Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы и система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями






Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей и Особенной частей.

Общеправовые (иначе их называют конституционными) принципы предусмотрены в Конституции Российской Федерации. Эти нор­мативные предписания обладают наивысшей юридической силой.

Исходя из принципа народовластия российский народ осущест­вляет свою власть в экологических правоотношениях непосред­ственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая ст. 3 Конституции РФ).

Согласно части первой ст. 3 Конституции РФ многонацио­нальный российский народ — единственный источник власти в России и носитель суверенитета.

Принцип гуманизма состоит в том, что отношения в области охраны окружающей среды, экологического благополучия стро­ятся с учетом интересов не только настоящих, но и будущих поколений людей. Приоритетными составляющими принципа являются следующие требования.

✓ недопустимость такого порядка использования объектов природы, который бы способствовал причинению вреда здоровью людей;

✓ каждый субъект экологических правоотношений обязан осуще­ствлять свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать требований экологической безопасности.

Принцип законности предполагает точное и безусловное вы­полнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений.

Составляющие этого принципа.

всеобщность, то есть распространение нормативных предписа­ний на всех без исключения граждан и организации, которые выступают в качестве субъектов экологических правоотношений;

безусловность, то есть недопустимость отступления от требова­ний нормативных предписаний под предлогом каких-либо об­стоятельств, за исключением предусмотренных законом;

единство, что означает единообразное применение норматив­ных предписаний всеми субъектами экологических правоот­ношений в любом регионе России.

Соблюдению этого принципа способствует наличие специ­ально уполномоченных для надзора за законностью органов (прокуратура), органов, осуществляющих правосудие (суды), принятие особых нормативно-правовых актов (материальных и процессуальных).

Принцип интернационализма объединяет в себе составляющие.

✓ международную;

✓ национальную.

Международная составляющая принципа интернационализма в экологических правоотношениях предусматривает сотрудниче­ство разных стран в области охраны окружающей среды (в ча­стности, обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и передовых природоохранных технологий, помощь од­ного государства другому в чрезвычайных экологических си­туациях и т. д.).

Национальная составляющая как элемент принципа интерна­ционализма в экологических правоотношениях отражает внут­ригосударственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в природопользовании и обеспечении экологической безопасности.

О важности принципа интернационализма свидетельствует также значение международных договоров в деле охраны природной среды. Согласно ст. 82 Федерального закона " Об охране окру­жающей среды", если международным договором в области ох­раны окружающей среды, заключенным РФ, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены российским законо­дательством, то применению подлежат правила международно­го договора. Таким образом, международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными нормами.

Успех в деле охраны окружающей среды невозможен без со­блюдения на практике принципа единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Исходя из требова­ний статей 42 и 58 Конституции РФ осуществление прав и свобод в области экологических правоотношений неразрывно связано с выполнением гражданами своих обязанностей. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологи­ческим правонарушением (ст. 42). При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Тесная связь между правами и обязанностями субъектов-природопользователей — характерный признак рассматриваемого принципа.

Ключевой составляющей принципа гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Консти­туции РФ). Должностные лица, виновные в пре доставлении неправдивых сведений, искажении соответствующей информа­ции, несут административную и иную ответственность. Наряду с этим принцип гласности предполагает публичное освещение фактов применения ответственности за экологические право­нарушения. Это требование имеет важнейшее профилактиче­ское значение.

Принципы Общей части отражают специфику экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объ­ектов. Исходя из этого различают следующие принципы.

Приоритет интересов народов, проживающих на соответст­вующей территории, и защита прав отдельного человека преду­сматривает следующее.

✓ земля и другие природные ресурсы используются и охраня­ются в РФ как основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории (часть первая ст. 9 Конституции РФ);

✓ природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу другого государства, за исключением случаев, установленных законом;

✓ управление в сфере использования и охраны природных объ­ектов осуществляется по д контролем органов управления об­щей компетенции;

✓ государство вправе координировать использование природных объектов, в том числе изымать их для государственных или муниципальных нужд и принудительно выкупать.

