Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Измерение социального класса и классовой позиции индивидов






 

Исследовательская задача, стоящая перед социальным ученым, когда он изучает социальную и статусную структуру сообщества, в чем-то сродни задаче, с которой сталкивается географ, открывая новую территорию. Географ узнает и описывает основные черты новых регионов и, пользуясь такими понятиями, как направление и расстояние, определяет их местонахождение и измеряет их связи друг с другом и с уже установленными точками. Отталкиваясь от этого знания, картограф конструирует карты, являющиеся научными изображениями того, что он воспринимает как пространственные отношения на новой территории и их отношения с остальным, уже известным миром. Очевидно, что относительно данной территории его карта не может изобразить больше того знания, которым он обладает[169].

Ученый, изучающий социальную и статусную структуру сообщества, сталкивается с похожими проблемами и становится жертвой похожих ошибок. Он должен идентифицировать, описывать, локализовывать, взаимно связывать и измерять факты, относящиеся к структуре социального взаимодействия. Когда социальный эколог делает отчет о таком анализе, он рисует карты, на которых представлено социальное использование физического пространства во времени человеческими группами. Аналитики структуры и статуса, в свою очередь, конструируют научные репрезентации (или «карты»), представляющие их знание о структуре и статусных взаимоотношениях, образующих социальную систему сообщества. Эколог рисует карты, изображающие людей в физических ареалах; аналитик структуры и статуса картографирует и схематично рисует социальные и статусные взаимоотношения между людьми.

В этом томе будут представлены две системы исследования и измерения социального статуса в американских сообществах. Будут представлены четкие инструкции по пользованию каждой из этих систем. В нескольких главах будет рассказано, как пользоваться этими двумя методами и их комбинациями; это позволит исследователю выяснить, что представляет собой социально-классовая система любого конкретного города, отличить любой данный классовый слой от прилегающих к нему и определить (в разумных пределах) правильное классовое положение любого данного индивида или семьи в сообществе. Следовательно, перед вами учебное пособие для социальных ученых, желающих быстро и легко устанавливать классовые слои сообщества или социальный класс конкретного индивида или семьи.

Эти два метода называются Оценкой Участия (ОУ) и Индексом Статусных Характеристик (ИСХ). Вместе они дают точные процедуры для измерения социального класса и классовой позиции индивидов, для проверки надежности полученных результатов и для превращения категорий социального класса и социоэкономического статуса во взаимозаменяемые понятия.

Метод Оценки Участия (ОУ), заключающий в себе несколько методик рейтинговой оценки, базируется на положениях, что люди, взаимодействующие в социальной системе сообщества, оценивают участие окружающих их людей; что оценивается место, в котором индивид участвует; и что члены сообщества явно или неявно сознают это ранжирование и переводят свои оценки такого социального участия в социально-классовые рейтинги, которые могут быть сообщены исследователю. Следовательно, долг полевого исследователя состоит в том, чтобы использовать свое мастерство интервьюера для получения нужной информации и проанализировать полученные данные с помощью надлежащих методик определения социального класса, так чтобы статусный аналитик имел возможность определить наличествующие уровни стратификации и установить ранговую позицию любого члена сообщества.

Индекс Статусных Характеристик (ИСХ) измеряет социоэкономические уровни сообщества и, в соединении с Оценкой Участия (ОУ), дает статусному аналитику возможность сказать, что с социально-экономической точки зрения подразумевается под такими классовыми понятиями, как высший, средний или низший класс, и, соответственно, что подразумевается под высшими и низшими социоэкономическими уровнями с точки зрения социального класса и Оценки Участия.

Имеющиеся процедуры определения классовой стратификации[170], хотя и надежны, отнимают много времени и являются дорогостоящими, особенно в крупных городских сообществах; они требуют огромного полевого персонала экспертов, и при этом заинтересованный исследователь человеческих дел часто лишается возможности использовать знание социального класса для понимания своей конкретной проблемы. Педагоги, исследователи развития ребенка, эксперты по воспитанию, специалисты по социальной работе, политические ученые, психологи, исследователи общественного мнения и эксперты по рынку, а также сами статусные аналитики требуют более простого и быстрого метода измерения статуса. Ученые, занимающиеся изучением класса, нуждаются в более четком и технологичном наборе методик, который легче передать другим. По мере того как накапливаются знания об американском социальном классе, статусные аналитики все яснее сознают, что им для проведения надежных сравнений классовых систем, существующих в больших и маленьких городах нашей страны, и для получения более широких обобщений касательно природы социального статуса нужна более адекватная и четко прописанная методология изучения этого феномена[171].

