Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль тары и упаковки в складской системе






Все техническое разнообразие складов во многом определя­ется используемой грузоединицей и той тарой или упаковкой, в которой она складируется. От этого зависят определение спосо­ба складирования, выбор необходимого оборудования, подъем­но-транспортных механизмов и расчет их параметров, определе­ние необходимых площадей, типа помещения, организации про­цесса разгрузки/выгрузки, размещения, хранения, поиска и др.

В настоящее время особенно популярна стала унифицирован­ная тара. Применение ее сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффек­тивность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.

Унифицированная тара в зависимости от ее предназначения может быть разнообразной. Примерная классификация такой тары приведена на рис. 4.2.

Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются также и на применение контейнеров.

По определению, данному международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер — это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или не­скольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3.

Контейнеры, пригодные для затаривания продукции различ­ного типа, называются универсальными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции специаль­ными.

Главное в контейнере, независимо от его конструкции, мате­риала и назначения, — это унификация габаритов, позволяющая стандартизировать их перевозку и складирование.

Уже упомянутая организация ISO выпустила рекомендации по унификации размеров контейнеров. Так, для крупнотоннаж­ных контейнеров является обязательным, чтобы их ширина и вы­сота были одинаковыми и равнялись 2438 мм.

Унифицируются также размеры дверного проема и фитинги для закрепления строп и для крепления контейнеров к транс­портному средству и друг с другом.

В зависимости от характера грузов в различных складах при­меняются различные устройства для хранения единиц грузов.

Классификация устройств для хранения грузоединиц приве­дена на рис. 4.3.

Устройства для хранения единиц грузов вместе с оборудова­нием для механизации и автоматизации различных складских операций размещаются на соответствующим образом определен­ных складских площадях. Определению в таком случае подлежат:

1. полезная площадь склада, т. е. площадь, непосредственно занятая хранимым товаром; она обычно определяется на основе действующих норм допустимой нагрузки на единицу площади пола либо на основе норм на степень заполнения объема склада хранимым материалом;

2. площадь, необходимая для выполнения приемочных и отпускных операций (размеры приемочной и отпускной площадок);

3. служебная площадь (площадь офиса для размещения
управленческого персонала);

4. вспомогательная площадь, включая определение размеров
проходов и проездов в зависимости от типоразмеров хранимых материалов, вида и конструкции применяемых средств механизации и интенсивности грузооборота. Сюда же можно отнести и определение в соответствии с действующими нормами высоты складских помещений до уров­ня ферм или стропил.

Определив суммарную общую площадь склада, нужно удо­стовериться, находится ли полезная площадь склада в пределах той доли общей площади, которая допустима для данного вида склада. Эта доля обычно составляет для складов:

• изделий внешних продуцентов 0, 35—0, 4;

• металлопроката 0, 25—0, 5;

• литья, поковок и штамповок 0, 4—0, 6;

• готовых изделий 0, 35—0, 6.

Упаковка существенным образом влияет на уровень издержек и производительность логистической системы. Элементы таких издержек — расходы на приобретение упаковочных материалов, налаживание ручных или автоматизированных операций по упа­ковке, последующая утилизация упаковочных материалов.

Упаковка влияет на уровень издержек всей логистической деятельности. Контроль за состоянием запасов во многом опре­деляется точностью идентификации грузов, а идентификацион­ную маркировку несет в себе упаковка. Скорость, точность и эф­фективность подсборки заказов тоже зависит от надежности идентификации упаковок, их формы и габаритов, а также от пригодности их к грузопереработке. Расходы на транспортировку и хранение прямо зависят от качества упаковки. Упаковка должна быть прочной, удобной, информационно насыщенной и соответ­ствовать экологическим стандартам. Наличие всех этих свойств повышает потребительские качества продуктов и соответственно уровень логистического сервиса.

Упаковка это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

Применение упаковки во многом способствует рацио­нальной организации процесса товарного обращения, то есть транспортирования, хранения и продажи товаров.

Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собой изделие для размещения товара. От­дельные виды тары участвуют в процессе обращения не только вместе с товаром, но и без него.

Элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называется вспомога­тельным, упаковочным средством.

Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:

1. защитить окружающую среду от вредного воздейст­вия некоторых товаров;

2. защитить товары от влияния других товаров и внеш­ней среды;

3. обеспечить сохранность количества и качества товаров;

4. упростить выполнение погрузочно-разгрузочных опе­раций;

5. эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов;

6. упростить количественный учет товаров;

7. эффективно использовать емкость складских поме­щений при хранении товаров;

8. донести необходимую информацию о товаре до по­требителя.

Полезность упаковки определяется ее влиянием на эффектив­ность и производительность логистической деятельности. От по­лезности, или технологичности упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций — от продук­тивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространст­ва и грузовместимости транспортных средств.

