Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отвыкание от психоанализа 3 страница. 21. Нежданный ребенок и его стремление к смерти






 

21. Нежданный ребенок и его стремление к смерти

(1929)

 

Эрнст Джонс в не­боль­шой ра­бо­те «Хо­лод, бо­лезнь и рож­де­ние», раз­ви­вая мыс­ли мо­его эс­се «Эта­пы раз­ви­тия чув­с­т­ва ре­аль­нос­ти» (а так­же идеи Трот­те­ра, Штер­ке, Алек­сан­де­ра и Ран­ка), объ­яс­нял склон­ность мно­гих лю­дей к прос­туд­ным за­бо­ле­ва­ни­ям час­тич­но впе­чат­ле­ни­ями от ран­не­ин­фан­тиль­ных травм, в том чис­ле пот­ря­се­ни­ем, ис­пы­ты­ва­емым ре­бен­ком при от­лу­че­нии от теп­лой ма­те­рин­с­кой гру­ди. В даль­ней­шем че­ло­век за­но­во под­вер­га­ет­ся та­ким ощу­ще­ни­ям. Вы­во­ды Джон­са ба­зи­ро­ва­лись глав­ным об­ра­зом на опы­те фи­зи­опа­то­ло­гии и час­тич­но на ана­ли­ти­чес­ких суж­де­ни­ях. Ни­же я ос­та­нов­люсь на сход­ном раз­ви­тии идей, од­на­ко ох­ва­ты­ва­ющих бо­лее ши­ро­кую об­ласть.

Со вре­ме­ни по­яв­ле­ния эпо­халь­но­го тру­да Фрей­да («По ту сто­ро­ну прин­ци­па удо­воль­с­т­вия») мы при­вык­ли рас­смат­ри­вать все яв­ле­ния жиз­ни, в том чис­ле и ду­хов­ные, в ко­неч­ном сче­те как сме­ше­ние двух ба­зис­ных ин­с­тин­к­тов - жиз­ни и смер­ти. Един­с­т­вен­ным слу­ча­ем поч­ти пол­но­го раз­де­ле­ния двух глав­ных ин­с­тин­к­тов, ког­да буй­с­т­ву­ет то же­ла­ние жить, то выс­во­бож­ден­ная тен­ден­ция са­мо­унич­то­же­ния, Фрейд счи­тал па­то­ло­ги­чес­кое яв­ле­ние - сим­п­то­ма­ти­ку эпи­леп­сии. Мои пси­хо­ана­ли­ти­чес­кие ис­сле­до­ва­ния под­т­вер­ди­ли убе­ди­тель­ность этой кон­цеп­ции. Мне из­вес­т­ны слу­чаи, ког­да к яв­ле­ни­ям от­в­ра­ще­ния (не­на­вис­ти) под­к­лю­чал­ся эпи­леп­ти­чес­кий ин­сульт и па­ци­ент не хо­тел боль­ше жить. Ко­неч­но, я не мог тог­да еще ска­зать что-то оп­ре­де­лен­ное о су­щес­т­ве это­го прис­ту­па.

В ка­чес­т­ве ве­ду­ще­го при­ем в ар­мей­с­ком ла­за­ре­те я дол­жен был да­вать зак­лю­че­ния о при­год­нос­ти к служ­бе не­ко­то­рых эпи­леп­ти­ков. Ис­к­лю­чив не­ред­кие слу­чаи си­му­ля­ции и фак­тов ис­те­рии, я прак­ти­чес­ки за­ни­мал­ся ти­пич­но эпи­леп­ти­чес­ки­ми про­яв­ле­ни­ями и мог бо­лее глу­бо­ко ис­сле­до­вать эк­с­п­рес­сив­ные приз­на­ки ин­с­тин­к­та смер­ти. Обыч­но пос­ле то­ни­чес­кой оце­пе­не­лос­ти и кло­ни­чес­ких су­до­рог или при дли­тель­ной глу­бо­кой ко­ме с ос­та­но­вив­ши­ми­ся зрач­ка­ми нас­ту­па­ло пол­ное рас­слаб­ле­ние мус­ку­ла­ту­ры и чрез­вы­чай­но му­чи­тель­ное (оче­вид­но, в ре­зуль­та­те ос­лаб­ле­ния мус­ку­лов язы­ка и гор­та­ни) от­ры­вис­тое, сла­бое ды­ха­ние. Ку­пи­ро­вать это сос­то­яние час­то по­мо­га­ло крат­кое под­к­лю­че­ние еще про­хо­ди­мых пу­тей воз­ду­ха. Но иног­да при­хо­ди­лось пре­ры­вать эту по­пыт­ку из-за опас­нос­ти уду­ше­ния. Мож­но бы­ло пред­по­ла­гать с уче­том глу­би­ны ко­мы сла­бое раз­ве­де­ние ба­зис­ных ин­с­тин­к­тов. К со­жа­ле­нию, об­с­то­ятель­с­т­ва вой­ны ис­к­лю­ча­ли бо­лее глу­бо­кий ана­лиз.

Исследование ге­не­зи­са не­осоз­на­ва­емой тен­ден­ции са­мо­раз­ру­ше­ния я осу­щес­т­вил при ана­ли­зе нев­роз­ных на­ру­ше­ний кро­во­об­ра­ще­ния и ды­ха­ния, нап­ри­мер, при брон­хи­аль­ной ас­т­ме и, кро­ме то­го, при ана­то­ми­чес­ки не­объ­яс­ни­мых яв­ле­ни­ях по­те­ри ап­пе­ти­та и ис­ху­да­ния. Эти сим­п­то­мы со­от­вет­с­т­во­ва­ли об­щей тен­ден­ции па­ци­ен­тов к су­ици­ду. В ря­де слу­ча­ев при рет­рос­пек­тив­ном ана­ли­зе по­пы­ток са­мо­убий­с­т­ва я трак­то­вал эти яв­ле­ния как бес­соз­на­тель­ный воз­в­рат к ин­фан­тиль­ным су­до­ро­гам го­ло­со­вых свя­зок и гор­та­ни. Это лишь пред­по­ло­же­ния, ко­то­рые, воз­мож­но, бу­дут под­к­реп­ле­ны наб­лю­де­ни­ями пе­ди­ат­ров. Оба мо­их па­ци­ен­та по­яви­лись на свет в ка­чес­т­ве не­же­лан­ных де­тей. Один - де­ся­тый ре­бе­нок у из­му­чен­ной ма­те­ри, дру­гой - от смер­тель­но боль­но­го, вско­ре умер­ше­го от­ца. Все приз­на­ки го­во­рят о том, что соз­на­тель­но или бес­соз­на­тель­но де­ти быс­т­ро уло­ви­ли не­га­тив­ный от­те­нок в от­но­ше­нии к ним со сто­ро­ны ма­те­ри, а это пов­ли­яло на ин­те­рес к жиз­ни. Да­же при срав­ни­тель­но нич­тож­ных по­во­дах они меч­та­ли о смер­ти, что ком­пен­си­ро­ва­лось силь­ной во­лей. За­мет­ны­ми чер­та­ми их ха­рак­те­ров ста­ли нрав­с­т­вен­ный и фи­ло­соф­с­кий пес­си­мизм, скеп­ти­цизм и не­до­ве­рие. Мож­но от­ме­тить так­же ед­ва скры­ва­емую тос­ку о неж­нос­ти, от­в­ра­ще­ние к ра­бо­те, нес­по­соб­ность к дли­тель­но­му фи­зи­чес­ко­му нап­ря­же­нию, не­ко­то­рый эмо­ци­ональ­ный ин­фан­ти­лизм, прав­да, с по­пыт­ка­ми фор­си­ро­вать ук­реп­ле­ние ха­рак­те­ра.

