определенным образом пересекаются с организованным от­дыхом, индустрией досуга, бизнесом в сфере культуры.

Например, издавна в нашем обществе среди определенных со­циальных групп было распространено коллекционирование подлин­ных картин, редких книг, предметов старины и т.п. В советский пе­риод это любительское занятие официально не запрещалось, но к нему относились с подозрением: интерес к такого рода экспонатам требует немалых финансовых средств, которыми рядовые советские граждане, как правило, не обладали. Но многие удивились бы, уз­нав, что истинные любители старины могли покупать свои экспона­ты не только в комиссионных магазинах, где они зачастую стоили гроши, но и находить на свалке, куда выбрасывался хлам.

Ныне коллекционирование редких предметов и художественных ценностей переживает ренессанс, что во многом объясняется появ-


Глава 4

лением состоятельных групп населения, формирующих спрос на предметы старины. В крупных городах страны сформирован рынок антиквариата, действуют специализированные салоны-магазины и аукционы. Вместе с тем подлинные коллекционеры избегают мас­совых продаж. Их занятие во многом носит не показной характер, а связано с тщательной экспертизой, конфиденциальностью и лич­ными доверительными отношениями.

Перченко М. Вся правда о коллекционерах в России // Родная газета. 2005. № 5.

В современной России увлеченность массы людей определенными любительскими занятиями поддерживается производством товаров куль­турного назначения. Так, существует своего рода индустрия предметов ухода за домашними животными и их питания, массовое производство товаров для комнатного цветоводства, рукоделия, шитья и т.п. Процве­тают специализированные магазины типа «Сделай сам», «Домашний мастер», «Рукодельница».

На удовлетворение потребностей, связанных с любительскими за­нятиями на дому, начинает работать и сфера сервиса. В крупных горо­дах рождается досуговое индивидуальное обслуживание по месту про­живания. В домашней обстановке могут оказывать услуги консультан­ты-флористы, ветеринары, дизайнеры интерьера и т.п. Кроме того, клиента сегодня обслуживают на дому врачи-диетологи, персональные тренеры, преподаватели танцев или иностранного языка. При этом кли­енту могут предложить сопутствующие товары, продукты, технику -спортивные тренажеры, лекарственные препараты, пищевые добавки, учебники и т.п.

Особым объектом интереса организаторов становятся и массовые любительские занятия, охватывающие масштабные группы самодеятель­ного досуга. Именно в этих группах можно использовать эффективные технологии и услуги, которые быстро самоокупаются.

Корни многих любительских занятий вырастают не только из совет­ского, но и из дореволюционного времени. В нынешних условиях эти занятия получают активное развитие, что стимулирует появление но­вых их разновидностей. Рассмотрим некоторые любительские движе­ния, которые существуют не в индивидуальных или групповых формах, а в массовых и поэтому требуют определенной организации и сервиса. Такие движения могут стать предметом интереса профессиональных ме­неджеров досуга, которые ищут свою нишу в досуговом бизнесе и спо-


Развитие досуговой деятельности в современной России

собны оказать необходимую помощь любителям в организации их ме­роприятий.

Фестиваль самодеятельной авторской песни родился в 1968 г. Он назван в честь студента Куйбышевского авиационного института В. Гру-шина, который сочинял и исполнял песни. В советский период Грушин-ский фестиваль не раз запрещался и проводился в условиях полуподпо­лья. Возродить публичный статус этого фестиваля стало возможным только в перестроечный период.

Грушинский фестиваль проводится каждый год в июне, что облегчает проживание его участников в туристских палатках. Со всех концов страны и ближнего зарубежья на фестиваль собираются как старожилы, так ис­полнители-новички, а также их слушатели. На фестивале несколько те­матических площадок, среди которых есть военная песня, детская и др. Дни фестиваля превращаются в живой процесс, коллективное творче­ство всех участников (аудитория подпевает авторам). Организационные технологии проведения фестиваля складывались спонтанно, в процессе самоорганизации участников. Наиболее эффективные формы и техно­логии проведения постепенно закреплялись. Уже давно фестиваль на­чал получать финансовую и организационную помощь извне. Его спон­сорами выступают такие солидные производственные коллективы, как телевизионные и радиоканалы, а также газеты МК, «Литературная газе­та», «Труд» и др. Ныне фестиваль проходит под патронажем правитель­ства Самарской области. Он стал носить название международного, хотя до недавнего времени оставался всероссийским.

