Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема занятия: «КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРОВИ».






Рекомендуемая литература:

1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. - М., 1997, стр. 209- 220.

2. Шелагуров А.А. Пропедевтика внутренних болезней –М., 1975, стр.323-327, 349-351, 415-426.

3. Василенко В.Х. Пропедевтика внутренних болезней –М., 1989, стр. 425-444.

4. Материалы лекций по пропедевтике внутренних болезней.

Мотивация: исследование крови является одним из важнейших диагностических методов. Кроветворные органы чрезвычайно чувствительны к различным физиологическим и особенно патологическим воздействиям на организм, именно поэтому картина крови является отражением этих воздействий. Гематологические данные анализируются не абстрактно, а в конкретной связи со всей симптоматикой болезни, т.е. учитывается весь клинико-гематологический синдром. Общий клинический анализ крови в сочетании с расспросом и физическими методами обследования позволит поставить диагноз и разработать план лечения и дальнейшего обследования больного.

Цель занятия: научиться выявлять патологические изменения в общем, анализе крови и использовать полученные данные для постановки диагноза.

Практические навыки: знание морфологии форменных элементов крови и умение дифференцировать их при микроскопии мазка крови. Умение подсчитать количество форменных элементов в счетной камере.

Необходимая предварительная теоретическая подготовка:

- знание строения костного мозга, клеточного состава крови (кафедра гистологии);

- знание физиологии органов кроветворения в норме и патологии (кафедра нормальной и патологической физиологии).

План практических занятий:

1. Опрос студентов для выяснения исходного уровня знаний - 40 мин.

2. Инструктаж студентов перед работой - 5 мин.

3. Перерыв - 10 мин.

4. Самостоятельное изучение гистологической картины крови при различных гематологических синдромах - 45 мин.

5. Перерыв - 10 мин-

6. Чтение анализов крови и решение задач - 45 мин.

Контрольные вопросы:

1. О какой патологии можно думать при выявлении микроцитоза?

2. О какой патологии можно думать при выявлении макроцитоза?

3.O какой патологии можно думать при гиперхромии эритроцита?

4. При каких патологических состояниях развивается гипохромия эритроцитов?

5. Для каких клинических форм характерен вторичный эритроцитоз?

6. Что такое анизоцитоз, виды анизоцитоза?

7. Что такое пойкилоцитоз?

8. При каких патологических состояниях появляются тельца Жолли, кольца Кебо?

9. Какой показатель крови характеризует степень насыщения эритроцита гемоглобином?

10. O какой патологии можно думать при увеличении скорости оседания эритроцитов?

11.Каково диагностическое значение выявления ретикулоцитоза?

12.Что такое " лейкоцитарная формула"?

13.Какое диагностическое значение имеет увеличение числа лейкоцитов в периферической крови?

14. Перечислите физиологические факторы, приводящие к лейкоцитозу.

15. " Патологический лейкоцитоз". Что это такое, и когда он наблюдается?

16.При каких состояниях, в каких условиях может наблюдаться физиологическая лейкопения?

17.O каких патологических состояниях можно думать при выявлении лейкопении?

18. Нейтрофильный лейкоцитоз и его диагностическое значение

19. Что такое " нейтрофильный сдвиг влево", и когда он наблюдается?

20. Каково диагностическое значение " нейтрофильного сдвига вправо"?

21. При каких изменениях в организме наблюдается нейтропения?

22. При каких состояниях наблюдается эозинофилия, причины ее возникновения" ^

23. Какое диагностическое значение имеет базофилия

24. Назовите клинические формы, при которых наблюдается моноцитоз?

25. Какое значение имеет тромбоцитоз, механизмы его возникновения?

26. Что такое тромбоцитопеническая пурпура, какие изменения крови наблюдаются при этом'7

27.Что приводит к повышенной деструкции тромбоцитов? 28.При каких патологических состояниях нарушается тромбоцитопоэз?

Схема ориентировочной основы действии:

Содержание эритроцитов у здорового человека в периферической крови колеблется от 4 до 5xl012/л.

Эритроцитоз - увеличение количества эритроцитов и концентрации гемоглобина в единице объема крови/

Эритроцитозы в патологии бывают

1. абсолютные - увеличение массы циркулирующих эритроцитов вследствие увеличения эритропоэза,

2. относительные - уменьшение объема плазмы, сгущение крови без увеличения эритропоэза

Абсолютные Эритроцитозы делятся на две группы

Ø первичные - эритремии (болезнь Вакеза) относятся к группе доброкачественных миелопролифератавных заболеваний с тотальной гиперплазией клеточных элементов костного мозга;

Ø вторичные - на почве гипоксии, связанные с продукцией эритропоэтина, с избытком андрогенов в организме

Перечислите клинические формы, вызывающие гипоксию и, как результат этого, вторичный абсолютный эритроцитоз:

1. Заболевания легких, хроническая обструктивная болезнь легких (хронический бронхит, эмфизема легких), рестриктивная вентиляционная недостаточность (пневмокониозы, бактериальные, вирусные, паразитарные поражения),

2. Заболевания сердца: врожденные - с шунтированием справа налево, тетрада Фалло, высокий дефект межжелудочковой перегородки, стеноз легочной артерии;

3. Присутствие аномальных гемоглобинов: метгемоглобинемия (при действии нитратов, анилина, фосфора); носительство гемоглобина с повышенным сродством к кислороду (наследственный эритроцитоз).

Перечислите клинические формы, ведущие ко вторичному эритроцитозу, связанному с повышенной продукцией эритропоэтина:

Ко вторичному эритроцитозу, связанному с повышенной продукцией эритропоэтина, приводят: рак паренхимы почки, гидронефроз, поликистоз почек, рак паренхимы печени, доброкачественный семейный эритроцитоз (наследственный).

Перечислите клинические формы, ведущие ко вторичному эритроцитозу, связанному с избытком андрогенов в организме:

Вторичный эритроцитоз, связанный с избытком андрогенов в организме, возникает при феохромоцитоме, гиперальдостеронизме, синдроме Кушинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.