Особенно тя­же­лый слу­чай воз­ник­ше­го еще в дет­с­т­ве от­в­ра­ще­ния к жиз­ни за­фик­си­ро­ван в ал­ко­го­лиз­ме юной осо­бы, ко­то­рая в труд­ные мо­мен­ты хо­те­ла при­бег­нуть к са­мо­убий­с­т­ву. Она, третья де­воч­ка в семье, пре­тер­пе­ва­ла край­не нед­ру­же­люб­ное от­но­ше­ние, по-сво­ему объ­яс­няя се­бе не­на­висть и не­тер­пе­ние ма­те­ри. С дет­с­ких лет она раз­мыш­ля­ла о том, что ей во­об­ще не на­до бы­ло по­яв­лять­ся на свет. Вый­дя за­муж, дол­го не мог­ла при­вык­нуть к суп­ру­жес­кой жиз­ни. Она ос­та­лась фри­гид­ной. Ха­рак­тер­но, что и дру­гие наб­лю­да­емые мной «не­же­лан­ные де­ти» (муж­чи­ны) в боль­шей или мень­шей ме­ре стра­да­ли им­по­тен­ци­ей.

Подтвердилась и от­ме­чен­ная Джон­сом (орга­ни­чес­ки труд­но объ­яс­ня­емая) склон­ность к ноч­ным прос­ту­дам в по­доб­ных слу­ча­ях. Ко­неч­но, в мою за­да­чу не вхо­дит да­же час­тич­ное объ­яс­не­ние при­чин это­го ви­да за­бо­ле­ва­ния. Не­об­хо­дим боль­шой опыт ис­сле­до­ва­ний и ана­ли­за. Я хо­тел лишь от­ме­тить ве­ро­ят­ность то­го, что гру­бое или неп­ри­яз­нен­ное от­но­ше­ние к де­тям в семье ве­дет к то­му, что де­ти лег­ко и охот­но уми­ра­ют. Или же, из­бе­жав этой судь­бы, впа­да­ют в дли­тель­ные про­яв­ле­ния тя­же­ло­го пес­си­миз­ма. Су­щес­т­ву­ют раз­лич­ные те­оре­ти­чес­кие воз­зре­ния на эф­фек­тив­ность ин­с­тин­к­тов жиз­ни и смер­ти в раз­ные воз­рас­т­ные пе­ри­оды. Наб­лю­дая впе­чат­ля­ющие тем­пы раз­ви­тия ор­га­низ­ма в на­ча­ле жиз­ни, ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ли, что у мла­ден­цев аб­со­лют­но вы­сок ин­с­тинкт жиз­ни, а в глу­бо­кой ста­рос­ти он ра­вен ну­лю. Од­на­ко это не сов­сем так. Ко­неч­но, в на­чаль­ный пе­ри­од все ор­га­ны и фун­к­ции раз­ви­ва­ют­ся осо­бен­но пол­но­цен­но и быс­т­ро, но лишь при осо­бых ус­ло­ви­ях пред­ро­до­во­го ре­жи­ма и ухо­да за ре­бен­ком. Не­об­хо­ди­мы не­обы­чай­ная лю­бовь, неж­ность и за­бо­та, что­бы ре­бе­нок прос­тил ро­ди­те­лям свое (без его ве­до­ма) по­яв­ле­ние на свет. Ина­че вско­ре на­чи­на­ют про­буж­дать­ся ин­с­тин­к­ты раз­ру­ше­ния. И это не­уди­ви­тель­но: ведь у мла­ден­ца «не­бы­тие» до рож­де­ния бли­же, чем у взрос­ло­го с его опы­том жиз­ни. «Си­ла жиз­ни» не яв­ля­ет­ся чис­то при­род­ной, она дол­ж­на быть так­тич­но ук­реп­ле­на за­бо­той и вос­пи­та­ни­ем, соз­да­вая пос­те­пен­но им­му­ни­тет к фи­зи­чес­ким и пси­хи­чес­ким ис­пы­та­ни­ям. У лю­дей в зре­лом воз­рас­те, су­дя по сни­же­нию уров­ня смер­т­нос­ти в се­ре­ди­не жиз­ни, обе тен­ден­ции при­мер­но урав­но­ве­ше­ны.