Методы Оценки Участия (ОУ) и Индекс Статусных Характеристик (ИСХ) были разработаны для удовлетворения этих потребностей[172].

Оба метода можно использовать в любом типе сообщества. Результаты в разных сообществах будут, конечно, разными; в некоторых крупных городах может быть много классов, в некоторых городах меньшего размера — немного; некоторые могут иметь жесткую организацию, другие — очень размытую.

В этом руководстве описываются методики, входящие в состав каждого метода, и даются детальные инструкции относительно того, как та или иная методика применяется сама по себе и в соединении с другими методиками, как Индекс Статусных Характеристик проверялся при помощи Оценки Участия и, наконец, как при больших выборках недорогой и простой в применении ИСХ может служить заменой другого метода и использоваться сам по себе.

 

Оценка Участия

Каждая из методик оценки, применяемая в методе ОУ для разделения сообщества на страты и размещения семей и индивидов на соответствующем уровне в статусной системе сообщества, может играть решающую роль в процессе определения социальной стратификации сообщества или установления статуса индивида или семьи.

Статусный аналитик использует 6 методик оценки социально-классовой позиции индивида.

1. Оценка на основе совмещенных согласий (нескольких информаторов по поводу размещения множества людей в нескольких классах). В интервью с людьми, имеющими разные социальные характеристики, статусный аналитик получает от каждого информатора Социально-Классовую Конфигурацию (или ранговый порядок) именованных социальных классов. Сначала он исследует ранговые порядки, признанные в нескольких интервью, с целью определить степень соответствия между ними. Когда это сделано, и степень соответствия высока (а так обычно и бывает), предпринимается следующий шаг. Социально-Классовые Конфигурации обычно сопровождаются перечнями имен отдельных лиц, добровольно приводимыми информаторами. Эти имена в каждом перечне всегда приписываются к нескольким классам, или распределяются по классам. В интервью с двумя или более информаторами фигурирует много одних и тех же имен; благодаря этому аналитик получает возможность сопоставить списки и подсчитать пары согласий и несогласий между информаторами по поводу классовых позиций людей в сообществе. Когда между ранжированием классов разными информаторами имеется полное или очень высокое соответствие, и когда сумма совместившихся согласий информаторов относительно классовых позиций большого числа людей также высока, аналитик обретает уверенность в том, что классовая система, которую он изучает, имеет данное число классов, прочна и пронизывает все сообщество; кроме того, он узнает, что его классовые рейтинги перечисленных индивидов скорее всего обладают высокой точностью. Для простоты эту методику совмещения классовых иерархий и пар классовых отнесений субъектов мы будем называть «Совмещенными Согласиями».

2. Оценка на основе символического размещения. Индивид оценивается аналитиком как принадлежащий к конкретному социальному классу на основе того, что информаторы отождествляют его с определенными высшими или низшими символами. Мы будем называть этот метод оценки «Символическим Размещением».

3. Оценка на основе статусной репутации. Индивид (или его семья) причисляется аналитиком к данному классу, так как он (со слов информаторов) имеет репутацию, подходящую для вовлечения в такие виды деятельности и для обладания такими чертами, которые считаются высшими или низшими. Ради удобства эта оценка будет сокращенно называться «Статусной Репутацией».

4. Оценка на основе сравнения. Субъект (или его семья) оценивается аналитиком как относящийся к тому или иному классу, поскольку информаторы утверждают, что он является равным, высшим или низшим по отношению к другим людям, чья социально-классовая позиция была ранее установлена. Эта методика сравнения статуса субъекта с известной классовой позицией другого будет называться «Сравнением».

