Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К метапсихологии привычек






 

«Привычка - это вто­рая на­ту­ра!» В этой муд­рос­ти скры­то, по­жа­луй, все из­вес­т­ное нам о пси­хо­ло­гии при­вы­чек. Те­ория «нап­рав­лен­нос­ти» воз­буж­де­ний пос­ред­с­т­вом их пов­то­ре­ния ни­че­го не до­бав­ля­ет, кро­ме на­ду­ман­но­го фи­зи­оло­ги­чес­ко­го штам­па. Толь­ко те­ория Фрей­да об ин­с­тин­к­тах впер­вые оп­ре­де­ли­ла пси­хи­чес­кую мо­ти­ва­цию воз­в­ра­ще­ния к пе­ре­жи­то­му. С пов­то­ре­ни­ем свя­за­но «сбе­ре­же­ние пси­хи­чес­ких зат­рат». В ра­бо­те Фрей­да «Я и Оно» (1923) пред­с­тав­ле­но пси­хи­чес­кое со­дер­жа­ние про­цес­сов при­вы­ка­ния и от­вы­ка­ния. Ди­на­ми­ка и эко­но­мич­ность этих про­цес­сов эс­киз­но ос­ве­ща­лась уже в те­ории ин­с­тин­к­тов (так­же Фрейд). Раз­де­ле­ние ра­нее еди­но­го Я на соб­с­т­вен­но Я, сверх-Я и Оно поз­во­ля­ет бо­лее тща­тель­но ана­ли­зи­ро­вать яв­ле­ния пси­хи­ки, а имен­но: по­ка­зать прев­ра­ще­ние дей­с­т­вий в ав­то­ма­ти­чес­кие (при­выч­ка); при­дать ав­то­ма­тиз­му но­вую ори­ен­та­цию или из­ме­нить их (отвы­ка­ние). Пси­хи­чес­кий ап­па­рат, в ко­то­ром вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ав­то­ма­тизм при­вы­ка­ния, ве­ро­ят­но, яв­ля­ет­ся ог­ром­ным ре­зер­ву­аром ли­би­до для Оно, в то вре­мя как Я ре­аги­ру­ет на вся­кое об­нов­ле­ние, ли­бо ус­т­ра­няя но­вую раз­д­ра­жа­ющую по­ме­ху, ли­бо прис­по­саб­ли­ва­ясь к ней. Прис­по­соб­ле­ние к но­во­му тре­бу­ет уси­ле­ния ра­бо­ты соз­на­ния, в то вре­мя как при­выч­ки де­по­ни­ро­ва­ны в под­соз­на­нии лич­нос­ти. При­об­рес­ти при­выч­ку оз­на­ча­ет пе­ре­вес­ти ра­бо­ту Я на Оно; от­вы­ка­ние, на­обо­рот, пе­ре­во­дит ав­то­ма­тизм в ком­пен­са­цию соз­на­тель­но­го Я. Оче­вид­но, что та­кая кон­цеп­ция объ­еди­ня­ет при­выч­ки и ин­с­тин­к­ты, пос­коль­ку ин­с­тин­к­ты стре­мят­ся к вос­ста­нов­ле­нию ав­то­ма­тиз­ма, яв­ля­ясь в этом смыс­ле «при­выч­ка­ми». Но, ве­ро­ят­но, це­ле­со­об­раз­нее иден­ти­фи­ци­ро­вать при­выч­ки как сво­е­об­раз­ный пе­ре­ход к ин­с­тин­к­ту, ре­зер­ви­руя по­ня­тие ин­с­тин­к­та толь­ко от­но­си­тель­но очень ста­рых при­вы­чек, за­им­с­т­во­ван­ных в ви­де нас­ле­дия от пред­ков. При­выч­ки яв­ля­ют­ся как бы ус­ло­ви­ем пре­об­ра­зо­ва­ния во­ле­вых дей­с­т­вий в ин­с­тин­к­тив­ные, дос­туп­ные ана­ли­зу. По Фрей­ду, мо­ти­ва­ми во­ле­вых дей­с­т­вий выс­ту­па­ют раз­д­ра­жи­те­ли, вли­я­ющие на ин­ди­ви­ду­ума. Внеш­ние раз­д­ра­жи­те­ли при этом ин­т­ро­еци­ру­ют­ся и воз­дей­с­т­ву­ют из­нут­ри спон­тан­но или при нез­на­чи­тель­ных сиг­на­лах из внеш­не­го ми­ра. В этом смыс­ле пси­хо­ана­лиз яв­ля­ет­ся борь­бой с не­же­ла­тель­ны­ми при­выч­ны­ми ви­да­ми раз­ре­ше­ния кон­ф­лик­тов, т.е. сим­п­то­ма­ми, с за­ме­ной их ре­алис­тич­ным прис­по­соб­ле­ни­ем к жиз­ни. Пси­хо­ана­лиз, та­ким об­ра­зом, «инстру­мент, пос­ред­с­т­вом ко­то­ро­го Я обес­пе­чи­ва­ет се­бе про­дол­жи­тель­ное вла­де­ние Оно» (Фрейд).