Если мы при­ве­дем к од­но­му ря­ду эти слу­чаи с ис­чер­пы­ва­юще раз­ра­бо­тан­ны­ми Фрей­дом нев­ро­ти­чес­ки­ми «ти­па­ми за­бо­ле­ва­ний», то «нев­ро­за­ми от­ка­за» от­ме­чен пе­ре­ход от бо­лез­ней внут­рен­не­го про­ис­хож­де­ния к эк­зо­ген­ным за­бо­ле­ва­ни­ям. Ли­ца с ран­ни­ми про­яв­ле­ни­ями от­в­ра­ще­ния к жиз­ни ха­рак­те­ри­зу­ют­ся сла­бой прис­по­соб­ля­емос­тью, од­на­ко в на­ших слу­ча­ях это бо­лез­нен­ное сос­то­яние, ви­ди­мо, за­мас­ки­ро­ва­но ран­ней пси­хи­чес­кой трав­мой. Ра­зу­ме­ет­ся, еще пред­с­то­ит за­да­ча ус­та­нов­ле­ния тон­ких раз­ли­чий в сим­п­то­ма­ти­ке нев­ро­зов у де­тей с раз­лич­ны­ми уров­ня­ми вос­пи­та­ния и ус­ло­ви­ями ухо­да - от на­чаль­но на­силь­с­т­вен­ных до слиш­ком из­не­жен­ных. Ес­тес­т­вен­но, вста­ет воп­рос о це­ле­со­об­раз­нос­ти те­ра­пии для этой груп­пы за­бо­ле­ва­ний. В со­от­вет­с­т­вии с мо­ими суж­де­ни­ями об «элас­тич­ной» тех­ни­ке ана­ли­за я пос­те­пен­но при­шел к убеж­де­нию, что в слу­ча­ях ут­ра­ты ин­те­ре­са к жиз­ни на­до быть бо­лее гиб­ким и ус­туп­чи­вым в сво­их тре­бо­ва­ни­ях к па­ци­ен­ту, к его уме­нию адап­ти­ро­вать­ся к ус­ло­ви­ям су­щес­т­во­ва­ния. На­ко­нец я ре­шил, что в те­че­ние ка­ко­го-то вре­ме­ни к па­ци­ен­ту на­до от­но­сить­ся как к ре­бен­ку. В из­вес­т­ной ме­ре это сов­па­да­ет с «пред­поч­те­ни­ем», ко­то­рое Ан­на Фрейд счи­та­ет не­об­хо­ди­мым в ана­ли­зе по­ве­де­ния де­тей. Та­кая гиб­кость поз­во­ля­ет па­ци­ен­ту впер­вые ощу­тить бе­зот­вет­с­т­вен­ность дет­с­ко­го воз­рас­та, что рав­ноз­нач­но об­ра­зо­ва­нию по­ло­жи­тель­ных им­пуль­сов жиз­ни и мо­ти­вов для су­щес­т­во­ва­ния. И лишь поз­д­нее мож­но ос­то­рож­но пе­рей­ти к «тре­бо­ва­ни­ям от­ка­за», ха­рак­тер­ным для на­ше­го пси­хо­ана­ли­за с его за­вер­ше­ни­ем в ви­де прис­по­соб­ле­ния к пол­ной про­ти­во­ре­чий ре­аль­нос­ти. И на­ко­нец спо­соб­нос­ти нас­ла­дить­ся счас­ть­ем в воз­мож­ной ре­аль­нос­ти.

Одна весь­ма ин­тел­ли­ген­т­ная да­ма, ис­пы­тав­шая од­нос­то­рон­нее воз­дей­с­т­вие «я - пси­хо­ло­гии», воз­ра­зи­ла мне, что неж­ность к де­тям мо­жет стать сек­су­аль­ной пре­дыс­то­ри­ей нев­ро­за. Мой от­вет был убе­ди­тель­но прост. Я за­ме­тил, что про­яв­ле­ния са­мых ма­лень­ких де­тей аб­со­лют­но эро­тич­ны, но не­за­мет­ны, по­ка не ра­зовь­ет­ся спе­ци­аль­ный эро­ти­чес­кий ор­ган, не­оп­ро­вер­жи­мо сви­де­тель­с­т­ву­ющий о сек­су­аль­нос­ти. Тем са­мым я во­об­ще от­ве­тил всем про­тив­ни­кам ли­би­до-те­оре­ти­чес­ко­го уче­ния Фрей­да о нев­ро­зах.

 

22. Приспособление семьи к ребенку

(1928)

 

Заголовок это­го док­ла­да яв­ля­ет­ся в не­ко­то­рой сте­пе­ни не­обыч­ным, пос­коль­ку мы за­ни­ма­ем­ся, как пра­ви­ло, толь­ко прис­по­соб­ле­ни­ем ре­бен­ка к семье, но не семьи к ре­бен­ку. Од­на­ко на­ши пси­хо­ло­ги­чес­кие ис­сле­до­ва­ния про­де­мон­с­т­ри­ро­ва­ли, что пер­вый шаг к прис­по­соб­ле­нию дол­жен ис­хо­дить имен­но от нас, этот шаг мы де­ла­ем тог­да, ког­да по­ни­ма­ем ре­бен­ка. Пси­хо­ана­лиз час­то уп­ре­ка­ют в том, что он сверх ме­ры за­ни­ма­ет­ся при­ми­тив­ным, свя­зан­ным с па­то­ло­ги­ей, ма­те­ри­алом. Это вер­но. Од­на­ко ис­сле­до­ва­ние ано­ма лий да­ет нам воз­мож­ность с боль­шей поль­зой при­ме­нить свой опыт, ра­бо­тая с нор­маль­ны­ми людь­ми. В рав­ной сте­пе­ни мы не мог­ли бы столь да­ле­ко прод­ви­нуть­ся в поз­на­нии фи­зи­оло­гии моз­га без ис­сле­до­ва­ния про­цес­сов, име­ющих мес­то при фун­к­ци­ональ­ных рас­строй­с­т­вах: по­ве­де­ние нев­ро­ти­ков и ду­шев­но­боль­ных с по­мощью пси­хо­ана­ли­за по­ка­за­ло скры­тые за внеш­ней по­вер­х­нос­тью раз­лич­ные зо­ны или слои, или раз­лич­ные ви­ды фун­к­ци­ональ­ной де­ятель­нос­ти. При наб­лю­де­нии за пер­во­быт­ны­ми людь­ми и по­ве­де­ни­ем де­тей мы об­на­ру­жи­ва­ем та­кие тен­ден­ции, ко­то­рые не от­ме­че­ны у лю­дей бо­лее вы­со­кой ци­ви­ли­за­ции; фак­ти­чес­ки мы обя­за­ны де­тям за уро­ки в об­лас­ти пси­хо­ло­гии, и са­мым ло­гич­ным спо­со­бом оп­ла­ты это­го дол­га (что на­хо­дит­ся в плос­кос­ти как на­ше­го, так и их ин­те­ре­са) яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние луч­ше по­нять их с по­мощью на­ших пси­хо­ана­ли­ти­чес­ких ис­сле­до­ва­ний.