5. Оценка на основе простого причисления к классу. Субъект (или его семья) оценивается аналитиком как принадлежащий к конкретному классу на основании того, что один или несколько квалифицированных информаторов причисляют этого индивида к этой конкретной классовой категории; при этом упоминается только один класс, и нет явного соотнесения с другими классами, составляющими систему в целом. Мы отличаем эту методику от Совмещенных Согласий, во-первых, потому что действия аналитика несколько отличаются от тех, которые применяются им в случае Совмещенных Согласий, и, во-вторых, потому что соображения информаторов сильно отличаются от приводимых в случае предоставления информации для Совмещенных Согласий.

6. Оценка на основе институционального членства. Субъект относится аналитиком к конкретному классу, поскольку информаторы в ходе интервью говорили, что он состоит в определенных институтах, ранжируемых как высшие или низшие. Институтами, которые используются для такой оценки, являются семьи, клики, ассоциации и церкви. Впредь мы будем называть эту методику оценки «Институциональным Членством», или «Реальной Взаимосвязью». Употребление последнего термина подчеркивает тот факт, что членства в этих различных институтах взаимно связаны и образуют часть классовой структуры.

Из описания шести методик оценки явствует, что аналитик не навязывает свое ранжирование жителям города, а, наоборот, должен разрабатывать методы оценки, переводящие критерии и суждения информаторов (горожан) в ясные, проверяемые результаты, соответствующие классовым реалиям сообщества. Мы должны попытаться увидеть проблему с точки зрения информаторов, ибо они являются высшими авторитетами в реалиях американского социального класса. Рискуя показаться назойливыми, мы все же коротко повторим вопросы, которые принимаются во внимание жителями города (и фигурируют в интервью), когда они друг друга оценивают (по методике Оценки Участия).

Включен ли человек в состав конкретной семьи, клики, ассоциации или церкви или исключен из него?

Является ли статус индивида высшим, низшим или равным по сравнению со статусом некоторого другого индивида или семьи, чей статус был прежде установлен?

Отождествляется ли данное лицо (или семья) с хорошо известными (и непринужденно используемыми) символами высшего или низшего положения (так что присоединение того или иного символа к индивиду поместило бы его в конкретный социальный класс)?

Занят ли человек (или семья) такими видами деятельности и имеет ли он такие черты, которые являются высшими или низшими и наделяют его высшей или низшей репутацией?

Те информаторы, которые ясно сознают каждый из социально-классовых уровней и видят все эти уровни как иерархию высших и низших социальных слоев, спрашивают: В каком социальном классе некто находится? Это высший, средний или низший класс? Вот те вопросы, которые американцы задают и на которые они отвечают, когда оценивают друг друга в рамках Оценки Участия.

В главах 3-7 эти понятия будут описаны подробнее, и будут предложены конкретные процедуры для использования их с целью получения социально-классовых размещений в сообществе по методу ОУ[173].

 

Индекс Статусных Характеристик

Индекс Статусных Характеристик как метод измерения социального класса базируется на двух положениях: что экономические и иные факторы престижа очень важны и тесно соотносятся с социальным классом; и что эти социальные и экономические факторы, такие, как талант, доход и деньги, должны для реализации заключенного в них потенциала ранжирования быть переведены в социально-классовое поведение, приемлемое для членов того или иного социального слоя сообщества. Этот метод разработан для того, чтобы дать объективный способ установления социального уровня любого человека в сообществе, основанный на простых и недорогих средствах. Больших умений он не требует; информации для него нужно немного; затраты времени невелики. Данные для каждой характеристики, включенной в этот показатель статуса, получить нетрудно; проводить интервью для этого не требуется.

Индекс Статусных Характеристик является прежде всего показателем социоэкономических факторов; однако ниже будет показано, что его с немалой степенью уверенности можно использовать также и как показатель социально-классовой позиции. В последующих главах этой книги будут даны более четкие инструкции относительно того, как пользоваться этим показателем в любом сообществе; кроме того, мы опишем процедуры, посредством которых был разработан ИСХ в исследовании Джоунсвилла, и покажем, как была проверена его точность для предсказания социально-классовой позиции. Здесь мы дадим очень краткое описание общего характера ИСХ для тех, кому, возможно, не нужно более подробное его описание, представленное дальше.