В про­цес­сах при­вы­ка­ния и от­вы­ка­ния важ­ные фун­к­ции вы­пол­ня­ют­ся и треть­им ком­по­нен­том - сверх-Я. Ко­неч­но, про­цес­сы при­вы­ка­ния и от­вы­ка­ния бы­ли бы не столь быс­т­ры­ми, ес­ли бы им не пред­шес­т­во­ва­ла иден­ти­фи­ка­ция с мош­ной си­лой вос­пи­та­ния, как из­нут­ри дей­с­т­ву­ющей нор­мы по­ве­де­ния. Ха­рак­тер внеш­не­го воз­дей­с­т­вия вос­пи­та­ния мож­но ус­лов­но счи­тать сти­му­ля­то­ром по­яв­ле­ния но­вых при­вы­чек и ин­с­тин­к­тов. Проб­ле­ма об­ра­зо­ва­ния ин­с­тин­к­тов так­же свя­за­на с воз­дей­с­т­ви­ем на пси­хи­ку дли­тель­ных при­емов за­по­ми­на­ния. Воз­мож­но, сле­ду­ет во­об­ще объ­яс­нять про­цесс вос­по­ми­на­ния с по­мощью те­ории ин­с­тин­к­тов.

Психоанализ име­ет целью вер­нуть под эги­ду Я под­соз­на­тель­ные и ав­то­ма­ти­чес­кие сос­тав­ля­ющие Оно, что­бы по­лу­чить воз­мож­ность ре­аль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния при­вы­чек и ин­с­тин­к­тов. Связь соз­на­ния с под­соз­на­тель­ным Оно вы­яв­ля­ет­ся ана­ли­зом. Прав­да, это воз­мож­но, толь­ко ес­ли под­соз­на­тель­ное пре­дос­тав­ля­ет ма­те­ри­ал. Под­соз­на­тель­ные внут­рен­ние ин­с­тин­к­ты, ко­то­рые ни эмо­ци­ональ­но, ни чув­с­т­вен­но не ре­гис­т­ри­ру­ют­ся соз­на­ни­ем, не мо­гут быть соз­на­тель­ны­ми чле­на­ми-пос­ред­ни­ка­ми (Фрейд). Под­соз­на­тель­ные ощу­ще­ния по­хо­ти, нап­ри­мер, мо­гут раз­ви­вать си­лы ин­с­тин­к­та без то­го, что­бы Я фик­си­ро­ва­ло по­буж­де­ние, ибо соп­ро­тив­ле­ние при­нуж­де­нию, тор­мо­же­ние от­во­дя­щей ре­ак­ции не­мед­лен­но «прев­ра­ща­ет этот ин­с­тинкт в соз­на­тель­ную по­хоть» (Фрейд, «Я и Оно»). С этих по­зи­ций так на­зы­ва­емая «актив­ность», т.е. за­дер­жа­ние ре­ак­ции от­ве­де­ния, по­вы­ша­ет внут­рен­нее нап­ря­же­ние и тем са­мым спо­соб­с­т­ву­ет пе­ре­во­ду ра­нее не­осоз­на­ва­емой по­хо­ти в соз­на­ние.

Таково не­об­хо­ди­мое до­пол­не­ние к пас­сив­ной тех­ни­ке ас­со­ци­аций, ко­то­рая стре­мит­ся к соз­на­тель­но­му ох­ва­ту «пред­с­тав­ля­емо­го бес­соз­на­тель­ным ма­те­ри­ала», что я име­ную «ана­ли­зом свер­ху» в от­ли­чие от «ана­ли­за сни­зу», раз­ра­ба­ты­ва­емо­го ак­тив­ной тех­ни­кой. Борь­ба с «при­выч­ка­ми», осо­бен­но с под­соз­на­тель­ны­ми и неп­ри­мет­но мас­ки­ру­ющи­ми от­во­дя­щие воз­мож­нос­ти ли­би­до, яв­ля­ет­ся са­мым эф­фек­тив­ным сред­с­т­вом по­вы­ше­ния внут­рен­них нап­ря­же­ний, не­об­хо­ди­мых пси­хо­ана­ли­ти­ку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.