Я дол­жен приз­нать­ся, что нам еще толь­ко пред­с­то­ит ра­зоб­рать­ся в под­роб­нос­тях вос­пи­та­тель­но­го зна­че­ния пси­хо­ана­ли­за; в час­т­нос­ти, мы еще не мо­жем дать ни­ка­ких прак­ти­чес­ких ре­ко­мен­да­ций вос­пи­та­те­лю. Так как пси­хо­ана­лиз рас­смат­ри­ва­ет яв­ле­ния, ко­то­ры­ми сов­сем не за­ни­ма­ет­ся пе­да­го­ги­ка или же за­ни­ма­ет­ся сов­сем не­вер­ным спо­со­бом, его со­ве­ты и вы­во­ды от­ли­ча­ют­ся боль­шей сте­пенью пре­дос­то­рож­нос­ти. Итак, ана­ли­тик мог бы ско­рее ска­зать, как не сле­ду­ет вос­пи­ты­вать ре­бен­ка, чем ска­зать, как вы дол­ж­ны его вос­пи­ты­вать. Пос­лед­нее го­раз­до бо­лее слож­ный воп­рос, од­на­ко мы на­де­ем­ся, что од­наж­ды смо­жем по­лу­чить от­вет на не­го.

Приспособление семьи к ре­бен­ку на­чи­на­ет­ся с уяс­не­ния ро­ди­те­ля­ми оп­ре­де­лен­ных пред­с­тав­ле­ний о прин­ци­пах ду­хов­ной жиз­ни. До сих пор ка­за­лось, что сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как са­мо со­бой ра­зу­ме­юще­еся, что ро­ди­те­ли от при­ро­ды зна­ют, как дол­ж­но вос­пи­ты­вать де­тей. Прав­да, су­щес­т­ву­ет и про­ти­во­по­лож­ное суж­де­ние, при­над­ле­жа­щее нем­цам: от­цом стать лег­че, чем быть от­цом. Изъ­ян на­чи­на­ет­ся уже с то­го, что ро­ди­те­ли за­бы­ва­ют о сво­их дет­с­ких го­дах. Мы об­на­ру­жи­ва­ем у боль­шин­с­т­ва нор­маль­ных лю­дей по­ра­зи­тель­ное от­сут­с­т­вие вос­по­ми­на­ний, свя­зан­ных с пер­вы­ми пятью го­да­ми жиз­ни, в па­то­ло­ги­чес­ких же слу­ча­ях эта ам­не­зия за­хо­дит еще даль­ше. А ведь имен­но в эти го­ды ре­бе­нок фак­ти­чес­ки дос­ти­га­ет боль­шин­с­т­ва ду­хов­ных спо­соб­нос­тей взрос­лых. И все-та­ки эти го­ды пре­бы­ва­ют в заб­ве­нии! Это от­сут­с­т­вие по­ни­ма­ния, чем жи­ла ду­ша в дет­с­кие го­ды, яв­ля­ет­ся са­мым боль­шим пре­пят­с­т­ви­ем для ро­ди­те­лей в пос­ти­же­нии су­щес­т­вен­ных воп­ро­сов вос­пи­та­ния.

Прежде чем я по­дой­ду к те­ме вос­пи­та­ния, поз­воль­те мне выс­ка­зать па­ру за­ме­ча­ний о прис­по­соб­ле­нии и о его ро­ли в пси­хи­чес­кой жиз­ни в це­лом. Из­вес­т­но, что сло­во «прис­по­соб­ле­ние» взя­то из би­оло­гии и име­ет нес­коль­ко раз­лич­ных тол­ко­ва­ний: дар­ви­нов­с­кое, ла­мар­кис­т­с­кое и третье, ко­то­рое мы мог­ли бы наз­вать пси­хо­ло­ги­чес­ким. Пер­вое от­но­сит­ся к ес­тес­т­вен­но­му от­бо­ру и в сущ­нос­ти пред­с­тав­ля­ет со­бой «ста­ти­чес­кое объ­яс­не­ние» прис­по­соб­ле­ния и ох­ва­ты­ва­ет об­щую проб­ле­му сох­ра­не­ния ви­дов. К при­ме­ру, длин­ная шея жи­ра­фов поз­во­ля­ет им до­бы­вать се­бе боль­ше пи­щи, в то вре­мя как жи­вот­ным с ко­рот­кой ше­ей она не­дос­туп­на, сле­до­ва­тель­но, пер­вые име­ют боль­ше шан­сов ос­та­вать­ся в жи­вых и про­дол­жить род; дей­с­т­вен­ность это­го фак­то­ра при­су­ща всем ор­га­низ­мам. Сог­лас­но воз­зре­нию Ла­мар­ка, ин­ди­вид ста­но­вит­ся силь­нее бла­го­да­ря тре­ни­ров­ке оп­ре­де­лен­ной фун­к­ции, и эта раз­ви­тая спо­соб­ность так­же пе­ре­хо­дит к его по­том­кам. Это бы­ло бы фи­зи­оло­ги­чес­ким объ­яс­не­ни­ем прис­по­соб­ле­ния. Од­на­ко име­ет­ся и тре­тий спо­соб, бла­го­да­ря ко­то­ро­му ин­ди­ви­ды спо­соб­ны адап­ти­ро­вать­ся к ок­ру­жа­ющей сре­де. Нет ни­че­го неп­рав­до­по­доб­но­го в том, что из­ме­не­ние в рас­п­ре­де­ле­нии пси­хи­чес­кой или нер­в­ной энер­гии спо­соб­но уси­лить фун­к­ции оп­ре­де­лен­но­го ор­га­на или де­ге­не­ри­ро­вать его. Я на­по­ми­наю об этом, так как в сов­ре­мен­ной Аме­ри­ке от­ри­ца­ет­ся су­щес­т­во­ва­ние пси­хо­ло­гии в ка­чес­т­ве на­уки; лю­бое сло­во, на­чи­на­юще­еся с «psyche» (ду­ша), буд­то бы не­сет на се­бе клей­мо мис­ти­ки и по­то­му не­на­уч­но. Док­тор Уот­сон од­наж­ды выз­вал ме­ня на спор от­но­си­тель­но смыс­ла сло­ва «пси­хо­ана­лиз». Я дол­жен был сог­ла­сить­ся, что в нем мень­ше «на­уч­нос­ти», чем в би­хе­ви­ориз­ме, пос­коль­ку как раз за «на­уч­ность» при­ни­ма­ют ис­к­лю­чи­тель­но ме­ру и взве­шен­ность. Пси­хо­ло­гия пре­тен­ду­ет на то, что­бы вся­кое из­ме­не­ние мог­ло бы быть из­ме­ре­но с по­мощью оп­ре­де­лен­но­го ин­с­т­ру­мен­та. Од­на­ко пси­хо­ана­лиз не зна­ет спо­со­бов из­ме­ре­ния дви­же­ний ду­ши; прав­да, де­ла­ют­ся роб­кие по­пыт­ки для дос­ти­же­ния этой це­ли, од­на­ко все они до сих пор не увен­ча­лись ус­пе­хом. Но ес­ли од­но из объ­яс­не­ний от­к­ло­ня­ет­ся на­ми, это не зап­ре­ща­ет выд­ви­нуть дру­гое, и имен­но та­ко­го ро­да по­пыт­кам мы обя­за­ны Фрей­ду. Он счи­тал, что мы пос­ред­с­т­вом опи­са­ния и на­уч­ной груп­пи­ров­ки ре­зуль­та­тов ин­т­рос­пек­ции мог­ли бы столь же на­деж­но дос­тичь но­во­го по­ни­ма­ния, как и пос­ред­с­т­вом ана­ли­за внеш­них про­яв­ле­ний, по­лу­ча­емых на­ми пу­тем наб­лю­де­ния и эк­с­пе­ри­мен­та. Эти ин­т­рос­пек­тив­ные фак­ты, прав­да, не под­ле­жат из­ме­ре­нию, но тем не ме­нее яв­ля­ют­ся фак­та­ми, и в ка­чес­т­ве та­ко­вых мы впра­ве их ис­поль­зо­вать, на ос­но­ва­нии их де­лать вы­во­ды и ис­кать пу­ти, со­дей­с­т­ву­ющие с их по­мощью по­ис­кам че­го-то но­во­го.

