Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое лечение заикания в детском возрасте






До сих пор не было даже и скромной попытки помочь роди­телям, имеющим детей заик в раннем возрасте от 4—8 лет... Я предложу ряд известных мер, помогавших мне в таких случаях.

I. Если ребенок неожиданно заболел заиканием после какого либо сильнаго аффекта, или испуга, то к нему необходимо при­менить следующий метод: а) отделить его тотчас от других детей в отдельную комнату; в) объявить серьезно больным без доступа к нему других детей. Если в семье много детей, то можно поме­стить его в другую хорошую семью; с) подвергнуть постельному содержанию на время не менее трех недель.... При этом требует­ся не нарушать обычных занятий и игр, вообще, привычек ре­бенка, разделять с ним терпеливо такия игры, забавлять насколько возможно, чтобы пребывание в постели не казалось бы скуч­ным, особенно в первые дни. £ > то мера рекомендуется с тою целью, чтобы избежать и подавить подвижность ребенка, кото­рая в данном случае вредна и поставить его сразу в условия од­нообразия и покойной обстановки. С другой стороны, этой же мерой устанавливается телесное и душевное спокойствие, так как страх потрясает то и другое на продолжительное время. Кро­ме всего этого... — говорить с ним медленнее обыкновеннаго, тихо, ясно и в тоже время спокойно и ласково, без гнева, нетер­пеливости и крайняго сожаления, не выражая этих чувств, одна­ко, даже в своих манерах, взгляде, голосе.

И. Если бы судорожность ребенка не уступила этим мерам, то не медля начать говорить с ним шепотом и требовать такого же шепота от него. Если бы он сопротивлялся такому совету, то в таком случае рекомендуется со стороны ухаживающей матери наклонить голову к ребенку и просить его говорить на ухо. Тогда ребенок поймет ясно, чего от него требуют. С каждым днем пре­бывания в постели, к которому он уже начинает относиться без­различно, он незаметно для себя продолжает говорить не спеша, иез затруднений, и в нем постепенно, шаг за шагом, пробужда­ется поколебленная страхом вера в себя, в свою речь. \ Как только получится осязательный, заметный результат об-щаго успокоения ребенка, речь его же в продолжении целой не-цсли произносилась правильно и ясно, то это и есть указание на го, что можно уменьшить строгость постельнаго режима — по-яолить ребенку посидеть в кресле, на диване, или на полу на несколько минут и часов, чтобы потом он опять был в постели. Игрушки он может брать и на диван и играть одинаково с ними bq время лежания и сидения. Такия разрешения давать ребенку, как награду за послушание за то, что он говорит тихо, медленно и, > что это нравится маме и окружающим. Потом уже можно по­зволить впускать по очереди, и отдельно других детей, лучше старших, повторяя им, что с заболевшим пациентом доктор при­казал говорить не много, не долго и медленно, потому что иначе больной сильно взволнуется и утомится, ему будет хуже. Далее можно позволить детям не только говорить в течение 1/2—1 часа, но и играть с больным ребенком. Далее ребенку предоставляется большая свобода, он может сам подходить, задавать вопросы, исполнять поручения и все это, желательно, спокойно и смело.

III. Если причина страха известна: собака, пожар, ссора, нео­жиданный крик или шум, ночной испуг (сновидения), падение с лестницы и т.д., то требуется, во время постельнаго режима, подготовлять постепенно ребенка к рассказам и случаям, вызвавших такой испуг, но при это сейчас же говорить, как вы, разсказчик,
или такой-то мальчик поступили, и непременно в яркой картине смелости, спокойствия, уверенности. Все эти разсказы имеют целью вызвать в воображении ребенка сильное впечатление, не­вольное желание сравнить себя и поступать в таких случаях так, как разсказывается в этих разсказах.

IV. Подобным образом поступать рекомендуется и в случаях
хронического заикания. На первом плане — ограничивать... под­вижность ребенка и в периоде ухудшения говорить с ним также медленно, тихо или шепотом, не прибегая совсем к каким либо приемам дыхательной гимнастики.

V. Кроме этих прямых приемов психологического лечения мож­но рекомендовать и также способы лечения, которые следует на­звать косвенными. Вовремя лежания больного в постели можно делать ему общий или местный массаж, употреблять теплые ван­ны, например, два раза в неделю, продолжительность 8—10 ми­
нут, с растиранием тела, при помощи луфы или мохнатого поло­тенца, простыни. По предписанию врача прописывается либо индифферентное лекарство для смазывания горла или делается смазывание йодовой настойки снаружи и т. д. Тогда... ребенок делается /послушнее, проникается и сам важностью такого лече-/ ния и создает этим самым удобные условия для своего длитель-У наго душевнаго спокойствия, необходимого так для исправления речи.

Далее рекомендуется уже с положительною целью питание л укрепление нервной системы и прежде всего молоко по крайне i мере, не меньше двух стаканов ежедневно.

VI. Если ребенок не грамотен, то обязательно учить его грамс -те даже преждевременно, например, в шесть лет, потому что тогда при обучении самый способ произношения звуков облегчаете^, но делать это по звуковому методу, избегая толчковаго nporoHece*-ния, делая его плавным, медленным. Если же ребенок грамотный и умеет уже сразу произносить слова, то необходимо будет на*-учить его читать спокойно, когда он один или в присутствии по­сторонних. Тут уже заикание труднее, потому что оно отражается" не ч> лько на разговорной, но и на книжной речи ребенка.

...Как обращаться с ребенком заикой,...следует ли говорить ребенку про его заболевание, т. е. называть его ненормальную речь — заиканием. Я считаю необходимым сказать, что на всяка-го заику должно смотреть, как на серьезного больного и относить­ся к нему как к очень впечатлительному и раздражительному существу, которое превосходит такого же сверстника по своей чувствительности в несколько раз. Если... ребенок не знает, что он страдает заиканием — бывают и такия, к сожалению, очень редкия семьи, — что и говорить не следует, а если знает, и его же дразнили такой кличкой в семье, и школе, тогда уже ничем не выбьешь такого обиднаго слова из головы; оно уже делается не только источником огорчения, обиды, ожидания, но и служит поводом и причиной для принятия тех или других предостереже­ний, чтобы скрыть заикание.

Неткачев Г. Д. Заикание. Его сущность, причи­ны, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологи­ческий способ лечения. — М., 1909.

Г. Д. Неткачев

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.