Однако бессменный президент клуба им. Грушина Б. Кейльман кон­статирует, что судьба фестиваля под вопросом. Слишком трудно стало решать проблемы размещения медицинских пунктов, гостей под откры­тым небом, уборки мусора специальными машинами и др. Все это ста­ло сложно делать без серьезной сервисной и финансовой поддержки. Спонсоры и местная власть помогают, но эпизодически; помощь может прекратиться.

Может быть, в этой ситуации целесообразно обратиться к профессио­нальным менеджерам и представителям культурного бизнеса, со стороны которых уже есть соответствующие предложения? Однако организаторы опасаются, что проведение фестиваля целиком на рыночной основе унич­ижит его романтику. Президент клуба считает, что подобного рода куль-турные явления носят некоммерческий характер и нуждаются в государ­ственной поддержке наряду с поддержкой региональных властей.


 




Глава 4

Слет российских байкеров (мотор-шоу). Байкеры не ставят перед собой сугубо творческие цели. Главное для них — общение и демонст­рация техники. В этом случае организаторам удается сочетать самодея­тельное начало с некоторым объемом сервисно-коммерческих функций. Слет байкеров обычно проводится вдали от крупных городов, в сельской местности. Эта территория должна иметь хорошие подъезды и распола­гать возможностью для проведения мотокросса. Организаторы официаль­но приглашают определенное число людей, среди которых — известные и почетные члены движения байкеров, рок-музыканты, участники полуан-дерграундных культовых групп и др. Участие и труд некоторых пригла­шенных оплачивается. Основное число участников покупают билеты (плата довольно высока), что позволяет образовать некоторую коммер­ческую основу для проведения разных конкурсов, оплаты персонала, выполняющего сервисные, вспомогательно-организационные задачи.

Число участников такого рода мероприятий достигает 10-20 тыс. человек, они приезжают из разных городов страны, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. В программе шоу значатся ведущие со­стязания — мотокросс, конкурсы на лучший мотоцикл. Параллельно проходят развлекательные конкурсы: на лучшую татуировку, соревно­вание на звание «самого толстого байкера» и т.п. Программой преду­сматривается прослушивание приглашенных рок-музыкантов. Но основ­ная задача слета — личное общение участников (совместные трапезы, обсуждение технических вопросов и проблем движения байкеров).

Подобные многолюдные мероприятия порождают у его участников усталость от напряженной активности, множества контактов и вместе с тем дают огромный заряд энергии. Все участники получают то, чего не могут обрести самостоятельно или в небольших коллективах: приоб­щенность к масштабному движению.

Рассмотрим еще одну разновидность любительского досуга, объе­диняющего целителей, нестандартно мыслящих художников, музыкан­тов, а также знатоков этнических традиций, любителей экзотических занятий и видов творчества (в частности, музыкального, фольклорного и др.). Это движение родилось из этнофестиваля и переросло в фести­валь мировой культуры. Его члены уже не раз собирались вместе. Но на свои встречи приглашают всех желающих, рекламируя свое мероп­риятие. Они привозят с собой костюмы, культовые предметы, оборудо­вание. Поэтому встреча требует аренды территории и помещений. Всем желающим продаются билеты, что позволяет оплатить аренду.


Развитие досуговой деятельности в современной России

Например, в 2005 г. для этого фестиваля был снят подмосковный спортивный комплекс «Сорочаны». На территории комплекса стояли спе­циально возведенные в этнонациональном стиле павильоны и шатры, где демонстрировались фольклорные традиции, музыка, кухня, сувени­ры различных народов и культур мира. Все участники фестиваля могли при желании включиться в занятия китайской гимнастикой тай-цзи цзю-ань, петь мантры с кришнаитами, танцевать под африканские барабаны, слушать лекцию, например, по философии Карлоса Кастанеды. Наибо­лее продвинутым любителям этнической и спортивной экзотики пред­лагалось оценить велосипедный экстрим, полетать на параплане, наблю­дать шоу воздушных змеев и монгольфьеров.

Обмен опытом организаторов, бескорыстная демонстрация своих занятий перед аудиторией сочетаются с коммерческим расчетом и плат­ным обучением новичков. Однако основное назначение подобных фес­тивалей все же связано не с коммерцией. Мероприятия такого рода со­здают всем участникам благоприятные условия для расширения инди­видуального кругозора, предоставляют возможность новичкам обучиться редким любительским занятиям у мастеров, позволяют наладить новые социальные связи и общение по интересам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.