Фрейд пос­ту­ли­ро­вал оп­ре­де­лен­ную пси­хи­чес­кую сис­те­му, в ко­то­рой по­ня­тие бес­соз­на­тель­но­го иг­ра­ет ог­ром­ную роль и бла­го­да­ря ко­то­рой мы при­хо­дим к вы­во­дам, не­дос­ти­жи­мым с по­мощью ги­по­тез фи­зи­оло­гии и ана­то­мии моз­га. Он рас­смат­ри­вал ин­т­рос­пек­тив­ный ма­те­ри­ал под уг­лом но­вой точ­ки зре­ния; ко­неч­но, в нем со­дер­жа­лись ги­по­те­зы, но пос­лед­ние име­ют мес­то и в ес­тес­т­вен­ных на­уках. Толь­ко ког­да прог­ресс хи­мии и мик­рос­ко­пии смо­жет сде­лать, из­лиш­ни­ми фрей­дов­с­кие ги­по­те­зы, толь­ко тог­да мы бу­дем го­то­вы от­ка­зать­ся от на­ших пре­тен­зий на на­уч­ность. Док­тор Уот­сон по­ла­га­ет, что мож­но по­нять ре­бен­ка без по­мо­щи пси­хо­ло­гии; он счи­та­ет, что дви­га­тель­ные (мо­тор­ные) реф­лек­сы яко­бы да­ют удов­лет­во­ри­тель­ное объ­яс­не­ние по­ве­де­ния ин­ди­ви­дов. Од­на­ко я го­тов воз­ра­зить ему, что фи­зи­оло­ги­чес­кая схе­ма дос­та­точ­на не бо­лее, чем для по­ни­ма­ния по­ве­де­ния мы­шей и кро­ли­ков, но не че­ло­ве­чес­ких су­ществ. Од­на­ко он сам, не соз­на­вая это­го, бес­п­рес­тан­но при­ме­ня­ет к объ­яс­не­нию по­ве­де­ния жи­вот­ных пси­хо­ло­гию - он яв­ля­ет­ся бес­соз­на­тель­ным пси­хо­ана­ли­ти­ком. Ког­да он, нап­ри­мер, го­во­рит о реф­лек­се стра­ха мы­ши, то упот­реб­ля­ет рас­п­рос­т­ра­нен­ное в пси­хо­ло­гии по­ня­тие «страх». Он весь­ма умес­т­но упот­реб­ля­ет это сло­во, но толь­ко бла­го­да­ря ин­т­рос­пек­ции он зна­ет, что та­кое страх, в про­тив­ном слу­чае он не имел бы ни­ка­ко­го пред­с­тав­ле­ния о том, что зас­тав­ля­ет убе­гать (Da­von­la­ufen) и пря­тать­ся мышь.

Вернемся к воп­ро­су о прис­по­соб­ле­нии. Все, что ска­за­но, - не что иное, как оп­рав­да­ние пси­хо­ло­ги­чес­кой точ­ки зре­ния, объ­яс­ня­ющей со сво­ей сто­ро­ны проб­ле­мы прис­по­соб­ле­ния. Пси­хо­ана­ли­зу мы обя­за­ны упо­ря­до­че­ни­ем оп­ре­де­лен­но­го ря­да но­вых фак­то­ров, ко­то­ры­ми пре­неб­ре­га­ло ес­тес­т­воз­на­ние; он ука­зы­ва­ет нам на ре­аль­ность внут­рен­них фак­то­ров, ко­то­рые мог­ли быть от­к­ры­ты толь­ко бла­го­да­ря ин­т­рос­пек­ции.

