Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины ^ __ пояснения С:J (двоеточие) дополнения






Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. (А. Блок)

Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло... (А. Пушкин)

Я прислушался: буря не утихала. (И. Гончаров)

^ противопоставления ^

Значение^- времени, условия (—у (тире)

\ следствия /

Тьма свету не любит — злой доброго не терпит. (Пословица)

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И. Никитин)

Не было никакой возможности уйти незаметно — он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород. (А. Фадеев)

В одном предложении могут совмещаться разные значения, обычно два различных вида отношений. На­пример, в предложении Грустно, Нина: путь мой ску­чен, дремля смолкнул мой ямщик, колокольчик одно­звучен, отуманен лунный лик (А. Пушкин) отношения причины и перечисления.


 

©> 259. Выпишите все примеры из теоретической части § 30. Составьте схемы этих предложений.

260. Пользуясь материалом п. 3 теоретической части § 30, определите значения данных бессоюзных предложений; проком­ментируйте их интонацию и употребление знаков препинания.

Прочитайте предложения с соответствующей интонацией; затем спишите, восстанавливая верное написание слов.

Начертите схемы предложений.

1) Травка зелене..т, Солнышко бл..стит, Ласточка с весною В сени к нам летит.

(А. Плещеев)

2) Ю(нн, н)ый лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз (н..) терпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и люб..т и поёт.

(А. К. Толстой)

3) Знайте и верьте, друзья: благодатна всякая буря душе молодой — зре..т и крепн..т душа под грозой. (Н. Некрасов) 4) Мчались куда (то) мохнатые тучи, чуть (не)зад..вая вершины деревьев; шумел и качался лес; в небе раздавались тревожные крики птиц... (В. Ас­тафьев) 5) Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. (Г. Скребицкий) 6) Лягушка, на лугу увйд..вши Вола, затеяла сама в дородстве с ним срав­няться: она завистлива была. (Я. Крылов)

7) Часу в седьмом утра, зевая, спросонья подойду к окну — сегодня середина мая, я в лето окна распахну.

(Б. Корнилов)

Какие группы орфографических правил вы применяли, вос­станавливая правописание слов? Объясните эти написания, группируя их по видам орфограмм.


 

j ©> 261. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Какие существуют типы сложных предложений? Запишите их названия и соответствующие примеры.

2. Напишите, чем отличается бессоюзное предложе­ние от других видов сложных предложений. Покажите на схемах отличие этих предложений друг от друга.

3. Какие знаки препинания употребляются в слож­ном бессоюзном предложении? Запишите свои приме­ры на каждый знак препинания, который может быть употреблён между частями бессоюзного предложения.

ЗСП-9. Обнаружилось (н..) отправле^ое письмо. Озеро было окружено кустарником. Студё..ый воздух обжигал лицо.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.