Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения






Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения характеризу­ются такими основными особенностями:

1. В предложении выделяются две части. Одна из частей предложения поясняет предшествующую часть, дополняет её или указывает на причину.

2. Первая часть предложения обычно произносится с интонацией предупреждения, с понижением голоса, как бы намекая на незавершённость высказывания; за­тем следует продолжительная пауза — вторая часть предложения произносится с обычной завершающей интонацией.

3. Основной знак на письме в таких бессоюзных предложениях — двоеточие.

□ II: □ •

(пауза)

1) Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (И.Крылов) (Ср.:...не злятся, так как (потому что) их повредить она не может красоты — причина.)


 

2) На другом берегу озера творилось что-то нелад­ное: то и дело шуршала сухая листва, потом разда­вался плеск воды... (Г. Скребицкий)

(Поясняется, раскрывается, что именно было не­ладно.)

3) Я верил: он вернётся. (Ср.: Я верил, что он вер­нётся.)

Как видно из примеров, бессоюзные сложные пред­ложения со значением причины, пояснения, дополне­ния обычно соотносимы со сложноподчинёнными предложениями с союзами потому что (так как), а именно, то есть, что.

©> 268. Прочитайте предложения из произведений А. И. Купри­на. Следите за правильной интонацией бессоюзных предложе­ний: понижением голоса в конце 1-й части предложения, паузой и соблюдением заключительной интонации во 2-й части предло­жения.

Определите значение бессоюзных предложений: причин­ное, поясняющее, дополняющее. В каких случаях двоеточие возможно заменить союзом? Каким?

1) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. 2) Земля наша щедра и плодород­на: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри да­рят людям тысячи разнообразных растений, в боль­шинстве своём лечебных. 3) Я всмотрелся: там прости­ралось большое, открытое со всех сторон поле... 4) Ку­панье не освежало. Лёгкая прохлада чувствовалась лишь при первом погружении в море, но это был само­обман: через минуту вода становилась противно тёплой и на ощупь липкой. 5) Странно: этот тихий жалобный голосок пробудил и во мне мистическое предчувствие пробуждающегося страха.

Составьте схемы всех бессоюзных предложений, обозна­чая их основы.

Спишите бессоюзные предложения (3-е и 5-е) и разберите их по членам.


 

©> 269. Выполните задания по тексту упр. 268.

Выпишите слова:

а) с проверяемыми орфограммами в корне (4—6 глаголов);

б) с непроверяемыми (все);

в) с чередованием гласных в корне (все).

Корни обозначьте.

©> 270. Прочитайте и определите виды сложных предложений. Составьте их схемы.

Затем спишите предложения, преобразовав их в бессоюз­ные. Какие слова исчезнут? Какие знаки надо будет поставить между частями бессоюзного предложения?

Учёные утверждают, что льды Северного полюса та­ют и в этом столетии исчезнут совсем из-за глобального потепления.

Исследования показывают, что температура воды непосредственно подо льдом поднимается поразительно быстро. Возможно, на какой-то период года льды будут исчезать, потому что уже сейчас количество льда, дрей­фующего из Арктики к побережью Гренландии, сокра­тилось примерно на 40%.

(Из газет)

©> 271. Прочитайте, определяя смысловые отношения между частями предложений.

Спишите, расставляя знаки препинания и восстанавливая правописание слов.

1) Серпилина б..спокоило вдруг лётчик не успеет по времени засветло в Москву... Только когда справа под крылом прошла Рязань он успокоился между Рязанью и Москвой садиться было некуда. (К. Симонов) 2) Дни бы­ли всякие то огнём жгло с сияющей лазури солнце то горами громоздились и раскатывались ужасающим громом тучи то потопами обрушивались на пароход и на море буйные ливни... (И.Гончаров) 3) Всё слилось всё смешалось земля воздух небо превратились в пучину кипящего снежного праха. (С. Аксаков) 4) Наконец при­шло долгожданное время зазеленела трава распус­тились деревья оделись кусты запели соловьи...


 

(С.Аксаков) 5) Солнце смеётся... Ликует природа! Всюду пр..волье, покой и свобода только у мельницы злится ре­ка нет ей простора... (н..) воля горька! (Н.Некрасов) 6) Хлопот Мартышке полон рот чурбан она то понесёт то так то сяк его обхватит то поволочет то покатит... (И. Крылов) 7) А мой совет такой берись за то к чему ты сроден. (И.Крылов)

1. Составьте схемы любых трёх бессоюзных предложений, обозначив их основы. Проведите полный синтаксический раз­бор одного из этих предложений (см. образец в приложении на с. 283).