Теперь я хо­чу ос­та­но­вить­ся на прак­ти­чес­кой проб­ле­ме, свя­зан­ной с прис­по­соб­ле­ни­ем ро­ди­те­лей к ре­бен­ку. При­ро­да весь­ма без­за­бот­на. Она ма­ло за­бо­тит­ся об ин­ди­ви­де, но мы, лю­ди, ду­ма­ем ина­че, мы же­ла­ем под­дер­жать жизнь всех на­ших по­том­ков и убе­речь их от нап­рас­ных стра­да­ний. По­это­му мы уде­ля­ем осо­бое вни­ма­ние ста­дий­нос­ти раз­ви­тия: на каж­дой из них ре­бен­ка ожи­да­ют спе­ци­фи­чес­кие труд­нос­ти рос­та. Фрейд ука­зы­вал, что сим­п­том стра­ха воз­ни­ка­ет на ста­дии фи­зи­оло­ги­чес­ких из­ме­не­ний, свя­зан­ных с рож­де­ни­ем, пе­ре­хо­дом из ут­ро­бы ма­те­ри во внеш­ний мир. Один из его быв­ших уче­ни­ков сде­лал это по­ло­же­ние ис­ход­ным пун­к­том те­ории, в ко­то­рой он, от­к­ло­ня­ясь от пси­хо­ана­ли­ти­чес­ких взгля­дов, пы­та­ет­ся объ­яс­нить все нев­ро­зы и пси­хо­зы как раз этой пер­вой круп­ной трав­мой. Он на­зы­ва­ет ее «ро­до­вой трав­мой». Сам я весь­ма об­с­то­ятель­но за­ни­ма­юсь этим воп­ро­сом, од­на­ко чем доль­ше я наб­лю­даю, тем яс­нее мне ста­но­вит­ся, что ин­ди­вид на­ибо­лее прис­по­соб­лен имен­но для из­ме­не­ний, свя­зан­ных с рож­де­ни­ем. Фи­зи­оло­ги­чес­кая за­бот­ли­вость и ин­с­тинкт ро­ди­те­лей де­ла­ют этот пе­ре­ход нас­толь­ко мяг­ким, неж­ным, нас­коль­ко это воз­мож­но. В са­мом де­ле, он был бы трав­мой, ес­ли бы лег­кие и сер­д­це не бы­ли столь хо­ро­шо из­на­чаль­но под­го­тов­ле­ны к пе­ре­хо­ду во внеш­ний мир. Та­ким об­ра­зом, рож­де­ние яв­ля­ет­ся сво­его ро­да три­ум­фом, не ос­тав­ляя трав­ма­ти­чес­ко­го сле­да при нор­маль­ном пе­ре­хо­де из од­ной ста­дии раз­ви­тия к дру­гой. За­ду­ма­ем­ся над не­ко­то­ры­ми де­та­ля­ми. Над­ви­га­юще­еся удушье тот­час прек­ра­ща­ет­ся, пос­коль­ку лег­кие в по­ряд­ке и тут же на­чи­на­ют фун­к­ци­они­ро­вать, ког­да прек­ра­ща­ет­ся цир­ку­ля­ция че­рез пу­по­ви­ну; ле­вый же­лу­до­чек сер­д­ца, быв­ший до сих пор без­де­ятель­ным, энер­гич­но бе­рет на се­бя свою фун­к­цию. По­ми­мо этой фи­зи­оло­ги­чес­кой по­мо­щи, ин­с­тинкт ро­ди­те­лей по­буж­да­ет их сде­лать си­ту­ацию для но­во­рож­ден­но­го нас­толь­ко при­ят­ной, нас­коль­ко это воз­мож­но: ре­бен­ка ук­ла­ды­ва­ют в теп­лую пос­тель, за­щи­ща­ют от бес­по­ко­ящих его оп­ти­чес­ких и акус­ти­чес­ких раз­д­ра­жи­те­лей; фак­ти­чес­ки они зас­тав­ля­ют ре­бен­ка за­быть о том, что, соб­с­т­вен­но, про­изош­ло, как буд­то бы ни­че­го не слу­чи­лось. Проб­ле­ма­тич­но, мож­но ли столь быс­т­ро и прин­ци­пи­аль­но ус­т­ра­ни­мое пре­пят­с­т­вие счи­тать «трав­мой». Пос­лед­с­т­вия дру­гой дей­с­т­ви­тель­ной трав­мы ус­т­ра­ня­ют­ся труд­нее - она име­ет не фи­зи­оло­ги­чес­кую при­ро­ду, а от­но­сит­ся к вступ­ле­нию ре­бен­ка в об­щес­т­во ок­ру­жа­ющих его лю­дей; в этом слу­чае за­час­тую ро­ди­тель­с­кий ин­с­тинкт ока­зы­ва­ет­ся не­сос­то­ятель­ным. Я упо­мя­ну трав­мы, свя­зан­ные с от­лу­че­ни­ем от гру­ди, с при­об­ще­ни­ем к оп­рят­нос­ти и чис­топ­лот­нос­ти, с ис­ко­ре­не­ни­ем «дур­ных при­вы­чек», и на­ко­нец са­мую важ­ную из всех - пе­ре­ход от дет­с­т­ва к жиз­ни взрос­лых. Это са­мые труд­ные трав­мы дет­с­т­ва, и здесь до сих пор не наб­лю­да­ет­ся дос­та­точ­ной пре­дус­мот­ри­тель­нос­ти ни со сто­ро­ны ро­ди­те­лей в час­т­нос­ти, ни со сто­ро­ны ци­ви­ли­за­ции в це­лом.

Отлучение ре­бен­ка от гру­ди яв­ля­ет­ся и всег­да яв­ля­лось са­мым важ­ным де­лом с точ­ки зре­ния ме­ди­ци­ны: это пе­ре­ход от ин­с­тин­к­тив­но­го со­са­ния к пе­ре­же­вы­ва­нию пи­щи; это не толь­ко пе­ре­ме­на фи­зи­оло­ги­чес­ко­го ха­рак­те­ра, но и пе­ре­ме­на, име­ющая ог­ром­ное пси­хо­ло­ги­чес­кое зна­че­ние. Не­лов­кий спо­соб от­лу­че­ния мо­жет неб­ла­гоп­ри­ят­но пов­ли­ять на от­но­ше­ние ре­бен­ка к объ­ек­ту и на спо­соб по­лу­че­ния удо­воль­с­т­вия от объ­ек­та и та­ким об­ра­зом ос­та­вить тем­ный след в жиз­ни ре­бен­ка. Ра­зу­ме­ет­ся, мы не мно­го зна­ем о пси­хо­ло­гии го­до­ва­ло­го ре­бен­ка, но мы все же по­лу­ча­ем оп­ре­де­лен­ное пред­с­тав­ле­ние о том глу­бо­ком от­пе­чат­ке, ко­то­рый, ве­ро­ят­но, ос­тав­ля­ет от­лу­че­ние от гру­ди. Уже лег­кая ра­на, прос­той укол иг­лой на ран­ней ста­дии эм­б­ри­ональ­но­го раз­ви­тия все-та­ки мо­гут по­ме­шать пол­но­цен­но­му фор­ми­ро­ва­нию всех час­тей те­ла.