Защита прав отдельного человека обеспечивается тем, что со­гласно ст. 42 Основного закона каждый в РФ имеет право на благоприятную окружающую среду в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуа­циями природного и техногенного характера (ст. 11 Закона " Об охране окружающей среды"). Данное право обеспечивается ох­раной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, произ­водством и реализацией доброкачественных продуктов пита­ния, а также предоставлением населению доступной медицин­ской помощи.

Принцип строго целевого использования природных объектов недопускает использования природных объектов не по целевому назначению. Запрещается, например, использовать земли сель­скохозяйственного назначения в иных целях, не связанных с ведением сельского хозяйства. Исключения составляют случаи, предусмотренные законом.

Целевое назначение природных объектов определяется не только при их предоставлении (приобретении), но и посредством придания им соответствующего правового статуса.

Предусмотренные в проекте хозяйственного устройства природ­ных объектов требования государства обязательны для исполне­ния субъектами экологических правоотношений, любым природопользователем.

Принцип рационального и эффективного использования природных объектов предусматривает получение при минимальных затратах наибольшего экономического эффекта от использова­ния природных объектов в хозяйственной деятельности, исклю­чающей причинение экологического вреда природной среде.

Отличительный признак этого принципа — единство экономиче­ской и экологической составляющих.

Экономическая составляющая направлена на достижение поло­жительного эффекта от использования природных объектов при оптимальном вложении затрат.

Экологическая составляющая содержит требование об охране окружающей среды и соблюдении экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, предусматривающей использование природных объектов.

Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природные объектов предусматривает что любые природные объ­екты не застрахованы от отрицательного воздействия, обуслов­ленного деятельностью. При этом обязанность природопользователя — предусмотреть выполнение соответствующих мероприятий, направленных на бережное использование природных объектов.

В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть си­туация, когда наиболее выгодный, с экономической точки зре­ния, способ экологопользования повлечет за собой причине­ние вреда тому или иному природному объекту. В таком случае приоритетным будет являться экологическое требование. Зна­чит, способ хозяйствования, наносящий ущерб природному объекту, не может применяться: его необходимо приостановить или скорректировать.

Принцип комплексного подхода в экологопользовании содержит требование, согласно которому при использовании определен­ного природного объекта необходимо учитывать его экосвязи с другими природными объектами и с окружающей природной средой в целом.

Требования принципа обусловлены сущностью экосистемы, оз­начающей единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором все компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии.

Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов: платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие при­родные ресурсы) взимается.

✓ за право пользования природными ресурсами в пре делах уста­новленных лимитов;

✓ сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

✓ на воспроизводство и охрану природных ресурсов и т.д.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздей­ствия взимается, в частности за выбросы, сбросы загрязняю­щих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения.

✓ в пределах установленных лимитов;

✓ сверх установленных лимитов.

Существенное значение имеет тот факт, что внесение указан­ной платы не освобождает природопользователя от выполне­ния мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Уникальностью каждого природного объекта обусловлено тре­бование бережного к нему отношения со стороны природо- пользователей. Не случайно правовые принципы Особенной части экологического права предусматривают наличие определенных приоритетов в использовании тех или иных природных объектов.

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения означает, что пригодные по своим характеристикам для ведения сельского хозяйства земли прежде всего должны использоваться в сель­скохозяйственных целях. Для несельскохозяйственных нужд дол­жны предоставляться земли, которые не пригодны для исполь­зования в сельском хозяйстве.

Использование любых земель связано с необходимостью про­ведения мероприятий, предусматривающих повышение плодо­родия почв. До выполнения работ, в результате которых может быть поврежден плодородный слой почвы, этот слой необхо­димо снять и направить для реализации мер по повышению плодородия земельных угодий. Требования, касающиеся бе­режного отношения к землям сельскохозяйственного назначе­ния, предусматриваются целым рядом ведомственных норма­тивных актов. Так, например, плановые работы по ремонту и реконструкции линий электропередачи, проходящих по сель­скохозяйственным угодьям, производятся по согласованию с землепользователями и, как правило, в период, когда эти зем­ли не заняты сельскохозяйственными культурами или когда можно гарантировать сохранность культур. Иногда работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на линиях электропередачи выполняют в любое время года и без согласования с землепользователем. В таком случае предпри­ятия, в ведении которых находятся линии электропередачи, по завершении соответствующих работ должны привести земель­ные угодья в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные при производстве работ.