Четыре статусные характеристики, используемые в Индексе, были взяты из предшествующего исследования Янки-Сити[174] и были выбраны в силу того, что они хорошо коррелировали с классом, а также в силу того, что они легко выявляются и допускают точные сравнения между всеми американскими сообществами. Это: род занятий, источник дохода, тип жилища и район проживания. Главным критерием в их выборе служило то, что они выражают в конкретной форме два базовых положения, лежащие в основе метода ИСХ.

Самое важное, что необходимо помнить, используя ИСХ как измерение социального класса, состоит в том, что, дабы он стал надежным инструментом и точным показателем социального класса, каждая из четырех характеристик и каждый пункт на соответствующих шкалах должны отражать чувства и мысли американцев по поводу относительной ценности родов занятий и источников дохода, которые их поддерживают, а также оценивание ими домов и соседств, в которых они проживают. Ибо измеряются не столько дом, работа, доход или соседство, сколько оценки, стоящие за всем этим в наших головах, — оценки, определяемые нашей культурной традицией и нашим обществом. С некоторой точки зрения, эти четыре характеристики — дом, занятие, доход и соседство — не более чем ценимые символы, служащие признаками статуса, говорящими нам о классовых уровнях тех, кто этими символами обладает. Измеряя символы, мы измеряем относительную стоимость каждого; а складывая несколько таких «стоимостей», отражающих разные и сложные социальные и экономические ценности, мы получаем итоговую оценку, которая говорит нам о том, что мы думаем и чувствуем по поводу ценности социального участия некоего человека, а это в сущности то же самое, что мы получаем, замеряя Оценку Участия, или его социальный класс.

Первый шаг в определении ИСХ для любого данного индивида в сообществе состоит в том, чтобы получить для него рейтинги по каждой из четырех статусных характеристик, составляющих Индекс, т. е. по роду занятий, источнику дохода, типу жилища и району проживания. Эти рейтинги даются по 7-позиционным шкалам, подробнее описанным в главе 9. Затем, после того, как каждому рейтингу будет присвоен удельный вес, выражающий значимость этой конкретной статусной характеристики для предсказания социального класса, на основе четырех полученных рейтингов выводится итоговая оценка. Итоговые индексы будут меняться в диапазоне от 12 (очень высокий социоэкономический статус) до 84 (очень низкий статус). Вот пример расчета для одного индивида:

 

Статусная характеристика Рейтинг   Удельный вес   Взвешенный рейтинг
Род занятий   Х   =  
Источник дохода   Х   =  
Тип жилища   Х   =  
Район проживания   Х   =  
        Итоговая взвешенная оценка  
                 

 

Если исследователю нужен только индекс социоэкономического статуса, он может использовать Индекс в такой количественной форме. Но если он хочет использовать Индекс для оценки социально-классовой позиции, необходимо перевести эти данные в социально-классовые термины. С этой целью можно воспользоваться любым из нескольких способов, описанных подробнее в главе 8. В качестве иллюстрации приведем преобразованные данные, полученные для Джоунсвилла (см. таблицу 1).

 

Табл. 1. Социально-классовые эквиваленты рейтингов исх, Джоунсвилл

Итоговые взвешенные оценки Социально-классовые эквиваленты
12-17 Высший класс
18-22 Вероятно, высший класс; отчасти возможен высший средний класс
23-24 Промежуточный уровень: либо высший, либо высший средний класс
25-33 Высший средний класс
34-37 Зона неясности: либо высший средний, либо низший средний класс
38-50 Низший средний класс
51-53 Зона неясности: либо низший средний, либо высший низший класс
54-62 Высший низший класс
63-66 Зона неясности: либо высший низший, либо низший низший класс
67-69 Вероятно, низший низший класс; отчасти возможен высший низший
70-84 Низший низший класс

 

Мы видим, что в Джоунсвилле индивид, чей ИСХ равнялся 29 баллам, скорее всего должен был принадлежать к высшему среднему классу. Данные, показывающие, с какой степенью уверенности можно полагаться на эту оценку, будут приведены в главах 11, 12 и 13.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.