Другой при­мер. В по­ме­ще­нии, где го­рит од­на-един­с­т­вен­ная све­ча, мож­но, од­ной ру­кой приб­ли­зясь к ис­точ­ни­ку све­та, за­тем­нить по­ло­ви­ну по­ме­ще­ния. По­доб­ная си­ту­ация скла­ды­ва­ет­ся с ре­бен­ком: ес­ли вы в са­мом на­ча­ле жиз­ни при­чи­ни­те ему да­же нез­на­чи­тель­ное пов­реж­де­ние, это мо­жет бро­сить тень на всю его жизнь. Очень важ­но уяс­нить, нас­коль­ко чув­с­т­ви­тель­ны, вос­п­ри­им­чи­вы де­ти, но ро­ди­те­ли не ду­ма­ют об этом, они не мо­гут сос­та­вить ка­ко­го-ли­бо пред­с­тав­ле­ния о вы­со­кой сте­пе­ни чув­с­т­ви­тель­нос­ти их ма­лы­шей и ве­дут се­бя в их при­сут­с­т­вии так, буд­то де­ти не вос­п­ри­ни­ма­ют про­ис­хо­дя­щее вок­руг них. Ес­ли ре­бе­нок на пер­вом и вто­ром го­дах его жиз­ни наб­лю­да­ет ин­тим­ную бли­зость меж­ду сво­ими ро­ди­те­ля­ми, то на ста­дии соз­ре­ва­ния, ког­да он еще не об­ла­да­ет ин­тел­лек­ту­аль­ным кла­па­ном, ре­гу­ли­ру­ющим его воз­бу­ди­мость, это мо­жет выз­вать ин­фан­тиль­ный нев­роз, ко­то­рый, ве­ро­ят­но, на всю жизнь ос­ла­бит аф­фек­тив­ную жизнь. Дет­с­кие фо­бии и ис­те­ри­чес­кие яв­ле­ния, выз­ван­ные стра­хом, за­час­тую име­ют мес­то в ран­ние го­ды раз­ви­тия. Обыч­но с воз­рас­том они ис­че­за­ют, од­на­ко весь­ма час­то мы об­на­ру­жи­ва­ем, что они ос­тав­ля­ют глу­бо­кие сле­ды в ду­хов­ной жиз­ни и ха­рак­те­ре че­ло­ве­ка.

Обучение оп­рят­нос­ти, чис­топ­лот­нос­ти яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых труд­ных ста­дий в раз­ви­тии ре­бен­ка. Она мо­жет быть соп­ря­же­на с рис­ком, но не всег­да. Есть де­ти, ко­то­рые пред­рас­по­ло­же­ны быть нас­толь­ко здо­ро­вы­ми, что пе­ре­но­сят да­же по­ве­де­ние без­рас­суд­ных ро­ди­те­лей. Но это ис­к­лю­че­ние. Да­же ес­ли они хо­ро­шо вы­дер­жи­ва­ют из­в­ра­щен­ное вос­пи­та­ние, мы за­час­тую за­ме­ча­ем, что они в чем-то ли­ше­ны счас­тья, ко­то­рое им мог­ла бы пре­под­нес­ти жизнь. Это дол­ж­но бы­ло бы по­буж­дать ро­ди­те­лей и вос­пи­та­те­лей боль­ше уде­лять вни­ма­ния ре­ак­ци­ям ре­бен­ка и адек­ват­но оце­ни­вать труд­нос­ти, с ко­то­ры­ми он дол­жен бо­роть­ся.

Наблюдения Фрей­да за из­ме­не­ни­ями ха­рак­те­ра, нра­ва ре­бен­ка в пе­ри­од прис­по­соб­ле­ния к ко­дек­су чис­топ­лот­нос­ти при­ве­ли его к важ­но­му от­к­ры­тию, сос­то­яще­му в том, что зна­чи­тель­ные свой­с­т­ва ха­рак­те­ра фор­ми­ру­ют­ся во вре­мя это­го про­цес­са. Дру­ги­ми сло­ва­ми, спо­соб, бла­го­да­ря ко­то­ро­му ин­ди­вид в пер­вые пять лет жиз­ни прис­по­саб­ли­ва­ет свои при­ми­тив­ные пот­реб­нос­ти к тре­бо­ва­ни­ям ци­ви­ли­за­ции, оп­ре­де­ля­ет так­же ма­не­ру по­ве­де­ния при стол­к­но­ве­нии с бо­лее поз­д­ни­ми труд­нос­тя­ми жиз­ни. С по­зи­ции пси­хо­ана­ли­за «ха­рак­тер» есть как бы зак­реп­ле­ние оп­ре­де­лен­но­го мо­ду­са по­ве­де­ния, ре­аги­ру­юще­го на те или иные об­с­то­ятель­с­т­ва ав­то­ма­ти­чес­ки, без при­нуж­де­ния. Ин­ди­вид, как мы по­ла­га­ем, мо­жет прис­по­со­бить­ся к дан­ной си­ту­ации с точ­нос­тью до прос­че­та де­та­лей по­ве­де­ния, од­на­ко при­пом­ни­те, сколь ма­ло это сов­мес­ти­мо с тем, что ха­рак­тер де­ла­ет из че­ло­ве­ка! Ес­ли вы зна­ете «ха­рак­тер» че­ло­ве­ка, смо­же­те ли вы выз­вать его столь час­то, как хо­те­лось бы, вы­пол­нить оп­ре­де­лен­ные дей­с­т­вия, пос­коль­ку он ра­бо­та­ет как ма­ши­на. Вы толь­ко об­мол­ви­тесь сло­вом, а он впол­не оп­ре­де­лен­но по­ка­ча­ет го­ло­вой; у не­го име­ет­ся в на­ли­чии этот ав­то­ма­ти­чес­кий жест на ва­ше лов­ко выс­ка­зан­ное сло­во. Пос­коль­ку это «ле­жит в ос­но­ве его ха­рак­те­ра».