Приоритет вод питьевого и бытового назначения предусмотрен Водным кодексом РФ, согласно которому использование вод­ных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения является приоритетным. В этих целях должны ис­пользоваться защищенные от загрязнения и засорения поверх­ностные и подземные водные объекты.

Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, в иных целях не допускается, за ис­ключением случаев, предусмотренных законодательством.

Для обеспечения населения водой, пригодной для питьевого водоснабжения, на случай возникновения чрезвычайных си­туаций резервируются источники питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных вод­ных объектов. Для этих источников устанавливается специаль­ный режим охраны и контроля их состояния.

Приоритет использования недр для разработки полезных иско­паемых предусматривает требование, согласно которому пло­щади залегания полезных ископаемых используются прежде всего для извлечения природных богатств подземных кладо­вых. Застройка на этих территориях производится при соблю­дении ряда условий.

Для застройки площадей залегания полезных ископаемых не­обходимо получить разрешение федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального органа) и органов государственного горного надзора. Такое разрешение может быть выдано при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи­ческой целесообразности застройки. Что касается самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, то она прекращается без возмещения произве денных затрат, затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

Приоритет лесов защитного назначения предусматривает что за­конодательством предусматривается статус повышенной охраны для лесного фонда, имеющего экономическое, экологическое и социальное значение. Исходя из значения выполняемых функ­ций и местоположения в лесном фонде выделяют леса первой, второй и третьей групп. Леса первой группы (основное назна­чение которых — выполнение водоохранных, защитных, сани­тарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций), а так­же леса особо охраняемых природных территорий дифференци­руются по категориям защитности.

Приоритет условий существования животных в состоянии ес­тественной свободы установлен требованиями Федерального закона " О животном мире". Запрещается пользование живот­ным миром в научных, культурных и просветительных целях, если для этого требуется изъять животных из природной среды, и такие действия наносят вред животным и среде их обитания. Наличие данного принципа обусловлено тем, что животный мир — это достояние народов Российской Федерации, неотъ­емлемый элемент природной среды и биологического разнооб­разия Земли, возобновляющийся природный ресурс, важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы.

Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разде­лов, институтов и входящих в них норм.

Как и во многих других отраслях права, в экологическом — выделяют Общую и Особенную части.

Кроме того, ряд норм составляет Специальную часть экологи­ческого права.

Общая часть включает такие разделы, как

✓ предмет и систему экологического права;

✓ источники и принципы экологического права;

✓ экологические правоотношения;

✓ права собственности и природопользования;

✓ экологическая экспертиза;

✓ экологический контроль;

✓ управление экологией;

✓ ответственность за экологические правонарушения.

Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов ис­пользования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических сис­тем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следую­щие эколого-правовые режимы.

✓ недропользования;

✓ водопользования;

✓ лесопользования;

✓ пользования животным миром;

✓ использования и охраны природных объектов, находящихся в сфе­ре несельскохозяйственного производства;

✓ использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства;

✓ экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплек­сов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологи­ческого благополучия населения.

Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов:

✓ международно-правовая охрана окружающей среды;

✓ загрязнение Мирового океана;

✓ экология и космос.

Основные нормы и институты экологического права формируются на основе базовых отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы.

Конституционное право включает конституционные нормы по охране окружающей среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность органов власти в данной сфере.

Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть экологоправового механизма охраны окружающей среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.

Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования.

Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

Согласно ст. 3 Федерального закона " Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи Конституции РФ и федеральных законов, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.

Взаимовлияние экологического права и природно-ресурсных отраслей права прослеживается в том, что природно-ресурсные отрасли (лесное, водное право и др.) содержат нормы экологического права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.