Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Извинения стороны






 

Довольно часто извинения, принесенные стороной, становятся ключевым фактором успешного урегулирования конфликта и разрешения спора, приводят к восстановлению отношений между сторонами. Однако медиатор может столкнуться с ситуацией, когда сторона не принимает извинения и не нуждается в них, поэтому медиатору нужно правильно ориентироваться в конкретной ситуации, правильно оценивать эмоциональное состояние сторон.

В большинстве случаев медиатор должен использовать любую возможность для того, чтобы помочь сторонам выразить сожаление по поводу совершенных ошибок или возникшего недопонимания. Нужно обращать внимание на слова оппонента, означающие признание им ответственности или выражение сожаления. Если такие слова произнесены в ходе обсуждения, следует перефразировать их, чтобы убедиться, что другая сторона поняла их смысл. Но никакие усилия медиатора не могут заменить принесение искренних извинений одной стороны другой стороне.

Медиатор может обсудить со стороной (желательно на индивидуальной встрече) вопрос о том, сожалеет ли она о своих действиях, и хочет ли она извиниться.

Принесение извинений связано с рядом сложностей, и медиатор должен понимать, почему людям психологически трудно просить прощения. Многим тяжело признать, что они испытывают чувство вины за причиненный другому человеку вред. Иногда человек не понимает как нужно правильно извиняться. Медиатор должен учитывать препятствия, мешающие стороне принести свои извинения: в частности, сторона может опасаться, что извинение будет использовано оппонентом как основание для предъявления завышенных требований к ней. Несмотря на конфиденциальность процедуры медиации, сторона может опасаться, что факт принесения извинений может быть впоследствии использован в суде как обстоятельство, свидетельствующее против нее.

Некоторые люди считают, что признание собственной неправоты и отход с занимаемых ими позиций неприятны, но приемлемы в определенных обстоятельствах, а другие воспринимают это как позор как для себя, так и для всей группы, которую они представляют. Если кто-то считает, что извиниться - значит признать вину, то другие воспринимают извинение как сожаление о том, что ситуация причиняет боль, но не как, собственно, признание вины и ожидают ответных встречных шагов или обещаний от другой стороны. Молчаливое выслушивание извинений может быть воспринято и как согласие, и как отстраненность слушающего от говорящего.

Следует рассматривать неполные формы принесения извинений как неэффективные, в частности это случается, когда сторона проявляет сочувствие к другой стороне, но не принимает на себя ответственность за содеянное («мне очень жаль, что это случилось с Вами» или «мне очень жаль, но у меня были веские причины»). Таким извинениям не хватает искренности и раскаяния, поэтому тот, кому они принесены, может почувствовать себя оскорбленным еще раз.

Большинство проведенных по этой тематике исследований показывают, что действенными являются извинения, которые являются искренними, содержат признание неправоты и ее последствий для пострадавшего, признание ответственности и (по возможности) обещания в будущем воздерживаться от подобного поведения, а также предложение о возмещении вреда. Такое извинение можно назвать полным и безусловным. Поэтому медиатор должен убедиться, что будут произнесены нужные слова.

Медиатор может объяснить стороне, как нужно приносить извинения, чтобы они были приняты, и должен сделать все, чтобы извинения были приняты другой стороной благосклонно. Извинения должны быть принесены без стремления получить что-то взамен. Такие извинения выглядят более искренними, чем принесенные после требования другой стороны или как очередная уступка в переговорном процессе. Поэтому медиатору не следует рассматривать извинения как предмет для переговоров и ни в коем случае нельзя говорить об извинениях с пострадавшей стороной, пока другая сторона не выразила готовности принести извинения.

 

«Мозговой штурм»

 

Этот прием помогает сторонам отнестись к урегулированию спора творчески и конструктивно. Сторонам предлагается произвольно предлагаьб и творчески обдумывать любые варианты урегулирования, какими нереальными они бы ни казались, без необходимости защищать или обосновывать свои предложения. Оппоненту при этом не разрешается комментировать или критиковать предлагаемые варианты, чтобы предотвратить оборонительную реакцию и для того, чтобы создать условия, когда стороны непринужденно предлагают варианты, не опасаясь быть связанными ими. Медиатор стимулирует обмен любыми идеями, предлагает сторонам развивать идеи оппонента и следит, чтобы стороны не перебивали друг друга.

В дальнейшем помогает сторонам отбросить неприемлемые варианты и анализирует наилучшие варианты.

Эта техника может применяться, если ход переговоров замедлился и позволяет определить, какое предложение является наиболее оптимальным, даже если оно ранее обсуждалось на переговорах.

Иногда медиатор может инициировать обсуждение вариантов урегулирования спора, сделав предложение, которое, с одной стороны, будет точно отклонено, но с другой, будет содержать какие-то элементы, отвечающие интересам сторон. Затем медиатор может пригласить каждую из сторон прокомментировать и улучшить обсуждаемое предложение (на совместной или на индивидуальной встрече).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.