В мою быт­ность сту­ден­том в оп­ре­де­лен­ных вра­чеб­ных кру­гах слиш­ком боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось унас­ле­до­ван­ным приз­на­кам. Шар­ко, один из луч­ших пре­по­да­ва­те­лей ме­ди­ци­ны в Па­ри­же, чи­тал ос­но­ва­тель­ные лек­ции на эту те­му. Я хо­чу рас­ска­зать об од­ном ти­пич­ном слу­чае, ко­то­рый луч­ше ос­ве­тит этот воп­рос. Од­наж­ды на его «Le­cons du Mar­di» («Лек­ции по втор­ни­кам») к не­му приш­ла мать и хо­те­ла по­го­во­рить с ним о сво­ем нев­ро­ти­чес­ком ре­бен­ке. Как всег­да, он на­чал рас­спра­ши­вать о де­де ре­бен­ка, что за бо­лез­ни он имел, от че­го он скон­чал­ся, за­тем о ба­буш­ке, о дру­гом де­де и дру­гой ба­буш­ке, о всех дру­гих род­с­т­вен­ни­ках. Мать пы­та­лась прер­вать его и рас­ска­зать, что про­изош­ло с ре­бен­ком за не­де­лю или за год до это­го раз­го­во­ра. Шар­ко в раз­д­ра­же­нии ни­че­го не хо­тел слы­шать об этом, он рев­нос­т­но вы­пы­ты­вал по­лу­чен­ные по нас­лед­с­т­ву осо­бен­нос­ти ха­рак­те­ра. Мы, бу­ду­чи пси­хо­ана­ли­ти­ка­ми, от­нюдь не от­ри­ца­ем важ­ность, зна­чи­мость пос­лед­них, мы счи­та­ем их су­щес­т­вен­ны­ми фак­то­ра­ми в эти­оло­гии нев­ро­ло­ги­чес­ких и пси­хи­чес­ких за­бо­ле­ва­ний, но не счи­та­ем их един­с­т­вен­ны­ми. Врож­ден­ные нак­лон­нос­ти мо­гут ре­ши­тель­но из­ме­нять­ся под вли­яни­ем пе­ре­жи­ва­ний дет­с­т­ва или бла­го­да­ря вос­пи­та­нию. Как унас­ле­до­ван­ные приз­на­ки, так и ин­ди­ви­ду­аль­ные при­чи­ны дол­ж­ны при­ни­мать­ся во вни­ма­ние. К при­ме­ру, чис­топ­лот­ность не есть что-то врож­ден­ное, она не пред­с­тав­ля­ет со­бою унас­ле­до­ван­ную осо­бен­ность. К ней нуж­но ре­бен­ка при­учать. Я не ду­маю, что де­ти не­чув­с­т­ви­тель­ны к по­доб­но­го ро­да по­уче­ни­ям, но по­ла­гаю, что они, по­жа­луй, не ста­ли бы чис­топ­лот­ны­ми без при­уче­ния.

Единственной нак­лон­нос­тью ма­лень­ко­го ре­бен­ка яв­ля­ет­ся лю­бовь к са­мо­му се­бе и точ­но так­же ко все­му, что он счи­та­ет час­тью са­мо­го се­бя; его эк­с­к­ре­мен­ты фак­ти­чес­ки яв­ля­ют­ся час­тью его са­мо­го, про­ме­жу­точ­ной вещью меж­ду объ­ек­том и субъ­ек­том. Кро­ме то­го, ре­бе­нок ис­пы­ты­ва­ет оп­ре­де­лен­ное чув­с­т­во к сво­им эк­с­к­ре­мен­там; но ведь и у взрос­лых есть сле­ды это­го от­но­ше­ния. По­рою я под­вер­гал ана­ли­зу так на­зы­ва­емых нор­маль­ных лю­дей, и я ни­ког­да не за­ме­чал в этом от­но­ше­нии су­щес­т­вен­ных раз­ли­чий меж­ду ни­ми и нев­ро­ти­ка­ми, ко­то­рые про­яв­ля­ли боль­ший ин­те­рес к ис­п­раж­не­ни­ям и му­со­ру. И по­доб­но то­му как ис­те­рия, сог­лас­но Фрей­ду, пред­с­тав­ля­ет со­бою не­га­тив пер­вер­сии, так и в ос­но­ве чис­топ­лот­нос­ти нор­маль­но­го че­ло­ве­ка ле­жат при­ми­тив­ные ус­т­рем­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ющие, од­на­ко, ве­ли­кие дос­ти­же­ния ци­ви­ли­за­ции. Об­ру­ши­вая на ре­бен­ка гнев за не­уме­ние справ­лять­ся с труд­нос­тя­ми соб­лю­де­ния чис­топ­лот­нос­ти, мы пус­ка­ем эту энер­гию по лож­но­му сле­ду. Ре­ак­ция мо­жет быть не­оди­на­ко­вой - в за­ви­си­мос­ти от кон­с­ти­ту­ци­он­ных раз­ли­чий ин­ди­ви­дов; ве­ро­ят­но, од­на - у нев­ро­ти­ка, дру­гая - у ду­шев­но­боль­но­го, третья - у прес­туп­ни­ка. Но ес­ли мы зна­ем толк в том, как бе­реж­но об­ра­щать­ся с деть­ми, то мы в со­от­вет­с­т­вии с их им­пуль­са­ми пре­дос­тав­ля­ем им сво­бо­ду дей­с­т­вий или воз­мож­ность суб­ли­ма­ции. В этом слу­чае они лег­че на­уча­ют­ся нап­рав­лять свои при­ми­тив­ные пот­реб­нос­ти в рус­ло по­лез­нос­ти. Но вос­пи­та­те­ли слиш­ком час­то пы­та­ют­ся ус­т­ра­нить эти при­ми­тив­ные пот­реб­нос­ти (хо­тя они, как го­во­рит­ся, важ­ный ис­точ­ник энер­гии), буд­то бы они са­ми по се­бе яв­ля­ют­ся не чем иным, как злом.

Итак, под­лин­но трав­ма­ти­чес­кий пе­ри­од в ус­ло­ви­ях прис­по­соб­ле­ния семьи к ре­бен­ку нас­ту­па­ет при пе­ре­хо­де от са­мо­го ран­не­го дет­с­т­ва к ци­ви­ли­за­ции; это свя­за­но не толь­ко с при­об­ще­ни­ем к оп­рят­нос­ти и чис­топ­лот­нос­ти, но так­же с по­дав­ле­ни­ем сек­су­аль­нос­ти. Час­то мож­но слы­шать, что Фрейд все сво­дит к сек­су­аль­нос­ти. Это не сов­сем вер­но. Он го­во­рит об оп­ре­де­лен­ном кон­ф­лик­те эго­ис­ти­чес­кой и сек­су­аль­ной тен­ден­ций и пер­вую счи­та­ет да­же бо­лее ус­той­чи­вой. Фак­ти­чес­ки пси­хо­ана­ли­ти­ки боль­шую часть сво­его вре­ме­ни пос­вя­ща­ют ана­ли­зу вы­тес­нен­ных фак­то­ров у упо­мя­ну­той ка­те­го­рии ин­ди­ви­дов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.