Информационная функция упаковки играет ключевую роль в идентификации грузов, контроле за их прохождением и грузопе-реработке, приобретая тем самым все более важное значение для конечного успеха всего логистического канала.

Самое очевидное предназначение упаковки - информиро­вать участников логистического канала о ее содержимом, т. е. о помещенных в упаковку грузах. Обычно в состав такой инфор­мации входят сведения о производителе, наименовании тары, количестве продуктов и их номер по универсальному коду про­дукции (UPC). Нанесенная на упаковку информация служит для «распознавания» грузов при получении заказов, подборке и про­верке отправок. Главное требование к маркировке — заметность.

Различают два типа упаковок: потребительскую, обращенную, к конечному потребителю товаров и, следовательно, выполняю­щую маркетинговые функции, и промышленную, обеспечиваю­щую удобство логистических операций.

Потребительская упаковка разрабатывается из соображений удобства для потребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использования торговых площадей и защиты то­варов от повреждений. Если упаковка привлекает внимание по­требителя своей необычной формой и габаритами, она по тем же причинам неприемлема для логистики, так как продуманная конструкция упаковки обязательно должна учитывать требова­ния всех компонентов логистической системы.

Для повышения эффективности грузопереработки готовые продукты (или отдельные их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы, укладывая в коробки, мешки, ящики или бочки. Все эти емкости, служащие для первичного объеди­нения отдельных продуктов, называют промышленной упаковкой. Иногда для удобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовые отправки. Этот процесс назы­вается контейнеризацией, или созданием укрупненных грузовых единиц.

Промышленная упаковка и укрупненная грузовая единица являются основными объектами грузопереработки в логистиче­ском канале.

Тара, применяемая в торговле, должна отвечать экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим требованиям.

Она должна быть недорогой в изготовлении. При перевозках товаров и порожней тары обеспечить экономию средств можно за счет применения портативной тары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему). Например, при одинаковой емкости картонный ящик весит примерно в три раза меньше чем деревянный и в четыре раза меньше чем изготовленный из пластмассы.

Конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении.

Обязательным является соответствие материала, из которого изготовлена тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров.

Большую роль играет экологическая безопасность тары. Очень важно, чтобы она изготавливалась из материалов, подлежащих утилизации и позволяющих использовать их вновь после переработки. Поэтому необходимо создание сис­темы сбора и переработки вышедшей из употребления упа­ковки и тары. Для этого следует развивать производство оборудования для сбора и переработки использованных упа­ковки и тары.

Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потреб­ностям человека. Она должна гармонично сочетаться с то­варом, воздействовать на покупателя, стимулируя его ре­шение о покупке.

Классификация тары по след. Признакам:

1. • функциям в процессе товарного обращения;

2. • кратности использования;

3. • принадлежности;

4. • назначению;

5. • методам изготовления;

6. • конструктивным особенностям;

7. • прочности;

8. • устойчивости к внешним воздействиям;

9. • материалу изготовления.

По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потреби­тельскую и тару-оборудование.

Транспортная тара применяется для транс­портирования и хранения товаров. Она образует самостоя­тельную транспортную единицу.

Потребительская тара (флаконы, бутылки, банки, тубы, стаканчики, пакеты, коробки и т. п.) посту­пает к потребителю с товаром. Ее стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем.

Тара-оборудование представляет собой изде­лие, предназначенное для укладывания, транспортирова­ния, временного хранения и продажи из него товаров.

В зависимости от кратности использования тара де­лится на разовую, возвратную и многооборотную.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подле­жащая утилизации после использования транспортная тара.

Возвратной является тара, бывшая в употребле­нии, используемая повторно.

Многооборотная тара предназначена для мно­гократного ее использования при поставках товаров, а пото­му, как правило, подлежит обязательному возврату постав­щику.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и инвентарную, принадлежащую конкретному предприятию и подлежащую возврату дан­ному предприятию.

По назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и с п е циализированную — только для определенных то­варов.

По методам изготовления различают клееную, свар­ную, штампованную, получаемую пневмо- и вакуумным формованием, бондарную и другую тару.

По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую, конструкция и свойства которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель.

По степени прочности тара бывает жесткой (деревян­ные и полимерные ящики, бочки и др.), полужесткой (кар­тонные ящики, полимерные бутылки, тубы и др.) и мягкой (бумажные или текстильные мешки и др.).

В зависимости от устойчивости к внешним воздейст­виям тара может быть пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.

По материалу изготовления тару подразделяют на кар­тонную, бумажную, деревянную, текстильную, металличе­скую, стеклянную, полимерную и комбинированную.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.