2. Составьте таблицу правописания приставок пре-, при-. Какой признак определяет их написание?

3. Приведите примеры написания не с именами существи­тельными.

©> 272. Прочитайте данные предложения, учитывая, что в них пропущены двоеточия. Вспомните, в каких случаях употребля­ется двоеточие.

Спишите, восстанавливая пунктуацию предложений и со­блюдая следующий порядок записи: а) предложения с прямой речью; б) предложения с однородными членами после обобщаю­щих слов; в) сложные бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

1) И молвил он, сверкнув очами «Ребята! Не Москва ль за нами?» (М.Лермонтов) 2) Плохая им досталась до­ля не многие вернулись с поля. (М. Лермонтов) 3) Всё бы­ло серо небо, дым над крышами, самый воздух. (К.Паус­товский) 4) Иногда человеку выпадает случай наблюдать чрезвычайное, как-то извержение огнедышащей горы, погубившей цветущие селения, восстание угнетённого народа против всесильного владыки или вторжение в земли родины захватчика... (ПоВ. Яну) 5) Посмотрю на юг нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. (И. Ни­китин) 6) Ей старик с поклоном отвечает «Смилуйся, государыня рыбка!» (А.Пушкин) 7) Свойство зеркальце имело говорить оно умело. (А. Пушкин)

Объясните расстановку знаков препинания во всех предло­жениях. Обозначьте обращения.

Подчеркните обособленное определение — причастный обо­рот.


 

 

©> 273. Спишите данную таблицу и каждый пункт проиллю­стрируйте своими примерами.
Двоеточие употребляется Примеры
После слов автора перед прямой речью  
После обобщающего слова перед однородными членами в простом предложении  
Между частями сложного бессо­юзного предложения со значени­ем причины, пояснения, дополне­ния  

©> 274. Спишите предложения из рассказов JI. Н. Толстого о Севастополе, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Имейте в виду, что в каждом предложении должно быть двоеточие.

 

1) В (пол) часа погода успела перемени(т, ть)ся ту­ман расстилавшийся по морю собрался в серые ску(?)ные сырые тучи и закрыл солнце какая (то) пе­чальная изморось сыплется (с) верху и мочит крыши тротуары и солдатские шинели... 2) Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внима­тельно всматривался в выражения их физиономий но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того бес­покойства которое испытывал сам шуточки смехи рас­сказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности. 3) Человека четыре... моло­деньких офицеров находились в разных углах комнаты один из них подложив под голову какую (то) шубу спал на диване другой стоя у стола резал жаре..ую барани­ну... 4) Володя был в чрезвычайном восторге ему не приходила и мысль об опасности. 5) Вам не до этих рас­сказов которые вы долго ещё будете слушать во всех уг­лах России вы хотите скорее идти на бастионы именно на четвёртый про который вам так много и так различ-


 

но pa..называли. 6) Офицер погонял ямщика казалось ему хотелось как можно скорей приехать.

1. Объясните постановку точки с запятой в 1, 2, 3, 5-м пред­ложениях, составьте схемы этих предложений.

2. Проведите синтаксический разбор 1-го и 4-го предложе­ний (см. образцы на с. 283).

3. Запишите примеры слитного и дефисного написания пол- с именами существительными.

©> 275. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины художни­ка Николая Яковлевича Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» (1960 г.). Полотно о солдатах Великой Отечественной войны живописец создал под впечатлением стихотворения поэта Евгения Винокурова «Москвичи». Прочитайте текст.

В полях за Вислой сонной Лежат в земле сырой Серёжка с Малой Бронной И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире, Который год подряд, Одни в пустой квартире Их матери не спят. Свет лампы воспалённой Пылает над Москвой В окне на Малой Бронной, В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе Без них идёт кино; Девчонки, их подруги, Все замужем давно. Но помнит мир спасённый, Мир вечный, мир живой, Серёжку с Малой Бронной И Витьку с Моховой.

Опишите свои впечатления от картины, постарайтесь упот­ребить сложные бессоюзные предложения.

ЗСП-11. Что (то) бледно (жёлтое) мелькнуло между деревьями.

(Кое) где появились лужи. Было вспаха..о уже (пол) поля.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.